Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб





НазваниеСтроганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб
страница1/3
Дата публикации17.09.2014
Размер0.5 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > География > Учебник
  1   2   3

Т.С. Сухова В.И. Строганов

Природоведение

Москва

Издательский центр "Вентана-Граф"

2008


ББК 20я72
С91

Учебник включен в федеральный перечень

Сухова Т.С., Строганов В.И.

С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще-
образовательных учреждений. — 2-е изд., дораб. — М.:
ВентанаТраф, 2008. — 224 с.: ил.
ISBN 978-5-360-00806-4

Учебник реализует концептуальные идеи программы
(авт. Т.С. Сухова, В.И. Строганов), направленной на формирова-
ние у учащихся целостной картины материального мира, раскры-
тие вопросов единства живой и неживой природы и уникально-
сти жизни на планете Земля.


При изучении многообразных природных явлений (физиче-
ских, химических, биологических) особое внимание уделяется эко-
логическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы.


Содержание, структура и методический аппарат учебника созда-
ют условия для интерактивного обучения учащихся.


Соответствует федеральному компоненту государственных обра-
зовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).


ББК 20я72

При работе с учебником твоими помощниками будут
условные знаки.


Выполни в тетради. Это задание надо выполнить в рабочей тетради:
сделать запись или рисунок.


Домашнее задание. Такой знак может встретиться не только в конце
параграфа, но и в любой части текста.


Нужно провести наблюдение, выполнить опыт или лабораторную
работу.


Таким цветом отмечены параграфы, которые изучаются по усмотрению
учителя. По предложению учителя можно выполнить дополнительное
задание, не обязательное для всех.


Подумай и ответь. Надеемся, что тебе будет интересно подумать над
нашими вопросами.


*

© Т.С. Сухова, В.И. Строганов, 2007 © Издательский центр «ВентанаТраф», 2007 © Т.С. Сухова, В.И. Строганов, доработка, 2008 ISBN 978-5-360-00806-4 © Издательский центр «ВентанаТраф», доработка, 2008




Введение

Что тебя окружает
Живая и неживая природа

Этот камень рычал когда-то,

Этот плющ парил в облаках...

Н.С. Гумилев

Ты знаешь, что природа бывает живая и неживая. Назови тела неживой
природы и тела живой природы, или живые организмы.


Учебник познакомит тебя с окружающим миром природы, которая удив-
ляет не только своим разнообразием, но и «правилами», строгим порядком.


Мы надеемся, что, работая с учебником, рассматривая рисунки, выпол-
няя предложенные задания, ты сумеешь самостоятельно найти ответы на
многие загадки окружающего мира, а может быть, и задать новые вопросы.
Ведь природа хранит столько тайн!


На некоторые вопросы ты можешь сразу не ответить. Но ведь и уче-
ные — исследователи природы тоже постепенно узнавали ее законы. Они про-
водили многочисленные исследования, опыты, наблюдения, прежде чем сде-
лали свои открытия. Ты будешь учиться наблюдать, ставить опыты и, может
быть, тоже откроешь что-то новое, до того неизвестное в окружающем нас
мире. Но знаешь ли ты, чем отличается опыт от наблюдения?


Наблюдают явления живой и неживой природы в естественных усло-
виях. Опыт проводят, специально создавая условия, позволяющие
многократно воспроизводить изучаемое явление.


Рассмотри рисунок 1 (с. 4) и реши, где, на твой взгляд, изображен
опыт. Ответ запиши, указав, почему ты так считаешь.


Перелистай страницы учебника, выбери по 1—2 примера наблюдений
и опытов, пользуясь условными обозначениями. Запиши в тетрадь по
одному примеру.


Опыт

Наблюдение










Наблюдение — начальный этап исследования, затем высказывается гипо­теза, т. е. предположение (гипотеза) о причинах наблюдаемого явления. Пра­вильность предположения проверяется в ходе проведения опыта. В такой по­следовательности строится научное исследование: наблюдение —» гипотеза —*■ опыт —*■ вывод.











Рис. 1

Чтобы результативно провести опыт или наблюдение, необходимо составить план исследования, т. е. ответить на определенные вопросы.

  1. Зачем ты будешь проводить исследование? Щель опыта или наблюдения.)

  2. Как и что будешь делать? (Ход работы.)

  3. Что удалось получить или обнаружить? (Результаты работы.)

  4. Какие выводы можно сделать? (Выводы опыта или наблюдения.)

Постарайся в дальнейшей работе при постановке и объяснении опытов или наблюдений опираться на предложенный нами план исследования.

Жизнь вокруг разнообразна, удивительна и сложна. Свои тайны она от­крывает самым терпеливым, любознательным и трудолюбивым. Развивай в себе эти исследовательские качества, и тебе станет интереснее жить в пора­жающем воображение мире природы, открывая в каждом его явлении гармо­нию и красоту.

4




Однако любое исследование требует предварительной подготовки. Это значит, что исследователем природы может быть человек, научившийся:

  • использовать свои знания о природе;

  • ставить опыты и проводить наблюдения;

  • применять инструменты и лабораторное оборудование;

  • работать со схемами, рисунками, книгами, которые содержат различ­имо информацию;

  • делать выводы из своих наблюдений или результатов опыта.

Внимательно просмотри свою личную библиотечку, может быть, ка-
кие-то книги о природе теперь ты прочитаешь по-новому, как исследо-
ватель. Расскажи, что тебя удивило, поразило, заставило задуматься.


Проведи дома исследования.

  1. Определи ширину письменного стола и ширину ладони своей руки.

  2. Выясни температуру в помещении, измерь температуру своего тела.

  3. Узнай длину своей ступни и длину письменного стола.

Какие измерительные приборы тебе помогли провести исследования?

Изучи лабораторное (исследовательское) оборудование, представ-
ленное на рисунке 2. Зарисуй в тетради пробирку, колбу и стакан.
С ними нам придется часто работать, проводя опыты.




Рнс. 2. Лабораторное оборудование: 1 — металлический штатив; 2 стакан; 3 пробирка; 4 спиртовка; 5 — колба

5




Загадки природы

Мы часто мечтаем о чудесах. А они рядом, и их так много, что для изуче­ния всех чудес не хватит жизни человека. Вспомни, что поразило тебя в лесу, в поле, у озера или реки. Согласись, обидно, когда удивительное рядом, а ты его не замечаешь, потому что не умеешь разглядеть, обнаружить чудо, просто не обращаешь на него внимания. Давай попробуем вместе подумать над неко­торыми загадочными явлениями. Попытайся ответить, рассмотрев рисун­ки 3-7, о чем они рассказывают и почему так бывает.



6




Какие явления, изображенные на рисунках 3—7, тебе знакомы, а какие
удивили или показались непонятными? Поставь номера этих рисунков
в соответствующие колонки.


Ты знаешь, что в окружающем мире есть тела живой природы (организ­мы) и тела неживой природы. Рассмотри рисунок 8 и назови тела живой и не­живой природы. Приведи свои примеры.



Рис. 8

Могу объяснить. № рисунка

Приходилось это наблюдать, но не могу объяснить. № рисунка

Меня удивило это явление. № рисунка












Теперь тебе, наверное, нетрудно будет вспомнить признаки живых
организмов. Запиши их в тетради.


Живые организмы нашей планеты обитают везде: на суше, в воде, в воз­духе (рис. 9), т. е. там, где находят все необходимое для своей жизни.

Вспомни лето. Теплый солнечный день. По небу медленно плывут об­лака. Можно идти куда угодно: в лес, в поле, на речку. Рассмотри рисун­ки 10-12.



Рис. 9

Представь безветренный летний день в лесу. Кругом тишина, но лес по­лон жизни: осторожно перепархивают с ветки на ветку птицы, вздрагивают листья осины, и, кажется, слышно, как звенят колокольчики на поляне.

Вот молоденькие березки словно выбежали на солнечную опушку им темно в лесу под кронами могучих елей.

Под землей тоже идет жизнь, хотя она и не так заметна: ползают между комочками почвы черви, роют бесконечные ходы и тоннели кроты. Каждый видел следы их деятельности выброшенные на поверхность кучки земли, их называют «кротовины».

8




9




Подойдя к пруду, мы увидим, что здесь кипит жизнь. На редком водоеме нет лягушек. Может быть, тебе удавалось подметить, как лягушка охотится? Неподвижно, подобно изваянию, сидит она на берегу, ожидая, чтобы какое-



10




нибудь неосторожное насекомое подлетело к ней поближе. Стремительным
прыжком она бросается вперед и выкидывает изо рта свой длинный язык. До-
быча схвачена — и ловкий охотник снова сидит неподвижно, как ни в чем не
бывало.


В воздухе над прибрежными кустами и водными растениями летают
стрекозы. По поверхности воды скользят клопы-водомерки. Их тонкие широ-
ко расставленные ножки смазаны особыми жировыми выделениями и поэто-
му не смачиваются водой. Благодаря этому водомерки могут скользить по во-
де, догоняя свою добычу — мелких насекомых.


В пруду растут водные растения, например красивые белые кувшинки,
которые посещают многочисленные насекомые, опыляя эти растения.


Вспомни, как гудят пчелы и шмели на лугу; как шумят и гнутся под ветром
травы; как при нашем приближении скрываются потревоженные обитатели
этих мест. То из-под ног выскочит кузнечик, то вспорхнет с цветка бабочка.


Одни живые существа живут в воде, т. е. в водной среде; другие —
на суше, т. е. в наземно-воздушной среде; третьи — в почве. Каждая
группа организмов приспособилась к тем условиям, где обитает.


Какие живые существа в какой среде обитают? Запиши названия этих
организмов в таблицу или нарисуй их.


11






Все окружающие нас предметы, а также растения, животные и мы са­ми — это тела живой или неживой природы.

Удивительно, что при всем многообразии красок, звуков, форм в живой и неживой природе встречаются сходные явления, одинаковые вещества, те­ла, имеющие общие признаки (рис. 13).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconТребования к уровню подготовки
Учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана-Граф,...
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconВиноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных...
Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования второго поколения
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconСухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс
Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,...
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconУчебники и учебные пособия для учащихся № Название (автор, издательство,...
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconСонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
А. А. Плешаков, Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2010 г
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconСоставлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, М.: Дрофа, 2006. Учебник:...
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconУчебник для образовательных учреждений Л. С. Атанасян и др.,-М. Просвещ...
Учебник: Геометрия 10-11. Учебник для образовательных учреждений Л. С. Атанасян и др.,-М. Просвещ изд. 15, 2008 г
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: учебник Мордкович А, Г. Алгебра. 8 класс. В 2x. Ч учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович....
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconПлешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconКонспект урока. Организационная информация
Учебник: Геометрия 10-11. Учебник для образовательных учреждений Л. С. Атанасян и др.,-М. Просвещ изд. 15, 2008 г
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconПриродоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconРабочая программа по природоведению 5 класс Базовый уровень
А. А. Плешаков, Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2010 г
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся обще- образовательных учреждений. 2-е изд., дораб iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. – Изд. 3-е...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск