Скачать 275.91 Kb.
|
Сорокина М.Ю., учитель химии ГБОУ гимназии № 1590, г.Москва, sorokina1590@mail.ru. Школьный экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе (в рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра»). Только с пользой прожитая жизнь долга. Леонардо да Винчи Уровень знаний большинства людей формируется в средней школе, и поэтому проблему грамотности в вопросах экологии в первую очередь должна решать школа. Во всём мире сейчас ведется перестройка школьного образования с целью его экологизации, поэтому биологии и химии здесь принадлежит особое место. Казалось бы, в период экономического, социального и национального кризисов бессмысленно говорить о проблемах охраны и защиты окружающей среды. Но, большинство наших производств построено по принципу получения максимальной прибыли, не ставя перед собой задач по переработке и очистке отходов, т.к. любая природоохранная деятельность требует значительных материальных затрат. Следствием этого явится повышение стоимости продукции, невыгодное ни производителю, ни покупателю. Поэтому наиболее часто мы идём по второму пути: берем из природы ресурсы в их первозданном виде, используем и возвращаем обратно сильно загрязнёнными, не понимая, что получение сиюминутной выгоды, как правило, оборачивается колоссальными затратами в будущем. И таких примеров множество. А потому, не легче ли предотвратить возможные последствия в будущем?! Но для этого охрана природных объектов должна стать не только приорететной задачей государственной политики, но и личным делом каждого члена общества, что невозможно без изменения психологии и без повышения научного уровня всего общества в целом. Таким образом, экологическая проблема - это прежде всего проблема социальная, и её нельзя решить только технологически. Человек познаёт мир на протяжении всей своей жизни. И самый важный период в этом безграничном процессе познания - учёба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. И от этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему так важно, чтобы в этот период рядом с подрастающим человеком был мудрый, духовно богатый и терпеливый помощник - школьный учитель. У учителя очень трудная и невероятно ответственная работа. Его задача не только ввести ученика в конкретную область научного знания, обучить “языку“ своего предмета и научить им пользоваться в практической жизни, но и развить лучшие стороны его личности, помочь осознанно подойти к выбору будущей профессии, заложить стремление познавать и улучшать мир, в котором мы живём. Дальнейшая же профессиональная деятельность человека будет зависеть от того, насколько он окажется способным распорядиться имеющимся запасом знаний. И если исходить из такого подхода к решению проблемы охраны и защиты природных объектов, то вполне понятно почему образование приобретает здесь первостепенное значение, и именно образование экологическое. Сейчас особенное время - люди решают проблему выживания, а следовательно и проблему здоровья нации, потому и предназначение учителя в значительной степени меняется. Мало уже быть только предметником и школьным воспитателем. Сегодня учитель должен стать проводником нового мышления - экологического. Безусловно, всё, о чём выше шла речь, осуществить не просто, но жизненно необходимо. Ведущая роль в экологическом образовании учащихся должна быть отведена активным методам обучения, в частности исследовательской работе, связанной с решением конкретных практических задач. Экологический мониторинг (от англ. monitoring – «наблюдающий») – система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов. Сам термин «мониторинг» появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научного комитета по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971г., а в 1972г., на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, уже были сделаны первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды. В зависимости от масштаба наблюдений мониторинг принято делить на:
Таблица № 1. Виды мониторинга.
Давно доказано, что наибольшее влияние на состояние здоровья людей оказывает их образ жизни, состояние среды обитания и наследственность. В результате производственной деятельности человека изменяется состояние природной среды, в том числе и почвы. Чтобы проследить влияние антропогенных и природных источников загрязнения, исследователи проводят систематические наблюдения за изменением состояния различных природных объектов. Проблема почвенных ресурсов – одно из важнейших звеньев комплекса экологических проблем любого региона. От состояния и плодородия почв зависит продуктивность зелёного покрова планеты, на ресурсах которого выстраивается вся «пирамида питания» Земли. Почва – своего рода посредник между живой и неживой природой. Изменения, которые она претерпевает, сразу же отражаются на всём живом мире планеты. В рамках школьного проекта «Ховрино вчера, сегодня, завтра» учащимися 8-х и 9-х классов гимназии была проведена исследовательская работа «Изучение состава и свойств почвы микрорайона Ховрино. Индикация почвы по кресс-салату. Оценка почв методами химического анализа». Почва – природное образование, формирующееся в самом верхнем слое земной коры. Образуется в результате разрушения поверхностных слоёв литосферы под воздействием воздуха, воды и живых организмов. Обладает плодородием. Органическая составляющая почвы содержит частично разложившиеся организмы, перегной. Индикация почвы по кресс-салату. Цель исследовательской работы: сформировать у учащихся представление об экологическом мониторинге, по результатам проведённых исследований оценить уровень загрязнения образцов почв, взятых в разных местах микрорайона Ховрино. Задача исследовательской работы:
Системообразующие понятия: экология, экологический мониторинг, экологическая катастрофа, мегаполис, городская среда, антропогенный фактор. Тематические понятия: Виды экологического мониторинга, почва, биоиндикация, качественный и количественный анализ, ПДК. Необходимое оборудование:
Кресс–салат - тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха. Кресс-салат – быстрорастущее съедобное однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжёлыми металлами, а также к загрязнению воздуха. Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей. Кроме того, корни и побеги этого травянистого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям (происходит задержка роста и искривление побегов, уменьшение длины и массы корней, а также числа и массы семян). Кресс-салат как биоиндикатор удобен ещё и тем, что действие стрессоров можно изучать одновременно на большом количестве растений при небольшой площади рабочего места. Привлекательны и весьма короткие сроки эксперимента. Семена кресс-салата прорастают уже на 3-4 день, и на большинство вопросов эксперимента можно получить ответ в течение 14 суток. Биоиндикация загрязнений с помощью кресс-салата. При проведении исследований с кресс-салатом необходимо учитывать большое влияние на всхожесть семян и качество проростков водно-воздушного режима и плодородие субстратов. В гумусированной, насыщенной кислородом (аэрированной) почве (чернозём, верхний горизонт серой лесной почвы) всхожесть и качество проростков всегда лучше, чем в тяжёлой глинистой почве, которая из-за малой проницаемости для воды и воздуха и воздуха имеет плохой водно-воздушный режим. Поэтому в качестве субстрата для контроля следует брать почву того же типа, что и для исследуемых образцов. Этапы выполнения работы: Прежде чем ставить эксперимент по биоиндикации загрязнений с помощью кресс-салата, партию семян, предназначенную для опытов, мы решили проверить на всхожесть. Для этого семена кресс-салата нужно было прорастить в чашках Петри, в которые мы насыпали промытый песок слоем в 1 см. Затем накрыли песок фильтровальной бумагой, увлажнили песок и бумагу до полного насыщения водой и разложили на ней 100 семян. Сверху семена тоже закрыли фильтровальной бумагой. Проращивание семян проводили при температуре 23 C. Нормой считается прорастание 90-95 % семян в течение 3-4 суток. Процент проросших семян от числа посеянных называется всхожестью. Анализ и результат: тест на всхожесть занял 3 дня. Опыт мы заложили 14 сентября. Семена проросли дружно, и уже к концу первых суток проросло 98 семян кресс-салата. На вторые сутки проросших семян стало 99. Таким образом, из ста семян одной партии к концу третьих суток не проросло только одно семя. Всхожесть =кол-во проросших семян / общее кол-во посеянных семян * 100%. Всхожесть= 99 / 100 * 100%=99%. После определения всхожести семян мы приступили к проведению самого исследования.
Таблица № 2. Скорость прорастания семян кресс-салата.
Анализ и результат: к концу первых суток проросших семян не было нигде. Затем, результаты наблюдений за прорастанием семян в первые 7 суток казались неожиданными. Быстрее и дружнее всего начали прорастать семена кресс-салата в образце № 1. Но уже к концу седьмых суток и далее мы стали наблюдать за более дружным прорастанием семян из образца № 3 и эталона. А к концу 14 суток в образцах проростков кресс-салата под номерами 1 и 2 наблюдалось очень сильное искривление побегов. К концу 14 суток всхожесть составила: Образец № 1. Всхожесть = 76 / 100 * 100%=76%. Образец № 2. Всхожесть = 80 / 100 * 100%=80%. Образец № 3. Всхожесть = 89 / 100 * 100%=89%. Эталон. Всхожесть = 97 / 100 * 100%=97%. В зависимости от результатов эксперимента субстратам присваивают один из четырёх уровней загрязнения:
Таблица № 3. Итоги исследовательской работы.
|
Урок по теме «Тепловые двигатели вчера, сегодня, завтра» Способствовать дальнейшему развитию учащихся как личностей, формированию их экологического образования, правильного отношения к окружающей... | Фразеология: вчера, сегодня, завтра Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Гбоу спо «Ленинск-Кузнецкий Технологический техникум» «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» | Сценарий школьного «Экологического фестиваля» В: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Сегодня в нашем зале собрались никто... | ||
«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду... | Элективный курс «Этноэкология» «Из прекрасных камней прошлого сложите... Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие... | ||
Календарно-тематическое планирование волонтёрских занятий на 2013 2014 уч год № Медиа-беседа «Клуб волонтёров: вчера, сегодня, завтра». Анкетирование новых членов клуба | Положение экологического форума «Устойчивое развитие. Актуальные... Экологический форум посвящен проблемам формирования социально-значимой экологической природоохранной и исследовательской деятельности... | ||
Учебно-тематический план элективного курса «Энергетика вчера, сегодня, завтра» ... | Научный социально-экологический мониторинг зоны влияния бурейского... I. Научный социально-экологический мониторинг и базы данных зоны влияния Бурейского гидроузла (Социальный мониторинг) | ||
Методические рекомендации по проведению урока «Москва вчера, сегодня, завтра» Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы | Методические рекомендации по проведению урока «Москва вчера, сегодня, завтра» Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы | ||
Конспект урока по обществознанию (профильный уровень) Тема: Российская... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Учебной дисциплины экологический мониторинг рекомендуется для направления Дисциплина относится к профессиональному циклу б-3 базовая (обще профессиональная) часть | Государство и общество: вчера, сегодня, завтра серия: социология Формирование и использование кормовой базы в животноводстве Кемеровской области 2007- 2011 [Текст] : статистический сборник. Кемерово... |