Технологическая карта урока
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный момент – 2 минуты
| Проверка готовности класса к уроку. 2. Создание комфортного микроклимата на уроке.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
| Слушают учителя, психологический настрой
| Изучение нового материала
А) Актуализация
2 минуты
Б) Организация целеполагания –
2 минуты
В) Мотивация через практическое действие –
5 минут
Г) Физкультминутка– 2 минуты
Д) Изучение нового материала –
10 минут
| Демонстрирует на интерактивной доске слайд-шоу «Цветы Сибири» под музыку «Вальс цветов» читает стихотворение
Если б в поле расцвели только белые цветы,
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки.
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной.
– Ребята, я не случайно начала урок со слайд-шоу. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– А что мы постараемся узнать о цветке? Обобщает ответы школьников.
– Изучим строение цветков и познакомимся с их многообразием.
Поговорим об охране цветущих растений и их значении
В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:
Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?
Какие части цветка самые главные?
Можно ли собирать цветущие растения на букеты?
слайд 1,2
– Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами сейчас совершим путешествие в один очень красивый сказочный замок. Посмотрите, все, что вам необходимо, у вас на столах.
-На высоком холме стоит замок (шарик из пластилина со стержнем из-под шариковой ручки или карандаш). Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов (зеленая бумага), а во втором – пять больших белых стен (белая бумага). В центре замка стоит дворец (гвоздик), а вокруг него стоят на длинных ножках каменные башни (спички).
– О каком замке идет речь?
– Таким образом, получили модель цветка.
– Чтобы отдохнуть, проведем
гимнастику для рук
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)
Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
Каждый пальчик вытираем, не один не забываем. (Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями)
Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
– Давайте познакомимся со строением цветка. Демонстрирует слайд 3,знакомит с основными частями цветка.
Каждый цветок прикрепляется к стеблю растения тонким, коротким или длинным стебельком. Этот стебелек называется цветоножкой. (На модели сконструированного цветка – стержень из под шариковой ручки). Все части цветка располагаются на цветоложе. Имеет форму чашечки, бывает выпуклым, реже вогнутым, удлиненным или укороченным (шарик из пластилина). В каждом цветке имеется венчик, который состоит из лепестков. На лепестках располагаются нектарники – специализированные железки, выделяющиеся нектар. Яркие окраски лепестков привлекают насекомых для опыления, способен отражать солнечные лучи, предохраняет от перегрева, ночью создает камеру, препятствующую охлаждению (белые листки бумаг). Венчик окружен чашечкой. Чашечка состоит из зеленых листочков. Эти листочки называются чашелистиками (зеленые листки бумаг).
Пестиков – один или несколько. Это женский орган размножения. В завязях находится яйцеклетка (спичка). Количество тычинок может быть самое разное. Это мужской орган размножения (медные проволоки).
– Как вы думаете, а зачем цветок нужен растению?
– Таким образом, цветок – орган размножения.
– Скажите, а все ли цветы одинаковы? Посмотрите модели цветков и гербарные экземпляры различных растений, которые у вас на столах. Найдите части цветка и заполните таблицу. К каким выводам вы пришли. Что в цветках общее? Чем различаются? (рассказывают строение цветка, показывают части). – А у всех ли цветков есть околоцветник? – А какие части цветка являются главными?
– Попробуйте составить схему строения цветка.
Обобщает ответы ребят, демонстрирует схему строения цветка слайд 5.
– Вы правильно отметили, что околоцветник присутствует не у всех цветков. Поэтому он может быть простым или двойным (слайд 6).
| Слушают музыку, смотрят слайд-щоу.
Отвечают на вопрос, тем самым формулируют цели урока.
Какие они бывают.
Из чего состоят.
Значение цветков.
Учащиеся записывают тему урока.
Находит все необходимое. Слушают учителя и собирают модель цветка.
О цветке.
Выполняют упражнения.
Внимательно слушают, зарисовывают строение цветка, желают подписи к рисунку, находят и показывают части цветка на своих моделях.
Чтобы образовались семена, а их них – новые растения.
Записывают определение в тетрадь.
Рассматривают модели цветков различных семейств, гербарные экземпляры растений.
Приходят к выводу, что цветки отличаются размером, цветом лепестков венчика, некоторые цветки собраны в группы. Но у всех есть тычинки и пестики, цветоножка, лепестки венчика.
Нет околоцветника у цветка тюльпана, пшеницы.
Тычинка и пестик, потому что они есть у всех цветков.
Составляют схему строение цветка на интерактивной доске.
Схему записывают в тетрадь.
Записывают схему в тетрадь.
| Первичное закрепление изученного.
7 минут
| – А сейчас полученные знания вы закрепите в ходе лабораторной работы.
Цель работы: изучить строение цветка.
Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты.
Инструкция:
Рассмотрите цветок под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.
Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу: слайд 7
Строение цветка _________________
Части цветка
Число частей цветка
Цветоножка
Цветоложе
Чашелистики
Лепестки венчика
Тычинки
Пестики
Учитель консультирует, помогает в случае необходимости подсчитать число составляющих.
– Познакомьте нас с результатами своей работы. – (на фоне тихой музыки) Ребята, вы, наверное, согласитесь, что цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы радуемся, глядя на роскошные розы и лилии, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежные благоухающие ландыши. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!
Представим себе, что мы идем в поход (слайд 8). Девочки сорвали цветы и сплетали венки. На 1 венок – 32 цветка.
В 6 в классе – 5 девочек. Сколько цветков было сорвано?
Что будет на следующий год? слайд 9
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер У меня на ладони, И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем».
П.Гвездослов
| Выполняют лабораторную работу (в качестве объекта – цветки фиалок): рассматривают цветок под лупой, находят части цветка. С помощью пинцета расчленяют цветок, подсчитывают число лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков. Заносят данные в таблицу.
Обобщают, делают вывод.
Зачитывают вывод. Например, цветок фиалки имеет одну цветоножку, цветоложе, пять чашелистиков зеленого цвета, пять лепестков венчика темно-синего цвета, пять тычинок и один пестик.
Слушают музыку (валеологическая пауза)
Решают задачу:
5*32=160 цветов будет сорвано.
Отвечают на вопрос. На следующий год растений будет меньше, так как после цветения образуются семена. Кроме того уменьшится количество пищи для насекомых.
Делают вывод о бережном отношении к природе
| Закрепление знаний
5 минут
| Давайте проверим, как вы усвоили материал урока. 1.На интреактивной доске – модель цветка. Необходимо подписать части цветка. слайды 10-12
Задание на соответствие: части цветка и функции. слайд 13
| 3 человека на интерактивной доске выполняют задания – подписывают части цветка, двое – выполняют задание на соответствие. После ответа каждого ученика остальные школьники рецензируют ответ.
| Подведение итогов урока. Рефлексия.
3 минуты
| – Скажите, ребята, а о чем мы сегодня говорим? (обращаем внимание на поставленные цели и задачи, слайд 14).
– Оценивает работу учащихся (оценки за лабораторную работу будут выставлены после проверки отчетов)
– А как вы оцените наш урок? (слайд 15)
| Подводят итог урока, отвечают на проблемные вопросы.
Результаты урока:
«Мне грустно, я не все понял» – 1 ученик, «Мне обидно, что не спросили» – 1, «Я злюсь на себя» – 0, «Мне понравилось» – 7, « Я в восторге, все понял» – 4, «Я удивлен» – 3.
| Домашнее индивидуальное задание.
2 минуты
| Консультирует по выполнению домашнего задания:
для всех – прочитать материал учебника с. 40-41;
выполнить задания рубрики «Какие утверждения верны», с. 44. (слайд 16)
Учитывая индивидуальные особенности школьников, предлагает следующие задания: (слайд 17)
А закончить урок я хочу словами:
С целым миром спорить я готов Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок…
(Расул Гамзатов)
| Записывают задание в дневник, выясняют непонятные моменты
| |