Урок окружающего мира по теме Болото





Скачать 79.04 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира по теме Болото
Дата публикации01.08.2014
Размер79.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок окружающего мира по теме "Болото».

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностью болот, с растениями и животными болот, а также  значением болот в жизни человека.

  • Развивать  у учащихся наблюдательность, память, мышление, речь.

  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: учебник, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный  момент.

Прочитайте высказывание.

«С маленькой удачи начинаются большие успехи»

Как вы понимаете эти слова?

Учитель: когда поначалу дело кажется неинтересным, но если начинаешь в него вникать, то со временем как будто расправляются крылья и вот, ты уже готов лететь, парить и сделать все, чтобы достичь своей цели. Появляется все больший и больший интерес и желание еще и еще узнать, научиться, применить знания и получить результат. И так достигаются большие успехи.

Надеюсь, что и наши сегодняшние маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.

  1. Актуализация знаний, постановка цели.

- Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? ( «Путешествие по природным сообществам»)

- Какие природные сообщества мы уже знаем? (моря, океаны, озера)

- Как вы думаете, существуют ли еще природное сообщество?

- А как оно называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.

  1. Назовите самое крупное озеро России (Байкал)

  2. Какое растение озер человек использует, как строительный материал? (тростник)

  3. Назовите редкую красивую озерную птицу (фламинго)

  4. Насекомое-клоп, которое бегает по поверхности воды и охотится за мошками и комарами. (водомерка)

  5. Водоплавающая птица (утка)

  6. Небольшая всеядная озерная рыбка (плотва)

- Итак, какое слово получилось? О каком природном сообществе мы сегодня будем узнавать?

-Прочитайте тему урока

-Исходя из темы, поставьте учебные задачи. О чем вы должны сегодня узнать на уроке?

- Итак, сегодня на уроке мы выясним:

1. Что такое болото?

2. Какие растения и животные обитают на болоте?

3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

III.Новая тема

Для того, чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

У нас будут три группы исследователей.

- Как называется наука, которая изучает растения? 1 группа – ботаники.

- Как называется наука, которая изучает животных? 2 группа – зоологи.

- Как называется наука, которая изучает влияние среды обитания на жизнь живых организмов, их взаимосвязи? 3 группа – экологи.

Каждая группа будет работать по плану, который записан в технологической карте.

Но прежде, чем вы приступите к работе, ответьте на вопрос:

- Что представляет человек при слове «болото»?

-Это в прямом смысле, а в переносном значении, какой смысл люди вкладывают в это слово?

- Где мы можем прочитать более точные сведения?

Открыли учебник стр. 26, прочитайте 1 абзац

- Так что же такое болото?

- Как вы думаете, в какой природной зоне чаще всего встречаются болота? Почему?

- Как вы считаете, а на территории нашей области есть болота? (карта области)

- Посмотрите на карту нашей области и скажите, где больше всего распространено болот?

(Болота занимают 28% территории области. Широко распространены на юго-востоке в пределах средне-амурской низменности, а также вдоль русел рек, проникая в горные районы.)

Часть этой территории занимает «Бастак»

Приступайте к работе, помните о правилах работы в группах.

IV.Самостоятельная работа детей.

V.Физминутка.

На болоте 2 подружки,

2 зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям – физкульт. привет!

VI О своём исследовании рассказывает группа ботаников.

- Об одном растении нам подготовил сообщение…

(Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Мох – сфагнум - одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами, Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Можно использовать это растение в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища.

Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие солдаты.)

Об остальных растениях ботаники расскажут на следующем уроке.

- Какое общее свойство у всех растений болот? Почему?

VII - Вернемся к нашему плану, какой следующий вопрос на который мы должны ответить? (животные, обитающие на болотах)

-О своей работе рассказывают зоологи.

- Какие виды животных обитают на болоте?

- Сообщение о лосе.

Лось — лесной исполин из семьи оленей. Хотя лоси и предпочитают болотистую тайгу с обильной порослью лиственных пород, они также охотно держатся по поймам рек и берегам лесных озер, посещают гари и лесосеки с богатым разнотравьем, не избегают лесных топей с болотной и водяной растительностью. Весной они выходят на окраины болот, в молодняки, состоящие из лиственных пород, а также в сосняки на ягодники. Здесь по мере оседания и таяния снега лоси получают возможность кормиться низкорослыми вечнозелеными кустарничками черники и брусники. Острые копыта лося глубоко рассечены и могут расходиться в стороны. Кожистая перепонка между пальцами не дает ногам проваливаться в топях. Этому же способствуют и боковые копытца. Лоси могут пробираться даже через зыбкую поверхность лесных болот: они вытягивают передние ноги горизонтально вперед, а брюхом прикасаются к земле. Отталкиваясь задними ногами, лось скользит в таком положении по болоту, пока не выберется на более устойчивый грунт. Летом они питаются сочными болотными растениями и их корневищами, а также листвой, побегами и молодыми ветвями деревьев. Зимой же, когда эта пища покрывается снегом, переходят па грубые корма — ветки древесных пород (особенно осины или ивы), кору, древесные лишайники и частично хвою.

- Что общего во внешнем виде птиц?


- Мы пришли к выводу, что на болотах обитают разнообразные живые организмы, но нам надо выяснить, как связаны эти  организмы между собой. Составьте цепь питания.

- Подумайте и скажите, можем ли мы нарушить эту взаимосвязь? Что произойдет, если из цепи питания убрать одно звено?

- Вернемся к нашему плану, какой третий вопрос, на который мы должны ответить? (слайд с планом)

VIII. А зачем вообще нужны болота? Если не станет болот, ничего глобального не произойдёт, и не изменится в природе?

Работа экологов.

– Надо ли охранять болота? Почему?

Учитель: 2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий. В 1975 году вступила в силу принятая 2 февраля 1972 г. Конвенция о водно – болотных угодьях. Её основная задача - охрана морских заливов, озёр и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами. В России взяты под охрану 35 территорий и акваторий водно-болотных угодий международного значения и 166 участков рекомендуют взять под охрану.

Итог урока:

-Какие учебные задачи мы сегодня перед собой ставили?

- Что нового и неожиданного для себя вы узнали?

- Что такое болото?

- Какое общее свойство есть у всех растений болот?

- Какие животные обитают на болоте?

Что общего во внешнем виде птиц?


  1. Животные, которые селится на болотистых берегах рек.  (Бобры, ондатры)

  2. Растение, которое раньше использовали вместо ваты. (Мох)

  3. Болотные целебные ягоды, которые собирают люди и варят из них варение. (Клюква, брусника, голубика)

  4. Часто встречающееся кровососущее насекомое на болотах. (Комар)

  5. Полезное ископаемое, образуемое из отмершего мха.  (Торф)

  6. Птица, обитающая на болоте и питающаяся лягушками. (Цапля)

Дома: прочитать параграф учебника на стр.26 – 28 и ответить на вопросы, а если захотите подробнее узнать об обитателях болот, то прочитайте книги, которые есть на нашей выставке.


Слайд №1

Высказывания детей.

Слайд №2

Болото слайд №3

Слайд №4

Слайд №5, 6

Ботаника

Зоология

Экология

-грязь, трясину, насекомые и т.д.

-что-то нехорошее

предположения детей

- в учебнике

Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. (слайд №7)

Так как много влаги, тундра, лес.

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Ташлыцкая Ксения

Слайды №11-19

Трусов Данил

влаголюбивые, т.к. почва сильно увлажнена

Показ слайдов

Насекомые

Земноводные и пресмыкающиеся

Птицы

звери

Соловьёв Виталий

Слайд №20

У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы – для того, чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают.

брусника — комар — лягушка — гадюка — канюк;
сфагнум — лемминг — болотная сова — лунь — лиса.
Клюква – куропатка – лунь.
Водоросли – рачки – карась – щука.

Сообщения детей.

1. Очищают воду.
2. Дают полезные ископаемые, торф и каменный уголь, которые  хорошо горят, поэтому их  люди используют как топливо.
3. Болота – это места жизни, многих видов растений и животных.

4. Для человека это место даёт много лекарственных трав и полезных ягод.

Слайд

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира по теме Болото iconУрока окружающего мира в 4-в классе Тема: «Болото и его обитатели»
Цель урока: создание условий для формирования представлений детей о природном сообществе болото
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира по теме Болото iconЧто такое болото?
Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,...
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков)

Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные»
Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям)
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии...

Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира по теме "Березовая роща"
А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода»
Цель урока: ознакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме: «Земля-кормилица»
Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе
Урок окружающего мира по теме Болото iconУрок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги»
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск