Скачать 123.45 Kb.
|
Изготовление и отделка предметов деревянной утвари Мастер-класс Учитель трудового обучения; Земсков Ф.В. Цели: 1. Познакомить с новым словом “утварь”, объяснить значение. 2. Обучить приёмам и последовательности обработки наружного криволинейного контура детали. 3. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении отделки изделий (роспись, пирография). 4. Отработать навыки ручной обработки древесины, росписи, выжигания. 5. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания. 6. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту. 7. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле. Тип урока: комбинированный. Оборудование, оснащение занятия: - столики для пиления; - лобзики; - напильники, надфили; - шлифовальная шкурка; - шаблоны, карандаши. -выжигатели ; -гуашь, кисточки для росписи. Наглядные пособия: - образцы готовых изделий; - показ слайдов План занятия:
Литература, использованная при подготовке к уроку:
Ход занятия 1. Организационная часть. Отметить отсутствующих, назначить дежурных, проверить готовность к занятию, сообщить тему урока. 2. Повторение пройденного материала. Задание для всех: -исходя из стихотворения С.Я. Маршака определить название инструмента. Я учиться не хочу. Сам любого научу. Я - известный мастер По столярной части! У меня охоты нет До поделки Мелкой. Вот я сделаю буфет, Это не безделка. Смастерю я вам буфет Простоит он сотню лет. Вытешу из елки Новенькие полки. Наверху у вас - сервиз, Чайная посуда. А под ней - просторный низ Для большого блюда. Полки средних этажей Будут для бутылок. Будет ящик для ножей, Пилок, ложек, вилок. У меня, как в мастерской, Все, что нужно, под рукой: Плоскогубцы и пила, Вопрос. И топор, и два сверла, Вопрос. Молоток, Вопрос. Рубанок, , Вопрос. Долото, Вопрос. Фуганок. Вопрос. Есть и доски у меня. И даю вам слово, Что до завтрашнего дня Будет все готово! Завизжала Пила, , Вопрос. Зажужжала, Как пчела. Пропилила полдоски, Вздрогнула и стала, Будто в крепкие тиски На ходу попала. Я гоню ее вперед, А злодейка не идет. Я тяну ее назад Зубья в дереве трещат. , Вопрос. Не дается мне буфет. Сколочу я табурет, , Вопрос. Не хромой, не шаткий, Чистенький и гладкий. Вот и стал я столяром, Заработал топором. , Вопрос. Я по этой части Знаменитый мастер! Раз, два По полену. Три, четыре По колену. По полену, По колену, А потом Врубился в стену. Топорище - пополам, А на лбу остался шрам. , Вопрос. Обойдись без табурета. Лучше - рама для портрета. Есть у дедушки портрет Бабушкиной мамы. Только в доме нашем нет Подходящей рамы. Взял я несколько гвоздей И четыре планки. Да на кухне старый клей Оказался в банке. Будет рама у меня С яркой позолотой. Заглядится вся родня На мою работу. Только клей столярный плох: От жары он пересох. , Вопрос. Обойдусь без клея. Планку к планке я прибью, Чтобы рамочку мою Сделать попрочнее. Как ударил молотком, , Вопрос. Гвоздь свернулся червяком. Вопрос. Забивать я стал другой, Да согнулся он дугой. Третий гвоздь заколотил Шляпку набок своротил. Плохи гвозди у меня Не вобьешь их прямо. Так до нынешнего дня Не готова рама... , Вопрос --Унывать я не люблю! Из своих дощечек Я лучинок наколю На зиму для печек. Щепочки колючие, Тонкие, горючие Затрещат, как на пожаре, В нашем старом самоваре. То-то весело горят! А ребята говорят: Немцев С. - Иди, Столяр, Разводи Самовар. Ты у нас не мастер, Ты у нас ломастер! 3. Объяснение нового материала (сопровождается показом презентации). Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. На Руси дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом. Среди всех деревянных изделий широкое распространение на Руси имела деревянная посуда. При проведении раскопок археологи находили предметы кухонной утвари из дерева, относящиеся еще к VII веку. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду. В процессе различных археологических раскопок были найдены образцы деревянной утвари, относящиеся примерно к VIII веку. На ней сохранилась декоративная резьба и некоторые другие «украшательства». К сегодняшнему времени практически в каждом доме есть посуда из дерева, в основном это доски для резки, лопатки и ложки для сковородок, ведь многие современные сковороды имеют тефлоновое покрытие, которое особо чувствительно к царапинам от соприкосновения с металлом. Деревянная посуда имеет огромные преимущества перед пластиковой, металлической или посудой из стекла. Во-первых, посуда из дерева отличается высокой экологичностью. Она великолепно подходит для хранения еды. Это поняли еще в далекие времена древней Руси и стали хранить всяческие соленья в деревянных бочках. Еда, которая хранится в деревянной посуде, вбирает в себя древесный аромат, что делает пищу более вкусной. Грибы, мясо и рыбу рекомендуют класть в посуду из хвойных пород дерева, а для картофеля и блюд из него отлично подойдет посуда из лиственницы. Во-вторых, деревянную посуду отличает такая черта как долговечность. Посуда из дерева прочная, в отличие от легко бьющейся стеклянной посуды. Со временем дерево, из которого сделана кухонная утварь, хоть и может потемнеть, сохранит свои качества. Кроме того, деревянная посуда потрясающе смотрится при сервировке стола, создавая неповторимый стиль, что способствует повышению аппетита. Так же, Вы можете изготовить деревянные заготовки и самостоятельно разукрасить их по своему желанию. Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари. Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы. Снова обратиться к образцам будущих изделий. Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком, работай с выжигателем, приёмами росписи по дереву и способами нанесения морилки Выпиливание острого угла: I – й способ – если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать также, как и тупой, т.е. поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины (см. рис.1, а), за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол (см. рис.1, б). Затем выравнивают смежную сторону угла. II – й способ – плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла (см. рис. 1 в-г; 1-6-очередность нахождения лобзика на разных участках). Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия. В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь - наружный контур. Это связано с безопасностью при работе. После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать. 4. Практическая работа. Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске: Работа лобзиком;
Работа выжигателем;
Роспись по дереву;
Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:
Поставить задачу на урок. Предложить каждому ученику индивидуальное задание. Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения. 5. Заключительная часть.
Если не иметь посуды, Жить придется очень худо! Мы покажем мастер класс И порадуем здесь вас Утварь будем мастерить Без неё нам не прожить Придадим ей внешний вид Здесь и краски и обжиг. -------------------------------------------------------------------------- Угадать изделия нетрудно — Это деревянная посуда, Которая в доме важна, Которая всем нам нужна! Будет отличным решением 8 марта иль в день рождения, Когда гостей прибудет тьма, Посуда выручит всегда! ЛОПАТКА. У Артура столяра Дело спорилось с утра: Он строгал, пилил, сверлил, и дощечку для разделки смастерил А потом их шлифовал Ярким лаком покрывал От меня ее примите И копейку заплатите. Толкушка Была простая палка Вставили её в станок Закрутилась как волчек Резаком по ней водили Вот! Толкушку получили Что-то вней здесь не хватает Думаю морилку к ней добавить Ну, толкушку оцените И меня благодарите. ВИЛКА И ЛОЖКА ... Когда-то без вилок еду подавали. Куски пожирнее руками хватали. Не очень-то это бывало удобно: Руками еду доставать принародно. Мы вилку вам смастерили Красивый узор на неё поместили Есть на ней и паучок С вас мадама пятачок Разделочная доска. Чтоб не портить стол буфет Дам вам маленький совет Доску для разделки смастерю К ней рисунок подберу Нарисую, разукрашу Нет моей дощечке краше Полезно и практично Заметьте эстетично ...а к месту он всегда Рад подарку. Честно! Улыбка — значит ДА! ЛОПАТКА Лобзик в работе нужен И со шкуркой столяр дружен Он дощечку распилил И лопатку смастерил. Технологическая карта для изделия «Лопатка»
Технологическая карта изделия – «разделочная доска»
Технологическая карта - роспись по дереву. Изделие - разделочная доска. 1. Шлифовка готового изделия мелкой наждачной шкуркой. 2. Нанесение на разделочную доску жидко-разведённого клея ПВА. 3. Сушка разделочной доски . 4. Нанесение на изделие рисунка простым карандашом. 5.С помощью гуаши и кисточек №1.2.3. разукрашиваем солнце. 6. Раскраска кирпичной стены. 7. сушка изделия 15-20 минут. 8. Раскраска черного кота (сушка 10 минут.) 9. Раскраска белой кошки. 10.Сушка изделия. 11.Исправление брака при росписи. 12. Сушка изделия 2- 3 часа. 13.Нанесения на расписанную доску лака. 14. Окончательная сушка изделия. Технологическая карта –выжигание по дереву. Изделие- лопатка.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | Тема урока: Посадка. Положение правой руки. Звукоизвлечение Заключительная часть: подведение итогов, фронтальный опрос по теме, задание на дом | ||
Требования к дипломной работе учащихся 10 11-х классов Дипломная работа заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая оканчивающими университеты, экономические,... | Урока: практическая работа Практическая работа №6 – обучение построению табличных информационных моделей и графов систем в среде ms word 2007 | ||
Научно-исследовательская работа Автор: ученица 9класса Старцева Александра Ii. Практическая часть. 14 Влияние мультфильмов на психику младших школьников | Практическая работа № Особенности питания и обслуживания иностранных... Практическая работа № Встреча гостей, прием и выполнение заказов. Предварительная сервировка стола | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слово учителя, работа с карточками, работа в группах, практическая работа, работа с тестами | Практическая работа: сравнительная характеристика эгп стран. 5 22-27.... Практическая работа: характеристика эгп одной из азиатских стран (по выбору учителя) по картам атласа | ||
Урок Тема урока Основные понятия Работа с понятиями, работа с источни-ками, заполнение схемы, практическая работа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа в группе поможет включить всех детей в работу класса. На уроке используется беседа, работа с учебником, работа с притчей,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В методической разработке представлены все её структурные элементы: аннотация, введение, теоретическая часть, практическая часть,... | Практическая работа №3 Ведение документации по охране труда 77 Практическая... Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции | ||
Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем... Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2) | Контрольная работа по фонетике 5 класс Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | ||
Практическая работа Работа с контурной картой Основные этапы накопления знаний о Земле. Современные географические исследования | Практическая работа №9 Закладка Звуки Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа |