Урок по теме: «В царстве грибов»





Скачать 59.78 Kb.
НазваниеУрок по теме: «В царстве грибов»
Дата публикации14.09.2014
Размер59.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шерекинская средняя общеобразовательная школа»


Открытый урок по теме:

«В царстве грибов»

Окружающий мир

Разработка учителя

начальных классов

Аникановой М.В.


д. Шерекино 2008г

Тема урока: В царстве грибов.
Цели урока: ознакомить с особенностями строения и способом питания

шляпочных грибов.

Формировать представление о роли грибов в жизни растений и

животных леса.

Формировать умение распознавать съедобные и ядовитые

грибы.

Расширять кругозор учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов»,

энциклопедия, фотографии грибов, занимательный материал.

ХОД УРОКА.

I. Проверка домашнего задания.

Беседа.

- Что такое зоопарк?

-Почему возникла необходимость в создании зоопарков, заповедников и национальных парков?

- Как мы можем помочь животным?

(Повторение правил поведения друзей природы)
II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы побываем еще в одном замечательном царстве живой природы. А что это за царство вы узнаете, отгадав загадки.
III. Работа по теме урока.

1.Игра «Назови гриб»
Под сосною на дорожке

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб)
Растут на опушке

Рыжие подружки,

А зовут их…(Волнушки).
Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Белый гриб)
Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я - …(Подосиновик)
А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

(Мухомор)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это…(Сыроежки).

Конечно, вы знаете, названия не только грибов, но и можете отличить разные грибы друг от друга. Вместе с родителями вы с удовольствием собирали грибы в лесу и лугах.

Маслята, белые грибы, шампиньоны, сыроежки, маслята – вот далеко не полное разнообразие грибов, которые встречаются в Курской области.

2.Рассказ учителя о грибах заповедника им. Алёхина.

К настоящему времени в заповеднике выявлено 772 вида грибов. 165 видов из них, относятся к грибам, которые видны невооружённым глазом. Среди них 96 видов съедобных, 60 видов – не съедобных и 9 видов – ядовитых (бледная поганка, мухомор красный и пантерный, ложный опёнок кирпично-красный и серо-жёлтый, волоконница и другие)

Два вида грибов занесены в Красную книгу.

  1. Грифола зонтичная(трутовик разветвлённый), которая встречается очень редко, у основания ствола дуба. Плодовое тело может достигать 10 кг массы. Гриб съедобный.

  2. Рогатик(клавариадельфус) пестиковый, который встречается обычно в лиственных лесах на почве. Плодовое тело булавочновидное до 10 - 30 см высотой, 3-5 см в диаметре. Гриб не съедобный.

3. Строение гриба.

а) Отгадайте ещё одну загадку.
В лесу под берёзой крошка,

Только шляпка, да ножка
Почему вы назвали именно этот гриб?

- Найдите подберёзовик среди муляжей грибов.

-Опишите, как он выглядит

-Это правда, что у гриба только шляпка да ножка?

б)Рассказ учителя.

Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибку достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

Около 100 тысяч видов грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях.

Грибницы многих грибов похожи. Внешний вид плодовых тел самый разный.

Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы. Они часто напоминают зонтики.

Но есть и другие грибы. Одни похожи на цветы, другие – на округлые белые камни, даже трещинки видны. Третьи на бокальчики, наполненные монетками. Их так и называют бокальчиками. Четвёртые - на вязанные шапочки, красные с крупными дырочками. Пятые на разноцветные рожки.

Размеры грибов самые различные. Есть грибы великаны. Диаметр их 1,5 метра. А у грибов малюток – всего миллиметр.

в) Практическая работа.

Работа с муляжами грибов и рассматривание таблицы.

-На что похожи грибы? Что такое плодовое тело?

- Расскажите по таблице о строении шляпочных грибов.

4.Питание грибов.

а) Беседа.

- Вы уже заметили, что грибы окрашены в самые разные цвета. Но у них практически отсутствует зелёный цвет. Значит, грибы не могут, подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктом питания.

- Каким же образом они питаются?

Грибы питаются готовыми органическими веществами прямо из почвы.

б) Работа по учебнику (стр. 118), чтение и обсуждение 1 и 2 абзаца.

в) Беседа.

- В каких местах следует искать подосиновики, подберёзовики, маслята, опята?

-Подумайте, чем определяется их местонахождение?

- Слово учителя.

- Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так , белый гриб, мы чаще всего встречаем в ельниках, сосновых борах, дубравах и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями.

Такая «дружба» выгодна и грибку, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут, потому что рядом нет сосны или ели.

д) Работа по учебнику.

Чтение третьего абзаца.

5. Работа в печатных тетрадях.

а) Нарисуйте схему гриба и подпишите его части.

б) Используя рисунок учебника, раскрасьте грибы из Красной книги России.

IV. Физкультминутка.

V. Продолжение темы.

Рассказ учителя и беседа.

- Давайте представим, что мы нашли много разных грибов, собрали их и принесли домой. Но, мама заглянув в корзинку, сказала, что мы принесли и ядовитые грибы. Надо перебрать их и разложить в две корзинки: в одну – съедобные, в другую – ядовитые.

Игра «Что за гриб»

Учитель выкладывает на столе муляжи грибов или рисунки с изображением грибов. По желанию учащиеся подходят по одному к столу, берут 2гриб» и кладут в нужную корзину. Затем все вместе проверяют.

- Проверим, не попадёт ли в суп ядовитый гриб.

Достаём из корзины гриб, проверяем его.

- Что делаем с ядовитыми грибами?

- Но их жалко выбрасывать: столько времени их собирали, несли домой. Они такие красивые.

Вывод: никогда не употреблять в пищу ядовитые или незнакомые грибы!

- Перечислите знакомые вам ядовитые грибы.

- Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. И как можно научиться плавать только с помощью опытных товарищей или руководителя, так можно научиться собирать съедобные грибы, пользуясь советами опытных людей. Знакомиться с грибами следует не только на практике, при сборке грибов но и по рисункам.

- Как вы определяете ядовитые грибы?

- Существует множество неправильных представлений о грибах.

Некоторые считают, что серебряная ложка потемнеет , если ею перемешать ядовитые грибы, которые вы готовите. Этот способ неверен!

Есть еще один предрассудок, который основан на ложном и глубоко ошибочном мнении, что личинки насекомых и улитки не едят ядовитых грибов, а потому все червивые и изъеденные грибы можно употреблять в пищу без опасения. В действительности личинки и улитки едя и сильно ядовитые грибы.

- Чем грибы опасны для человека?

-Назовите признаки отравления.

- Как следует поступить, если отравление всё же произошло?

При всяком грибном отравлении следует вызвать врача лил отвезти пострадавшего в больницу. До прибытия врача больного следует уложить в постель. Нужно давать пить маленькими глотками солёную воду, лучше холодную. Рекомендуется давать холодный крепкий чай или кофе, а также мёд или молоко. Остатки грибов, очистки нужно оставить для исследования в лаборатории.

- Какие лесные жители пользуются грибами?

В грибах живут мелкие насекомые, мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.

Работа по учебнику.

Стр. 120, 121.
VI. Итог урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Что показалось наиболее интересным?

- Как нужно собирать грибы.
VII. Домашнее задание.

В тетрадях выполнить задание №3 и №4, по учебнику стр. 118 – 121, ответить на вопросы, сообщения о грибах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «В царстве грибов» iconУрок по предмету «Окружающий мир» в 1 б классе по теме: «В царстве грибов»
Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы
Урок по теме: «В царстве грибов» iconУрок-исследование по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме «В царстве грибов»
...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconУрок окружающего мира по теме «В царстве грибов»
Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconТема : «В царстве грибов» Цели и задачи
Продолжить раскрытие связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов
Урок по теме: «В царстве грибов» icon«Математика в царстве грибов». Данный урок проводится в 7 классе, в первой четверти
Губкин, Белгородская область, моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкин Белгородской...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconВ царстве грибов
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. М. Шубникова
Урок по теме: «В царстве грибов» iconВ царстве грибов
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
Урок по теме: «В царстве грибов» iconЦарство грибов Открытый урок Цели и задачи
Формировать представления о роли грибов в жизни растений, животных леса и человека
Урок по теме: «В царстве грибов» iconТема урока: «В царстве грибов»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconУрок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы
Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconУрок по окружающему миру и информатике. Тема «Царство грибов»
Цель: Познакомить детей с особенностями царства грибов. Прививать бережное отношение к родной природе. Развивать логическое мышление...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать представление о грибах как об отдельном царстве природы; рассмотреть правила определения съедобных и несъедобных...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconКонспект урока по окружающему миру Тема: "В царстве грибов"
Цели и задачи: расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; развивать умение видеть взаимосвязи в природе;...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconУрока: «В царстве грибов». Цели урока
...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с грибом как с особым организмом; со способом питания шляпочных грибов; с особенностями строения плодовых тел; с разнообразием...
Урок по теме: «В царстве грибов» iconУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные...
Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск