Скачать 213.51 Kb.
|
МБОУ Б.Терсенская СОШ Уренского муниципального района Нижегородской области Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Программу составила Смирнова В.М. учитель начальных классов 2013 г. Составлена на основании программы курса «Мир вокруг нас» «Школа России» Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Автор: А.А.Плешаков. М.Просвещение, 2008 г. Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России». Программа составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир», курс «Мир вокруг нас», Москва, «Просвещение», 2008 год. Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Окружающий мир» (Автор: А.А.Плешаков, Москва, «Просвещение» 2011 г..) включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год. На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «Мир вокруг нас» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе. Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Общая характеристика учебного предмета Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Основные содержательные линии Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни». Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование
Количество часов по четвертям:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения окружающего мира ученик должен: знать/понимать: - название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); - государственную символику России; - государственные праздники; - основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; - общие условия, необходимые для жизни живых организмов; - правила сохранения и укрепления здоровья; - основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); уметь: - определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); - различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; - различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); - приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; - показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города); - описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; - ориентирования на местности с помощью компаса; - определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; - установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - ухода за растениями (животными); - выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения; - оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; - удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. Содержание учебного курса «Земля и человечество» (10 ч) Введение; Государственная символика; Вселенная; Солнце; Планеты солнечной системы; Звёздное небо - великая книга природы; Что изучает география? Глобус и карта; Пояса земли; Что такое история? История- путешествие в глубь времён; Экологические проблемы; Всемирное наследие; Красная книга; Обобщение по теме. «Природа России» (10 ч) Равнины и горы Росси; Моря, озёра и реки России; Зона Арктических пустынь; Тундра; Леса России; Зона степей; Пустыня; У Чёрного моря; Экологическое равновесие; Обобщение. «Родной край - часть большой страны» (14 ч) Поверхность нашего края; Водоёмы нашего края; Наши подземные богатства; Леса, луга и пресные водоёмы; Растениеводство и животноводство в нашем крае; Обобщение). «Страницы всемирной истории» (6 ч) Начало истории человечества; Мир древности: далёкий и близкий; Средние века: время рыцарей и замков; Новое время: встреча Европы и Америки; Новейшее время; Обобщение. «Страницы истории Отечества» (20 ч) Жизнь древних славян; Во времена Древней Руси; Трудные времена на Русской Земле; Русь расправляет крылья; Путешествие в древнюю Москву; Пётр Великий; М. В. Ломоносов; Екатерина Великая; Война 1812 года; Страницы истории 19 века; Россия вступает в 20 век; Страницы истории 20-30 годов; Великая война, великая победа; Страна, открывшая путь в космос; Обобщение. «Современная Россия» (9 ч) Основной закон России; Мы- граждане России; Славные символы России; Такие разные праздники; Путешествие по России; Обобщение. Формы и средства контроля Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Тематическое планирование ( 2 часа в неделю – 68 часов) I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Учебно-методические средства обучения: 1.Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2011г. 2.Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013г. 3.Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2012г. 4.«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – Автор А.А.Плешаков М.: «Просвещение», 2008г. 5.Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас», авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011г. 6.Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, издательство «Дрофа»). 7.Презентации к урокам окружающего мира. |
Рабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной... Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98 | Утверждена приказом директора оу Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (приказ моин РФ №373 от 06 октября 2009,... | ||
Утверждена приказом директора Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы//Новая история А. Я. Юдовская,... | Пояснительная записка рабочая программа по географии для 10 класса... Основной образовательной программы среднего общего образования (рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 26. 08. 2013... | ||
140013, мо., г. Люберцы, ул. Побратимов, д. , на нижеследующих условиях... Утверждена Приказом Генерального директора ООО «Академия» Ширяевой Е. Г. №04 от 01 октября 2013 года | Пояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена... Основной образовательной программы основного общего образования (рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 26. 08. 2013... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Растим патриотов», которая была рассмотрена на педагогическом совете 31 августа 2011г протокол №1 и утверждена приказом директора... | Руководство осуществляет Президент ноу (заместитель директора по... Настоящее положение разработано на основе Закона «Об образовании» и Устава школы | ||
Образовательная программа профессиональной подготовки швея код 19601... Череповецкого муниципального района «Петриневская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» это нормативный... | Рассмотрено Российской Федерации, утверждённым приказом мо РФ от 03. 12. 1999 №1075 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о... | ||
Проекта Утверждена приказом по университету №2956 ст от 31. 10 200 8 г | Название направления Утверждена приказом по университету №2956 ст от 31. 10 200 8 г | ||
Утверждена приказом по моу сош №1 От 31. 08. 2012 Пояснительная записка | Протокол заседания Педагогического совета Российской Федерации, утверждённым приказом мо РФ от 03. 12. 1999 №1075 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о... | ||
Согласовано Специальность утверждена приказом Минобразования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 | О порядке экспертизы утверждения, хранения экзаменационных материалов Российской Федерации, утверждённым приказом мо РФ от 03. 12. 1999 №1075 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о... |