Требования к уровню подготовки учащихся по биологии





Скачать 148.3 Kb.
НазваниеТребования к уровню подготовки учащихся по биологии
Дата публикации19.05.2015
Размер148.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Учащиеся по биологии должны иметь знания, необходимые для достижения целей биологического образования, уровня биологической подготовки учащихся. Требования характеризуют нижнюю границу знаний и умений, которыми должны овладеть все физически и психически здоровые учащиеся, выполняющие в полном объеме свои учебные обязанности. Требования излагаются в форме различных видов учебной деятельности, которые отражают специфику биологического образования и свидетельствуют об овладении учащимися базовым содержанием.

Перечень основных знаний и умений, контролируемых у школьников по завершении 9 класса.

Основные знания.

общие признаки живого организма, их клеточное строение;

основные положения клеточной теории, химический состав клетки, строение и функции клеток растений, животных, грибов. и бактерий;

деление клетки. роль хромосом в хранении и передаче наследственной информации, ткани растений и животных и их функций;

вирусы, вызываемые ими заболевания их профилактика;

строение, функции организмов грибов, бактерий, растений. животных;

строение и функции органов и систем органов человека;

внутренняя среда организма, иммунитет;

особенности человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;

основные процессы жизнедеятельности организмов: обмен веществ . роль ферментов, гормонов и витаминов в жизнедеятельности организма человека;

автотрофные и гетеротрофные организмы, особенности их питания, значение фотосинтеза;

регуляция процессов жизнедеятельности;

рост, развитие и размножение организмов, значение этих процессов;

вид, популяция;

среда обитания организмов, экологические факторы, взаимосвязь организмов и среды их обитания, сезонные изменения в жизни растений и животных;

природные и искусственные сообщества, приспособленность организмов к жизни в природном сообществе;

организмы - производители, потребители и разрушители, пищевые связи;

круговорот веществ в природе и роль организмов в нем;

роль человека в повышении продуктивности искусственного сообщества;

влияние деятельности человека на организмы, виды, природные сообщества, меры по их охране;

здоровый образ жизни, влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, факторы, способствующие сохранению и укреплению здоровья;

особенности вида как единицы систематики и эволюции, его критерии, человек как биологический вид;

признаки основных царств живой природы, систематические категории, значение классификации, место человека, растений, животных, грибов в системе органического мира;

систематические признаки основных отделов растений, классов, семейств и видов покрытосеменных, одноклеточных животных, основных типов многоклеточных животных, классов членистоногих и хордовых;

разнообразие сортов растений и пород животных, биологические основы их выращивания и разведения;

причины, результаты и этапы эволюции растений и животных, происхождения человека..

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ

Применять знания::

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдение гигиенических норм, профилактика травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вирусов, для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразие видов.

Сравнивать:

строение и функции клеток бактерий, грибов, растений, животных;

ткани растений, животных;

природные и искусственные сообщества;

семейства, классы покрытосеменных растений, отделы растений, типы животных, классы хордовых, царство живой природы.

Наблюдать:

сезонные изменения в жизни растений и животных; поведения животных; приспособленность организмов к среде обитания:

микропрепараты клеток и тканей различных организмов.

Узнавать:

в природе, в коллекциях, на гербарных материалах, рисунках, таблицах наиболее распространенные виды растений и животных, культурные растения и домашних животных местного региона, съедобные и ядовитые грибы;

на таблицах и рисунках клетки растений и животных, их части, ткани, органы растений, органы и системы органов животных.

Делать вывод:

о клеточном строении организмов, о единстве органического мира;

об историческом развитии растительного и животного мира;

о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов, систем органов.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ, НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Знания - формирование в психике учащихся образов (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, температурных, болевых осязательных (тактильных), эмоциональных и т.д.) и понятий.

Если за знаниями на уроках биологии мы видим далеко стоящие цели, и знания нам помогают их достичь, то такое обучение способствует формированию развивающейся личности.

Формирование знаний на разных уровнях

1 уровень — уровень знакомства. Ученик может произвести опознание, различие, соотнесение.

2 уровень - воспроизведения, т.е. уровень «репродукций».

3 уровень - знание—умение (по образцу).

4 уровень — знание-трансформация - умение применять решения в творческих ситуациях. Перенос умения в новые области не изучавшиеся ранее.

При изучении биологии желательно определить ценность знаний. Исходя из этого, часть знаний можно формировать на первом уровне, часть на втором и т.д.

Иногда у педагога наблюдается стремление добиваться как можно более глубокого усвоения всех знаний по изучаемому предмету. Это не всегда оправдано и ведет к перегрузке учащихся, к психическим срывам, к снижению мотивации обучения.

При формировании знаний желательно помнить об уровнях системности знаний.

Четыре уровня системности знаний по биологии.

1. Локальный характер связей. Определенные понятия и термины, нет связей между ними.

2. Частично—системные связи. Система связей по какой—то теме, вопросу.

3. Внутрисистемные связи. Есть система связей знаний по предмету. Усвоены его основные идеи, понятия и закономерности.

4. Межпредметные связи.

Бинарные или синтетические уроки позволяют формировать связи на четвертом уровне.

Знания оторваны от жизни. Учитывая такое положение дел, желательно акцент сместить на умения учиться, интеллектуальные и коммуникативные умения, на свойства личности учащихся.

Изучение биологии должно обеспечивать полноценное качество знаний.

1. Полнота знаний — количество элементов основных программных знаний.

2. Глубина знаний - совокупность существенных связей.

3. Оперативность знаний - число ситуаций, в которых применяются знания или число способов, которыми ученик применяет знания.

4. Гибкость знаний — готовность ученика к самостоятельному нахождению способов применения знаний в изменяющихся ситуациях.

5. Свернутость знаний - способность выразить знания компактно, но так, чтобы был виден результат (план).

6. Развернутость знаний - способность раскрыть систему шагов, ведущих к свертыванию знаний.

7. Системность знаний - осознание учеником знаний по их месту в структуре научной теории.

8. Систематичность знаний - в сознании совокупности знаний, их иерархии, последовательности и взаимосвязи.

9. Факт эмпирический уровень - примеры . Теоретический уровень - вывод.

10. Обобщенность - способность подвести конкретные знания под обобщенные идеи. Конкретность - способность объяснить частное как проявление общего.

11. Осознанность - понимание учениками связи между знаниями, пути получения, умение доказывать принцип действия этих связей.

12. Прочность - устойчивая фиксация в памяти системы существующих знаний, готовность воспитывать эти качества.

Изучение биологии обеспечивает 3 уровня усвоения знаний:

1 уровень — организует восприятие, осмысление, запоминание.

2 уровень - применение знаний в знакомой ситуации.

3 уровень — применение знаний в измененной ситуации.

Формирование умений на уроках биологии

Умение— умственное или физическое действие, направленное на какой-то объект или процесс. Эти действия придают новые свойства объекту или процессу в соответствии с поставленной целью.

Группы умений

1. Предметные.

2. Общеучебные.

3. Интеллектуальные.

4. Коммуникативные.

5. Умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.

I. Предметные умения.

В школьных программах, стандартах приводится перечень необходимых умений, которыми должны овладеть учащиеся.

II. Общеучебные умения.

Необходимые общеучебные умения и навыки:

1. Работа с письменными текстами: умение читать (скорость чтения), понимать прочитанное, запоминать прочитанное, использовать при конспектировании различные подходы, краткая запись основных мыслей, составление структуры прочитанного путем перечня стержневых мыслей, представление основных мыслей в виде схем, изображение основных мыслей в виде опорных сигналов, составление схемы — конспекта.

2. Умение конспектировать речь выступающего.

3. Умение находить интересную информацию в справочниках и другой литературе и т.д.

III. Интеллектуальные умения.

1. Стратегическое мышление, которое охватывает основные механизмы познавательной деятельности: анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез.

2. Повышение возможностей: вывести слабых учеников на уровень развития, который позволит им успешно овладеть программой.

3. Всесторонний подход к вопросу: научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.

4. Структура интеллекта.

Два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; дивергентное, центробежное, устремляющиеся одновременно в нескольких направлениях, стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых понятий.

IV. Коммуникативные умения.

1. Умение понятно излагать свои мысли.

2. Умение кратко излагать свои мысли.

3. Умение точно излагать свои мысли.

4. Умение задавать вопросы.

5. Умение вежливо излагать свои мысли.

6. Умение отвечать на вопросы.

7. Умение возражать.

8. Умение слушать и т.д.

9. Умение приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям.

Формирование навыков на уроках биологии

Для того, чтобы сформировать полноценное умственное действие, чтобы учащийся приобрел прочный навык в этом действии, необходимо, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов:

- этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия;

- этап формирования действия в материальном виде;

- этап формирования действия при проговаривании отдельных элементов действия про себя;

- заключительный этап - формирование действия как внутреннего умственного. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным наблюдению.

Признаки творческой деятельности на уроках биологии

1. Умение переносить знания в новую ситуацию.

2. Умение видеть функцию объекта.

3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию.

4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач).

5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое).

6. Выработка альтернативного мышления.

7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).

ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и вне урочное время.

При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Существенным являются умения обобщать опыт педагогов.

В планировании контроля и отслеживания качества знаний по биологии есть свои особенности . Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом. Учащиеся должны иметь адекватное представление о тех материальных процессах которые совершаются в молекулах , клетках , биоструктурах , глубже понимать и объяснять объективные закономерности микромира , живых объектов.

Необходимо в аналитико-синтетической деятельности учащихся повысить роль разного рода сравнений, поиска причинно-следственных связей, абстрагирования, обобщения и др. логических операций.

Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля, проанализировав современные подходы к данной проблеме, можно классифицировать их по деятельности и по функциям.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)

1. Урочные- традиционные:

а. Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);

б. Практические работы и лабораторные работы;

в. Тесты;

г. Самостоятельные задания;

д. Зачеты;

е. Самостоятельные работы ( обучающие и контролирующие);

ж. Рефераты.

2. Внеурочные:

а. Интеллектуальный марафон;

б. Олимпиады;

в. Экскурсии и работа с экскурсионным материалом;

г. Защита рефератов.

3. Урочные нетрадиционные:

а. КСО.

б. Круглые столы;

в. Дидактические игры;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ( по функциям)

1. Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.

2. Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.

3. Корректирующий - исправление недостатков.

Такое поэтапное отслеживание результатов, поэлементарный анализ , проводимый учителями биологии, дают хорошие результаты.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.

Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:

1) Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов (уровни организации жизни, свойства живого, взаимосвязь организма и среды и др.), формируется системное мышление.

Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

2) Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения (в том числе летние), эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Эта особенность биологии отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся.

При проверки знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.

В целях индивидуального подхода в обучении предлагать учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

При организации и планировании проверки знаний по биологии нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно разнообразие методических приемов. используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

Вопросы и задания для учащихся составляются с учетом следующих возрастных особенностей:

любознательность, наблюдательность;

интерес к динамическим процессам;

желание общаться с живыми объектами;

предметно - образное мышление;

быстрое овладение умениями и навыками;

эмоциональная возбудимость.

Для контроля знаний можно предложить лабораторные работы, самостоятельные работы, отчеты о проведенных опытах, экскурсиях в природу, программированные опросы, биологические диктанты , биологические задачи. Приведем примеры:

Задания по теме « Побег».

I. Листья и почки на стебле располагаются поочередно, супротивно, мутовчато. Изобразите это на рисунке. Какое значение имеет такое расположение листьев и почек?

2. Наиболее крупные почки— на деревьях и кустарниках. Снаружи почки покрыты кожистыми почечными чешуями. У одних растений это одна чешуйка в виде колпачка (ивы), у других — несколько кожистых чешуй, плотно примыкающих друг к другу (береза, сирень), у третьих — чешуйки пропитаны смолой. Какова роль почечных чешуй?

3. За счет чего происходит ветвление стебля? Какое значение оно имеет? Как определить возраст саженцев яблони, изображенных на рисунке?

4. При удалении верхушки побега он начинает ветвиться. Почему? В каких случаях человек использует эту особенность и-с какой целью?

5. У многих сортов огурцов больше женских цветов, а следовательно, больше плодов образуется на боковых побегах. Как можно повысить урожайность огурцов, зная эту особенность?

6. При выращивании томатов часто используют прием — пасынкование. В чем его суть и смысл?

7. По скорости роста побегов первое место занимают маковые культуры. Например, бамбук за сутки вырастает на 10 см. Чем можно объяснить его быстрый рост?

8. Рассмотрите листья разных растений. Сравните их: что у них общего, чем они различаются? Проанализируйте черты сходства и различия и сделайте выводы.

9. Клетки кожицы листа бесцветны и прозрачны, имеют толстую оболочку, плотно прилегают друг к другу. Какое значение имеют эти особенности строения?

10. У одних растений устьица располагаются и с верхней, и с нижней стороны листа, у других — только с верхней. Влияют ли условия среды обитания растений на расположение устьиц на их листьях? Ответ обоснуйте.

II. Количество устьиц на листьях разных растений различно. Связано ли количество устьиц с быстрым или медленным ростом растений? Ответ обоснуйте. Приведите примеры быстро растущих растений и растущих медленно.

12. Устьица у .растений играют большую роль в газообмене и выделении воды. В среднем они составляют всего 1—2% общей площади листа, но способны испарять 50—70% того количества воды, которое могло бы испариться с открытой поверхности воды. Могут ли растения полностью закрыть устьица с целью сохранения влаги? Ответ обоснуйте.

13. Для злаков, произрастающих на сухих, песчаных почвах (например, песколюб песчаный), характерны сворачивание в трубку и складывание листьев. К чему приводят подобные изменения, какое значение для растений они имеют?

14. На водной глади озер и медленно текущих рек видны летом крупные белоснежные цветки с золотой сердцевиной и с широкими плавающими листьями. Белая кувшинка, белая лилия, водяная роза— народные названия этого растения. Ботаническое название — нимфея (нимфа — богиня озер и рек). Белая кувшинка привлекает много любителей красивых цветов, но, сорванная, она быстро увядает. Почему? Какие приспособления к жизни в воде, выраженные в строении стебля и листьев, имеет белая кувшинка?

15. Композитор П.И.Чайковский писал:

«О, ландыш, отчего ты радуешь так взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней.

И ярче краски в них и веселей узоры.

Но прелести в них нет таинственной твоей.»

В переводе с латинского «ландыш» — «лилия долин, цветущая в мае». Почему его так назвали? Какие приспособления имеет ландыш к ранневесеннему цветению под пологом леса?

16.Профессор Б.П.Токин еще в 1930 году, наблюдая за развитием дрожжевых клеток, заметил, что измельченные чешуйки лука влияют на жизнедеятельность дрожжей. В каких областях практической деятельности человек может использовать это открытие?

В дальнейшем оказалось, что способностью убивать микроорганизмы на расстоянии обладают и другие растения, выделяя летучие вещества, называемые фитонцидами (фитон — растение, цидос — уничтожение).

17. Подсчитано, что 1 га лиственного лиса выделяет летом 1 кг фитонцидов, 1 га хвойного —5 кг, 1 га можжевелового леса — 30 кг фитонцидов. В каких областях науки и практической деятельности человек может использовать эти знания?

18. Установлено, что бегония и герань снижают содержание микрофлоры в окружающем воздухе на 43%, циперус — на 59%, 1 мелкоцветная хризантема — на 66%. Какие рекомендации и кому вы могли бы дать, используя эти данные?

19. Черемуха — кустарник, обильно цветущий и плодоносящий. Цветки белого цвета очень ароматные. Черемуха выделяет сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту.

Раскрытые почки за 15 минут убивают наиболее стойких клещей, за 20 минут — крысу. Зная такие особенности черемухи, где бы вы рекомендовали выращивать ее?

20. Иногда на коре деревьев можно увидеть вырезанные острыми предметами слова, рисунки. Некоторые люди используют стволы живых деревьев в качестве мишени и втыкают в них различные острые предметы. Как влияют такие повреждения коры на жизнь растения? Ответ аргументируйте.

21. Кора рада растений (дуб, крушина и др.) используется как сырье для приготовление лекарств. Люди, заготавливая кору, иногда оголяют растения полностью. Какова дальнейшая судьба этих растений? Какие способы получения сырья и лекарств вы бы предложили?

22. Зимой в садах и парках производят обрезку деревьев. Зачем? Почему зимой? Зачем свежие срезы покрывают краской, садовым варом?

23. Существует ли сходство в строении или значении тех структур, которые образованы одним видом ткани? Приведите примеры.

24. У орхидей, которые обитают в жарком, влажном климате и поселяются на стволах больших деревьев, имеются воздушные корни зеленого цвета, а листья у этих растений плохо развиты, часто в виде чешуи. Как взаимосвязаны эти приспособления с условиями их жизни?

25. В пустынях и полупустынях растут растения с плохо выраженными листьями. Вспомните южноафриканские стапелии, молочаи, американские кактусы. Объясните эти особенности, с чем они связаны? Где происходит фотосинтез у этих растений, какие приспособления к этому они имеют?

26. Бегонии быстро растут, имеют крупные сочные листья и . стебли. Что можно предположить об условиях, в которых они растут в природе?

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ.

Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей.

Система тематического учета знаний и умений позволяет :

а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;

б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности.

Задания и вопросы для итоговой проверки составляются с учетом требований к тематическому контролю:

выделение обязательных знаний и умений ;

исключение вопросов излишне детализирующих учебный материал;

контроль обще учебных навыков, а не только биологических ( работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера).

При планировании обобщающих уроков необходимо учитывать их отличия от урока - повторения и урока - закрепления знаний.

Обобщающий урок выполняет следующие функции:

систематизация знаний;

Объяснение не только сути явления, но и установления взаимосвязи между явлениями;

выявление биологических закономерностей; использование знаний для выработки собственных взглядов.

Обобщение и оценку знаний учащихся целесообразно проводить через 4—6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, желательно разбить на несколько отдельных подтем или провести промежуточный контроль. В этом случае можно использовать тестирование, на выполнение которого отводится не более 10—15 минут.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочие программы по биологии класс 7
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе...
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconТребования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год
Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко // Биология в основной...
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconВ учебнике
Требования к уровню подготовки учащихся: аудирование (А), чтение (Ч), говорение (Г), письмо (П)
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по биологии 9 класс Учителя биологии высшей квалификационной...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев....
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по предмету биология
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного...
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по биологии для 8 класса базовый уровень
М.: Дрофа, 2006,-с. 172//, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню...
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconПояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6...

Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconТематическое планирование уроков английского языка в 7 классе
Требования к уровню подготовки учащихся: аудирование (А), чтение (Ч), говорение (Г), письмо (П
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе Примерной...
«Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днепров,...
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по биологии «Биология. Человек»
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.:...
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко...
В. В. Пасечника /авт сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии iconРабочая программа по биологии 9 класс
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск