Учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана-Граф, 2007.- 224с.: ил. Введение. Что тебя окружает ( 6ч)
№ урока по порядку
| № урока в теме
| Календарные сроки
| Тема урока
| Требования к уровню подготовки
| Информационно-методическое обеспечение
| 1
| 1
|
| Живая и неживая природа
| Распознавать на рисунках и таблицах примеры опытов и наблюдений.
Приводить примеры опытов и наблюдений.
Называть лабораторное оборудование (штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба), используемое при проведении лабораторных и практических работ.
| Рисунки, таблицы
| 2
| 2
|
| Экскурсия: живая и неживая природа
| Наблюдать за телами неживой и живой природы
Описывать личные наблюдения.
| Тетрадь, карандаш
| 3
| 3
|
| Загадки природы
| Называть признаки живых организмов.
Распознавать и описывать различные среды жизни живых организмов.
Сравнивать по заданным критериям различные среды жизни живых организмов.
Приводить примеры организмов приспособившихся к жизни в определённых условиях среды.
| рисунки
| 4
| 4
|
| Единство живой и неживой природы
| Называть общие признаки присущие телам живой и неживой природы.
Приводить примеры, подтверждающие, что тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.
| Соль, сахар, спиртовка, гвоздь, стекло, лучина, хлеб, марганцовка
| 5
| 5
|
| Изменяется ли окружающий нас мир?
| Называть изменения, происходящие в природе
Приводить примеры различных (по временным рамкам) изменений.
Доказывать, что «Всё течёт, всё изменяется».
| Рисунки
| 6
| 6
|
| Физические и химические изменения в живых организмах
| Распознавать и описывать по немому рисунку процесс испарения воды. Объяснять процесс перехода воды в парообразное состояние. Доказывать зависимость испарения различного количества воды от условий окружающей среды.
| рисунки
| Многообразие природных явлений (3 ч)
7
| 1
|
| Всё течет, всё изменяется
| Приводить примеры тел, перемещающихся в пространстве по отношению к самому себе. Распознавать и описывать химические, физические и биологические явления. Объяснять изменения, происходящие с относительно неподвижными телами. Сравнивать химические и физические явления.
| рисунки
| 8
| 2
|
| Чем различаются химические и физические явления?
| Приводить примеры химических и физических явлений. Распознавать по немому рисунку и описывать химические и физические явления
| Сахар, спиртовка
| 9
| 3
|
| Контрольный урок
|
|
| Химические явления в живой и неживой природе (4 ч)
10
| 1
|
| Как узнать, что химическая реакция произошла?
| Называть признаки химической реакции. Распознавать и описывать признаки химических реакций.
| Перекись водорода, спиртовка, картофель, лучина, семена
| 11
| 2
|
| Можно ли повлиять на химическую реакцию?
| Приводить примеры опытов по наблюдению химических реакций. Распознавать оптимальные условия для протекания химической реакции Объяснять влияние различных условий на результаты протекания химической реакции
| рисунки
| 12
| 3
|
| Какие условия необходимы для реакции горения?
| Называть признак химической реакции горения; условия, необходимые для реакции горения. Перечислять правила противопожарной безопасности; правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Предлагать меры предупреждения отравления угарным газом. Объяснять необходимость наличия определённых условий для протекания реакции горения
| рисунки
| 13
| 4
|
| Вещества, образуемые растениями
| Давать определение терминам фитонциды, витамины. Перечислять витамины, содержащиеся преимущественно в растениях; приводить примеры растений, содержащих фитонциды, дубильные вещества, витамины; называть растения, содержащие яды опасные для здоровья человека. Применять приобретённые знания для безопасного поведения в природной среде. Объяснять необходимость использования в рационе человека растительной пищи.
| таблицы
| Физические явления в живой и неживой природе (6 ч)
14
| 1
|
| Что необходимо знать, изучая физические явления?
| Давать определение терминам механические, звуковые, световые, магнитные явления. Распознавать различные физические явления. Описывать механические, звуковые и световые явления. Применять приобретённые знания для пользования компасом и магнитом. Объяснять механизм появления молнии и грома во время грозы
| Магнит, компас
| 15
| 2
|
| Магнитные и электрические явления. Лаб. раб. №1
| Распознавать и описывать магнитные и электрические явления. Объяснять результаты опытов.
| Гвозди, карандаш, кнопка, лист бумаги, лист растения, перо птицы, пластмассовая расчёска
| 16
| 3
|
| Механические движения в живой и неживой природе
| Давать определение термину механическое движение. Распознавать движущиеся тела Приводить примеры механического движения в живой природе Объяснять зависимость появления молнии раньше грома при грозе
| рисунки
| 17
| 4
|
| Световые явления в живой и не живой природе
| Давать определение термину источники света. Распознавать и описывать каким образом распространяется свет в воздухе. Сравнивать естественные и искусственные источники света Объяснять, почему мир, в котором мы живём, так многоцветен
| рисунки
| 18
| 5
|
| Свет в жизни живых организмов
| Описывать орган зрения у различных животных и определять их значение в жизни животного. Объяснять различную степень развития органов зрения у разных групп животных. Выделять приспособления различных животных к условиям среды обитания. Приводить примеры наличия защитной окраски у животных Волгоградской области.
| таблицы
| 19
| 6
|
| Звуковые явления в живой и неживой природе
| Приводить примеры источников звука; называть насекомых, издающих звуки. Объяснять механизм распространения звука. Объяснять роль звуков в жизни различных животных, приводить примеры
| Расчёска, нитка
| Биологические явления (4 ч)
20
| 1
|
| Как идет жизнь на Земле
| Объяснять появление на Земле новых живых организмов. Приводить примеры приспособления растений к размножению. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.
| таблицы
| 21
| 2
|
| Прибор, открывающий «невидимое»
Лаб. раб.№2
| Распознавать части микроскопа и описывать их значение в работе. Определять увеличение используемого микроскопа Соблюдать правила работы с микроскопом.
| микроскоп
| 22
| 3
|
| Живое и неживое под микроскопом
Лаб. раб. №3
| Распознавать и описывать изучаемые под микроскопом объекты. Сравнивать рассматриваемые объекты по предложенным критериям. Доказывать появление живых организмов от других живых организмов.
| Микроскоп, микропрепарат
| 23
| 4
|
| Контрольный урок
|
|
| Особенности живого организма (26ч)
24
| 1
|
| Как размножаются живые организмы?
| Давать определение термину оплодотворение. Распознавать и описывать по рисунку процесс оплодотворения. Выделять главные отличительные признаки бесполого размножения и полового.
| рисунки
| 25
| 2
|
| Как размножаются животные?
| Распознавать формы размножения у различных животных. Приводить примеры бесполого и полового размножения
| таблицы
| 26
| 3
|
| Как размножаются растения?
| Определять роль цветка в природе и роль цветов в жизни самого растения. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. Объяснять процесс, происходящий с посаженным на грядке семенем.
| таблицы
| 27
| 4
|
| Строение семени
Лаб. раб №4
| Распознавать и описывать строение семени фасоли. Выделять общие этапы до появления нового организма, которые проходят растения, животные, человек
| Семя, лупа
| 28
| 5
|
| Экскурсия «Распространение плодов и семян»
|
| Тетрадь, карандаш
| 29
| 6
|
| Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
| Распознавать части растений, из которых образуется новое поколение. Приводить примеры растений, размножающихся бесполым путём. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.
| рисунки
| 30
| 7
|
| Как переселяются растения?
| Распознавать приспособления к распространению плодов и семян у различных видов растений. Доказывать необходимость наличия вкуса, цвета и запаха плодов для самих растений. Определять по внешнему виду семян способы их распространения.
| рисунки
| 31
| 9
|
| Почему всем хватает места на Земле?
| Называть причины гибели живых организмов. Объяснять зависимость между количеством потомства и его выживаемостью. Устанавливать взаимосвязь между количеством потомков всех живых организмов и территорией нашей планеты. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.
| таблицы
| 32
| 10
|
| Как живые организмы переносят неблагоприятные условия для жизни?
| Распознавать и описывать среду обитания растений, животных и человека. Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни растений, животных и человека. Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека. Описывать типы взаимоотношений между живыми организмами.
| рисунки
| 33
| 11
|
| Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
| Приводить примеры растительноядных, хищников, паразитов
| таблицы
| 34
| 12
|
| Экскурсия «Живые организмы зимой»
| Уметь наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, доказывать влияние условий среды на живой организм
|
| 35
| 13
|
| Как питаются разные животные?
| Приводить свои примеры типов питания у различных животных. Распознавать и описывать по рисунку особенности питания животных. Объяснять влияние условий жизни на способ добычи пищи
| презентация
| 36
| 14
|
| Как питается растение?
Лаб. раб. №5
| Приводить примеры типов питания растений (паразиты, фотосинтезирующие) Распознавать и описывать особенности клеточного строения зеленого листа. Объяснять значение зеленого пигмента – хлорофилла.
| Микроскоп, лист растения
| 37
| 15
|
| Только ли лист кормит растение?
Лаб. раб. №6
| Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка; типы соцветий. Приводить свои примеры растений, имеющих различные соцветия. Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.
| гербарий
| 38
| 16
|
| Как питаются паразиты?
| Называть функции зубов; Распознавать и описывать по рисункам виды зубов
| рисунки
| 39
| 17
|
| Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
| Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине. Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями Выделять особенности минерального питания растений
| рисунки
| 40
| 18
|
| Можно ли жить без воды?
| Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений.
| Семена, лист растения
| 41
| 19
|
| Можно ли жить не питаясь?
| Выделять приспособления растений для дыхания. Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания
| рисунки
| 42
| 20
|
| Как можно добыть энергию для жизни?
| Приводить свои примеры различных типов питания живых организмов. Объяснять значение различных приспособлений для обеспечения жизнедеятельности
| рисунки
| 43
| 21
|
| Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
| Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно. Объяснять биологическое значение вегетативного, размножения. Выделять особенности полового типов размножения у растений
| рисунки
| 44
| 22
|
| Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лаб. раб. №7
| Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение. Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни
| Микроскоп, микропрепараты
| 45
| 23
|
| Разнообразие клеток многоклеточных организмов. Лаб. раб.№8
| Доказывать, что строение клеток связано с их функцией в многоклеточном организме
| Микроскоп, микропрепараты тканей
| 46
| 24
|
| Можно ли жить и не дышать?
| Описывать условия прорастания семян. Объяснять целесообразность использования правил посева семян. Определять сроки посева семян различных растений. Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева.
| рисунки
| 47
| 25
|
| Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
| Объяснять особенности обмена веществами между живыми организмами и окружающей средой. Выделять особенности обмена веществ у растений и животных. Устанавливать соответствие между количеством и разнообразием живых существ на данной территории и интенсивностью круговорота веществ и энергии.
| рисунки
| 48
| 26
|
| Контрольный урок
|
|
| Движения в сферах планеты и в космосе (9 ч)
49
| 1
|
| Изменения облика земли и живых организмов
| Приводить свои примеры Доказательств изменения живых организмов. Описывать этапы развития живого мира. Распознавать последовательность этапов смены растительного и животного мира
| Таблицы, рисунки
| 50
| 2
|
| Движение литосферы
| Объяснять особенности внутреннего строения Земли. Характеризовать особенности движения литосферных плит и отражения движения на процессы на поверхности земли.
| презентация
| 51
| 3
|
| Движение атмосферы
| Называть виды движения воздушных масс. Выделять сезонные, постоянные ветры Объяснять особенности формирования различных стихийных процессов в атмосфере и их последствия на Земле
| Климатическая карта, рисунки
| 52
| 4
|
| Движение гидросферы
| Называть состав гидросферы. Объяснять особенности формирования приливных и отливных явлений, течений, волн
| Контурная карта, физическая карта мира
| 53
| 5
|
| Круговорот воды в природе
| Описывать условия протекания испарения и конденсации Объяснять механизм перемещения влаги в пространстве Определять особенности круговорота воды на конкретной территории Устанавливать соответствие между объемами влаги на поверхности земли и интенсивностью круговорота воды Доказывать участие в круговороте воды живых организмов
| Спиртовка, сосуд с водой
| 54
| 6
|
| Взаимосвязь сфер жизни
| Давать определение терминам выветривание, рельеф, биогенное происхождение. Приводить примеры магматических, метаморфических и осадочных горных пород Объяснять особенности и значение протекающего в природе круговорота веществ и энергии Выделять значение различных групп живых организмов в круговороте веществ
| Коллекции горных пород
| 55
| 7
|
| Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Лаб.раб.№9
| Составление характеристики образца горной породы Исследование признаков : цвет, блеск, слоистость Поиск с помощью учебника возможного времени образования конкретных образцов
| Горные породы
| 56
| 8
|
| Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики
| Давать определение терминам галактика, звезда, планета, метеорит Объяснять влияние вращений Земли на смену времен года, дня и ночи, влияние спутника Земли Луны на приливы и отливы, на жизнедеятельность живых организмов. Находить на звездном небе созвездия
| презентация
| 57
| 9
|
| Контрольный урок
|
|
| Освоение человеком природы (3 ч)
58
| 1
|
| Роль современной науки в жизни человечества
| Называть ученых достигших больших успехов в деле изучения и освоения космоса. Объяснять значение и необходимость процесса изучения и освоения космоса
| рисунки
| 59
| 2
|
| Человек- часть природы
| Давать определение терминам экология, антропогенное воздействие. Приводить свои примеры воздействия факторов среды на жизнедеятельность живых организмов и здоровье человека. Объяснять как зависит здоровье человека от качества пищи, воздуха, воды. Выделять значение значение для современного человека сохранение окружающей среды. Прогнозировать влияние среды на здоровье человека
| рисунки
| 60
| 3
|
| Влияние человека на биосферу
| Давать определение терминам биосфера. Приводить примеры изменений в живой оболочке под воздействием деятельности человека Объяснять влияние деятельности человека на изменения различных характеристик естественной среды и в последствии на качество жизни живых организмов Находить пути решения экологических проблем человечества
| рисунки
| Здоровье человека и безопасность жизни (10 ч)
61
| 1
|
| Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек и их влияние на здоровье
| Знать виды вредных привычек и их влияние на здоровье человека
| таблицы
| 62
| 2
|
| Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения
| Знать и применять на практике правила поведения в опасных ситуациях
| памятки
| 63
| 3
|
| Простейшие способы оказания первой помощи
| Знать и уметь оказывать простейшие способы оказания первой помощи
| таблицы
| 64
| 4
|
| Практическая работа «определение сторон горизонта различными способами»
| Знать способы ориентирования на местности
|
| 65
| 5
|
| Практическая работа «Определение названий растений и животных»
| Уметь определять названия растений и животных
|
| 66
| 6
|
| Экскурсия «Знакомство с экологическими проблемами своей местности»
| Называть экологические проблемы своей местности и предлагать их пути решения
|
| 67
| 7
|
| Практическая работа «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»
|
|
| 68
| 8
|
| Экскурсия «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»
| Называть названия растений. Анализировать степень и качество воздействия человека на санитарное состояние растений Делать выводы о перспективах развития пришкольного участка
|
| 69
| 9
|
| Экскурсия «Звуки в живой природе». Итоговый урок
| Звуки общения птиц и насекомых
|
| 70
| 10
|
| Задания на лето
|
|
| |