№
План/
Факт
| Тема
| Форма проведения
Тип урока
| Элемент содержания
| Умения и виды деятельности
| Контрольно-оценочная деятельность
| домашнее задание
| Средства обучения
(демонстрации, опыты, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа)
|
Общеучебные
| специальные
| вид
| форма
|
|
1
| Что изучает экология человека.
| ИНМ
| Разделы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические).
| знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека;
| уметь: приводить примеры различных экологических факторов.
| индивидуальная
| опрос
| Пар. 1 вопросы
| Схемы «Структура экологии человека», «Экологические факторы».
|
2
| Здоровье и образ жизни.
| Лаборатор-ная работа
№ 1 «Оценка состояния физического здоровья».
| Природная и социальная среда. Здоровье (физическое, психическое, социальное). Образ жизни. Режим дня.
Лабораторная работа
№ 1 «Оценка состояния физического здоровья».
* Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.
Климатические курорты нашей страны (или региона).
| знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
| уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 2 вопросы
| Секундомер.
Дополнительная литература.
|
3
| История развития представлений о здоровом образе жизни.
| ИНМ
| Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества (от первобытного человека до наших дней). Изменения взглядов на здоровый образ жизни.
* История возникновения экологических проблем нашего региона.
| знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни;
| уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 3 вопросы
| Таблицы, рисунки «Здоровый образ жизни».
Дополнительная литература.
|
4
| Из истории развития взаимоотно-шений человека с природой.
| ИНМ
| Этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. Экологическая катастрофа.
| знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой;
| уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.
|
|
| Пар. 4 вопросы
| Таблицы, рисунки «Загрязнение окружающей среды», «Экологическая катастрофа».
|
5
| Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.
| ИНМ
| Антропология. Этнография. Расы человека: негроидная, европейская, монголоидная. Типы телосложения: арктический, тропический, пустынный, высокогорный.
| знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания;
| уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 5 вопросы
| Фотографии и рисунки представителей разных рас, различных типов телосложения.
|
6
| Влияние климатических факторов на здоровье.
| ИНМ
| Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология.
*Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье.
| знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека;
| уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 6 вопросы
| Фотографии «Приспособления человека к сезонным изменениям».
Дополнительная литература.
|
7
| Экстремаль-ные факторы окружающей среды.
| ИНМ
| Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
* Ионизирующая радиация и здоровье. Электромагнитные поля и здоровье.
| знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
| уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 7 вопросы
| Фотографии и рисунки «Экстремальные факторы».
Дополнительная литература.
|
8
| Обобщающий урок по главе 1.
| Самостоя-тельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».
| Самостоятельная работа № 1 (тестирование по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»).
| знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», «загрязнение», «экологическая катастрофа», «экстремальные факторы»
| уметь: отвечать на вопросы самостоятельной работы.
| индивидуальная
| Зачет
| Пар. 8 вопросы
| Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Окружающая среда и здоровье человека».
|
9
| Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).
| ИНМ
| Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических 1веществ.
| знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек;
| уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 9 вопросы
| Таблицы «Вредные привычки».
|
10
| Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.
| ИНМ
| Опорно-двигательная система: кости и мышцы. Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни.
* Гигиена спорта.
| знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы; понятие «гиподинамия»;
| уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 10 вопросы
| Таблица «Опорно-двигательная система человека».
Дополнительная литература.
|
11
| Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.
| Лаборатор-ная работа
№ 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»
| Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Климатогеографические факторы. Радиационное облучение. Курение, алкоголь, лекарственные препараты, влияющие на развитие плода. Гипоксия. Анемия. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»
| знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»;
| уметь: объяснять причины изменения состава крови.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 11 вопросы
| Таблица «Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови».
|
12
| Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.
| Лаборатор-ная
работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».
| Система кровообращения. Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».
| знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы
| уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 12 вопросы
| Таблицы, рисунки с изображением системы кровообращения. Секундомер.
|
13
| Правильное дыхание.
| Лаборатор-ная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»
| Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»
| знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания;
уметь: вести наблюдения и делать выводы.
| уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме;
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 13 вопросы
| Рисунки с изображением строения дыхательной системы Емкость, водный термометр, секундомер.
|
14
| Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.
| ИНМ
| Питательные вещества. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно-кислые бактерии, дрожжи.
| знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма;
|
| индивидуальная
| тест
| Пар. 14 вопросы
| Таблица «Состав пищи», рисунки, иллюстрирующие содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.
|
15
| Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.
| Практичес-кая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»
| Вредные вещества: нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка».
* Режим питания.
| знать: пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами;
| уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 15 вопросы
| Таблицы, изображающие пути поступления в пищу вредных веществ.
Упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов.
Дополнительная литература.
|
16
| Рациональное питание и культура здоровья.
|
| Рациональное питание. Культура питания. Диета.
* Диета и здоровье.
| знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»;
| уметь: давать оценку диетам.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 16 вопросы
| Рисунки «Культура питания».
Дополнительная литература.
|
17
| Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем».
| Самостоятельная работа № 2 (тестирование по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»).
| знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета»
| уметь: отвечать на вопросы.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 17, вопросы
| Пар. 1 вопросы
|
18
| Воздействие солнечных лучей на кожу.
| ИНМ
| Факторы, оказывающие влияние на кожу. Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.
| знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце;
| уметь: объяснять и применять правила пребывания на солнце.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 18 вопросы
| Таблица «Воздействие солнечных лучей на кожу человека».
|
19
| Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание: средства и способы.
| ИНМ
| Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры.
* Способы закаливания.
| знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания;
| уметь: применять правила закаливания.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 19 вопросы
| Таблица «Средства и способы закаливания».
Дополнительная литература.
|
20
| Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
| ИНМ
| Утомление. Переутомление.
| знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления;
| уметь: предупреждать переутомление.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 20 вопросы
| Рисунок «Чередование труда и отдыха».
|
| Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия.
| Лаборатор-ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха»
| Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Звук. Шум. Укачивание. Вибрационная болезнь. Лабораторная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха»
| знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека;
| уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар.21 вопросы
| Таблицы «Причины болезней движения», «Источники шума».
Часы, линейка, магнитофон или плеер.
|
21
| Стресс как негативный биосоциальный фактор.
| Лаборатор-ная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».
| Стресс. Стадии стресса. Методы релаксации: простое расслабление мышц, метод медитативной релаксации, антистрессовая релаксация, чередующееся носовое дыхание. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».
| знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации;
| уметь: применять методы релаксации.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 22 вопросы
| Термометр для измерения температуры воздуха.
|
22
| Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности
| ИНМ
| Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Стрессоустойчивость.
| знать: типы темпераментов;
| уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности.
| индивидуальная
| Тест
| Пар. 23 вопросы
| Таблица «Типы темпераментов».
|
23
| Биоритмы и причины их нарушения.
| ИНМ
| Биоритмы. Основные группы биоритмов. Биологические часы.
* Циркадные ритмы и здоровье.
| знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов;
| уметь: называть основные группы биоритмов.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 24 вопросы
| Рисунок «Изменения функций и работоспособ-ности человека в течение суток».
Дополнительная литература.
|
24
| Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.
| ИНМ
| Сон. Значение фаз сна. Продолжительность сна. Гигиена сна.
* Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека.
| знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна
в разные периоды жизни; правила гигиены сна;
| уметь: применять правила гигиены сна.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 25 вопросы
| Таблица «Фазы сна».
Дополнительная литература.
|
25
| Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.
| ИНМ
| Щитовидная железа. Эпифиз.
| знать: железы внутренней секреции, их функции;
| уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 26 вопросы
| Таблица «Железы внутренней секреции».
|
26
| Обобщающий урок по главе 3.
| Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»
| Самостоятельная работа № 3 (тестирование по теме: «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»).
| знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы»
| уметь: отвечать на вопросы.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 27 вопросы
| Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»
|
27
| Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
| ИНМ
| Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки.
| знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания;
| уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 28 вопросы
| Таблицы, демонстрирующие строение женской и мужской репродуктивной системы;
|
28
| Проблемы взросления и культура здоровья.
| ИНМ
| Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности.
| знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности;
| уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 29 вопросы
| Таблицы, иллюстрирующие этапы развития организма человека.
|
29
| Факторы риска внутриутробного развития.
| ИНМ
| Внутриутробное развитие. Факторы риска: физические, биологические, химические.
*Внутриутробные инфекции.
| знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития;
| уметь: приводить примеры факторов риска.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 30 вопросы
| Схема, демонстрирующая классификацию факторов риска внутриутробного развития.
Дополнительная литература.
|
30
| Гендерные роли.
| ИНМ
| Роль и место мужчины и женщины в обществе.
*Социальные роли.
| знать: роль и место мужчины и женщины в обществе;
| уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 31 вопросы
| Таблица «Гендерные роли».
Дополнительная литература.
|
31
| Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.
| ИНМ
| Сифилис. Гонорея. Хламидиоз. Трихомоноз. Герпес. СПИД.
*Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
| знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней;
| уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 32 вопросы
| Таблица «Половая система человека».
Дополнительная литература.
|
32
| Ответственное поведение как социальный фактор.
| ИНМ
| Ответственное поведение.
*Виды социального поведения.
| знать: чем опасны ранние сексуальные отношения;
| уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях.
| индивидуальная
| тест
| Пар. 33 вопросы
| Дополнительная литература.
|
33
| Обобщающий урок по главе 3.
| Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье».
| Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 (тестирование по теме: «Репродуктивное здоровье»).
| знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»;
| уметь: отвечать на вопросы.
| индивидуальная
| ЛР
| Пар. 34 вопросы
| Таблица «Половая система человека».
|
34
| Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека». Зачет.
| ЗАЧЕТ
| Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека». Зачет.
| знать: основные понятия курса;
| уметь: отвечать на вопросы
| индивидуальная
| ЗАЧЕТ
| Задание на лето
| Таблицы, схемы, рисунки
|
35
| РЕЗЕРВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|