«Движение воздуха. Ветер.»





Скачать 49.19 Kb.
Название«Движение воздуха. Ветер.»
Дата публикации02.10.2014
Размер49.19 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > География > Задача
МБОУ «Кармановская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области
Урок географии в 6 классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: «Движение воздуха. Ветер.»


Учитель географии Абрамова И. В.
Цели урока:
• сформировать представление учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения, о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
• формировать у учащихся научное мировоззрение, устанавливать взаимосвязи теории с реальной жизнью;
• развивать навыки работы со статистическими материалами, обучать приемам построению особого типа графика – «розы ветров».
Методы:  частично-поисковый, беседа, объяснительно-иллюстративный.
Форма урока:  комбинированный урок.
Ход урока
1. Организационный момент.
 Учитель: Сегодня мы поговорим об одном из явлений природы. А какое это явление, вы узнаете, отгадав загадку.
Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает.
Одним проходу не даёт, других он подгоняет.
Да, тема нашего урока – ветер.  (1 слайд)
(Дети записывают тему урока в тетрадях.)
Учитель: В ходе урока мы узнаем:
 -что такое ветер;
- разберёмся в причинах его возникновения;
-  познакомимся с приборами, с помощью которых определяют направление и скорость ветра;
 - определим значение ветра для хозяйственной деятельности человека;
- научимся строить графики особого типа – «розу ветров».
2.   Проверка знаний.
Но вначале нам необходимо проверить домашнее задание. Какую  тему мы изучили на прошлом уроке?
Учащиеся. (Атмосферное давление).
Учитель: Я хотела, чтобы вы проверили свои знания, выбрав предложенные виды работы:
1) работа у доски (решение географических задач);
2)  работа по карточкам по выполнению заданий на знание закономерностей;
3)  задания на знание фактического материала, т.е. устный ответ у доски.
Задания на знание закономерностей.
Карточка №1.
1. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
2. В какой из 3-х точек давление выше?
Карточка №2.
1. Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
2. Подпишите значения атмосферного давления в точках А, В, С, Д.(809, 760, 720, 740)
Географические задачи (у доски).
Задача 1.
Лётчик  поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равно 750 мм рт. ст.
(1. 2000: 10,7= 187)
(2. 750-187=563 мм рт. ст.)

Задача 2.
Шахта глубиной 200 м., на поверхности атмосферное давление 752 мм рт. ст. Найти давление на дне шахты.
(1. 200:10=19
(2. 752+19=771 мм рт. ст)
Задания на знание фактического материала (устный опрос).
1. Атмосферное давление, основные характеристики.
2. Измерение атмосферного давления, приборы.

Краткая беседа о том, что такое ветер.
Учитель:
- Кто может сказать, что такое ветер? Что вы знаете о ветре?
- Как образуется ветер?
(Ответы  детей).

3. Объяснение нового материала.
Учитель: Давайте разберёмся в причинах возникновения ветра.  Главная причина его возникновения – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. (Слайд 2) Рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем,  что, чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом  со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления. Образуется ветер, который носит название бриз. Ночью наоборот. (Слайд 3)
Суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления.
А над морем наоборот. Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.
- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (ответы детей)
- Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Чем больше разница в давлении между сушей и водой, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.
Учитель: Обратимся к учебнику, стр. 156, рисунок 187. ответьте на вопросы.
Какова же главная причина возникновения ветра?
- Кто может дать определение понятия ветер? (Слайд 4)
- Кто сформулирует определение понятия «бриз»?
В тетрадях записываются определения понятий.
Учитель: - Теперь, пользуясь следующей схемой (Слайд 5), постарайтесь объяснить, как образуются муссоны.
Дети, глядя на схему, самостоятельно объясняют причину движения муссона.
- А теперь, глядя на  схему построения определения, дайте определение муссона. (Слайд 6)
Запись определения в тетрадях.

4. Первичное закрепление.
Учитель:
- Ответьте на вопросы.
1. От чего зависит сила ветра?
2. Главная причина движения воздуха в горизонтальном направлении.
3. А теперь определите, в каком направлении будет дуть ветер? (Слайд 7)
4. В каком случае ветер будет дуть сильнее, слабее?
А 760 мм – Б 750 мм
А 763 мм – Б 758 мм
А 752 мм – Б 754 мм
(Учащиеся дают ответы).
Мы с вами определили, от чего зависит скорость ветра. А как измерить скорость и силу ветра вы узнаете, прочитав текст. Он у вас на парте. Прочитайте один раз.

Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч. Она определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрёл в 17 веке итальянский врач Санторио. Самый простой тип анемометра – это чашечный анемометр. Он был изобретён доктором Джоном Робинсоном в 1846 году. Анемометр состоит из чашечной или лопастной вертушки, укреплённой на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока, ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которые предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. В 1874 году она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения. Шкала Бофорта 12-бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным, если скорость возрастает до 7 м/с, а сила 4 балла. Ураган – это ветер со скоростью более 33 м/с и силой в 12 баллов.

А теперь обратите внимание на (Слайд 8) и ответьте на вопросы.
Вопросы к тексту.
1. С помощью какого прибора измеряют скорость ветра?
2. Кто впервые изобрёл этот прибор?
3. Как работает этот прибор?
4. Единицы измерения скорости ветра.
5. В чём измеряется сила ветра?
6. Как называется шкала силы ветра.
7. Как называется самый сильный ветер?

Демонстрация анемометра.

Учитель: -Как определяют направление ветра?
(Сообщение учащегося о флюгере и демонстрация прибора).
Флюгер острым концом показывает направление ветра. Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. С севера – северный и т.д.(Слайд 9)
Учитель: Обратимся к учебнику, стр. 154, рис. 184. Здесь показаны различные виды флюгеров.

Учитель:- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому «розой ветров».
Способ построения «розы ветров» следующий: (Слайд 10)
(после демонстрации построения «розы ветров»)
-  Какие выводы можно сделать по данной «розе ветров»?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления ветров?
- А теперь попробуйте построить розу ветров по следующим данным.
(Таблица с данными направления ветров раздаётся каждому ученику и показывается на слайде 11)
Проверка выполненной работы.
Учитель: А теперь давайте подумаем: ветер – друг или враг человека?
(Дискуссия о роли ветра в жизни человека, его практическом использовании). (Слайд 12)

5. Закрепление изученного материала.
Продолжите фразы: (Слайд 13)
1. Ветер – это…
2. Главная причина образования ветра…
3. Сила ветра зависит от…
4. Бриз – это…
5. Муссон – это..
6. Флюгер – это…
7. Анемометр – это…
8. Человек использует силу ветра для…
6.  Итог урока.
  Рефлексия.
Напоследок мне очень хочется узнать ваше отношение к уроку. Я буду задавать вопросы, а вы подсчитывайте утвердительные ответы.
5. Было ли тебе интересно на уроке?
6. Получил ли ты новые знания?
7. Ты был активен на уроке?
8. Сумел ли ты приобрести новые знания?
9. Ты сумел показать и применить свои знания?

7. Домашнее задание: § 39, вопросы после параграфа, стр. 185.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Движение воздуха. Ветер.» iconВетер
Сформировать понятие «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха»; выявить зависимость количества...
«Движение воздуха. Ветер.» iconУрока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер»
Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных...
«Движение воздуха. Ветер.» iconТема. Реактивное движение
Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы...
«Движение воздуха. Ветер.» iconЭнергия Солнца
А и света. Считается, что температура на поверхности Солнца составляет около 5500 о с (10 000 оF). Энергия Солнца определяет погоду...
«Движение воздуха. Ветер.» iconТема: Погода и климат
Познакомить с тремя составными погоды: температура воздуха, ветер, осадки и облачность
«Движение воздуха. Ветер.» iconУрока Тема урока Дата
А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака»
«Движение воздуха. Ветер.» iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
«Движение воздуха. Ветер.» iconБлок Свободное падение тел. Баллистическое движение. Содержание темы
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
«Движение воздуха. Ветер.» iconКонспект урока «Влажность воздуха. Способы определения влажности...
Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности...
«Движение воздуха. Ветер.» iconПрактическая работа «Изготовление собственной метеорологической станции»
«ат­мосфера», «ветер», «атмо­сферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по созданию самодельных метеорологических...
«Движение воздуха. Ветер.» iconМоу «Северная средняя общеобразовательная школа» Открытый урок в...
Цель: определять температуру воздуха по термометру: описать систему нагревания воздуха; объяснять причину изменения температуры воздуха;...
«Движение воздуха. Ветер.» iconРешение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление...
Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное...
«Движение воздуха. Ветер.» iconТема урока: «Ветер»
Образовательные: познакомить с причиной движения воздуха вдоль поверхности Земли, дать знания о созидательной и разрушительной работе...
«Движение воздуха. Ветер.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Щение воздуха. Нормы чистоты воздуха. Способы защиты чистоты атмосферы (ландшафтные, биологические, технические, архитектур­ные)....
«Движение воздуха. Ветер.» iconАктуальность данной программы
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
«Движение воздуха. Ветер.» iconПлан-конспект урока смутное время
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск