Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида





Скачать 44.87 Kb.
НазваниеТема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида
Дата публикации18.07.2014
Размер44.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Раздел I «Эволюция живого мира на Земле» Урок изучения и первичного закрепления знаний

Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида.

Цель: сформировать понятие о виде, структуре и критериях вида.

Задачи:

  • раскрыть понятия «вид», «структура вида», «критерии вида»; «микроэволюция»;

  • научить учащихся по примерам определять критерии вида; давать характеристику морфологическому критерию; формировать умение работать с текстом учебника, находя определения и ответы на поставленные вопросы



Средства обучения:

  • учебник;

  • таблица «Критерии вида»;

  • электронное учебное издание Биология – 9 (Изд. ДРОФА);

  • презентация «Критерии вида»


Ход урока

I Оргмомент

II Изучение нового материала

Ответьте на вопросы:

  • Что вам известно о понятии «вид»?

  • Кто из учёных-эволюционистов считал, что виды реально существуют в природе, но развития нет? (К.Линней)

  • А этот учёный считал, что виды – плод воображения, но историческое развитие в природе есть. (Ж-Б Ламарк)

  • Эта точка зрения: «Виды реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития» - принадлежит ….. (Ч.Дарвин)




  • Процесс видообразования учёные-биологи называют микроэволюцией.

  • Что представляет собой вид?


Объяснение (с использованием презентации)
1-ый слайд: определение вида. Вид – совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических, генетических признаков; свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство; занимающих определённый ареал обитания и приспособленных к конкретным условиям.

Задание: в определении есть признаки, по которым можно отличить один вид от другого. Найдите их (морфологические, физиологические, генетические, область распространения - географические, конкретное место обитания – экологические). Это и есть критерии вида

2-ой слайд: Критерии вида – это характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

  • морфологический

  • генетический

  • физиологический

  • географический

  • экологический

3-ий слайд: Морфологический критерий. В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения.

Морфология – это наука о …

Но: существуют сходные по внешнему строению виды, это виды-двойники.

4-ый слайд: Генетический критерий (кариотипический). Имеется в виду набор хромосом, свойственный конкретному виду. Виды отличаются по числу хромосом или по особенностям их строения. Этот критерий достаточно надёжен. (О расах и хромосомном наборе человека).

Но:

  • в пределах вида могут быть хромосомные мутации;

  • встречаются случаи, когда особи разных видов имеют сходные хромосомы по строению (многие представители семейства кошачьих имеют 2n набор хромосом равный 28)

5-ый слайд: Физиологический критерий. В основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, прежде всего сходство размножения.

Представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или их потомство бесплодно (например, мул – гибрид лошади и осла, межняк – гибрид глухаря и тетерева и др.)

Репродуктивная изоляция – это…

Задание: найти в тексте учебника (с.53) определение репродуктивной изоляции и механизмы, препятствывающие скрещиванию разных видов.

Вид – реально существующая, генетически неделимая единица органического мира

Но:

  • в природе есть виды, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство: некоторые виды зябликов, канареек, тополей.

5-ой слайд: Географический критерий. Это определённый ареал, занимаемый видом в природе.

Ареал это…

Но: в природе очень часто ареалы могут перекрываться, и один вид плавно переходит в другой.

6 слайд: Экологический критерий. Основа экологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. Например, лютик едкий распространён на лугах и полях; лютик ползучий растёт в более сырых местах: по берегам рек и озёр; лютик жгучий встречается в болотистых местах.

6-ой слайд: Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

Почему?

(При работе со слайдами учащиеся делают записи в тетрадь)
III Закрепление

Определить критерии вида

  • Многие виды легко отличаются по окраске (белый медведь, бурый медведь), по размерам (ласка и горностай) и другим признакам. Как называется такой критерий для определения вида? Морфологический

  • Некогда считалось, что в Европе разносит малярию один вид комаров – малярийный комар Anopheles malulipennis. В действительности этот вид оказался состоящим из нескольких самостоятельных видов, отличающихся по биологическим признакам яиц. Какой критерий имеет место в данном случае?

  • Установлено, что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

  • Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – эубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

  • Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах на первый взгляд занимают одну нишу, но один из них кормится на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?


Лабораторная работа

Цели:

  • обеспечит усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида;

  • закрепить умение составлять описательную характеристику растений;

  • создавать ситуацию успеха при выполнении самостоятельной работы.

Оборудование: растение традесканция двух видов;

Ход работы

( задание на экране)

  1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида: особенности стебля, листьев, цветков.

Можно ли по жилкованию листа определить тип корневой системы?

  1. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства и различия?

IV Домашнее задание с.53-54 (1-3 абзац)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconУрок: Вид. Критерии вида. Класс: 9 Вид. Критерии вида. Цели: Образовательные:...
Образовательные: сформировать понятия «вид» и «критерии вида»; изучить его структуру
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconУрока
Микроэволюция. Вид. Структура вида и его критерии. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского...
Вид доу детский сад компенсирующего вида II категории (IV вида для детей с нарушением зрения)
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconУрока Изучаемая тема Вид работ № задания для
Преобразовать выражение в многочлен стандартного вида с помощью формул сокращенного умножения
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconМетодические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез»
Это необходимое условие выживания вида и преемственности поколений внутри вида. При размножении клеток осуществляются механизмы,...
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: сформировать понятия «вид» и «критерии вида»; показать механизмы репродуктивной изоляции в природе; продолжить формирование...
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconТема: «Письменный приём сложения вида 45+38»
Мы научимся решать примеры вида 45+38. Будем говорить правильно, применяя математические термины
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Вид и его критерии. Современные представления о видообразовании. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Популяция...
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconВид. Одной из ос­новных таксономических категорий является вид (species)....
Основные принципы классификации микроорганизмов. Понятие рода, вида, подвида, штамма
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconУрок математики в 1 классе Тема : «Сложение вида +8, +9 (стр. 65)»
...
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconТема урока: Дом
Учитель: Разделитесь на группы по желанию. Соберите картинку и узнаете тему урока. (картинки в группах разного вида транспорта)
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconТаблица расчета баллов по выполнению практических заданий
Выявить наиболее эффективные критерии начального спортивного отбора (на примере «своего» вида спорта)
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconПриказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
...
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconКонспект урока географии в 8-м классе коррекционной школы VIII вида...
Обучающая: закрепить знания о растительном мире Австралии, дать понятие о своеобразии животного мира Австралии, познакомить с особенностями...
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечить усвоение новых понятий: «критерии вида»; механизмы репродуктивной изоляции видов в природе
Тема урока: Вид. Критерии вида. Структура вида iconКонспект урока чтения и развития речи 3 класс коу VIII вида
Также мы рассчитываем на то, что такой вид взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск