Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс





Скачать 173.17 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс
Дата публикации01.09.2014
Размер173.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класса

(1час в неделю,35 недель)

№урока
п/п 


Тема урока


Содержание тем учебного курса


Требования к уровню подготовки учащихся

Сроки



По плану

Фактич.




Введение -1 час








1.


Что изучает экология человека.

Разделы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические).

знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека;
уметь: приводить примеры различных экологических факторов.

06.09







Окружающая среда и здоровье человека - 7 ч.








2.

Здоровье и образ жизни. 

Природная и социальная среда. Здоровье (физическое, психическое, социальное). Образ жизни. Режим дня. * Влияние природно-климатических условий на разные группы населения. Климатические курорты нашей страны (или региона).

знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы.

13.09





3.

История развития представлений о здоровом образе жизни.

Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества (от первобытного человека до наших дней). Изменения взглядов на здоровый образ жизни.
* История возникновения экологических проблем нашего региона.

знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни;
уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни.

20.09





4.

Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

Этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. Экологическая катастрофа.

знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой;
уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

27.09





5.

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

Антропология. Этнография. Расы человека: негроидная, европейская, монголоидная. Типы телосложения: арктический, тропический, пустынный, высокогорный.

знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания;
уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный.

04.10





6.

Влияние климатических факторов на здоровье.

Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология.*Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье.

знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека;
уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства.

11.10





7.

Экстремальные факторы окружающей среды.

Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. 
* Ионизирующая радиация и здоровье. Электромагнитные поля и здоровье.

знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок.

18.10





8.

Обобщающий урок по главе 1. 




знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», «загрязнение», «экологическая катастрофа», «экстремальные факторы». уметь: отвечать на вопросы самостоятельной работы.

25.10







Влияние факторов среды на системы органов - 19 ч.








9.

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.



знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек;
уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека.

01.11





10.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

Опорно-двигательная система: кости и мышцы. Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни.
* Гигиена спорта.

знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений.

15.11





11.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.


Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Климатогеографические факторы. Радиационное облучение. Курение, алкоголь, лекарственные препараты, влияющие на развитие плода. Гипоксия. Анемия.

знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»;
уметь: объяснять причины изменения состава крови.

22.11





12. 

Условия полноценного развития системы кровооб-ращения. Профилактика на-рушения деятельности сер-дечно-сосудистой системы.


Система кровообращения. Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония.

знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы.

29.11





13.

Правильное дыхание.

Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание. 

знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания;
уметь: вести наблюдения и делать выводы.

29.11





14.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

Питательные вещества. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно-кислые бактерии, дрожжи.

знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма;
уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме;

06.12





15.

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.

Вредные вещества: нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм. * Режим питания.

знать: пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами;
уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами.

13.12





16.

Рациональное питание и культура здоровья.

Рациональное питание. Культура питания. Диета.* Диета и здоровье.

знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»;
уметь: давать оценку диетам.

20.12





17.

Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно -сосудистой,

дыхательной, пищеварительной систем.

Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем.

знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета»уметь: отвечать на вопросы.

27.12





18.

Воздействие солнечных лучей на кожу.

Факторы, оказывающие влияние на кожу. Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.

знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце;
уметь: объяснять и применять правила пребывания на солнце.

17.01





19.

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание: средства и способы.

Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры.* Способы закаливания.

знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания;
уметь: применять правила закаливания.

24.01





20.

Факторы, влияющие на развитие и функциониро-вание нервной системы.

Утомление. Переутомление. 

знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления;
уметь:предупреждать переутомление.

31.01





21.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия.

Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Звук. Шум. Укачивание. Вибрационная болезнь.

знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека;
уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения.

07.02





22.

Стресс, как негативный биосоциальный фактор. 

Стресс. Стадии стресса. Методы релаксации: простое расслабление мышц, метод медитативной релаксации, антистрессовая релаксация, чередующееся носовое дыхание. 

знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации;
уметь: применять методы релаксации.

14.02





23.

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности

Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Стрессоустойчивость.

знать: типы темпераментов;
уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности.

21.02





24.

Биоритмы и причины их нарушения.

Биоритмы. Основные группы биоритмов. Биологические часы.
* Циркадные ритмы и здоровье.

знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов;
уметь: называть основные группы биоритмов.

28.02





25.

Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

Сон. Значение фаз сна. Продолжительность сна. Гигиена сна. 
* Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека.

знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна;
уметь: применять правила гигиены сна.

07.03





26.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

Щитовидная железа. Эпифиз.

знать: железы внутренней секреции, их функции; 
уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека.

14.03





27.

Обобщающий урок по главе 3.




знать: основные понятия темы«Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы»

21.03







Репродуктивное здоровье - 8 ч.









28.

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки.

знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания;
уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте.

04.04





29.

Проблемы взросления и культура здоровья.

Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности.

знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; 
уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов.

11.04





30.

Факторы риска внутриутробного развития.

Внутриутробное развитие. Факторы риска: физические, биологические, химические.
*Внутриутробные инфекции.

знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития;
уметь: приводить примеры факторов риска.

18.04





31.

Гендерные роли.

Роль и место мужчины и женщины в обществе.
*Социальные роли.

знать: роль и место мужчины и женщины в обществе;
уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин.

25.04





32.

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

Сифилис. Гонорея. Хламидиоз. Трихомоноз. Герпес. СПИД.
*Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней;
уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем.

02.05





33.

Ответственное поведение как социальный фактор.

Ответственное поведение.
*Виды социального поведения.

знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; 
уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях.

16.05





34.

Обобщающий урок по теме

Обобщающий урок по главе

знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; 
уметь: отвечать на вопросы.

23.05





35.

Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека».

Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека».

знать: основные понятия курса;
уметь: отвечать на вопросы

30.05








Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 1-11 кл.. А.Т.Зверев. Москва, Дрофа-2010.

Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.
Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения. 
Рабочая программа отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса :
- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой, изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов, профилактике заболеваний;
- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. 
Задачи курса:   
- развитие экологического мышления учащихся;
- формирование экологической культуры и мировоззрения;
- изучение многообразия природы;
- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и дрВ преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю.) Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье». Сроки реализации данной программы 01.09.2013-31.05.2014 учебный год.




Раздел

Часы



Введение

1



Окружающая среда и здоровье человека

7



Влияние факторов среды на системы органов

19



Репродуктивное здоровье

8




Итого

35




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины учащийся должен
знать:

  • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

  • влияние климатических факторов на здоровье;

  • влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

  • последствия вредных привычек;

  • факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; 

  • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

  • причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • основные принципы лекарственной помощи;

  • факторы здоровья и факторы риска болезни;

уметь:

  • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

  • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

  • давать оценку диетам;

  • перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • выполнения основных видов физических упражнений;

  • применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

  • предупреждения переутомления;

  • оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

  • уходе за больными.


Учебно-методический комплект

А.Т. Зверев, Е.Г.Зверева. « Экология» 7-9 классов.-М.: Дрофа,2006.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2000г.

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.

Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.

Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.

Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М., 5 за знания; 2005г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков экологии 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков экологии 5 класс 2011\2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс «Химия» Учитель: Рогожникова...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса...
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconТематическое планирование курса «Искусство» 8-9 класс
Календарно- тематическое планирование курса «Искусство» 8-9 класс Первая четверть
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование по биологии. 2013-2014 учебный...
Календарно-тематическое планирование по природоведению по программе Плешаков Н. И., Сонин Н. И
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconТематическое планирование курса Примерное календарно-тематическое...
Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования иумк в рамках традиционной классно-урочной системы организации...
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс
Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс. Всего 68 часов (2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего...
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Планирование составлено на основе методических рекомендаций миоо 2011-2012 уч год
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование по учебному курсу «Технология»...
Планирование составлено на основе программы Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование для 8 класс
Примерное календарно-тематическое планирование для 8 класса по программе Г. С. Меркина
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С. А. Зинина, В. А. Чалмаева
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconПояснительная записка содержание программы элективного курса Календарно-тематическое...
Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию...
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование для учащихся 2-х класс
Календарно-тематическое планирование для учащихся 2-х класса при 3-х разовых занятиях в неделю
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование по математике 5 класс
Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс Виленкин Н. Я., 175 ч/г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск