Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» (Система развивающего обучения Л.В.Занкова) и обеспечена УМК:
1..Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н.Окружающий мир: учебник для 1 класса, в двух частях.- Самара: Корпорация Федоров», 2012;
2.Дмитриева, Н. Я., Казаков, А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса.- Самара: Корпорация «Федоров», 2013; 1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1,2, 3, 4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»;
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновения.
Цель программы: формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Программа построена по принципу «дифференциации, т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В.Занков, Обучение и развитие. С.101).
В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок-практикум;
-урок-исследование;
-урок контроля умений и навыков
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
Фронтальный опрос.
Индивидуальный опрос.
- Рассказ-описание.
- Рассказ – рассуждение.
- индивидуальные карточки-задания
- графические работы
Работа с приборами.
Предмет «окружающий мир» изучается в 1 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 60 часов. продолжительность учебного года составляет 33 недели. Поэтому программа рассчитана на 66 часов, 6 часов выделены в резервные уроки для закрепления изученного материала.
Содержание программы
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (17 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;
правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве. В ходе освоения окружающего мира обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных , метапредметных и предметных результатов. Личностные универсальные учебные действия
_ положительное отношение к школе и учебной деятельности;
_ представление о причинах успеха в учебе;
_ интерес к учебному материалу;
_ этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
_ знание основных моральных норм поведения;
_ осознание своей семейной идентичности
_ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
_ первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
_ представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
_ представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. Регулятивные универсальные учебные действия
_ принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
_ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
_проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
_ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
_ первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
_ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
_ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
_ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
_ осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
_ анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
_ осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
_ проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
_ устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
_ обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
_ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
_ воспринимать смысл познавательного текста;
_ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая -неживая, животные - растения и т.д.);
_ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
_ принимать участие в работе парами и группами;
_ допускать существование различных точек зрения;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ использовать в общении правила вежливости.
_ принимать другое мнение и позицию;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ строить понятные для партнера высказывания;
_ задавать вопросы;
_ адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
_ различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
_ различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
_ сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
_ различать и называть основные части растений;
_ узнавать растения, деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
_ использовать иллюстративный определитель растений и животных.
_ соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
_ описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
_ узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
_ различать прошлое, настоящее и будущее;
_ определять родственные связи в семье;
_ соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
_ использовать правила поведения в общественных местах и на улице. Учебно – методическая литература:
1. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. ФГОС НОО. -Самара: Федоров, 2012.
2. Плотникова А.Ю. Поурочное планирование к окружающему миру. 1-2 класс. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2012.
3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир». 1 класс. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2012.
4. Яковлева С.Г. Контрольные работы по системе Занкова. 1-4 кл. 1 полугодие. - Самара: Федоров, 2012.
5. Яковлева С.Г. Контрольные работы по системе Занкова. 1-4 кл. 2 полугодие. - Самара: Федоров, 2012.
6.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». -Самара: Корпорация «Федоров».
7.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
8. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, СВ. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения). |