Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006





НазваниеОбразовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006
страница1/7
Дата публикации30.08.2014
Размер0.9 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство

по образованию
ФГУ "Государственный научно-исследовательский институт

информационных технологий и телекоммуникаций"
ФГНУ "Государственный научно-исследовательский институт

информационных образовательных технологий"


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

для основного общего и среднего (полного) общего образования
Каталог

Москва 2006

УДК 004.738.5 ББК 32.973.202

Гпавный редактор - А.Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекомму­никаций "Информика".

Ответственный редактор - В. П. Кулагин, директор Государственного науч­но-исследовательского института информационных образовательных техно­логий.

Редакционная коллегия: М.Б. Булакина, В.Н. Васильев, Е.Г. Гридина, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.Д. Иванников, А.В. Сигалов.

В каталоге представлены результаты анализа образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и представляющих интерес для школьного об­разования. В издании представлено более 650 интернет-ресурсов, в том чис­ле официальные сайты федеральных и региональных органов управления образованием, федеральные и региональные информационно-образователь­ные порталы, сайты образовательных СМИ, электронные версии энцикло­педий, словарей и справочников, средства для разработки электронных об­разовательных ресурсов и поддержки дистанционного обучения, ресурсы для абитуриентов. Наибольшее количество представленных интернет-ссы­лок посвящено основным предметам программы основного общего и сред­него (полного) общего образования. В издание включены методические ре­комендации по работе с каталогом.

Каталог адресован, в первую очередь, педагогам и специалистам системы общего среднего образования. Вместе с тем образовательные интернет-ре­сурсы, ссылки на которые приведены в каталоге, окажутся полезными для учеников, абитуриентов, родителей и всех тех, кто проявляет интерес к раз­витию современной школы.

Издание подготовлено в рамках Федеральной целевой программы разви­тия образования на 2006—2010 годы. Материалы каталога рассмотрены на заседании рабочей группы по вопросам информатизации образования Федерального агентства по образованию.

ISBN 5-86472-164-6

© Федеральное агентство по образованию, 2006

© Государственный научно-исследовательский институт

информационных технологий и телекоммуникаций "Информика", 2006 © Государственный научно-исследовательский институт

информационных образовательных технологий "Госинформобр", 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Федеральные образовательные ресурсы 14

  1. Федеральные органы управления
    образованием, образовательные учреждения,
    программы и проекты 14

  2. Федеральные
    информационно-образовательные порталы 15

2. Региональные образовательные ресурсы 17

2.1. Сайты региональных органов

управления образованием 17

2.2. Региональные
информационно-образовательные порталы 20

2.3. Проекты "Образование" и
"Информатизация системы образования"

в регионах Российской Федерации 22

3. Образовательная пресса 23

  1. Средства массовой информации
    образовательной направленности 23

  2. Издательства учебной литературы 26

4. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады 27

  1. Конференции, выставки 27

  2. Конкурсы, олимпиады 29




  1. Инструментальные программные средства 29

  2. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги 31

  3. Ресурсы для администрации

и методистов образовательных учреждений 33

  1. Ресурсы для дистанционных форм обучения 34

  2. Информационная поддержка

Единого государственного экзамена 35

  1. Ресурсы для абитуриентов 37

  2. Ресурсы по предметам образовательной программы 38

Астрономия 39

Биология и экология 40

География 41

Иностранные языки 42

3

Информатика и информационно-коммуникационные

технологии 44

История 48

Литература 50

Математика 52

Мировая художественная культура 54

Обществознание. Экономика. Право 56

Русский язык 58

Физика 60

Химия 62

12. Рекомендации по использованию каталога
образовательных ресурсов сети Интернет 63

Введение

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникаци­онных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

В России большое внимание на государственном уровне уде­ляется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфра­структуры единого образовательного информационного про­странства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения ин­формационных и коммуникационных технологий, их внедре­ние в организацию учебного процесса, практику управления об­разовательными учреждениями.

Существенная роль в развитии инфраструктуры информати­зации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципаль­ных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе "Электронная Россия" (http://www.e-rus.ru). Иссле­дования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.

В рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" (ФЦП РЕОИС) на 2001—2005 годы проведено оснащение образовательных учреж­дений компьютерной техникой и программным обеспечением; в ряде регионов реализованы проекты по созданию образова­тельных телекоммуникационных сетей; выполнена разработка новых электронных образовательных ресурсов; десятки тысяч педагогов прошли обучение эффективному использованию средств информатизации в своей профессиональной деятельно­сти. Немаловажным результатом выполнения указанной про-

5

граммы стало создание системы федеральных образовательных порталов (http://www.edu.ru).

В 2005 году стартовал проект "Информатизация системы об­разования" (проект ИСО), реализуемый Национальным фон­дом подготовки кадров (НФПК, http://www.ntf.ru) — неком­мерческой организацией, созданной по решению Правительст­ва Российской Федерации для выполнения масштабных проек­тов в сфере образования. Цель этого проекта — создание усло­вий для информатизации школ, системного внедрения и ак­тивного использования информационных и коммуникацион­ных технологий, ориентации системы образования на вхожде­ние в глобальное информационное пространство. Данный про­ект рассчитан на пять лет и осуществляется по трем основным направлениям: "Учебные материалы нового поколения", "Про-

фессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования" и "Создание системы межшкольных методических центров".

Вопросам информатизации образования уделяется первосте­пенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006—2010 годы (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созда­нию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего об­разования в учреждениях общего, начального и среднего про­фессионального образования. Удаленный доступ к этим ресур­сам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром ин­формационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен всем образовательным учреждениям страны.

Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных за­ведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электрон­ной библиотеке учебно-методических материалов для общего и

6

профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

Мощный импульс внедрению информационных и коммуни­кационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект "Образование", реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru). В рамках этого проекта решается задача подключения к сети Интернет в 2006— 2007 годах более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. Во время подготовки данного каталога практически ежедневно поступала информация из различных ре­гионов России о подключении сотен школ к сети Интернет.

Таким образом, в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого обра­зовательного информационного пространства, были выполне­ны мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и лицензион­ного программного обеспечения для городских и сельских школ. Реализован ряд проектов, направленных на развитие те­лекоммуникационной среды сферы образования. Во многих ре­гионах страны существенно расширен крут образовательных уч­реждений, обладающих полноценным доступом в Интернет. Существенные успехи достигнуты в области повышения квали­фикации работников образования и подготовки членов форми­рующегося информационного общества. Большая работа про­ведена в направлении совершенствования содержания образо­вания и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой работы сформирована система образо­вательных порталов, разработаны профессиональные комплек­ты электронных образовательных ресурсов, созданы и развива­ются сайты, предоставляющие доступ к информационным ре­сурсам практически по всем школьным дисциплинам.

Подготовка настоящего каталога включала детальный анализ образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет. Ре­зультаты анализа убедительно свидетельствовали о том, что в настоящее время уже имеется большое количество материалов,

7

адресованных преподавателям и учащимся. При этом продол­жается интенсивный рост числа сайтов, содержащих образова­тельные ресурсы. Однако качество опубликованных в Сети об­разовательных ресурсов сильно варьируется.

В последнее время проведена огромная работа по сбору и си­стематизации образовательных ресурсов на федеральных обра­зовательных порталах, основным из которых является портал "Российское образование" (http://www.edu.ru). Для многих уча­щихся и педагогов он служит основной "точкой входа" в обра­зовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно полезных и эффективных в обучении интернет-ресурсов. Более того, по-прежнему значи­тельная часть педагогов, сотрудников органов управления об разованием и родителей относится к Сети как к "информаци- онной свалке", используемой учащимися в основном для поис- ка готовых сочинений, рефератов и других материалов сомни- тельного качества.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность зада­чи формирования и широкого распространения каталога образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и ориентированных на использование в системе общего образования. Каталог призван помочь педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить эффективность и качество учебного процесса. Он будет полезен также руководителям об­разовательных учреждений при поиске необходимой информа­ции в Интернете, а также при принятии эффективных управленческих решений.

Публикация настоящего каталога, в котором собрано и клас­сифицировано более 650 интернет-ресурсов для общего средне­го образования, является еще одним средством информирова­ния всех участников образовательного процесса об основных информационных ресурсах, использование которых сделает труд учителей и учеников более рациональным и эффективным. В издании собраны ссылки на образовательные ресурсы раз­ных типов, в том числе сайты органов управления образовани­ем, публикации средств массовой информации образователь-

8

ной направленности, сайты тематических интернет-проектов и сетевых сообществ, системы дистанционного обучения, элек­тронные библиотеки и, конечно, тематические ресурсы по от­дельным школьным дисциплинам. Принятая классификация ресурсов определила многоуровневую структуру каталога, со­стоящую из разделов и подразделов.

Первые два раздела каталога включают ссылки на официаль­ные сайты федеральных и региональных органов управления образованием, федеральные и региональные образовательные порталы. Эти ресурсы содержат официальную информацию, нормативные документы, новости, анонсы мероприятий, базы справочных данных об учреждениях образования. Образова­тельные порталы включают электронные каталоги образова­тельных ресурсов, учебные и методические материалы, инте­рактивные сервисы. Представленные в этих разделах ресурсы сети Интернет также позволяют ознакомиться с федеральными и региональными программами и проектами в области образо­вания, ходом их выполнения и основными результатами.

В третий раздел включены ссылки на сайты образовательных газет и журналов, а также интернет-представительства изда­тельств, специализирующихся на выпуске учебной и методиче­ской литературы для общего образования. Большинство указан­ных в каталоге сайтов печатных изданий предоставляют доступ к полным текстам публикаций. В перечень также включены из­дания, не имеющие печатной версии, но публикуемые в сети Интернет и зарегистрированные как электронные средства мас­совой информации. На сайтах издательств можно ознакомиться с аннотированными каталогами выпущенной литературы и сде­лать заказ на приобретение требуемого издания. Большинство издательств предоставляет читателем возможность познако­миться с помощью Интернета с электронными версиями книг.

Ресурсы сети Интернет, собранные в четвертом разделе, зна­комят педагогов и обучающихся с различными мероприятиями, проводимыми в сфере образования: конференциями, выставка­ми, конкурсами и олимпиадами. При включении ссылок в ката­лог преимущество отдано ресурсам, посвященным массовым ежегодным мероприятиям всероссийского уровня. Дополни-

9

тельную информацию о конкурсах и олимпиадах по конкрет­ным предметам можно найти в одиннадцатом разделе.

При разработке электронных образовательных ресурсов, со­здании и поддержке систем дистанционного обучения, автома­тизированных систем управления образовательными учрежде­ниями используется специализированное программное обеспе­чение, так называемые инструментальные программные сред­ства. Ссылки на сайты ведущих разработчиков подобных средств, содержащие описания программных продуктов, проб­ные версии программ, технические руководства и методические рекомендации, приведены в пятом разделе настоящего каталога.

Образовательными ресурсами, эффективными с точки зре­ния достижения целей образования, являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Подборка русскоязычных интернет-ресурсов та­кого типа, завоевавших наибольшую популярность среди педа­гогов и их признание, представлена в шестом разделе. Достаточ­но очевидна практическая значимость этих ресурсов для подго­товки занятий, организации внеучебной и внеурочной деятель­ности, досуга школьников.

В седьмой раздел включены ссылки на ресурсы сети Интер­нет, которые адресованы администрации и методистам образо­вательных учреждений. В эту группу вошли образовательные ресурсы, содержащие нормативные и методические материалы, результаты исследований и научно-методических разработок, сайты образовательных проектов и сетевых сообществ.

Небольшой по объему восьмой раздел содержит перечень ресурсов сети Интернет, нацеленных на повышение эффек­тивности обучения, проводимого дистанционно. Полный до­ступ к учебным курсам при работе с такими ресурсами предос­тавляется, как правило, только зарегистрированным пользова­телям — учащимся, проходящим дистанционное обучение. Однако практически во всех таких ресурсах предусмотрен сво­бодный доступ к отдельным содержательным компонентам, позволяющим ознакомиться с особенностями организации дистанционного обучения и специализированными учебными материалами.

10

Девятый раздел посвящен Единому государственному экза­мену (ЕГЭ). Наряду с ресурсами федерального уровня в этом разделе собраны ресурсы сети Интернет, созданные в регио­нальных центрах оценки качества образования и содержащие сведения о ходе и результатах проведения ЕГЭ в субъектах Рос­сийской Федерации. Очевидно, что использование ресурсов раздела поможет педагогам и обучающимся ознакомиться с со­держанием контрольно-измерительных материалов, условиями и сроками проведения ЕГЭ.

Десятый раздел, названный "Ресурсы для абитуриентов", со­держит перечень информационно-справочных систем, предос­тавляющих сведения об учреждениях высшего и среднего про­фессионального образования, правилах приема в них; приводя­щих примеры экзаменационных вопросов и заданий; содержа­щих информационные ресурсы, направленные на профессио­нальную ориентацию старшеклассников.

Одиннадцатый раздел каталога наибольший по объему. Его наполнение осуществлено путем сбора ссылок на информаци­онные ресурсы по основным предметам программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В раздел включены подборки ресурсов по тринадцати предметным обла­стям, а общее количество ссылок в разделе превышает 400. Сле­дует отметить, что наряду с крупными образовательными интер­нет-проектами, выполняемыми ведущими научно-педагогичес­кими коллективами, образовательными учреждениями, неком­мерческими организациями и коммерческими компаниями, в данный раздел включены примеры менее масштабных индиви­дуальных проектов учителей и методистов, выполненных по их личной инициативе и размещенных, как правило, на серверах, предоставляющих услуги бесплатного хостинга. Несмотря на то, что такие образовательные ресурсы обладают меньшей функциональной стабильностью и зачастую содержат материа­лы рекламного характера, не имеющие прямого отношения к тематике ресурса, составители каталога посчитали целесообраз­ным включить в него подобные ресурсы, уже получившие при­знание в педагогическом сообществе и являющиеся продуктом творческой деятельности педагогов-практиков, которые прояв-

11

ляют инициативу в освоении и использовании информацион­ных технологий.

Все собранные в каталоге ресурсы опубликованы на русском языке в российском сегменте сети Интернет. Учитывая необхо­димость ручного ввода интернет-адресов образовательных ре­сурсов при практическом использовании опубликованного на бумаге каталога, составители постарались включать в него ре­сурсы, имеющие относительно короткие интернет-адреса.

Заключительный раздел посвящен рекомендациям по ис­пользованию каталога в целях обеспечения педагогов, обуча­ющихся и родителей актуальной, своевременной и достовер­ной информацией. В этом разделе приведены сведения, кото­рые помогут повысить эффективность применения информа­ционных и коммуникационных технологий в учебном про­цессе, в управлении образовательными учреждениями, в орга­низации учебной деятельности школьников. Рекомендации должны упростить и сделать оправданным использование учителями и обучающимися как самого каталога, так и со­бранных в нем ресурсов.

Распространение каталога среди образовательных учрежде­ний субъектов Российской Федерации призвано придать массо­вый характер процессам внедрения информационных и комму­никационных технологий в отечественное образование. Элек­тронная версия настоящего каталога будет доступна для всех благодаря публикации на Федеральном образовательном порта­ле "Российское образование" (http://www.edu.ru) и на сайте ГНИЙ ИТТ "Информика" (http://www.informika.ru).

Следует подчеркнуть, что предлагаемый каталог представля­ет собой только первое его издание. Информационное наполне­ние сети Интернет изменяется весьма динамично. Некоторые сайты или отдельные ресурсы исчезают, появляются новые ре­сурсы. Очевидно, что в целях поддержания актуальности подоб­ных изданий они должны периодически переиздаваться. Работа по подготовке и выпуску новых версий каталогов образователь­ных ресурсов сети Интернет обязательно будет продолжена. Из­дание последующих версий будет осуществляться с учетом всех замечаний и пожеланий, которые поступят в наш адрес, чтобы

12

сделать каталог более полным и адекватным потребностям со­временной системы общего среднего образования.

Каталог адресован, в первую очередь, педагогам и специалис­там системы общего среднего образования. Вместе с тем образо­вательные интернет-ресурсы, ссылки на которые приведены в ка­талоге, будут полезны для учеников, абитуриентов, родителей и всех тех, кто проявляет интерес к развитию современной школы.

13

1. Федеральные образовательные ресурсы

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconОбразовательные ресурсы сети интернет для основного и среднего (полного)...
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconОбразовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего...
Фгу «Государственный на тельский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconОбразовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего...
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconОбразовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего...
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconКонкурсы, олимпиады
...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconВязовец н. В. Образовательные ресурсы сети интернет каталог
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconКаталог ссылок на образовательные интернет ресурсы
...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconРасписание егэ в 2014 году
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для общего (среднего) образования
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconРусский язык 10 — 11 классов общеобразовательных учреждений 3-е издание...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и икт среднего...
Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования
Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconОсновная образовательная программа основного общего образования и...
Примерной основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивает организацию образовательного...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconРабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconПротокол №1 от «28»
Мо РФ от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта среднего(полного) общего образования, примерной программы...
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования Каталог Москва 2006 iconПояснительная записка к рабочей программе курса химии для основного общего образования 8 класс
Министерства образования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск