Утверждена приказом директора





Скачать 213.51 Kb.
НазваниеУтверждена приказом директора
Дата публикации21.09.2014
Размер213.51 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка

Рассмотрена

на педагогическом совете

протокол от 30.08.2013№ 01

Согласована

с зам. директора по УВР Гаврилова Т.Б.

Утверждена

приказом директора

от 30.08. 2013г. № 38


МБОУ Б.Терсенская СОШ Уренского муниципального района Нижегородской области

Рабочая программа
по окружающему миру

4 класс


Программу составила

Смирнова В.М.

учитель начальных классов

2013 г.


Составлена на основании программы курса «Мир вокруг нас»

«Школа России» Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Автор: А.А.Плешаков. М.Просвещение, 2008 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России». Программа составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир», курс «Мир вокруг нас», Москва, «Просвещение», 2008 год.

Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Окружающий мир» (Автор: А.А.Плешаков, Москва, «Просвещение» 2011 г..) включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «Мир вокруг нас» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Земля и человечество

10

2.

Природа России

10

3.

Родной край - часть большой страны

14

4.

Страницы всемирной истории

6

5.

Страницы истории Отечества

20

6.

Современная Россия

9


Количество часов по четвертям:





I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

За год

Количество часов

18

14

20

16

68


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
Содержание учебного курса
«Земля и человечество» (10 ч)

Введение; Государственная символика; Вселенная; Солнце; Планеты солнечной системы; Звёздное небо - великая книга природы; Что изучает география? Глобус и карта; Пояса земли; Что такое история? История- путешествие в глубь времён; Экологические проблемы; Всемирное наследие; Красная книга; Обобщение по теме.

«Природа России» (10 ч)

Равнины и горы Росси; Моря, озёра и реки России; Зона Арктических пустынь; Тундра; Леса России; Зона степей; Пустыня; У Чёрного моря; Экологическое равновесие; Обобщение.

«Родной край - часть большой страны» (14 ч)

Поверхность нашего края; Водоёмы нашего края; Наши подземные богатства; Леса, луга и пресные водоёмы; Растениеводство и животноводство в нашем крае; Обобщение).

«Страницы всемирной истории» (6 ч)

Начало истории человечества; Мир древности: далёкий и близкий; Средние века: время рыцарей и замков; Новое время: встреча Европы и Америки; Новейшее время; Обобщение.

«Страницы истории Отечества» (20 ч)

Жизнь древних славян; Во времена Древней Руси; Трудные времена на Русской Земле; Русь расправляет крылья; Путешествие в древнюю Москву; Пётр Великий; М. В. Ломоносов; Екатерина Великая; Война 1812 года; Страницы истории 19 века; Россия вступает в 20 век; Страницы истории 20-30 годов; Великая война, великая победа; Страна, открывшая путь в космос; Обобщение.

«Современная Россия» (9 ч)

Основной закон России; Мы- граждане России; Славные символы России; Такие разные праздники; Путешествие по России; Обобщение.
Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Тематическое планирование
( 2 часа в неделю – 68 часов)

I четверть



п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Коррек-

тировка




Земля и человечество

1







1.

Введение. Государственная символика России.

1







2.

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

1







3.

Планета солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года.

1







4.

Звездное небо –великая книга природы.

1







5.

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

1







6.

Пояса земли

1







7.

Мир глазами историка

1







8.

Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница

1







9.

Прошлое и настоящее глазами эколога

1







10

Сокровища Земли под охраной человечества

1







11.

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

1










Природа России










12.

Равнины и горы России

1







13.

Моря, озера и реки России

1







14.

Зона Арктических пустынь

1







15.

Тундра

1







16.

Леса России

1







17.

Лес и человек

1







II четверть




п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Коррек-

тировка

1.

Зона Степей

1







2.

Пустыни

1







3.

У Черного моря

1







4.

Экологическое равновесие

1







5.

Обобщающий урок по «Природным зонам России»

1










Край родной – часть большой страны











6.

Наш край

1







7.

Поверхность нашего края

1







8.

Водоемы нашего края

1







9.

Наши подземные богатства

1







10.

Земля – кормилица

1







11.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

1







12.

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

1







13.

Жизнь пресного водоема

1







14.

Растениеводство в нашем крае

1







15.

Незаметные защитники урожая

1







III четверть




п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Коррек-

тировка

1.

Животноводство в нашем крае

1







2.

Обобщение по теме «Край родной – часть большой страны»

1










Страницы всемирной истории










3.

Начало истории человечество

1







4.

Мир древности: далёкий и близкий

1







5.

Средние века: время рыцарей и замков

1







6.

Новое время: встреча Европы и Америки

1







7.

Новейшее время: история продолжается сегодня

1







8.

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

1










Страницы истории отечества










9.

Жизнь древних славян

1







10.

Во времена Древней Руси

1







11.

Страна городов

1







12.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1







13.

Трудные времена на Русской земле

1







14.

Русь расправляет крылья

1







15.

Куликовская битва

1







16.

Иван 3

1







17.

Мастера печатных дел

1







18.

Патриоты России

1







19.

Пётр Великий

1







20.

Михаил Васильевич Ломоносов

1







21.

Екатерина Великая

1







IV четверть




п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Коррек-

тировка

1.

Отечественная война1812 года

1







2.

Страницы истории 19 века

1







3.

Россия вступает в 20 век

1







4.

Страницы истории 20-30-х годов

1







5.

Великая война и Великая Победа

1







6.

Страна, открывшая путь в космос

1







7.

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»

1










Современная Россия










8.

Основной закон России и права человека

1







9.

Дети имеют право на особую заботу и помощь

1







10.

Мы - граждане России

1







11.

Славные символы России

1







12.

Такие разные праздники

1







13.

Путешествие по России

1







14.

Обобщающий урок по теме «Современная Россия»

1









Учебно-методические средства обучения:
1.Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2011г.

2.Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013г.

3.Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2012г.

4.«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – Автор А.А.Плешаков М.: «Просвещение», 2008г.

5.Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас», авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011г.

6.Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, издательство «Дрофа»).

7.Презентации к урокам окружающего мира.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждена приказом директора iconРабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной...
Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98
Утверждена приказом директора iconУтверждена приказом директора оу
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (приказ моин РФ №373 от 06 октября 2009,...
Утверждена приказом директора iconУтверждена приказом директора
Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы//Новая история А. Я. Юдовская,...
Утверждена приказом директора iconПояснительная записка рабочая программа по географии для 10 класса...
Основной образовательной программы среднего общего образования (рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 26. 08. 2013...
Утверждена приказом директора icon140013, мо., г. Люберцы, ул. Побратимов, д. , на нижеследующих условиях...
Утверждена Приказом Генерального директора ООО «Академия» Ширяевой Е. Г. №04 от 01 октября 2013 года
Утверждена приказом директора iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена...
Основной образовательной программы основного общего образования (рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 26. 08. 2013...
Утверждена приказом директора iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Растим патриотов», которая была рассмотрена на педагогическом совете 31 августа 2011г протокол №1 и утверждена приказом директора...
Утверждена приказом директора iconРуководство осуществляет Президент ноу (заместитель директора по...
Настоящее положение разработано на основе Закона «Об образовании» и Устава школы
Утверждена приказом директора iconОбразовательная программа профессиональной подготовки швея код 19601...
Череповецкого муниципального района «Петриневская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» это нормативный...
Утверждена приказом директора iconРассмотрено
Российской Федерации, утверждённым приказом мо РФ от 03. 12. 1999 №1075 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о...
Утверждена приказом директора iconПроекта
Утверждена приказом по университету №2956 ст от 31. 10 200 8 г
Утверждена приказом директора iconНазвание направления
Утверждена приказом по университету №2956 ст от 31. 10 200 8 г
Утверждена приказом директора iconУтверждена приказом по моу сош №1 От 31. 08. 2012
Пояснительная записка
Утверждена приказом директора iconПротокол заседания Педагогического совета
Российской Федерации, утверждённым приказом мо РФ от 03. 12. 1999 №1075 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о...
Утверждена приказом директора iconСогласовано
Специальность утверждена приказом Минобразования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
Утверждена приказом директора iconО порядке экспертизы утверждения, хранения экзаменационных материалов
Российской Федерации, утверждённым приказом мо РФ от 03. 12. 1999 №1075 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск