Скачать 45.61 Kb.
|
Обобщающий урок по теме: «Население России».Цели урока:Образовательные: Повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами. Развивающие: Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах. Воспитательные: Воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся. Оборудование: политическая карта России, карточки-задания, диаграммы, половозрастная пирамида. Тип урока: игровой урок обобщения и закрепления знаний. Форма проведения: урок-игра. До урока дается задание:
Ход урока: 1. Орг. момент. Подготовка к основному этапу работы. Деление класса на 4 группы по 3-4 человека. 2. Постановка целей и задач. 3. Знакомство с планом проведения урока. 4. Основная часть урока. Основные темы, по которым мы будем работать выделены в 3 блока: 1 блок-численность, размещение, воспроизводство и миграции населения. 2 блок- расселение и урбанизация населения. 3 блок- национальный и религиозный состав населения России. Каждый блок разбит на 3 части:
Блок I Численность, размещение населения, воспроизводства, миграции.
На доске под звездочками размещены ключевые понятия 1 блока.
2. Работа с картой, графиками, диаграммами. Каждая группа тянет карточку с заданием. Задание1 По диаграммам определить место России в мире и численность населения крупнейших стран мира. (Россия занимает 7 место в мире с численностью 145 млн. жителей, впереди Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан) Задание 2. Показать по карте размещение населения ( районы наибольшей и наименьшей плотностью) (наибольшая концентрация населения сосредоточена в Центральной и южной частях Русской равнины, юге Сибири и Дальнего востока) Задание 3. По графику проанализировать изменение численности населения России за 20 век. ( за этот период в России наблюдалось 3 демографических кризиса 1917-1920, 1933-34, 1941-45) Задание 4. Дать характеристику половозрастной структуры населения. ( в младших возрастах преобладают мужчины, а после 40 лет большой перевес женщин, основание узкое, что говорит о низкой рождаемости,)
Как решить проблему. В России наблюдается депопуляция населения . Обсуждение причин снижения рождаемости и какую демографическую политику надо проводить, чтобы повысить рождаемость. Причины снижения рождаемости: Эмансипация женщин; Уменьшение детской смертности; Изменение роли детей; Социально-экономические условия Старение населения; Низкая продолжительность жизни. Блок II Расселение и урбанизация. 1.Дать определение понятий:
Задание 1. Показать и назвать города миллионеры. Особенности их размещения. ( 13 городов миллионеров: С- петербург, Москва, н. Н овгород, Самара, Казань , Волгоград, Пермь, Челябинск, Уфа, Екатеренбург, Омск, новосибирск, Ростов-на- Дону) Задание 2. Как будет меняться характер сельских поселений при движении с севера России на юг. ( редкооочаговые по берегам рек, густая сеть сельских поселений с мелкими населенными пунктами, крупноочаговые) Задание 3. Назовите и покажите города, которые меняли свое название. Тверь- Калинин; С- Петербург- Ленинград; Волгоград-Сталиниград; Н- Новгород- Горький; Самара- Куйбышев; Екатеринбург-Свердловск Задание 4. Покажите районы. Где встречаются типы населенных пунктов:
3. Обсуждение темы: Плюсы и минусы городского образа жизни.( обсуждение в группах). Стихи о городе. Я люблю большие дома И узкие улицы города, - В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом. Пространство люблю площадей. Стенами кругом огражденные, - В час, когда еще нет фонарей. А затеплились звезды смущенные. Город и камни люблю, Грохот его и шумы певучие, - В миг, когда песню глубоко таю, Нов восторге слышу созвучия. В.Я. Брюсов. Блок III 1. Дать определение понятий:
Задание 1. Покажите регионы России, где национальный состав наиболее пестрый. ( северный Кавказ, Урало-Повольжье) Задание 2. Покажите регионы, где исповедуют ислам, иудаизм, буддизм. Задание 3. Районы распространения индоевропейской и алтайской семьи. ( индоевропейская – Центральная Россия , Северо- Запад, Урал, Юг Сибири и Д. Востока, алтайская- Урало- повожье, юг Сибири(алтайцы). Якуты) Задание 4. Районы распространения кавказкой и уральской семьи.( кавказкая -Северный Кавказ, уральская -европейский Север, Урало- Поволжье) 3. Творческое задание. Демографическая ситуация, миграционная подвижность, национальный состав Поречского сельского округа. Учащиеся представляют свои работы в виде таблиц, графиков, диаграмм и делают анализ демографической ситуации своего округа. Подведение итогов. Выставление оценок. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: обобщить, закрепить знания и умения учащихся по теме; развивать творческие способности, умение говорить, умение аргументированно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний, сформированность умений по теме | ||
Урок-соревнование. Тип: систематизация и закрепление знаний и умений.... Виды теста”; повторить и закрепить правила и приемы приготовления блюд по данной теме; повторить правила тб | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи урока: отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по изученной теме; повторение основных понятий темы;... | ||
Урока «Обобщённый урок по теме «Дроби» Образовательные: совершенствовать навыки учащихся в работе с обыкновенными дробями, закрепить навыки выделения целой части из неправильной... | Урок контроля знаний по теме: «Россия XIV xvi вв.» Цель урока: провести контроль знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов, исторических дат, имён и событий | ||
Урока: Образовательные Развивающие: развивать умения работать с географической картой, сравнивать, делать вывод; развивать интерес предмету, развивать умения... | Урок систематизации и обобщения знаний Форма Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений | ||
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний... | «Овощи» вводный урок Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала... | ||
Урок по теме «Устное народное творчество» Цели урока: Развивать умение работать в группе Сегодня наш квн посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете работать в команде,... | Памятка, творческие задания, презентация Цели: 1 повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2 проверить готовность к контрольной... | ||
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову | Урок окружающего мира в 4 классе Цель: сформировать представление о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развивать умение работать с картой,... | ||
Урок по теме «Часовые пояса на карте России» Сформировать понимание уникальности географического положения России через знакомство с современной схемой исчисления времени в России... | Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели... Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" |