Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады





Скачать 293.16 Kb.
НазваниеРазвитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады
страница1/2
Дата публикации14.07.2014
Размер293.16 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > География > Автореферат
  1   2




На правах рукописи

Семенова Елена Александровна


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСКУССТВОМ КЛОУНАДЫ

Специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(художественное воспитание в дошкольных учреждениях,

общеобразовательной и высшей школе)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Москва 2007
Работа выполнена в Государственном учреждении

«Институт художественного образования»

Российской академии образования

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

Некрасова Людмила Михайловна
Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор

Торшилова Елена Михайловна

кандидат педагогических наук

Пеня Татьяна Григорьевна

Ведущая организация: Московский институт открытого образования
Защита состоится 20 марта 2007 г. в 14.00 часов на заседании

диссертационного совета Д 008.015 01 в ГУ «Институт художественного образования» РАО по адресу: 119121, Москва, Погодинская д.8, корпус 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ Института

художественного образования» РАО.
Автореферат разослан « » февраля 2007 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук И.Э. Кашекова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему.

Развитие творческих сил детей, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволяет личности реализоваться в школьный период. Однако в традиционной системе школьного обучения существуют условия, приводящие к угасанию некоторых существенно-важных для творчества художественных задатков детей на протяжении младшего и среднего школьного возраста. В то же время использование экспериментальных программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

В трудах отечественных авторов была доказана особая роль искусства в развитии творческой индивидуальности человека (Ю.Г. Аксенов, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, С.Т. Газарян и др.). Как отмечал Л.С. Выготский, природа творчества едина, а потому творческие способности, будучи сформированы с помощью художественной деятельности, универсальны, так как относительно легко трансформируются в другие виды и сферы деятельности.

Возможности искусства клоунады в открытии и развитии творческой индивидуальности отмечают различные деятели науки и искусства. Парадоксальную, диалектическую природу клоунады как пример высшей ступени креативности отмечали Ю.М. Лотман, С.Ю. Макаров, В.И. Полунин, Д. Родари. С.Ю. Макаров писал, что эстетической сердцевиной клоунады является алогичное мышление, способное представить вещи с неожиданной точки зрения. На иррациональную природу клоунады, на познание ею действительности путем художественного парадокса обращал внимание французский искусствовед Жак Фабри, заостряя внимание на «культуре парадокса», называя ее «врожденным рефлексом Клоуна». В преодолении «парадоксов жизни» «парадоксом искусства клоунады» ученый видел основу природы искусства, творческих открытий, процесса познания.

Природа клоунады связана с таким видом смеха, который «возник в ситуации необходимости реагирования на парадоксальные «двусмысленные послания» (социума) «и оказался единственным на тот момент действенным средством их решения в силу своей изначальной когнитивно-аффективной двойственности» (С.З. Агранович, С.В. Березин).

Искусство клоунады как диалектический «тип восприятия и переживания мира, как способ его осмысления и как реакция на него» рассматривается в современной философии, искусствоведении, эстетике. Философ Леонид Песок рассуждает в своей книге «Бумажный клоун» о том, что «настоящая клоунада – это метод познания мира, такой же правомочный, как физика. Только эксперименты поставлены публично, а не лабораторно. В головах зрителей рождается новое знание, которого другим способом не получить».

В работах отечественных культурологов и искусствоведов М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.М. Панченко, Н.В. Понырко народный карнавальный смех понимается как мировоззрение, как творческий процесс. «Смеховой мир», по мнению этих ученых, через комическую образность и смеховую, карнавальную игру с действительностью создает благоприятные условия для нелинейного, творческого отношения человека к миру, расширяя и обогащая творческое пространство через образование и поиск новых личностно важных смыслов, а также снимает стресс перед нормами социума и культуры.

В 90-х годах XX века в трудах психологов Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко была подробно рассмотрена роль карнавала как формы культуры в творческом развитии дошкольников и особенности карнавальных элементов, которые полноценно функционируют только в карнавальном пространстве. Ученые анализировали наличие карнавальной структуры сознания у дошкольников как диалектической, творческой.

Актуальными для автора исследования представляются взгляды на искусство клоунады тех ученых, которые считают, что образ Клоуна является носителем индивидуального карнавального сознания, который осуществляет специфический синтез комического, прекрасного, возвышенного, трагического в поиске Образа мечты (Леонид Песок). Автору диссертационного исследования представляется ценным взгляд Федерико Феллини на комическое и смешное, который считал, что «весь мир населён клоунами… клоун воплощает в себе черты некоего фантастического существа, приоткрывающего иррациональную сторону человеческой личности, её инстинктивное начало, импульсы бунтарства и протеста против установленного порядка. Клоун – это воплощённая карикатура, выпячивающая черточки, которые роднят его с ребёнком и животным, с тем, кто смеётся, и с тем, над кем смеются».

В искусстве поэтико-романтического направления клоунады, которое рассматривается в данном исследовании, комическое как синтез эстетических категорий, является сигналом творческого развития человека. В таком качестве клоунады творческая индивидуальность Клоуна диалектически формируется из взаимодействия детской мечты и развития творческого потенциала.

Изучая работы по детскому комическому творчеству, автор исследования пришел к выводу, что искусству клоунады и ее педагогическим возможностям в области развития творческой индивидуальности младших школьников не уделяется достаточного внимания. Это обусловлено, по мнению автора, влиянием на российскую педагогику многочисленных зарубежных и отечественных теорий смеха, комического, карнавала, в которых чувство комического рассматривается как недостаток в явлениях, а также как оценочное чувство юмора (Аристотель, А. Бергсон, Н.Гартман, К. Гроос, А.Шопенгауэр, Н.А. Чернышевский и др.). В отечественной и зарубежной эстетике, философии, психологии и педагогике долгое время существовало мнение о том, что комическое - вторичное чувство, которое формируется после того, как ребенок начинает чувствовать прекрасное. В детской психологии распространено представление о том, что, если эстетическое чувство предполагает понимание совершенства определенного объекта, его соответствие некоему идеальному образцу, то чувство комического требует осмысления известного недостатка в явлениях, осознания несовершенства воспринимаемого предмета.

В то же время в отдельных психологических исследованиях Р.Н. Жуковской, М. Шустерман обращается внимание на связь детского чувства комического с категорией прекрасного. Ученые Д. Родари, Е.Е. Сапогова, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса исследуют карнавальную природу детского чувства комического.

При изучении исследований в области детского комического творчества автором отмечен ряд противоречий:

  • между признанием учеными искусства клоунады важнейшим компонентом формирования и развития творческого потенциала личности и бытующим в педагогике представлением об искусстве клоунады только как о комическом творчестве;

  • между вниманием со стороны исследователей искусства клоунады к взаимосвязи искусства клоунады и формирования индивидуальной мечты у младших школьников, которая зарождается в творческом воображении и развивается по карнавальным законам и недостаточным пониманием этой взаимосвязи в педагогике;

  • между возможностью использования принципов искусства клоунады в становлении творческой индивидуальности младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в области исследований детского комического творчества.

На этом основании в диссертационном исследовании выделены следующие позиции.

Объект исследования: творческое развитие младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия процесса развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.

2. Выявить педагогические возможности искусства клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников.

3. Разработать принципы искусства клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников.

4. Апробировать модель развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Гипотеза исследования: Процесс развития творческой индивидуальности младших школьников искусством поэтико-романтической клоунады будет эффективным, если:

- искусство поэтико-романтической клоунады станет компонентом развития творческой индивидуальности младших школьников;

- принципы искусства клоунады, применяемые в развитии творческой индивидуальности младших школьников, будут способствовать созданию у детей представлений о высшем комическом, в котором синтезированы категории прекрасного, трагического, возвышенного, комического и который направлен на достижение Образа мечты;

- в школьной образовательно-воспитательной практике внедряемые программы по комическому творчеству будут ориентированы на сохранение и развитие творческой индивидуальности ребенка через комическое, специфическое для искусства поэтико-романтической клоунады;

- педагогическая среда, основанная на принципах искусства клоунады и музыкальной эксцентрики, будет способствовать развитию в ребенке компонентов творческой индивидуальности.

Методологической основой исследования являются: эстетические теории Г.В.Ф. Гегеля, Жан-Поля, Ф. Шлегеля; философско-эстетическая концепция личности М.М. Бахтина; культурологическая концепция карнавальной смеховой культуры М.М. Бахтина; исследования по искусствоведению и цирковедению, в которых рассмотрен вопрос особенностей художественного образа в искусстве клоунады Ю.М. Лотмана, С.Ю. Макарова, В.Э. Мейерхольда, В.И. Полунина, Ф. Феллини, Ч. Чаплина, М.А. Чехова; теории развития творческой личности Д.Б. Богоявленской, Д. Гилфорда, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В.Т. Кудрявцева; труды исследователей детского комического творчества Д. Родари, К.И. Чуковского.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагоги­ческой, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детской студии эксцентрики, анализ программ и методик работы детских театров; эмпирическое - педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые искусство клоунады рассматривается как компонент развития творческой индивидуальности младших школьников.

2. Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность и важность развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады как наиболее органичного для ребенка в этот возрастной период вида искусства.

3. Выявлены следующие принципы развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады: создание педагогической среды как аналога среды клоунады; создание карнавальной проблемной деятельности; формирование Образа мечты у младших школьников алогизмами, парадоксами, абсурдом искусства поэтико-романтической клоунады; создание карнавальной среды как условия формирования Образа мечты у младших школьников. Использование данных принципов развивает компонент творческой одаренности - парадоксальное чувство комического, являющееся предпосылкой развития творческой индивидуальности.

4. Разработана модель развития творческой индивидуальности младших школьников, включающая организацию педагогической среды, построенной на принципах искусства клоунады на занятиях музыкальной эксцентрикой.

Теоретическая значимость исследования заключается:

  • в научном обосновании педагогических возможностей развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады;

  • в разработке принципов искусства клоунады, применимых к детям младшего школьного возраста, с учетом возрастных и психологических особенностей;

  • в теоретической разработке модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады, которая состоит из трех компонентов: «Накопления карнавального опыта», «Поиска клоунской маски», «Работы с художественным языком искусства поэтико-романтической клоунады».

Практическая значимость исследования связана с созданием модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады и с разработкой элективного курса «Музыкальная эксцентрика», основанного на принципах искусства поэтико-романтического направления клоунады, впервые введенного автором исследования в программу школьного предмета «Музыка». Представленный материал может быть использован на курсах повышения квалификации учителей в системе общего и дополнительного художественного образования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, положительными резуль­татами экспериментальной работы.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в течение 8 лет.

Содержанием первого этапа (1998-2000) этапа стало изучение литературы и передового педагогического опыта, положений искусствоведения по вопросам теории и практики клоунады и комического; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности. Осуществлен анализ театральных систем, в которых разрабатывались принципы клоунской маски, клоунского существования, отдельные приемы комического.

На втором этапе (2000-2004) осуществлялась практическая деятельность по созданию модели занятий с детьми по курсу «Музыкальная эксцентрика» на базе музыкально-хореографической школы-студии «Антрэ» г. Омск (2000-2002).

В 2004 году автором исследования проводился эксперимент по введению элективного курса «Музыкальная эксцентрика» в программу предмета «Музыка» в школе №159 г. Москвы.

На третьем этапе (2005-2006) проверялись результаты исследования, формулировались его выводы, оформлялся текст кандидатской диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования и апробация. Основная работа по апробации исследовательских результатов и практических принципов проходила на занятиях по музыкальной эксцентрике в условиях дополнительного образования в джазовой студии «Антрэ» г. Омска; на занятиях по музыкальной эксцентрике в школе №159 г. Москвы; в центре «Мир детства»; в спектакле В.И. Полунина «Snow Show»; на проекте В.И. Полунина «Корабль дураков»; в карнавальном пространстве уличных спектаклей «Погорелый театр», «Огонь Откутюр», «Алебастровый балет» Театра - Экс.

Основные положения исследования отражены на 1-ой сибирской региональной научно-практической конференции (3-7 декабря 2001 г.); на 3 Всероссийском научно-практическом семинаре по исследовательской деятельности в области аспектов досуга (2000 г); отражены в различных публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

- понятие «творческая индивидуальность» включает в себя компоненты, присущие детской творческой одаренности - художественный парадокс, амбивалентность, аконстантность художественного восприятия.

- одним из признаков проявления творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте является процесс формирования Образа мечты, который в свою очередь связан с развитием карнавального чувства комического, формирующего индивидуальное отношение к действительности. Индивидуальный поиск и достижение Образа мечты осуществляется в комическом процессе искусства поэтико-романтического направления клоунады.

  • искусство поэтико-романтической клоунады формирует у детей представления о высшем проявлении комического как о синтезе возвышенного, трагического и прекрасного;

  • искусство поэтико-романтической клоунады обладает преимуществом перед другими видами клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников, поскольку комическое в данном виде клоунады содержит качества присущие детской творческой одаренности - художественный парадокс, амбивалентность, аконстантность художественного восприятия.

Основное содержание диссертации

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и трех приложений. Во Введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, гипотеза, методологическая основа, методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе первой «Теоретико-методологические основы развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады» дается анализ современного состояния проблемы развития творческой индивидуальности младших школьников, искусство клоунады рассматривается как способ развития творческой индивидуальности младших школьников, описываются принципы искусства клоунады и теоретическая модель развития индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Анализ компонентов творческой индивидуальности, сделанный на основании трудов А.А. Адаскиной, Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, позволил определить, что процесс развития творческой индивидуальности младших школьников тесно связан со специфической творческой одаренностью. А.М. Матюшкин рассматривает одаренность как развивающееся качество, творческий потенциал, общую предпосылку творческого развития личности. Комические проявления, как отмечает А.М. Матюшкин, естественный компонент творческого развития личности, наблюдаемый со всей яркостью у детей.

Изучение работ А.А. Адаскиной по вопросам детского художественного восприятия позволило выделить важный для автора исследования компонент развития творческой индивидуальности ребенка, который характеризуется неутилитарностью, аконстантностью художественного восприятия. Аконстантность - это качество художественного восприятия, склонность человека отражать мир в метафорическом образе.

На основе исследования Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко сделан вывод о том, что диалектические структуры сознания у ребенка очень рано проявляются по карнавальным законам на трех уровнях репрезентации: слова, действия, образа. Это выражается в проявлении у ребенка чувства комического и в потребности создавать комические ситуации. Исследователи карнавала отмечают, что основной рефлекс карнавальной игры проявляется в смеховом пародировании реальности, в результате которого у человека в воображении возникает «Образ обновленного мира» (М.Я. Куклинская).

Клоун осуществляет творческий процесс через комический парадокс в символическом пространстве карнавала, посредством своеобразного пародирования реальности, комической персонификации знаков и символов, карнавальной маски. В карнавальной маске поведение связано с игровой подменой одного человека другим, с эффектом «Я выдаю себя за другого» и связан с понятием двойничества. В работах О.М. Дьяченко и Н.Е. Веракса просматривается связь детской игры с карнавалом в том, что «в игре ребенок также постоянно удерживает двойственность позиции (он в любой роли и он, и не он)».

Данное исследование позволило автору диссертации предположить, что карнавальность сознания ребенка младшего школьного возраста является существенным компонентом творческой индивидуальности.

В середине 20 века гуманитарная наука для определения понятия «творческая индивидуальность» привлекает термин «парадоксальность» «для описания в сфере творчества того, что составляет его глубинные основы и не поддается описанию на формально-логическом уровне» (В.В. Бычков).

В главе диссертации «парадоксальность» рассматривается автором исследования как качество специфического комического процесса. Автор опирался на работу А. Вулиса «Метаморфозы комического», в которой рассматриваются два вида комического: процесс преодоления инерции в сфере творческого развития и объект, являющийся инерцией в сфере творческого развития. В понимании А. Вулиса, парадокс искусства клоунады в отличие от бытового парадокса, имеет новаторский характер. Парадокс искусства клоунады – парадокс «во плоти», так как связан с диалектической природы мечты, влияние которой сказывается на поведении клоуна (С.Ю. Макаров). Это художественный парадокс, заложенный в самой природе искусства (Ю.М. Лотман).

В главе подробно раскрывается связь развития творческой индивидуальности младших школьников с проявлениями чувства комического и его качественными изменениями в младшем школьном возрасте. Поскольку чувство комического формирует индивидуальное отношение к миру, то согласно Л.С. Выготскому, у ребенка в 7 лет появляется интеллектуальный момент в переживаниях. Это отражается и на развитии чувства комического у ребенка, в котором также проявляется интеллектуальный момент. К «кризису семи лет» впервые возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение. В этом возрасте ребенок уже способен произвольно создавать парадоксальные, карнавальные образы, то есть, способен понимать образы клоунады и создавать их (С.Ю. Макаров). В связи с этим у ребенка младшего школьного возраста свободно проявляются качества комического: амбивалентность, парадоксальность, символичность, активно развивается такая диалектическая структура сознания как творческое воображение, в котором происходит зарождение Образа мечты.

Чувство парадоксального как естественный компонент процесса познания в школьный период постепенно перестает учитываться педагогикой как важнейшая составляющая развития творческой индивидуальности младших школьников. Это выражается в том, что детское чувство комического понимается взрослыми преимущественно как чувство юмора. Как показали в своих работах М. Вулфенстайн, М.Т. Рюмина по мере взросления и социализации детей детское чувство комического заменяется «взрослым», оценочным юмором. В связи с этим, автор диссертационного исследования останавливает свое внимание на следующей проблеме: педагогика уделяет большое внимание развитию в ребенке младшего школьного возраста качеств оценочного юмора, который не базируется на детской возрастной одаренности, приравнивая «юмор» к детскому чувству комического.

Автор исследования подробно останавливается на рассмотрении взаимосвязи компонентов искусства клоунады и компонентов развития творческой индивидуальности младших школьников.

Недостаточное внимание к осмыслению места искусства клоунады в педагогическом процессе, по мнению автора, обусловлено несколькими причинами. Первая причина - это влияние многочисленных теорий смеха и комического, в которых комическое представлено как чувство, «требующее осмысления известного недостатка в явлениях, осознания несовершенства воспринимаемого предмета» (О. Аристотель, Н.М. Федь). Вторая – наличие исследовательской позиции, согласно которой, клоунаду выносят за рамки комического или причисляют это искусство к самым «примитивным проявлениям комического», так как в фарсе, цирковой клоунаде, по мнению исследователей, а также в комизме, свойственном многим водевилям и опереттам, не происходит идейно-художественной оценки происходящего (А. Бергсон, А. Шопенгауэр).

Одна из причин недооценки клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников связана с малой известностью в России образцов высших проявлений клоунского мирового искусства, в частности поэтико-романтической клоунады (К. Грок, Д. Дешамп, Б. Китон, В.И. Полунин, Ч. Чаплин, Д. Эдвардс).

Классический пример поэтико-романтической клоунады в мировой литературе - это образ Дон-Кихота, который смешон потому, что «верит в метафору, и, следовательно, верит в самого себя» (О.Л. Чернорицкая). Исследователи относят Клоуна к носителю карнавального сознания, так как он является мифологически, метафорически мыслящим персонажем. Комическое в таком направлении искусства клоунады является проявлением творческого поиска клоуном Образа мечты. Образ Дон-Кихота - это сплав комического, трагического, возвышенного, прекрасного, свойственный искусству поэтико-романтической клоунады, в котором комическое не существует вне связи с прекрасным. Взаимосвязь этих категорий, по мнению В.В. Ванслова, выражается уже в том, «что в ряде случаев прекрасное явление может быть комичным или содержать комические черты (вызывать добродушный смех, мягкий юмор, шутливую иронию и т.д. …этот юмор связан с переизбытком бьющей через край радости жизни, то есть с воспеванием прекрасного».

То же самое можно сказать и о персонажах Ч. Чаплина, Б. Китона,
В.И. Полунина, Л. Басси, Д. Эдвардса, Д. Дешампа. Поэтико-романтический тип клоунады, по нашему мнению, наиболее созвучен не только ребенку, но вообще человеческой природе, вследствие ее диалектичности. Согласно теориям романтиков Шиллера, Ф. Зольгера, Ф. Шлегеля, человек обладает «двойственной природой» - он не исключительно материален и не исключительно духовен. Игра раскрывает эту природу, делая человека совершенным. В процессе такой игры человек свободно осуществляет переход из материального плана в идеальный. Когда этот переход требует обретения конкретной формы, тогда и возникает, по мнению эстетиков эпохи романтизма, карнавал, «трансцендентная буффонада» (Ф. Шлегель). А.В. Луначарский писал: «Художественная основа клоунады - личность Клоуна, что подчеркивает «обитаемость карнавала в мышлении человека – в диалектике человеческого мышления, и карнавальное выражение во внешних проявлениях персонажа- клоуна». Именно такой свободный «амбивалентный переход» позволяет реализовывать человеку свою творческую индивидуальность, так как карнавал - это действенное приобретение творческого опыта, поиск Образа мечты. Подобный процесс развития творческой индивидуальности мы наблюдаем у ребенка в младшем школьном возрасте.

Автор исследования подробно останавливается на анализе образов поэтико-романтической клоунады (персонажах Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда, К. Грока, Э. Келли, В.И. Полунина, на образах уличного театра - Экс). В жизни этих образов наиболее ярко просматриваются компоненты развития творческой индивидуальности младших школьников.

Образ Чарли Чаплина воплощает в себе принцип «парадокса во плоти». Парадокс поведения Чарли одновременно представляет «смесь двух противоположных типов поведения и единое, органичное – жизнь и судьбу одного человека» (Ю.М. Лотман). Парадокс костюма Чарли заключается в его двойственности: «верх его составляет элегантный котелок, манишка и бабочка, а низ - спадающие брюки и чудовищные, не по росту ботинки …Смысл такой игры в том, что герой в обоих случаях предстает перед нами как переодетый» (Ю.М. Лотман). Парадокс образа Чарли рождается из противоречия статуса героя и его мечты, из противоречий костюма и поведения, из-за эффекта « и я и не я».

Образы Театра-Экс (балерина на пуантах, танцующая на шаре; пожарный с огненным огнетушителем; вода в чайнике, закипающая на тряпочном огне) – это метафорические образы, близкие детскому карнавальному мировосприятию. Мир персонажа В.И. Полунина - мир детских снов, в которых герой философски постигает мир через карнавальное проживание и присвоение символов смерти и рождения, войны и мира, старости и детства, любви, нежности, одиночества.

Исследователи детской психологии обращают внимание на то, что у младших школьников страсть к перевертышам, комическому творчеству, комичным проявлениям, свидетельствует о процессе накопления разнообразного игрового опыта, в результате которого зарождается Образ мечты (Б.И. Дадонов). У младшего школьника формируется творческое, индивидуальное отношение к жизненным явлениям в процессе их комического осмысления. Этот процесс протекает в карнавальной форме, близкой искусству поэтико-романтической клоунады. В детском творческом воображении зарождается мечта, как один из главных «направляющих механизмов» всего творческого движения личности, которая зависит от характера и богатства опыта человека. Б.И. Дадонов пишет: «Когда первоклассник наслаждается мечтой о том, как он изобретет лекарство, которое избавляет от всех болезней, то это хорошая мечта, несмотря на весь наивно-фантастический характер. Ребенок этого возраста больше созидает мечту/…/ с внутренней динамичностью мечты, очевидно, связана и динамичность ее влияния на поведение человека/…/ функции мечты оказываются диалектически изменчивыми/…/мечтание всегда, так или иначе, сказывается на поведении, на восприятии жизненных явлений». Высшие достижения поэтико-романтической клоунаде в том, что она познает жизнь через слияние комического и трагического, как бы предвосхищая будущее, стараясь через это слияние-синтез комического, трагического, возвышенного, прекрасного прогнозировать индивидуальный образ будущего. По мнению Д. Эдвардса клоун «изображает то, что нормально, выявляя тем самым различные отклонения от норм, находящиеся по разные стороны явления (то есть «под» и «над»). Он обращает эти ненормальности в комическое и надеется, что маскировка поможет на пути к разуму и станет возможным шагом на пути к гармонии /.../ шут должен показывать то, что в данный момент, возможно, имеет социальное табу, а завтра уже может стать всеобщим». Д. Эдвардс выделяет призвание клоуна - установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности с помощью комического и смешного.

Аналогия между клоунской деятельностью и детским проявлением комического заключается в том, что они являются сходными по своей сути проявлениями развивающегося творчества и ведут к одной и той же цели – развитию творческой индивидуальности только на разных возрастных этапах.

В исследовании выделены следующие закономерности:

- искусство клоунады и детская творческая индивидуальность базируется на природной человеческой одаренности (парадоксе, комической, карнавальной природе);

- у ребенка младшего школьного возраста и у Клоуна высокая сензитивность к комическому художественному парадоксу;

  • Клоуну и ребенку младшего школьного возраста необходимо создание карнавальной среды, которая активизирует творческую интуицию;

  • формированию Образа мечты у младших школьников и у Клоуна способствуют алогизмы, парадоксы, абсурд искусства поэтико-романтической клоунады.

В главе сформулированы принципы развития творческой индивидуальности младшего школьника искусством клоунады:

  1. Создание педагогической среды как аналога среды клоунады, которая строится с учетом развития трех элементов одаренности: парадоксальный рефлекс, чувство комического, смеховая природа, существующих в триединстве.

  2. Создание карнавальной проблемной деятельности, которая активизирует интуицию ребенка, нарушая «готовые логические схемы».

  3. Формирование Образа мечты у младших школьников и у Клоуна через алогизмы, парадоксы, абсурд искусства поэтико-романтической клоунады.

  4. Создание карнавальной среды как условие формирования Образа мечты у младших школьников.

В главе описана теоретическая модель развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады, состоящая из трех компонентов: «Накопление карнавального опыта», «Поиск клоунской маски», «Работа с художественным языком искусства поэтико-романтической клоунады».

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconПояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой...
Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconЛичностно ориентированное обучение младших школьников как условие сохранения индивидуальности

Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconКабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к условиям...
Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconУрока Тема урока
...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconТема урока Вид урока
...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconДополнительная общеразвивающая программа «Изонить» для 7-11-летнего...
Изонить это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию композиций из картона и ниток; это...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconВариант 4 1 Чему равен 1 Мбайт?
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы является формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconПояснительная записка
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconИнформатика и икт,10 класс Февраль 2013
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады iconПрограмма б алгоритм в команда
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск