Скачать 156.12 Kb.
|
Тема урока: «В царстве грибов» Цели урока:
Задачи:
Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа. I. Организационный момент.- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение): Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. II. Проверка домашнего задания Что мы изучали на прошлом уроке. (Как сохранить разнообразие растений на Земле) Что было задано на дом? (Нарисовать знаки охраны природы и объяснить, что они обозначают) Один ученик разгадывает кроссворд
А с остальными мы побеседуем: Ребята, скажите, что такое Красная книга природы? Дети отвечают. Ученица: Да, это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу нужно охранять. Почему она называется Красной? Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Выходите к доске и показывайте, какие вы нарисовали знаки охраны природы и что они обозначают? Кто из вас подготовил сообщение о растения, которые занесены в Красную книгу. III. Повторение пройденного материала.- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем. - Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев). - Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные. - Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи). - А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха). - Итак, мы отправляемся в лес на природу.(фонограмма “Голоса леса”). - Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся). - Молодцы! - А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). – Правильно. - Какая бывает природа? (Живая и неживая). На доске появляется схема 1. (Слайд) - Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает). Игра «Кто внимательный» - Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Готовы? (Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери, радуга, камни, звезды, …). - Молодцы. Какие вы внимательные! - Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений). Схема на доске пополняется: (Схема2Слайд) I V. Сообщение темы и задач урока.- К нам на урок пришли гости. (Выходят 3 человека, на голове «короны», рассказывают о себе) Боровик: Глубоко был спрятан он, Раз-два-три - и вышел вон. И стоит он на виду. Белый, я тебя найду ! Подберёзовик: Не спорю – не белый. Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. Мухомор: Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красивой шапке модной Никуда не годный. - Назовите эти природные объекты одним словом. - Что это? (это грибы). Верно. Речь пойдет о грибах. - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Тема урока: « Грибы» Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке:
- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”. На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука). - Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах). Я приготовила вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”. - Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да). - Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? (Опята, белый гриб, мухомор и т.д.) (Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.). - Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”. - Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.) Мы будем работать в группах 1-я группа: Бугаева Анжела, Гостюк Алла, Посохова Аня. 2-я группа: Даниленко Александр и Красницкая Мария (Дети переходят в группы). V. Изучение материала.1 Ответы на вопросы.- Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки. - Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая). - Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…) - А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений). - Почему? (Они растут на земле). - А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод). - Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток). - А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”. - В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет). - А к миру животных? (Тоже нет). - Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы). - Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Дополняю схему на доске. (Схема 3.Слайд) 2.Отгадывание загадки Послушайте загадку Корешок оставил. Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся - А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка) - Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными Дополняем таблицу. (Схема 4.Слайд) 3. Рассматривание строения гриба - На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба. (Рисунок) - Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок. - Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева. - Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа. - В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”. - Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть). - Молодцы. Запишите слева. - А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни). - Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей). - А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)” - Запишите справа. - А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас? - Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов). - А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями). - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ). Грибы бывают пластинчатые и трубчатые . Подскажите, как называются грибы у которых под шляпкой спрятались пластинки? (Пластинчатые) Как называются грибы, у которых под шляпкой вместо пластинок трубочки? ( Трубчатые) 5.Работа с учебником Прочитайте текст в учебнике на странице58-59 Какие грибы называются шляпочными? Какие грибы называются трубчатыми? Какие грибы называются пластинчатыми? Какой гриб называют царем грибов? (Белый гриб или боровик) -А еще его называют гриб-полковник. А вообще это супер-гриб. Он воплотит в себе все грибное обаяние, всю грибную силу и красоту. А вы знаете, почему его называют белым грибом? Ведь шляпка у него коричневая, да и ножка не совсем белая. Но если засушить эти грибы или пожарить, или сварить, то они всегда остаются белыми, в отличие от других грибов. 6.Содружество растений и грибов. - Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску! Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”. - О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами). - Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами… (Слайд) - Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии). - У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.(Слайд) - Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке - Встаньте, ребята, пожалуйста!(Слайд) V I.Физкультминутка.Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседание.) На пеньке растут опята. Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) Утомил всех долгий путь, Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.) VII. Продолжение изучения материала.- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята. - Продолжим наше путешествие по лесу. - А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу. - Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревья).(Слайд) Показ гриба трутовика, который дерево точит. - Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы (Слайд) - Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу - А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы. (Слайд) (Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.) - Что это? (Плесень). - А я называю плесень грибами. Если рассмотреть плесень под микроскопом то видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб). - Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы). - Можно назвать ее грибом? (Да). - Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет). - Почему? (У нее нет шляпки). - Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом? Дополняется схема5 (Слайд) - Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся). - Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. Демонстрирую упаковку таблеток. - А люди используют грибы в пищу? (Да).(Слайд) - Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют). - Правильно. Молодцы. - Я пришла к вам с непустыми руками, Я пришла с грибами. (Показ банки с маринованными грибами). - Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу). - Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму. - До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает: - Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).(Слайд) - Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы-“подснежники”. Они занесены в Красную книгу России. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это вешенки. (Показ настоящих грибов). Их выращивают у нас в теплицах, налажено их производство. – А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы? Работа с тестом ( работа в группах) - Возьмите тест. (Приложение 3). Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”. Идет работа в группах по тесту (запись “Голоса леса”). - Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу. На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы группы).
- Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы. - Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться. VIII. Обобщение о значении грибов.- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело). - Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов). - Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет). Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные) - Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться). Дополняется схема 6 (Слайд)) – Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти. - А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка). Показ гриба “Бледная поганка”. - Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо. - Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать. Игра: съедобные, несъедобные. - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы). Звучит запись “Голоса леса”. Дети работают. - Закончили. Давайте проверим. - Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает). - Молодцы, справились с заданием. Дети выставляют корзины к доске. - А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами. - Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей). Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой. - Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов). - Тогда слушайте внимательно и запоминайте: 1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”. 2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты. Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе. В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку. 3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. – И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?! – Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники! VII. Подведение итогов урока.- Давайте подведем итоги. Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы). 2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница). 1группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые). 2 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка). 1 группе: Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). 2 группе: Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные). - Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! - Сегодня мы так много узнали на уроке. - Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. -И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”. - А какая же группа потрудилась лучше? Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний. - Давайте объединим их в общую корзину . Запись слов боровика: “Вы сегодня все хорошо потрудились и получаете отличные оценки. А ваш лесной трофей превратился в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я вас угощаю”. – Поработали на “5”, А теперь всем отдыхать! Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята” или конфетами “белые грибы”. - Всем спасибо за хорошую работу! Рефлексия: Мне было интересно, когда….. Мне было трудно, когда….. Мне понравилось работать с …. Я научился….. Я был бы рад 1.Ор 1.Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена. 2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества. 3. Орган, который растёт вниз, находится в почве. 4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. 5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается. 6. Орган растения, из которого развиваются плоды.
|
Тема : «В царстве грибов» Цели и задачи Продолжить раскрытие связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов | Урок по предмету «Окружающий мир» в 1 б классе по теме: «В царстве грибов» Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы | ||
Конспект урока по окружающему миру Тема: "В царстве грибов" Цели и задачи: расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; развивать умение видеть взаимосвязи в природе;... | Тема урока. Многообразие грибов Задачи: 1 познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов | ||
Урока: «В царстве грибов». Цели урока ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: сформировать представление о грибах как об отдельном царстве природы; рассмотреть правила определения съедобных и несъедобных... | ||
В царстве грибов Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. М. Шубникова | В царстве грибов А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г | ||
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда... ... | Урок по теме: «В царстве грибов» Почему возникла необходимость в создании зоопарков, заповедников и национальных парков? | ||
Урок-исследование по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме «В царстве грибов» ... | Урок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка... | ||
Урок окружающего мира по теме «В царстве грибов» Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Урок по окружающему миру и информатике. Тема «Царство грибов» Цель: Познакомить детей с особенностями царства грибов. Прививать бережное отношение к родной природе. Развивать логическое мышление... | ||
«Математика в царстве грибов». Данный урок проводится в 7 классе, в первой четверти Губкин, Белгородская область, моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкин Белгородской... | Конспект урока «окружающий мир» 2 класс Тема: в царстве природы… Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф |