Тема урока: «В царстве грибов»





Скачать 156.12 Kb.
НазваниеТема урока: «В царстве грибов»
Дата публикации05.08.2013
Размер156.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: «В царстве грибов»

Цели урока:

  1. Формирование у учащихся представления о грибах, как особом царстве живой природы.

  2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.

  3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.

  2. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.

  3. Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.

  4. Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.

Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.

I. Организационный момент.


- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Проверка домашнего задания

Что мы изучали на прошлом уроке.

(Как сохранить разнообразие растений на Земле)

Что было задано на дом?

(Нарисовать знаки охраны природы и объяснить, что они обозначают)

Один ученик разгадывает кроссворд





    1. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена. (Плод)
      2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель)
      3. Орган, который растёт вниз, находится в почве. (Корень)
      4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья)
      5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается. (Семена)
      6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок)

    2. Напиши название частей растения



А с остальными мы побеседуем:

Ребята, скажите, что такое Красная книга природы?

Дети отвечают.

Ученица: Да, это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу нужно охранять.

Почему она называется Красной?

Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Выходите к доске и показывайте, какие вы нарисовали знаки охраны природы и что они обозначают?

Кто из вас подготовил сообщение о растения, которые занесены в Красную книгу.

III. Повторение пройденного материала.


- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.(фонограмма “Голоса леса”).

- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).

- Молодцы!

- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). – Правильно.

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

На доске появляется схема 1. (Слайд)

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

Игра «Кто внимательный»

- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Готовы?

(Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери, радуга, камни, звезды, …).

- Молодцы. Какие вы внимательные!

- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).

Схема на доске пополняется: (Схема2Слайд)

I V. Сообщение темы и задач урока.


- К нам на урок пришли гости. (Выходят 3 человека, на голове «короны», рассказывают о себе)
Боровик: Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду !

Подберёзовик: Не спорю – не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.
Мухомор: Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красивой шапке модной

Никуда не годный.
- Назовите эти природные объекты одним словом.

- Что это? (это грибы). Верно. Речь пойдет о грибах.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы.

Тема урока: « Грибы»

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке:

  • Что такое грибы?

  • Какие бывают грибы?

  • Где, как и когда растут грибы?

  • Все ли грибы можно собирать?

  • Зачем собирают грибы?

  • Как правильно собирать грибы?

- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”.

На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).

- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).

Я приготовила вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)

(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.).

- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.

- Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)

Мы будем работать в группах

1-я группа: Бугаева Анжела, Гостюк Алла, Посохова Аня.

2-я группа: Даниленко Александр и Красницкая Мария

(Дети переходят в группы).

V. Изучение материала.

1 Ответы на вопросы.


- Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).

- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Дополняю схему на доске. (Схема 3.Слайд)

2.Отгадывание загадки

Послушайте загадку

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся

- А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными

Дополняем таблицу. (Схема 4.Слайд)

3. Рассматривание строения гриба

- На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба. (Рисунок)

- Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.

- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.

- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.

- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

- Молодцы. Запишите слева.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”

- Запишите справа.

- А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

- А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

Грибы бывают пластинчатые и трубчатые .

Подскажите, как называются грибы у которых под шляпкой спрятались пластинки? (Пластинчатые)

Как называются грибы, у которых под шляпкой вместо пластинок трубочки?

( Трубчатые)

5.Работа с учебником

Прочитайте текст в учебнике на странице58-59

Какие грибы называются шляпочными?

Какие грибы называются трубчатыми?

Какие грибы называются пластинчатыми?

Какой гриб называют царем грибов? (Белый гриб или боровик)

-А еще его называют гриб-полковник. А вообще это супер-гриб. Он воплотит в себе все грибное обаяние, всю грибную силу и красоту. А вы знаете, почему его называют белым грибом?

Ведь шляпка у него коричневая, да и ножка не совсем белая. Но если засушить эти грибы или пожарить, или сварить, то они всегда остаются белыми, в отличие от других грибов.

6.Содружество растений и грибов.

- Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!

Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”.

- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).

- Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами… (Слайд)

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).

- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.(Слайд)

- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке

- Встаньте, ребята, пожалуйста!(Слайд)

V I.Физкультминутка.


Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)

VII. Продолжение изучения материала.


- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

- Продолжим наше путешествие по лесу.

- А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.

- Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревья).(Слайд)

Показ гриба трутовика, который дерево точит.

- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы (Слайд)

- Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу - А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы. (Слайд)

(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)

- Что это? (Плесень).

- А я называю плесень грибами.

Если рассмотреть плесень под микроскопом то видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).

- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).

- Можно назвать ее грибом? (Да).

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

- Почему? (У нее нет шляпки).

- Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?

Дополняется схема5 (Слайд)

- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).

- Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

Демонстрирую упаковку таблеток.

- А люди используют грибы в пищу? (Да).(Слайд)

- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

- Правильно. Молодцы.

- Я пришла к вам с непустыми руками,

Я пришла с грибами. (Показ банки с маринованными грибами).

- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).

- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.

- До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:

- Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).(Слайд)

- Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы-“подснежники”. Они занесены в Красную книгу России.

А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это вешенки. (Показ настоящих грибов). Их выращивают у нас в теплицах, налажено их производство.

– А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

Работа с тестом ( работа в группах)

- Возьмите тест. (Приложение 3). Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.

Идет работа в группах по тесту (запись “Голоса леса”).

- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.

На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы группы).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+  – + – - + + – + -

- Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы.

- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться.

VIII. Обобщение о значении грибов.


- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).

- Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).

Какие бывают грибы?

(Съедобные и несъедобные)

- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться). Дополняется схема 6 (Слайд))

– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).

Показ гриба “Бледная поганка”.

- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.

- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

Игра: съедобные, несъедобные.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы).

Звучит запись “Голоса леса”. Дети работают.

- Закончили. Давайте проверим.

- Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).

- Молодцы, справились с заданием.

Дети выставляют корзины к доске.

- А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.

- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?

Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).

Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

– И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

VII. Подведение итогов урока.


- Давайте подведем итоги.

Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).

2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).

1группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые).

2 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

1 группе: Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей).

2 группе: Можно ли палками и

ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).

- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

- Сегодня мы так много узнали на уроке.

- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

-И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”.

- А какая же группа потрудилась лучше? Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.

- Давайте объединим их в общую корзину .

Запись слов боровика: “Вы сегодня все хорошо потрудились и получаете отличные оценки. А ваш лесной трофей превратился в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я вас угощаю”.

– Поработали на “5”,

А теперь всем отдыхать!

Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята” или конфетами “белые грибы”.

- Всем спасибо за хорошую работу!

Рефлексия:

Мне было интересно, когда…..

Мне было трудно, когда…..

Мне понравилось работать с ….

Я научился…..

Я был бы рад



1.Ор

1.Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.


2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества.


3. Орган, который растёт вниз, находится в почве.


4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит.


5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается.


6. Орган растения, из которого развиваются плоды.


    1. Напиши название частей растения


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «В царстве грибов» iconТема : «В царстве грибов» Цели и задачи
Продолжить раскрытие связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов
Тема урока: «В царстве грибов» iconУрок по предмету «Окружающий мир» в 1 б классе по теме: «В царстве грибов»
Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы
Тема урока: «В царстве грибов» iconКонспект урока по окружающему миру Тема: "В царстве грибов"
Цели и задачи: расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; развивать умение видеть взаимосвязи в природе;...
Тема урока: «В царстве грибов» iconТема урока. Многообразие грибов
Задачи: 1 познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов
Тема урока: «В царстве грибов» iconУрока: «В царстве грибов». Цели урока
...
Тема урока: «В царстве грибов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать представление о грибах как об отдельном царстве природы; рассмотреть правила определения съедобных и несъедобных...
Тема урока: «В царстве грибов» iconВ царстве грибов
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. М. Шубникова
Тема урока: «В царстве грибов» iconВ царстве грибов
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
Тема урока: «В царстве грибов» iconБасенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда...
...
Тема урока: «В царстве грибов» iconУрок по теме: «В царстве грибов»
Почему возникла необходимость в создании зоопарков, заповедников и национальных парков?
Тема урока: «В царстве грибов» iconУрок-исследование по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме «В царстве грибов»
...
Тема урока: «В царстве грибов» iconУрок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы
Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка...
Тема урока: «В царстве грибов» iconУрок окружающего мира по теме «В царстве грибов»
Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Тема урока: «В царстве грибов» iconУрок по окружающему миру и информатике. Тема «Царство грибов»
Цель: Познакомить детей с особенностями царства грибов. Прививать бережное отношение к родной природе. Развивать логическое мышление...
Тема урока: «В царстве грибов» icon«Математика в царстве грибов». Данный урок проводится в 7 классе, в первой четверти
Губкин, Белгородская область, моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкин Белгородской...
Тема урока: «В царстве грибов» iconКонспект урока «окружающий мир» 2 класс Тема: в царстве природы…
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск