Скачать 204.73 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 города Томска «Школьный двор: в согласии с природой…» Руководитель проекта: Шельгорн Л.В., учитель биологии МАОУ СОШ №11 г. Томска 2013-2014 СодержаниеВведение 3 Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте 3 Анализ заинтересованных сторон проекта 4 Цель проекта 5 Задачи 6 Ожидаемые результаты 6 Этапы реализации проекта 7 Участники, партнеры проекта 9 Использование проекта в практической деятельности 9 Заключение 10 Приложение 12 Введение. Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте. Со дня открытия школы в 1969 году проблема благоустройства школьной территории является актуальной. Школа расположена на окраине города, в спальном микрорайоне АРЗа с населением достаточно неблагополучным по своему составу, где экологическая и социальная ситуации не самые благоприятные. Школа является центром не только образования, но и центром досуговой деятельности учащихся и жителей микрорайона. Пришкольный участок используется для отдыха и прогулок. К сожалению, со стороны жителей микрорайона наблюдается отсутствие бережного отношения к цветникам, клумбам, архитектурным конструкциям. Выгуливание собак на территории, её засорение не делают пришкольный участок эстетично-уютным, поэтому воспитание экологической культуры не только у участников проекта, но и жителей, живущих вблизи школы, является актуальным. В связи с тем, что наблюдается недостаточный уровень природоохранной активности как у школьников, так и у жителей микрорайона, облагораживание территории через декоративное озеленение не только значительно улучшит внешний вид пришкольного участка, но и будет способствовать созданию хорошего настроения, станет эффективным средством формирования экологической культуры. К сожалению, окружающая школу территория сегодня не является в полной мере частью воспитательной системы, и работа по благоустройству школьной территории ещё выступает как эффективное средство формирования экологической культуры обучающихся. Для того чтобы формирование экологической культуры учащихся школы стало важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, необходимо создание особого школьного пространства, позволяющего эффективно использовать социально-значимую деятельность учащихся при организации работ по ландшафтному дизайну, декоративному озеленению Обращение к ландшафтному дизайну, благодаря которому возможно проведение работ на новом качественном уровне по озеленению и облагораживанию территории пришкольного участка, является для школы на данном этапе особо важным. Работа по проекту «Школьный двор: в согласии с природой…» будет способствовать развитию у учащихся опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социально-значимой деятельности на пришкольном участке. Сегодня школа ориентирована на то, чтобы воспитанники получали не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему дети научатся в ходе реализации проекта, в том числе знания по ландшафтному дизайну, пригодятся им в жизни. Реализация проекта будет обеспечивать развитие у учащихся школы личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности. Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности поможет учащимся овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды, способствовать развитию познавательной творческой активности. Успешной реализации проекта будут способствовать разнообразные формы работы с учащимися по распространения экологических знаний, обучению экологически грамотному поведению, а также формирование познавательного интереса и воспитание бережного отношения к окружающей природе и среде. Одним из направлений в реализации проекта является объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленное на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы. В создании при реализации проекта школьной инфраструктуры особая роль отводится взаимодействию школы с родителями учеников, партнёрами по реализации проекта (Совет ветеранов микрорайона, администрация Ленинского района, студенты и преподаватели кафедры агрономии ТСХИ). Анализ заинтересованных сторон проекта. В реализации данного проекта заинтересованы, в первую очередь, педагогический коллектив школы МОУ СОШ №11, обучающиеся и их родители, население микрорайона АРЗ. У педагогического коллектива школы заинтересованность в преобразовании и благоустройстве пришкольную территорию носит прикладной характер. Для учителей школы пришкольный природный участок особо значим, как средство обеспечения практической направленности изучения естественнонаучных дисциплин, а также повышения качества озеленения образовательного учреждения, участия детей и подростков в озеленении окружающего образовательного пространства. Являясь объектом окружающей среды, местом организации учебной, досуговой и трудовой деятельности учеников, их социализации, школьный двор имеет огромный воспитательный потенциал, так как у учащихся формируется экологически правильное поведение. Работа педагогического коллектива по развитию школьных традиций экологической направленности будет продолжать в дальнейшем на основе данного проекта. Заинтересованность учащихся школы в реализации проекта будет проявляться в использование своих творческих способностей в процесс дизайнерского преобразования пришкольного участка. Становясь участниками проекта, школьники попробуют себя в различных социальных ролях, что будет содействовать их дальнейшей успешной социализации в обществе. Для родителей важными является не только вопрос создания условий для обучения и отдыха учащихся школы, но и вопрос повышения конкурентоспособности школы путем создания имиджа. По мнению родителей, в школе необходимо создать единый комплекс, где каждый учащийся мог бы реализовать свои способности, познавательные запросы и интересы, приобретая опыт жизненного успеха. Предлагая идеи, свое видение по направлениям работ по озеленению, родители заинтересованы в создании экологически безопасной инфраструктуры образовательного учреждения, современной образовательной комфортной школьной среды. Они выразили готовность оказать помощь в приобретении семенного и другого посадочного материала, принимать активное участие в благоустройстве. Местное сообщество в лице Администрации района, Совета ветеранов заинтересованы в реализации проекта, так как он представляет собой новый подход к дизайну пришкольной территории, благодаря которому расширится видовое разнообразие растений на пришкольном участке, повысится природоохранная активности у школьников и жителей микрорайона, а в результате проекта будет экологически чистой территория образовательного учреждения. Жители микрорайона, занимая активную социальную позицию, выражают желание помочь в осуществлении данного проекта. Особую заинтересованность в проекте проявляет Томский сельскохозяйственный институт-филиал (в дальнейшем – ТСХИ) ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет». В рамках соглашения о сотрудничестве, заключённым между МАОУ СОШ №11 и ТСХИ, проводятся совместные мероприятия. Так, 17.04.2013 г. учителя МАОУ СОШ №11 были участниками сертификационного семинара «Благоустройство территории: озеленение и ландшафтный дизайн», организованного кафедрой агрономии и технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции ТСХИ. В рамках проекта планируется организовать совместную деятельность учащихся, педагогов школы и студентов ВУЗа по созданию ландшафтного дизайна и декоративного озеленения школьного двора. Профессиональное сопровождение работы по озеленению преподавателями кафедры и студентами (в рамках курсовых и дипломных проектов, практических занятий студентов на территории школьного двора, проведения консультаций для учителей, родителей, жителей микрорайона) позволят вывести работу в этом направлении на более качественный уровень. Цель проекта. Формирование экологической культуры учащихся через активизацию социально - значимой деятельности по созданию современной образовательной среды школы. Задачи:
Ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты можно рассматривать и как социальный эффект: повышение экологической культуры учащихся, создание эстетически привлекательного облика пришкольного участка. Краткосрочные результаты: 1. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории. 2. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений. К долгосрочным результатам относим: - появление у участников проекта навыков практической природоохранной работы; - качественное улучшение экологического состояния и эстетического облика пришкольной территории; - повышение уровня экологической и общей культуры населения микрорайона; - формирование личностных качеств у учащихся: целеустремлённости, трудолюбия и др. Социальный эффект проекта в долгосрочной перспективе выразится в том, что повысится общая и экологическая культура обучающихся и их родителей, а также жителей микрорайона. Количественные показатели: - увеличится количество сотрудников школы, обучающихся и их родителей, вовлечённых в практическую деятельность по решению проблем благоустройства территории пришкольного участка и школы; - увеличится количество обучающихся, учителей, родителей, принявших участие в организации и проведении в проведении экологических мероприятий; - расширится видовое разнообразие растений на пришкольном участке; - увеличится сумма денежных средств, спонсорской помощи на укрепление материально-технической базы школы. Качественные показателями проекта должны стать: - территория образовательного учреждения становится экологически чистой; - в результате повышения роли образовательной среды пришкольного участка укрепляют межпредметные связи; - реализован новый подход к дизайну пришкольной территории, её эстетическому оформлению; - происходит повышение природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона. Этапы реализации проекта. 1 этап. Организационный: апрель – май 2013 г. На данном этапе реализации проекта планируется организовать ряд мероприятий. Провести анкетирование и анализ результатов социологического опроса населения микрорайона, учителей, учащихся, родителей. Организовать распространение буклетов среди жителей микрорайона с целью привлечения внимания к сохранению ландшафтных форм школьной территории. Обеспечить участие школьников, учителей, родителей в проектировании ландшафта пришкольного участка, создание учебных экологических групп. Организовать совместную работу школы и студентов ТСХИ по озеленению и благоустройству пришкольного участка: разбивка клумб, обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Познакомить учащихся с основами цветоводства, помочь в овладении агротехническими приёмами выращивания растений. Организация и проведение мероприятий по поддержанию чистоты и порядка на школьной территории силами экологического отряда. 2 этап. Основной этап реализации проекта: июнь 2013 г.- апрель 2014 г. На основном этапе работы по проекту входе проведения практических работ на пришкольном участке обеспечивается реальный вклад участников проекта в благоустройство и озеленение территории. На данном этапе запланировано проведение природоохранных работ: осенью учащимися развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой проводится подкорм птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона. В летний период школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят экологические мероприятия. На данном этапе работы по проекту планируется использовать различные формы экологической работы, в том числе продуктивные (посадка цветов, озеленение); конкурсные и досуговые мероприятия (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад, конкурсов, праздников и др.); игровые, познавательные (наблюдения, уроки-лекции, уроки - экскурсии на пришкольном участке. Основными видами практической работы учащихся на данном этапе общественно полезной деятельностью экологического характера будут: пропаганда экологических знаний; проведение экологических мероприятий, экскурсий. Предусмотрены такие формы организации занятий, как проведение часов здоровья и экологической безопасности, факультативные занятия; проведение классных часов, занятия в кружке «Юных экологов», организацию дней экологической культуры и здоровья. Освещать этапы реализации проекта и продвижение инициативы школы в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству, а также и экологическому оздоровлению пришкольной территории планируется на протяжении всего проекта. 3 этап. Заключительный: май-июнь 2014 г. Подведение итогов реализации проекта. Освещение хода проекта в СМИ. Проведение заседания круглого стола с целью распространения имеющегося опыта работы по проекту. Проект «Школьный двор: в согласии с природой…» является эффективным средством формирования активной позиции школьников и их экологической культуры. Участники, партнеры проекта.
Использование проекта в практической деятельности. I Образование.
II Конкурсы.
III Оздоровительная площадка летнего пришкольного лагеря (1-5 кл.)
IV Образовательные события.
V Природоохранные работы.
VI Общественные мероприятия.
Заключение. Со дня открытия школы проблема благоустройства школьной территории является актуальной. Школа является центром не только образования, но и центром досуговой деятельности учащихся и жителей микрорайона АРЗ. Пришкольный участок используется для отдыха и прогулок. К сожалению, со стороны жителей микрорайона наблюдается отсутствие бережного отношения к цветникам, клумбам, архитектурным конструкциям. В ходе изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
Только при условии воплощения в жизнь данного проекта, возможно их окончательное решение. Успешной реализации проекта будут способствовать разнообразные формы работы с учащимися по распространения экологических знаний, обучению экологически грамотному поведению, а также формирование познавательного интереса и воспитание бережного отношения к окружающей природе и среде. Работа по проекту «Школьный двор: в согласии с природой…» будет способствовать развитию у учащихся опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социально-значимой деятельности на пришкольном участке. В перспективе развития проекта должно произойти качественное изменение структуры образовательного процесса школы. На базе имеющегося опыта организации работы на пришкольном участка в перспективе запланированы: · создание оздоровительной тропы Здоровья (Тропы терренкура) · создание экологической тропы, Эти мероприятия сделают школу и её территорию более привлекательной, будут способствовать созданию положительного имиджа школы. Проекты (реализованные и запланированные в перспективе) решат проблему занятости подростков в летний период и свободное от учебного процесса время, будут способствовать их социальной адаптации. Приложение. Задачи этапов и сроки реализации проекта.
|
Руководитель проекта: Каляева Елена Анатольевна, учитель химии и биологии Клин, 2011 Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | «Образовательная среда – одарённым детям» Работа на конкурс Авторы проекта ... | ||
Методическое пособие «Школьный урок» Автор проекта: Васильев Ю. А. – директор сш №2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,... | Всероссийская олимпиада внимание! Проводится школьный тур Всероссийской олимпиады школьников! Школьный тур олимпиады по биологии в 5-7 классах пройдет во время уроков по биологии | ||
Добрый день всем присутствующим! Сегодня этот школьный двор собрал выпускников, учителей, родителей и, конечно же, много почетных гостей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В школьное методическое объединение учителей естественно математического цикла входят 5 человек: 2 учителя математики – Андреева... | ||
Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... | Проектная работа : «школьная форма» Власова Екатерина Михайловна, учитель начальных классов гбоу сош №727, научный руководитель проекта | ||
И краткое описание проекта. Цели и задачи проекта Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса | Руководитель проекта: Страшнова Наталья Николаевна, учитель географии Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек | ||
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического... Сорокина М. Ю., учитель химии гбоу гимназии №1590, г. Москва, sorokina1590@mail ru | Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Учитель: Авдеева Елена Михайловна Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. Руководитель проекта А. А. Плешаков. М: Просвещение, 2008 г | ||
Вот и наступил 2012 2013 учебный год! Каким он будет? Школьный двор встретил нас огромным количеством цветов и воздушных шаров. Всюду смех, весёлые разговоры, удивлённые восклицания от... | Руководитель проекта Пичугина Людмила Ивановна Авторы проекта: Пичугина Людмила Ивановна «Отличник народного просвещения», «Учитель года – 2005», лауреат Губернаторской премии в области науки и образования, победитель... | ||
Урок по физической культуре в начальных классах. (В рамках реализации... Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека | Проект эколого- просветительского лагеря «Шаг в XXI век» Плотникова Ольга Антоновна, учитель биологии моу сш п. Шапша, руководитель Школьного лесничества «Муравей» |