Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр Образования «Школа здоровья» №449
« Утверждаю»
Директор ___________Е.Н.Романенков
от « »___________2011г
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
Составитель: Михайлова Ирина Викторовна.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы учебного курса «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
речевые;
организационные;
коммуникативные.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта особое место в курсе занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 2часа в неделю 66 часов.
Распределение часов в течение учебного года
-
Период обучения
| Количество часов
| Из них:
| Практических работ
| Проверочных
работ
| Экскурсий
| 1 триместр
| 18 часов
| 4
| -
| 3
| 2 триместр
| 14 часов
| 6
| 1
| -
|
| 18 часов
| -
| 1
| -
| 3 триместр
| 16 часов
| 1
| 1
| -
| Итого за год:
| 66 часов
| 10
| 3
| 3
|
При изучении «Окружающего мира» младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Календарно-тематическое планирование
Раздел
учебника
| № урока
| Дата
| ЗРК
| Тема урока
| Деятельность учащихся
| УУД
| Вводное занятие
3 часа Что и кто?
19 часов
| 1
| 02.09.12
| Игра «Правильно-непра-
вильно».
| Задавайте вопросы. Вводный урок
| Познакомиться с одноклассниками и учителем, познакомиться с правилами поведения в школе и обсудить их.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения.
Выбирать оптимальные формы поведения и взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в
ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.
Группировать объекты природы по признакам.
| Познавательные общеучебные действия
Моделирование
Структурирование знаний.
Смысловое чтение
У П логические Д
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
| 2
| 05.09.12
|
| Наша школа. Экскурсия № 1: Знакомство со школой.
| 3
| 09.09.12
|
| Дорога от дома до школы.
Экскурсия № 2: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
| 4
5 6
| 12.09
16.09 19.09
|
| Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина».
| 7
| 23.09.12
| Наблюдение за облаком – лучшее успокоительное средство.
| Что у нас над головой?
| 8
| 26.09.12
|
| Что у нас под ногами?
Практическая работа № 1 Знакомство с разнообразием камней.
| 9 10
| 30.09 03.10
|
Комнатные растения – от-
дых для глаз и нервов.
| Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике?
Практическая работа № 2 Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа – определителя.
| 11
| 07.10.12
|
| Что растёт на клумбе?
| 12
| 17.10.12
|
| Что это за листья? Практическая работа № 3 Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям.
| 13
| 21.10.12
| Бережное отношение к природе.
| Что такое хвоинки? Практическая работа № 4 Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду хвоинкам и шишкам).
|
| 14
| 24.10.12
|
| Кто такие насекомые?
| Определять части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Различать лиственные и хвойные растения.
|
| 15
| 28.10.12
| Содержание фтора и йода в рыбе –польза для организма.
| Кто такие рыбы?
| 16
| 31.10.12
| Игра «Кто так кричит».
| Кто такие птицы?
| 17
| 07.11.12
|
| Кто такие звери?
| 18
| 11.11.12
|
| Что нас окружает дома?
| 19
| 14.11.12
| Компьютер за и против.
| Что умеет компьютер?
Практическая работа № 1 Знакомство с компьютером, простейшие приёмы работы с ним.
| 20
| 18.11.12
| Правила безопасного поведения на улице и дома.
| Что вокруг нас может быть опасным?
| 1
2
| 28.11
02.12
|
| На что похожа наша планета?
Практическая работа № 2 Знакомство с глобусом. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что икто?». Презентация проекта «Моя малая родина».
| Как откуда и куда?
13 часов
| 3
| 05.12.12
|
| Как живёт семья? Проект «Моя семья».
| Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды, движение воды.
Анализировать влияние человека на природу.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Применять простейшие навыки ухода за комнатными
| Познавательные общеучебные действия:
Умение структурировать знания;
Смысловое чтение;
Знаково – символическое моделирование;
У П логические Д
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей;
| 4
| 09.12.12
|
| Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| 5
6 7
| 12.12
16.12 19.12
| Правила обращения с электрическими приборами.
| Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа № 3.Сборка простейшей электрической цепи. Как путешествует письмо? Куда текут реки?
| 8
| 23.12.12
| О пользе воды.
| Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа № 4 Изучение свойств снега и льда.
|
| 9
| 26.12.12
|
| Как живут растения? Практическая работа № 5 Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями.
| растениями.
Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим.
| Классификация объектов;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка);
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
Планирование;
Коррекция;
Оценка;
Волевая саморегуляция.
| 10
| 30.12.12
| Уход за домашними животными.
| Как живут животные?
| 11
| 13.01.12
|
| Как ухаживать за кошкой и собакой?
| 12
| 16.01.12
|
| Как помочь птицам зимой?
Практическая работа № 6 Изготовление простейшей кормушки для птиц.
| 13
| 20.01.12
|
| Откуда берётся и куда девается мусор?
| 14
| 23.01.12
| Беседа о микробах.
| Откуда в снежках грязь?
| 15
| 27.01.12
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
| Когда и где? 9 часов.
| 16
| 30.01.12
|
| Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придёт суббота?
| Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы. Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Одежда людей в прошлом и теперь. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых.
| Познавательные общеучебные действия:
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания;
Моделирование;
Смысловое чтение.
| 17
| 03.02.12
|
| Когда наступит лето?
| 18
| 6702
|
| Где живут белые медведи?
| 19
| 10.02.12
|
| Где живут слоны?
| 20
| 13.02.12
|
| Где зимуют птицы?
| 21
| 17.02.12
| Правила выбора одежды в зависимости от времени года.
| Когда появилась одежда?
| 22
| 20.02.12
| Катание на велосипеде.
| Когда изобрели велосипед?
| 1
2
| 27.02
11.03
|
| Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
| Почему и зачем?
20часов.
| 3
| 12.03.12
|
| Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? Почему луна бывает разной?
|
| У П логические Д
Анализ объектов;
Синтез объектов;
Сравнение объектов;
Классификация объектов.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка);
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
Планирование;
Коррекция;
Оценка;
Волевая саморегуляция.
| 4
| 16.03.12
|
| Почему идёт дождь и дует ветер?
| 5
| 19.03.12
|
| Почему звенит звонок?
| 6
| 23.03.12
|
| Почему радуга разноцветная?
| 7
| 26.03.12
| ЗРК
| Почему мы любим кошек и собак?
| 8
| 30.03.12
|
| Проект «Мои домашние питомцы».
| 9
| 02.04.12
| Правила поведения в лесу.
| Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
| 10
| 06.04.12
|
| Зачем мы спим ночью?
| 11
| 16.04.12
| Польза овощей и фруктов.
| Почему нужно есть много овощей и фруктов?
| 12
| 20.04.12
|
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа № 1 Простейшие правила гигиены.
| Применять правила личной гигиены.
Описывать на основе наблюдений различные явления природы.
Применять правила поведения в транспорте.
Классифицировать транспорт по назначению.
Понимать значение слова «экология».
Анализировать ситуации с точки зрения экологии.
| Познавательные общеучебные действия:
Смысловое чтение;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Моделирование
| 13
| 23.04.12
|
| Зачем нам телефон и телевизор?
| 14
| 27.04.12
| ЗРК
| Зачем нужны автомобили?
| 15
| 28.04.12
|
| Зачем нужны поезда?
| 16
| 04.05.12
|
| Зачем нужны корабли?
| 59
| 07.05.12
|
| Зачем строят самолёты?
| 60
| 11.05.12
|
| Почему в автомобиле, поезде, самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?
|
| 61
| 14.05.12
|
| Зачем люди осваивают космос?
|
| У П логические Д
Анализ объектов;
Сравнение объектов;
Установление причинно-следственных связей;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества;
Постановка вопросов;
Управление поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка);
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Планирование;
Коррекция;
Оценка;
Волевая саморегуляция.
| 62
| 18.05.12
| ЗРК
| Почему мы часто слышим слово экология?
| 63
| 21.05.12
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
| 64
| 25.05.12
|
| Повторение по темам: Как, откуда и куда? Когда и где?
|
|
|
|
|
|
|
|
| |