Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра»)





Скачать 275.91 Kb.
НазваниеШкольный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра»)
страница1/3
Дата публикации28.02.2016
Размер275.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
Сорокина М.Ю., учитель химии ГБОУ гимназии № 1590, г.Москва, sorokina1590@mail.ru.

Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра»).

Только с пользой прожитая жизнь долга.

Леонардо да Винчи

Уровень знаний большинства людей формируется в средней школе, и поэтому проблему грамотности в вопросах экологии в первую очередь должна решать школа. Во всём мире сейчас ведется перестройка школьного образования с целью его экологизации, поэтому биологии и химии здесь принадлежит особое место.

Казалось бы, в период экономического, социального и национального кризисов бессмысленно говорить о проблемах охраны и защиты окружающей среды. Но, большинство наших производств построено по принципу получения максимальной прибыли, не ставя перед собой задач по переработке и очистке отходов, т.к. любая природоохранная деятельность требует значительных материальных затрат. Следствием этого явится повышение стоимости продукции, невыгодное ни производителю, ни покупателю. Поэтому наиболее часто мы идём по второму пути: берем из природы ресурсы в их первозданном виде, используем и возвращаем обратно сильно загрязнёнными, не понимая, что получение сиюминутной выгоды, как правило, оборачивается колоссальными затратами в будущем. И таких примеров множество. А потому, не легче ли предотвратить возможные последствия в будущем?! Но для этого охрана природных объектов должна стать не только приорететной задачей государственной политики, но и личным делом каждого члена общества, что невозможно без изменения психологии и без повышения научного уровня всего общества в целом. Таким образом, экологическая проблема - это прежде всего проблема социальная, и её нельзя решить только технологически.

Человек познаёт мир на протяжении всей своей жизни. И самый важный период в этом безграничном процессе познания - учёба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. И от этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему так важно, чтобы в этот период рядом с подрастающим человеком был мудрый, духовно богатый и терпеливый помощник - школьный учитель. У учителя очень трудная и невероятно ответственная работа. Его задача не только ввести ученика в конкретную область научного знания, обучить “языку“ своего предмета и научить им пользоваться в практической жизни, но и развить лучшие стороны его личности, помочь осознанно подойти к выбору будущей профессии, заложить стремление познавать и улучшать мир, в котором мы живём. Дальнейшая же профессиональная деятельность человека будет зависеть от того, насколько он окажется способным распорядиться имеющимся запасом знаний. И если исходить из такого подхода к решению проблемы охраны и защиты природных объектов, то вполне понятно почему образование приобретает здесь первостепенное значение, и именно образование экологическое. Сейчас особенное время - люди решают проблему выживания, а следовательно и проблему здоровья нации, потому и предназначение учителя в значительной степени меняется. Мало уже быть только предметником и школьным воспитателем. Сегодня учитель должен стать проводником нового мышления - экологического.

Безусловно, всё, о чём выше шла речь, осуществить не просто, но жизненно необходимо.

Ведущая роль в экологическом образовании учащихся должна быть отведена активным методам обучения, в частности исследовательской работе, связанной с решением конкретных практических задач.

Экологический мониторинг (от англ. monitoring – «наблюдающий») – система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Сам термин «мониторинг» появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научного комитета по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971г., а в 1972г., на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, уже были сделаны первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды.

В зависимости от масштаба наблюдений мониторинг принято делить на:

  • глобальный,

  • региональный,

  • локальный.

Таблица № 1. Виды мониторинга.

Тип мониторинга

Объекты наблюдения

Пункты наблюдения

Глобальный

(биосферный)

Атмосфера. Гидросфера. Почва. Биологическое разнообразие.


Спутниковые системы. Биосферные станции. Биосферные заповедники.

Региональный

Природные экосистемы. Исчезающие виды растений и животных. Искусственные экосистемы.

Передвижные станции наблюдения.

Локальный

Приземный слой воздуха. Поверхностные и грунтовые воды. Верхний почвенный покров и т.д.

Стационарные наблюдательные посты. Санитарно-гигиенические службы.

Давно доказано, что наибольшее влияние на состояние здоровья людей оказывает их образ жизни, состояние среды обитания и наследственность.

В результате производственной деятельности человека изменяется состояние природной среды, в том числе и почвы. Чтобы проследить влияние антропогенных и природных источников загрязнения, исследователи проводят систематические наблюдения за изменением состояния различных природных объектов.

Проблема почвенных ресурсов – одно из важнейших звеньев комплекса экологических проблем любого региона. От состояния и плодородия почв зависит продуктивность зелёного покрова планеты, на ресурсах которого выстраивается вся «пирамида питания» Земли. Почва – своего рода посредник между живой и неживой природой. Изменения, которые она претерпевает, сразу же отражаются на всём живом мире планеты.

В рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра» учащимися 8-х и 9-х классов гимназии была проведена исследовательская работа «Изучение состава и свойств почвы микрорайона Ховрино. Индикация почвы по кресс-салату. Оценка почв методами химического анализа».

Почва – природное образование, формирующееся в самом верхнем слое земной коры. Образуется в результате разрушения поверхностных слоёв литосферы под воздействием воздуха, воды и живых организмов. Обладает плодородием. Органическая составляющая почвы содержит частично разложившиеся организмы, перегной.

Индикация почвы по кресс-салату.

Цель исследовательской работы: сформировать у учащихся представление об экологическом мониторинге, по результатам проведённых исследований оценить уровень загрязнения образцов почв, взятых в разных местах микрорайона Ховрино.

Задача исследовательской работы:

  • вызвать желание у учащихся исследовать городскую среду;

  • содействовать учащимся улучшению местной экологической обстановки;

  • продемонстрировать учащимся интеграцию естественных наук.

  • ознакомиться с информацией о кресс-салате как тест-объекте для оценки загрязнения почвы. Изучить методику и выполнить исследовательскую работу согласно её описанию.

Системообразующие понятия: экология, экологический мониторинг, экологическая катастрофа, мегаполис, городская среда, антропогенный фактор.

Тематические понятия: Виды экологического мониторинга, почва, биоиндикация, качественный и количественный анализ, ПДК.

Необходимое оборудование:

  • семена кресс-салата (500 штук);

  • чашки Петри (5 штук);

  • песок;

  • исследуемые пробы почв (3 образца и эталон);

  • фильтровальная бумага;

  • отстоянная водопроводная вода.

файл:gartenkresse.jpg

Систематическое положение

Царство:

растения

Отдел:

цветковые растения

Класс:

двудольные

Порядок:

капустоцветные

Семейство:

крестоцветные

Род:

клоповник

Вид:

клоповник посевной

(Кресс-салат)




Кресс–салат - тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.

Кресс-салат – быстрорастущее съедобное однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжёлыми металлами, а также к загрязнению воздуха.

Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей. Кроме того, корни и побеги этого травянистого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям (происходит задержка роста и искривление побегов, уменьшение длины и массы корней, а также числа и массы семян).

Кресс-салат как биоиндикатор удобен ещё и тем, что действие стрессоров можно изучать одновременно на большом количестве растений при небольшой площади рабочего места. Привлекательны и весьма короткие сроки эксперимента. Семена кресс-салата прорастают уже на 3-4 день, и на большинство вопросов эксперимента можно получить ответ в течение 14 суток.

Биоиндикация загрязнений с помощью кресс-салата.

При проведении исследований с кресс-салатом необходимо учитывать большое влияние на всхожесть семян и качество проростков водно-воздушного режима и плодородие субстратов. В гумусированной, насыщенной кислородом (аэрированной) почве (чернозём, верхний горизонт серой лесной почвы) всхожесть и качество проростков всегда лучше, чем в тяжёлой глинистой почве, которая из-за малой проницаемости для воды и воздуха и воздуха имеет плохой водно-воздушный режим. Поэтому в качестве субстрата для контроля следует брать почву того же типа, что и для исследуемых образцов.

Этапы выполнения работы:

Прежде чем ставить эксперимент по биоиндикации загрязнений с помощью кресс-салата, партию семян, предназначенную для опытов, мы решили проверить на всхожесть. Для этого семена кресс-салата нужно было прорастить в чашках Петри, в которые мы насыпали промытый песок слоем в 1 см. Затем накрыли песок фильтровальной бумагой, увлажнили песок и бумагу до полного насыщения водой и разложили на ней 100 семян. Сверху семена тоже закрыли фильтровальной бумагой. Проращивание семян проводили при температуре 23 C. Нормой считается прорастание 90-95 % семян в течение 3-4 суток. Процент проросших семян от числа посеянных называется всхожестью.

Анализ и результат: тест на всхожесть занял 3 дня. Опыт мы заложили 14 сентября. Семена проросли дружно, и уже к концу первых суток проросло 98 семян кресс-салата. На вторые сутки проросших семян стало 99. Таким образом, из ста семян одной партии к концу третьих суток не проросло только одно семя.

Всхожесть =кол-во проросших семян / общее кол-во посеянных семян * 100%.

Всхожесть= 99 / 100 * 100%=99%.

После определения всхожести семян мы приступили к проведению самого исследования.

  • 3 чашки Петри заполнили до половины исследуемыми образцами субстрата. А в четвёртую чашку положили такой же объём заведомо чистого субстрата, который будет служить для контроля.

  • Субстраты во всех чашках увлажнили одинаковым количеством отстоянной водопроводной воды (30мл.) до появления признаков насыщения.

  • В каждую чашку Петри на поверхность субстрата положили по 100 семян кресс-салата. Расстояние между соседними семенами по возможности было одинаковым.

  • Сверху насыпали на семена 1-2мм. соответствующего субстрата и аккуратно разровняли поверхности.

  • Увлажнили верхние слои субстратов до влажности нижних.

  • В течение 14 дней наблюдали за прорастанием семян, поддерживая увлажнённость субстратов примерно на одном уровне. Результаты своих наблюдений записывали в таблицу:

Таблица № 2. Скорость прорастания семян кресс-салата.

Исследуемый

субстрат


Число проросших семян

2

сут.

3

сут.

4

сут.

5

сут.

6

сут.

7

сут.

8

сут.

9

сут.

10

сут.

11

сут.

12

сут.

13

сут.

14

сут.

Образец 1.

(дорога)

31

39

46

53

60

72

76

76

76

76

76

76

76

Образец 2.

(школа)

0

4

15

28

49

74

76

80

80

80

80

80

80

Образец 3.

(Грачёвка)

4

17

24

36

49

56

86

87

88

89

89

89

89

Эталон.

(садовый почвогрунт)

4

9

26

39

50

60

88

90

95

95

97

97

97

Анализ и результат: к концу первых суток проросших семян не было нигде. Затем, результаты наблюдений за прорастанием семян в первые 7 суток казались неожиданными. Быстрее и дружнее всего начали прорастать семена кресс-салата в образце № 1. Но уже к концу седьмых суток и далее мы стали наблюдать за более дружным прорастанием семян из образца № 3 и эталона. А к концу 14 суток в образцах проростков кресс-салата под номерами 1 и 2 наблюдалось очень сильное искривление побегов.

К концу 14 суток всхожесть составила:

Образец № 1. Всхожесть = 76 / 100 * 100%=76%.

Образец № 2. Всхожесть = 80 / 100 * 100%=80%.

Образец № 3. Всхожесть = 89 / 100 * 100%=89%.

Эталон. Всхожесть = 97 / 100 * 100%=97%.

В зависимости от результатов эксперимента субстратам присваивают один из четырёх уровней загрязнения:

  1. Загрязнение отсутствует. Всхожесть семян достигает 90-100%, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контрольного образца с которым следует сравнивать опытные образцы.

  2. Слабое загрязнение. Всхожесть составляет от 60 до 90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.

  3. Среднее загрязнение. Всхожесть составляет от 20 до 60%. Проростки по сравнению с контрольным образцом короче и тоньше. Некоторые проростки могут иметь уродства.

  4. Сильное загрязнение. Всхожесть семян обычно очень слабая (менее 20%). Проростки мелкие и уродливые.

Таблица № 3. Итоги исследовательской работы.

Исследуемый субстрат

Всхожесть семян кресс-салата, %

Уровень загрязнения

Образец 1.

(дорога)

76

Загрязнение слабое.

Образец 2.

(школа)

80

Загрязнение слабое.

Образец 3.

(Грачёвка)

89

Загрязнение слабое.

Эталон.

(садовый почвогрунт)

97

Загрязнение отсутствует.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconУрок по теме «Тепловые двигатели вчера, сегодня, завтра»
Способствовать дальнейшему развитию учащихся как личностей, формированию их экологического образования, правильного отношения к окружающей...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconФразеология: вчера, сегодня, завтра
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconГбоу спо «Ленинск-Кузнецкий Технологический техникум»
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconСценарий школьного «Экологического фестиваля»
В: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Сегодня в нашем зале собрались никто...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») icon«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом
Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconЭлективный курс «Этноэкология» «Из прекрасных камней прошлого сложите...
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconКалендарно-тематическое планирование волонтёрских занятий на 2013 2014 уч год №
Медиа-беседа «Клуб волонтёров: вчера, сегодня, завтра». Анкетирование новых членов клуба
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconПоложение экологического форума «Устойчивое развитие. Актуальные...
Экологический форум посвящен проблемам формирования социально-значимой экологической природоохранной и исследовательской деятельности...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconУчебно-тематический план элективного курса «Энергетика вчера, сегодня, завтра»
...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconНаучный социально-экологический мониторинг зоны влияния бурейского...
I. Научный социально-экологический мониторинг и базы данных зоны влияния Бурейского гидроузла (Социальный мониторинг)
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconМетодические рекомендации по проведению урока «Москва вчера, сегодня, завтра»
Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconМетодические рекомендации по проведению урока «Москва вчера, сегодня, завтра»
Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconКонспект урока по обществознанию (профильный уровень) Тема: Российская...
...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconУчебной дисциплины экологический мониторинг рекомендуется для направления
Дисциплина относится к профессиональному циклу б-3 базовая (обще профессиональная) часть
Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра») iconГосударство и общество: вчера, сегодня, завтра серия: социология
Формирование и использование кормовой базы в животноводстве Кемеровской области 2007- 2011 [Текст] : статистический сборник. Кемерово...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск