Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин»





Скачать 94.42 Kb.
НазваниеУрок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин»
Дата публикации03.10.2014
Размер94.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Горская основная общеобразовательная школа»

Открытый интегрированный урок

по теме «А.П. Чехов и остров Сахалин»

8 класс

Учитель географии

Горбачева Татьяна Ивановна

д. Горка

2013г.

Цель: раскрыть значение острова Сахалин для России через произведение А.П. Чехова «Остров Сахалин»

Задачи:

1. Воспитание чувства патриотизма, любви к природе России через произведение А.П. Чехова;

2. Формирование умений самостоятельно получать знания;

3. Развитие навыков работы с картами и дополнительной литературой;

4. Показать нравственный подвиг писателя А.П. Чехова

Тип урока: интегрированный – география и литература, изучение нового материала (третий урок по теме «Дальний Восток»)

Методы: иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с текстом произведения А.П. Чехова, картами атласа, выполнение индивидуальных заданий.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, географические атласы, карта Российской Федерации, раздаточный материал, музыкальное сопровождение (С.А. Рахманинов, П.И. Чайковский)

ПЛАН УРОКА:

1.Организационный момент

2.Мотивация учебной деятельности

3.Изложение нового материала:

- историческая справка

- физико-географическое положение острова Сахалин

- задание №1

- задание №2 (работа с тектонической картой)

- задание №3

- физкультминутка.

- работа с климатической картой

- реки острова Сахалин

- физкультминутка

- коренное население острова Сахалин

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Проверка готовности учеников к уроку. Название цели и задач урока.

2.Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Мы продолжаем путешествовать по Дальнему Востоку. Сегодня мы посетим самый крупный остров России, посмотрим на него глазами великого русского писателя А.П. Чехова и оценим нравственный подвиг писателя, совершившего путешествие на остров Сахалин и стоившего ему жизни.

3.Изложение нового материала.

- историческая справка.

Ученик 1: Родился Антон Павлович 17 января (по старому стилю) 1860 года в городе Таганроге. Окончив гимназию, Чехов стал студентом-медиком и сотрудником юмористических журналов почти одновременно. И никогда не отрекался ни от одной из своих профессий. Скоро писательство стало главным источником средств к существованию.

Ученик 2: Из писем А.П. Чехова: « В январе мне стукнет 30 лет. Подлость. А настроение у меня такое, будто мне 22 года. В дорогу! Прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь…»

Учитель: Дорога, которую выбрал Чехов, вела на каторжный остров. Это был остров Сахалин. Что гнало его, популярного писателя-юмориста на край земли? Своей поездкой и изложением ее итогов в предполагаемых газетных публикациях А.П. Чехов хотел возбудить внимание в обществе.

Ученик 3: 21 апреля 1890 года А.П. Чехова провожали в Москве на Ярославском вокзале. Далее последовал Нижний Новгород, Казань, пароходом по Волге и Каме до Перми. От Перми до Екатеринбурга по железной дороге.

Ученик 4: Доехав от Екатеринбурга до Тюмени, далее Чехов начал свое «конно-лошадиное странствие» на вольных и почтовых, по «убийственным» сибирским дорога, на которых он вел, по его словам «отчаянную войну с холодом, с разливом рек, с невылазной грязью, с голодом, с желанием спать».

/ Музыкальная вставка. П.И. Чайковский./

Ученики: - «Жалобная книга железнодорожной станции». Открываем и читаем.

- «Милостивый государь! Проба пера?» Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей подпись: «Ты картина, я портрет, ты – скотина, а я – нет. Я – твоя морда».

- «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у мня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

- «Кто писал - не знаю, а я, дурак, читаю».

- « В ожидании отхода поезда обозревал физиономию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

- «Господа! Тельцовский – шулер!».

- «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать, я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

- «Лопай, что дают…»

- «Никандров – социалист!»

- «Катенька, я вас люблю безумно!»

- «Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

- Хоть ты и седьмой, а дурак».

Музыка заканчивается.

Физико – географическое положение острова Сахалин.

Учитель: 11 июля 1890 года А.П. Чехов ступил на остров Сахалин. Как любой исследователь он описал географическое положение острова.

ЗАДАНИЕ №1

Учитель: В тексте, написанном А.П. Чеховым вам надо заполнить пропуски

ТЕКСТ: «Сахалин лежит в …(Охотском) море, загораживая собой от океана тысячу верст …(восточного) берега Сибири и вход в устье…(Амура). Он имеет форму, удлиненную с …(севера) на …(юг) и фигурою, по мнению одного из авторов, напоминает …(стерлядь). Географическое положение определяется так: от … до … с.ш. ( от 45 54 до 54 53 с.ш.) и от … до … в.д. ( от 141 40 до 144 53 в.д. ).Длина острова … км ( 900 верст), наибольшая его ширина равняется … км ( 125 верст), наименьшая – км ( 25 верстам). Он вдвое больше Греции и в полтора раза больше Дании».

Учитель: Вот что должно у вас получится. ( проверяем по тексту)

ЗАДАНИЕ №2 работа с тектонической картой.

Учитель: Продолжим знакомство с островом. Что расскажет нам о происхождении острова тектоническая карта?

Ученик: (предполагаемый ответ) Образование острова Сахалин относится к области кайнозойской складчатости ( от 30 млн. лет до настоящего времени) Остров имеет материковое происхождение. В настоящее время это сейсмически опасная зона, здесь часто происходят землетрясения.

ЗАДАНИЕ №3 работа с физической картой.

Учитель: Что вы можете сказать о рельефе острова?

Ученик: (предполагаемый ответ) Рельеф острова составлен средневысотными горами, низкогорьями и низменными равнинами. Южная и центральная части острова характеризуются горным рельефом и состоят из двух горных систем – Западно-Сахалинских (г. Онор – 1327м) и Восточно – Сахалинских гор ( г. Лопатина – 1609м), разделенных продольной Тымь – Поронайской низменностью.

Ученик: Берега острова изрезаны слабо. В береговой линии выделяются два крупных залива Анива и Терпения и 4 полуострова : Шмидта, Крильон, Терпения, Анива).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ЗАДАНИЕ №4 работа с климатической картой.

Учитель: Вернемся к «Путевым заметкам» А.П. Чехова. «…10 июля, в полдень пошли поперек Татарского залива к устью Дуйки, где находится Александровский пост. Погода …была тихая, ясная, какая здесь бывает очень редко». 11 июля 1890 года Антон Павлович Чехов ступил на остров Сахалин. А что можем мы сказать о климате острова?

Ученик: (предполагаемый ответ) Климат острова – умеренно-муссонный: температура января от -6 С на юге и до -24 С на севере, температура августа от +19 С до +10 С соответственно), морской с продолжительно холодной и снежной зимой и средним и теплым летом.

Учитель: А.П. Чехов пишет «За Александровском, вверх по течению Дуйки следует селение Корсаковское. Основано оно в 1881 году и названо так в честь М.С. Корсакова, бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири… Находится метеорологическая станция» Чехов сравнивает температуру воздуха в Александровском округе и Череповецком уезде. Найдите среднегодовую температуру этих двух мест и сравните ее.

Александровский округ Череповецкий уезд

Январь -18,9 С -11 С

Февраль -15,1 С -8,2 С

Март -10,1 С -1,8 С

Апрель +0,1 С +2,8 С

Май +5,9 С +12,7 С

Июнь +11 С +17,5 С

Июль + 16,3 С + 18,5 С

Август + 17 С +13,5 С

Сентябрь +11,4 С +6,8 С

Октябрь +3,7 С +1,8 С

Ноябрь -5,5 С -5,7 С

Декабрь -13,8 С -12,8 С

Учитель: Обратите внимание на летние температуры, лето на Сахалине наступает в июле. Сделайте вывод о средней температуре на острове и на материке.

Ученик: (предполагаемый ответ)

Учитель: Какие факторы влияют на климат острова?

Ученик: (предполагаемый ответ) На климат острова влияет

географическое положение

Сибирский антициклон влияет на погоду зимой, в это время преобладают северные и северо-западные ветры.

Оказывает влияние Тихий океан. С ним связано влажное и прохладное, довольно дождливое сахалинское лето.

Холодное Охотское море воздействует на климат острова как гигантский аккумулятор, определяя затяжную холодную зиму и сравнительно теплую осень.

Учитель: Давайте послушаем, как звучит океан. (шум океана)

Учитель: Найдите на карте реки на острове. Назовите их. Определите питание рек.

Ученик: (предполагаемый ответ) На острове много рек: Дуйка, Малая Александровка, реки Тымь и Нышь, Найба, Сусуя и Большой Такой, а так же Теплые озера. Реки полноводны.

Физкультминутка.

Учитель: Остров Сахалин называли островом каторжан. « Чтобы побывать во всех населенных местах и познакомиться с жизнью большинства ссыльных», Чехов «прибегнул к единственной для него возможности: сделать перепись сахалинского населения. На Сахалине писатель прошел по дорогам и бездорожью множество километров, побывал в семи тюрьмах. «Я вставал каждый день в пять часов утра и поздно ложился. Я объезжал все селения, заходил во все избы и говорил с каждым. На Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал бы со мной. Я видел все…» - писал Чехов. Антон Павлович придумал специальные карточки, которые были напечатаны в типографии при полицейском управлении и предназначались для занесения основных сведений о его собеседниках. Эти карточки-анкеты сохранились и насчитывают около 8000.

Учитель: Посмотрите на карте « Население», какие народы проживают сейчас на острове?

Ученик: (предполагаемый ответ) На острове проживают: русские, нивхи, эвенки.

Учитель: Обратимся к книге А.П. Чехова. Что же написано там о коренных жителях острова.

Ученик 1: «Теперь для полноты остается упомянуть о местном коренном населении – гиляках… Лицо у гиляка круглое, плоское, лунообразное, желтоватого цвета, скуластое, немытое, с косым разрезом глаз и с жидкою, иногда едва заметною бородкой, волосы гладкие, черные, жесткие, собранные на затылке в косичку. Выражение лица не выдает в нем дикаря: оно у него всегда осмысленное, кроткое, наивно-внимательное, оно или широко блаженно улыбается, или же задумчиво-скорбное, как у вдовы.»

Ученик 2: « У гиляка крепкое коренастое сложение, он среднего, даже малого роста. Тело у него худощаво, жилисто, без жировой подкладки… Очевидно, весь жир расходуется на тепло, которое так много должно вырабатывать в себе тело сахалинца, чтобы возмещать потери, вызываемые низкою температурой и чрезмерной влажностью воздуха.»

Ученик 3: «Понятно, почему гиляк потребляет в пищу так много жиров. Он ест жирную тюленину, лососей, осетровый и китовый жир, мясо с кровью и все это в большом количестве… По свидетельству Невельского, гиляки считают большим невежеством земледелие: кто начнет рыть землю или посадит что-нибудь, тот непременно умрет. Но хлеб, с которым их познакомили русские, едят они с удовольствием, как лакомство…»

Ученик 4: Одежда гиляка приспособлена к холодному, сырому и резко переменчивому климату. В летнее время он бывает одет в рубаху из синей китайки или дабы в такие же штаны, а на плечи про запас, на всякий случай, накинут полушубок или куртка из тюленего или собачьего меха; ноги обуты в меховые сапоги. Зимою же носит меховые штаны.»

Ученик 5: «Что касается гиляцких юрт… существуют летние и зимние юрты. Первые построены на столбах, вторые представляют из себя землянки, со стенами накатника. …Эти юрты сделаны из дешевого материала, который всегда под руками, при нужде их не жалко бросить: в них тепло и сухо».

Учитель: Коренное население Северного Сахалина – гиляки, а Южного – айно (Что значит – человек). Тело айно покрыто темными волосами, которые на груди иногда растут густо, пучками … поражали путешественников, которые по возвращении домой описывали айно, как мохнатых… Насколько солидны и благообразны айно-мужчины, настолько непривлекательны их жены и матери. Цвет смугло-желтый, пергаментный, глаза узкие, черты крупные: невьющиеся жесткие волосы висят через лицо патлами, точно солома на старом сарае, платье неопрятное, безобразное, при всем том – необыкновенная худощавость и старческое выражение, Замужние красят себе губы во что-то синее, и от этого лица их совершенно утрачивают образ и подобие человеческие…»

ЗАДАНИЕ

Физкультминутка. Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.

Учитель: Страшная картина открылась глазам А.П. Чехова. Цветущий остров, превращенный в зловещий застенок, мрачные здания тюрьмы, ужасные условия жизни каторжан, тяжесть рудниковых работ, безграничная власть тюремной администрации над ссыльными, повальные эпидемии, уносящие сотни человеческих жизней. И в завершение Чехов проходит самый страшный круг « ада» - знакомится с системой наказаний. Эта ужасающая жестокость, граничащая с садизмом. Книга «Остров Сахалин» стала результатом поездки.

Впечатление от этой книги было настолько сильным, что царское правительство вынуждено было послать специальную комиссию на Сахалин, чтобы успокоить общественность.

4. Закрепление изученного материала

ТЕСТ.

  1. Какое море Дальнего Востока называют «Ледяной мещок»? (Охотское море)

  2. Какой остров на Дальнем Востоке называют «Островом сокровищ»? (Остров Сахалин).

  3. Какой остров по конфигурации напоминает селедку? (остров Сахалин)

  4. Какая река Сахалина созвучна с рекой Томской области, но есть одно отличие в мягкости звучания? ( реки Тымь – Тым)

  5. Татарский пролив. От чего образовано это название? ( от высказывания казаков «Тар-тарары» - далекий).

  6. Какой остров носит название колонии морских животных у берегов Сахалина? (остров Тюлений)

  7. Какая книга А.П. Чехова имеет географическое название?

  8. Какая гражданская специальность была у А.П. Чехова?

  9. (устно) В чем состоял подвиг А.П. Чехова?

Учитель: Прошли годы. Ушли из жизни писатель и знавшие его каторжане. А легенда о добром докторе жива и поныне. «Была у него небольшая бороденка. Сам он моложавый, высокого роста, ездил в серой накидке и черном костюме. Очки не носил, но имел при себе, ходил в черной шляпе. При Чехове всегда была аптечка с лекарствами. Очень доброе сердце у него было», - рассказывал бывший каторжник Нюнюков через полвека корреспонденту «Известий». А в Ялтинском доме-музее А.П. Чехова, где прошли последние годы его жизни, на каминной полке напротив письменного стола стоит медный колокольчик со старинной надписью «Сахалин». Некий забытый каторжник вырубил это слово своими натруженными руками и подарил Чехову как память о посещении острова.

/ Музыка. П. И. Чайковский/

Список используемой литературы:
, Лаврова В. «Печальный юмором серьезный Чехов» Журнал «Сценарии и репертуар» №9 2010г.

Чехов А.П. Собрание сочинений т.11, т.12. Издательство «Правда» 1985г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconЛитература, Русский язык
С. Л. Луцкий Остров Сахалин (популярный географический очерк с историей освоения)
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма урока: урок – путешествие на необитаемый остров «Остров слов с двойными согласными»
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы по теме "А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл...
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово учителя. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие и посетим остров «Имя существительное». Закройте, пожалуйста, глаза, мы...
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconУрок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов
Он действительно творил благо. При этом был очень весёлым, неистощимым на выдумки человеком
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconМетодические рекомендации по проведению урока по теме: «Возрождение...
Автор-составитель: Хамитова Г. Р., к п н., доцент кафедры начального образования иро рт
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» icon«путешествие на зеленый остров» (6 класс) цель: 1) Закрепить и обобщить...
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconЛитература 7 б Урок внеклассного чтения А. П. Чехов «Злоумышленник»
Все методические мероприятия активно посещались коллегами и администрацией. В демонстрации педагогического мастерства приняли участие...
Урок по теме «А. П. Чехов и остров Сахалин» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск