Скачать 60.16 Kb.
|
География России. 8 класс. Тема. Россия – многонациональное государство. Языковой состав населения. Цели: сформировать представление об административно-территориальном делении России, о языковых семьях, группах; дать определение понятиям «ассимиляция», «титульный народ»; изучить особенности национального и религиозного состава населения; развивать умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации. Оборудование: политико-административная карта, карта народов России, раздаточный материал, таблица «Особенности населения республик России». Ход урока.
Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения России. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает 130 народов. Расположено наше государство на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европейские страны – Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства. На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав сильно влияние ислама. Это сложный регион с преобладание мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне и грузины. На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана так же очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров. Итак, не только Россия многонациональная страна, но и ее соседи имеют сложный национальный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику. Как классифицируют народы? Народы можно классифицировать, т.е. делить на группы, по целому ряду признаков: языку, религии, особенностям хозяйства, антропологическим признакам и др. в российской науке наибольшее распространение получила этнолингвистическая (от греч. «этнос» - «племя», «народ» и лат. linqua - язык) классификация по степени близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении. Швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр так оценивал роль языка: «Обычаи нации отражаются на ее языке, а с другой стороны, в значительной мере именно язык формирует нацию». Язык справедливо считают одним из основных признаков принадлежности к данному народу. Вместе с тем разные народы могут говорить на одном языке (например англичане, канадцы, американцы на английском, португальцы и бразильцы на португальском). А у одного народа может быть два языка (у мордвы – мокшанский и эрзянский, у марийцев – лугово-восточный и горно-марийский). Однако подобные исключения из правил неизбежны и не отменяют самого правила. По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская и т.д. Народы Росси по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям:
Семьи делятся на группы. Так, в индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье – славянская, а среди славян крупнейший народ – русские (82,5% всего населения). В. Даль, создатель толкового русского словаря, писал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает. Так, русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеют.
Нерусские слова в русском языке. Многие слова, которые кажутся исконно русскими, на самом деле давние и очень дальние заимствования. Таково слово «верблюд». Оно заимствовано от готского «ulbandus», которое в свою очередь восходит к греческому «элефас» - «слон». Зато русское «слон» взято из тюркских языков, где «арслан» значит «лев». Даже такие привычные слова, как «лошадь», латинского «caballus» - «конь». Однако «конь» - исконно славянское слово. Русское «сарай» восходит к персидскому «сараи» - «дворец», а «лачуга» - к тюркскому «алачуг» - «войлочный шатер», «шалаш из коры, вервей». Тюркскими по происхождению являются и такие слова, как «балык», (в тюркских языках значит «рыба»), «очаг», «чулан», «штаны», «чулок» и множество других. Большинство географических названий оканчивающихся на «ма» (Клязьма, Вязьма, Кострома и т.д.), финского происхождения: «ма» или «маа» во многих финских языках означает «земля», «область» (острова в Эстонии – Сааремаа, Хийумаа). А вот на юге России и Украины многие реки носят скифо-аланские названия: Дон, Дунай. Русские области России – это территории Европейского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запад (Ленинградская, псковская, Новгородская области) и Центральные районы России. Там преобладают русские. 3. Самостоятельная работа учащихся Учащиеся чертят схему или таблицу классификации народов по языковой принадлежности:
Работа с картой. Указать на карте места проживания народов, относящихся к: Индоевропейской семье, Алтайской семье, Кавказской семье, Уральской семье. Вывод: одни народы широко расселились за пределами своей республики – татары, мордва, а другие живут в пределах своей республики.
Титульный народ – это народ, который имеет свою административно-территориальную единицу в пределах государства, которая называется по названию народа. (Татарстан – татары, Карелия – карелы). Титульный народ, как правило не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции», т.е. растворение одних народов среди других. Например в Татарстане – татары составляют 48, 5% населения, а в Башкирии – башкир всего 21%, а татар – 28%. Работа с картой и учебником. Вопросы к классу: - назовите народы индоевропейской семьи. - какой народ самый многочисленный в России? - назовите народы входящие в первую десятку по численности. - народы алтайской семьи исповедуют преимущественно ислам. Назовите народы этой семьи исповедующие другие религии. (Чуваши и якуты – православные, тувинцы, калмыки и частично буряты - буддисты). - какой народ Северного Кавказа исповедует православие? (осетины) - какой народ исповедует буддизм, живет в европейской части России? (калмыки). Назовите народы, относящиеся к финно-угорской группе в России. Назовите народы этой группы, живущие за пределами России.
Работа с картой, учебником и дополнительным статистическим материалом. - найти на политико-административной карте республики и национальные (автономные) округа. (Записать в тетрадь название субъекта и его столицу). - назовите республики, где коренное население преобладает, республики с равенством коренного и русского населения, республики с преобладанием русского населения. - назовите республики, в которых два титульных народа. - имеет ли такой народ, как шорцы, свое национально-территориальное образование (республику или национальный округ). - назовите народы Росси, которые не имеют своей республики или национального округа. Россия, являясь многонациональным государством, имеет на своей территории большое количество языков. Чтобы люди могли договорится, нужен общий язык. В Росси им стал русский, ибо русские – самый многочисленный народ и живут они во всех ее уголках. Это язык великой литературы, науки и международного общения.
§ 40. Отметить на контурной карте республики. Дополнительное задание. Нарисовать национальные костюмы народов России (по желанию). |
Программа курса и тематическое планирование (базовый уровень) к учебнику... Характеристика территории и населения страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже xix—xx вв. Россия — многонациональное... | Тема: Россия- это многонациональное государство ... | ||
Программа «Этнография татарского народа» 8 9 классы Россия – многонациональное государство. Кемеровская область в этнографическом отношении также представляет значительный интерес | Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева... Задачи: Изучить национальный состав населения России, познакомить учащихся с языковыми семьями и размещением их представителей по... | ||
Урок географии. Тема: «Национальный состав населения Волгоградской области» Волгоградской области в теме «Население области», после изучения темы «Численность населения. Естественный прирост». Для проверки... | Методические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории... Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.) | ||
Загадка «Завещания Ленина» «Политического завещания». В «Письме к съезду» Ленин дает советы по улучшению работы партийного аппарата и дает характеристики членам... | Фонд оценочных средств по дисциплине новая экономическая география Социальный состав, образовательный уровень, национальный состав населения России | ||
Билеты по обществознанию 9 класс В результате 10% самых богатых в 1993 году получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие меры социальной... | Экзаменационные билеты по обществознанию 9 класс В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические... | ||
Программа вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,... | Управление образования администрации мо туапсинский район моу В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические... | ||
«Национальный состав населения России» Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов на территории страны | Методическая разработка урока учителя Платонова Н. П. Тема: Политические... Тема занятия: «Порядок организации и ведения гражданской обороны, распределение полномочий. Порядок разработки, согласования и утверждения... | ||
Урок «Национальный состав населения республики» Цели и задачи. Сформировать представление о национальном составе населения республики; познакомить с народными промыслами | Экзаменационные билеты за курс основной школы Билет №1 Религия, ее... В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические... |