№
План/
Факт
| Тема
| Форма проведения
Тип урока
| Элемент содержания
| Умения и виды деятельности
| Контрольно-оценочная деятельность
| домашнее задание
| Средства обучения
(демонстрации, опыты, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа)
|
Общеучебные
| специальные
| вид
| форма
|
ТЕМА: Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение. (2ч)
|
1
|
|
| Российская Федерация
| Урок изучения нового материала/ Информативно-диалогическая лекция
| Федеративное устройство и административно-территориальное деление
| Использовать различные формы записи в процессе слушания учебных текстов
| Знать: предмет изучения географии России; называть основные средства и методы получения географической информации Уметь: показывать на карте Субъекты РФ: области, края, республики, автономные округа, автономная область, города федерального значения
| Вводный
| Устный опрос
| п.1; 2
| Презентация; политическая карта мира, атласы, учебники; мультимедийные средства; дидактический материал (карточки №№ 1-8)
|
2
|
|
| Государственная территория России. Географическое положение и границы России
| Комбинированный/практикум
| Государственная территория России. Географическое положение и границы России
| Фиксировать главное в различной знаковой и образной форме
| Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, пограничные государства
Уметь: характеризовать ГП России, сравнивать ГП России с другими странами; объяснять влияния ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения России
| Текущий
| Практическая работа
| п. 3
| Презентация; политическая карта мира, атласы, учебники; контурные карты; учебники, мультимедийные средства. Дидактический материал (карточки №№ №№ 9 -20)
|
Тема: Население (8 часов)
|
3
|
|
| Исторические особенности заселения и освоения территории России.
| Комбинированный/практикум
| Исторические особенности заселения и освоения территории России.
| Овладение навыками самообразования
Умение работать с картами различной тематики
| Исторические особенности заселения и освоения территории России.
| Вводный
| Устный опрос
| п.4
| Карты атласа, контурные карты; статистические материалы по теме урока.
Дидактический материал (карточки №№ №№ 21-24)
|
4
|
|
| Численность населения России.
Практическая работа № 1. Анализ карт населения
| Урок изучения нового материала/урок самостоятельная работа материала/урок самостоятельная работа
| Человеческий потенциал страны
Численность населения России в сравнении с другими государствами.
| Уметь Самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основные содержание
| Знать: Численность населения РФ; понятия: миграция, эмиграция, депортация,
иммиграция
| Вводный
| Практическая работа № 1. Анализ карт населения.
| п.5
| Учебники, карты атласа и учебника, статистические материалы, таблицы по теме урока. Дидактический материал (карточки №№ №№ 25,226)
|
5
|
|
| Численность населения России и естественный прирост
| Урок
совершенствования
ЗУН/Урок-исследование
| Особенности воспроизводства российского населения на рубеже ХХ и ХХI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
| Умение работать с разнообразными статистическими материалами
| Знать понятия: естественный прирост, рождаемость, смертность
Уметь: объяснять различия в естественном приросте населения, темпах его прироста;
оценивать и прогнозировать изменение численности населения;
| Текущий
| Самостоятельная работа
| п.5
| Учебники, карты атласа и учебника, статистические материалы, таблицы по теме урока. Дидактический материал (карточки №№ №№ 27-28)
|
6
|
|
| Половой и возрастной состав населения страны
| Комбинированный/практикум
| Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения
| Вести записи за учителем, составлять опорный конспект, пользоваться сокращенными видами записи
| Уметь анализировать половозрастную пирамиду, объяснять ее своеобразие
| Текущий
| Практическая работа
|
| Учебники, карты атласа и учебника, статистические материалы по теме урока; таблица «Половозрастная пирамида»
|
7
|
|
| Национальный состав населения России.
Практическая работа № 2.
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
| Урок
совершенствования
ЗУН/практикум
| Народы и религии России.
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковой состав населения. География религий
| Выделение главного в различной информации, фиксировать результаты в знаковой форме: таблице,
| Уметь использовать географические знания для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений;
определять по картам и статистическим материалам крупные народы и особенности их размещения, сопоставлять с административно-территориальным делением РФ;
объяснять географию религий
| Текущий
| Практическая работа № 2.
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
| п.6
| Карта «Народы России»; учебники, карты атласа и учебника, таблицы учебника, дидактический материал (карточки №№ 29-32)
|
8
|
|
| Миграции населения
| Урок
совершенствования
ЗУН/урок самостоятельная работа
| Направления и типы миграций на территории страны: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны
| Извлечение необходимой информации из источников различных знаковых систем
(текст, табл., график)
| Знать направления и типы миграций на территории страны;
Объяснять причины миграций
| Текущий
| Самостоятельная работа
| п.7
| Политико-административная карта России; учебники, карты атласа и учебника, дидактический материал (карточки №№ 33-36)
|
9
|
|
| Особенности расселения населения России.
Практическая работа №3. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий
| Урок
совершенствования
ЗУН/урок- практикум
| Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.
| Умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами
| Знать особенности размещения, типы населённых пунктов, зоны расселения
Уметь объяснять неравномерность расселения населения по территории страны.
Определять среднюю плотность населения
| Текущий
| Практическая работа №3. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий
| п.7
| Карты России «Плотность населения», «Политико-административная», справочные материалы по теме урока, учебники, карты атласа и учебника,
|
10
|
|
| Городское и сельское население
| Комбинированный/
Урок-беседа
| Городское и сельское население
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа в т.ч. в ГИС
| Знать крупнейшие по численности города, городские агломерации; понятия «агломерация»; «мегаполис»;
Уметь: объяснять образование и развитие разных форм городского и сельского расселения; различие уровня урбанизации отдельных территорий;
оценивать и прогнозировать изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений
| Текущий
| Устный опрос
| п.7
| Карта России «Политико-административная», справочные материалы по теме урока, дидактический материал (карточки №№ 37-40)
|
11
|
|
| Трудовые ресурсы России
| Урок
совершенствования
ЗУН/практикум
| Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, определяющие их факторы. Изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы
| Уметь самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основные содержание
| Знать понятия: «трудовые ресурсы», «активное население», «пассивное»; «рынок труда»; «безработица» ;
Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы;
| Текущий
| Практическая работа
|
| Мультимедийнысредства, презентация, Интернет-ресурсы
|
12
|
|
| Население
| Урок обобщения и систематизации знаний/
Урок – семинар
|
| Владеть приемами систематизации учебного материала. Применять знания в новых условиях
| Уметь применять полученные знания при решении практических задач
| Тематический
| Устный опрос
|
| Карты по теме урока, учебники, справочные материалы; мультимедийные презентации
|
Раздел. Хозяйство России (16 часов)
|
13
|
|
| Особенности развития хозяйства России.
Практическая работа № 4. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
| Урок изучения нового материала/ Информативно-диалогическая лекция
| Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структура хозяйства, их особенности.
| Вести записи за учителем, составлять опорный конспект, пользоваться сокращенными видами записи
| Уметь объяснять изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства
| Вводный
| Практическая работа № 4. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
| п.13
| Мультимедийая презентация, таблица: «Структура хозяйства»
|