Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области»





Скачать 116.22 Kb.
НазваниеДоклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области»
Дата публикации13.11.2014
Размер116.22 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области»

В настоящее время мы вступаем в новый период развития политической системы в Российской Федерации. В этом периоде управление по принципу субординации «сверху вниз», не теряя своей значимости, должно быть дополнено возрастанием политической и общественной активности населения, в том числе выраженный в таких формах, как укрепление и развитие взаимодействия органов государственной власти и институтов граважданского общества, форм самоорганизации граждан, а также развитие иных форм воздействия населения на процесс принятия решений в органах государственной власти.

Хотелось бы остановится на одной из форм участия гражданского общества в управлении, а именно на территориальном общественном самоуправлении (далее – ТОС).

Под территориальным общественным самоуправлением в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Эта форма самоорганизации - исключительно гибкая и максимально приближенная к населению. Она имеет ряд особенностей: возникает только там, где есть инициатива граждан; отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории проживания граждан); может иметь статус юридического лица.

Из этого следует, что федеральный законодатель отвел ТОСам весьма значимое место в системе муниципального управления, фактически наделив их правом содействия органам местного самоуправления в осуществлении их основных задач. Это дает основание полагать, что по замыслу законодателя ТОС должно стать основой системы местного самоуправления и выступить источником формирования и развития гражданского общества посредством объединения частных и групповых интересов, связей членов местного сообщества. Оно также служит цели «излечения» населения от правового и социального нигилизма, аполитичности, так как именно в процессе участия в решении вопросов жизнеобеспечения формируется правосознание российских граждан.

В настоящее время идет активное развитие данной формы непосредственной демократии. Опыт работы ТОС показывает, что основными направлениями их деятельности стало решение самых социально значимых для населения вопросов. Это вопросы благоустройства территорий, организации культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в микрорайонах, организация актов милосердия и благотворительности.

Накопленный опыт развития ТОС свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма самоорганизации населения по месту жительства. Жители муниципальных образований постепенно начинают осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение ряда проблем жизнедеятельности людей во многом зависит от них самих.

Особую значимость ТОС имеет в населенных пунктах, входящих в состав поселений и не являющихся их административными центрами. Удаленность указанных административно-территориальных единиц от органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, обеспечивающих решение вопросов местного значения, с неизбежностью ведет к тому, что для полного и качественного жизнеобеспечения населения на соответствующей территории, оно должно использовать предоставленную законом правовую возможность для самоорганизации.

Однако, успешная деятельность ТОС возможна только при постоянном их взаимодействии с органами местного самоуправления, как в рамках соглашений и договоров, заключаемых в соответствии с законодательством, так и вне их. Практика показывает, что территориальное общественное самоуправление жизнеспособно там, где оно находится под патронажем органов местного самоуправления, где муниципальные власти поддерживают позитивные инициативы ТОС и оказывают ему постоянное содействие.

В случае, если муниципалитеты займут выжидательную позицию, они могут оказаться выключенными из процесса принятия политических решений на локальной территории. Результатом отсутствия контакта с населением может стать недоверие (или апатия) основной его массы к инициативам, исходящим от органов муниципальной власти.

В то же время необходимо отметить, что представительные и распорядительные органы местного самоуправления не должны искусственно стимулировать процесс создания органов территориального общественного самоуправления, учреждая органы общественного самоуправления там, где нет соответствующих условий. Ведь согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы ТОС создаются на основе добровольного волеизъявления граждан, по их инициативе и с учетом исторических и иных местных традиций.

Помимо этого, указанные органы местного самоуправления не должны вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к компетенции органов ТОС его уставом, вне зависимости от степени важности результата для муниципального образования. Из способа осуществления народовластия ТОС не должен превращаться в элемент управленческого аппарата. Целью взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления является не нормирование их деятельности, а создание условий их свободного создания и развития. Даже на современном этапе развития системы местного самоуправления отношения между ТОС и исполнительными органами местной власти настолько неустойчивы, что вероятность негативного изменения сущности территориального общественного самоуправления достаточно велика. Именно поэтому законодатель ограничил федеральное правовое регулирование деятельности ТОСов единственной статьей Федерального закона 131-ФЗ, несмотря на многочисленные предложения об установлении более подробного и жесткого регулирования, в том числе – об издании отдельного федерального закона о деятельности ТОС. Однако такой акт, установив единые формы самоорганизации населения, существенно ограничил бы возможность проявления гражданской инициативы, приспособления ТОС к реалиям конкретной территории.

Таким образом, необходимо наладить процесс двустороннего взаимодействия между ТОСами и органами местного самоуправления соответствующих муниципалитетов, который бы обеспечил бы прочные партнерские, равноправные отношения между ними. Последнее, в свою очередь, предполагает совпадение стратегических и тактических целей всех субъектов, участвующих в деятельности ТОС.

Отсутствие же реально действующего механизма, обеспечивающего свободный кадровый, информационный обмен между всеми субъектами, действующими в местном сообществе, неустойчивый, временный характер контактов ТОСов и муниципалитетов приводит к рассогласованности их интересов, являясь сдерживающим фактором при решении значительного комплекса территориальных проблем. Это тормозит процесс активизации инициативы местного сообщества, что соответственно, приводит к необходимости вмешательства в вопросы территориального значения иных уровней публичной власти. Указанные обстоятельства могут стать причиной к возникновению существенных трудностей в процессе создания и развития ТОС на отдельных территориях. Решение этих проблем зависит не только от активности людей, способных и желающих участвовать в решении вопросов местного значения посредством территориального общественного самоуправления, но и от усилий всех институтов публичной власти. В такой ситуации основная задача состоит в повышении эффективности координационного взаимодействия между органами местного самоуправления и объединениями граждан по месту жительства.

Только при условии налаживания необходимого уровня коммуникации, информационного обмена возможно успешное формирование ТОС в рамках складывающегося гражданского общества.

Необходимо отметить, что в настоящее время существует ряд факторов, препятствующих развитию территориального общественного самоуправления.

В первую очередь это, разумеется, несовершенства федерального законодательства, где порядок организации и деятельности ТОСов урегулирован рамочно. Однако федеральное законодательство в этой части постоянно совершенствуется. Так, Федеральным законом от 30.11.2011 № 361-ФЗ была уменьшена норма представительства для осуществления ТОС. В настоящее время собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (ранее – не менее половины жителей). Соответственно конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (ранее – представляющих не менее половины жителей).

Данные новеллы законодательства, безусловно, являются положительными, так как упрощают порядок создания и деятельности ТОС, направлены на обеспечение доступа граждан к осуществлению данной формы местного самоуправления.

Кроме того, ряд проблем возникает из-за того, что ТОСы в большинстве случаев не приобретают статус юридических лиц. Необходимость обладания статус юридического лица обусловлена тем, что ТОС, не являющееся юридическим лицом, не вправе осуществлять финансовую деятельность: открывать расчетный счет в банке, получать финансовую поддержку из средств местного, областного бюджета, участвовать в грантах, конкурсах развития территории. Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» предусматривает возможность предоставления органами государственной власти Иркутской области мер областной государственной поддержки для организации и осуществления деятельности ТОС. Очевидно, что ТОС, не являющееся юридическим лицом и не имеющее собственного баланса, не имеет механизмов получения имущественной, финансовой, экономической поддержки из областного бюджета.

Таким образом, ТОС, не являющееся юридическим лицом, не способно осуществлять полноценную хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств бюджета.

Ряд затруднений в развитии ТОСов связан к деятельностью органов местного самоуправления.

По информации, поступившей из муниципальных образований Иркутской области, в настоящее время потенциал территориального общественного самоуправления, заложенный в него федеральным законодателем, использован не в полной мере.

Как сообщает ряд муниципальных образований Иркутской области, на их территории ТОСы отсутствуют по причине отсутствия активных граждан, способных взять на себя их организацию и деятельность. При этом в указанных муниципальных образованиях зачастую не приняты необходимые муниципальные правовые акты, регулирующие деятельность ТОС.

Принятие данных актов напрямую предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ. Часть муниципальных образований Иркутской области уже разработала и приняла данные акты, полностью урегулировав вопросы организации территориального общественного самоуправления на своей территории. Данные акты касаются не только вопросов непосредственного урегулирования порядка создания ТОС, но и предусматривают осуществление ведомственных целевых программ, направленных на поддержку и развитие ТОСов, проведение конкурсов, конференций, а также порядок информирования граждан о деятельности ТОСов. В первую очередь, конечно, развитое правовое регулирование существует в городах Иркутской области: Иркутске, Братске, Саянске. Однако правотворческий опыт этих муниципалитетов может быть использован и другими муниципальными образованиями, которые, взяв уже принятые акты за образец, могут разработать и утвердить собственные с учетом специфики муниципального образования, размера его территории, численности его населения и так далее.

Однако создается впечатление, что муниципальные образования уклоняются от создания необходимой нормативно-правовой базы для организации на их территории ТОСов, вследствие чего граждане, даже при их активном желании, не могут использовать предоставленные им федеральным законодательством возможности для самоорганизации и осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Так, в соответствии с федеральным законодательством, моментом учреждения ТОС является регистрация его устава в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Однако если данного порядка нет, ТОС не может быть учреждено.

Существует также ряд муниципальных образований, где имеется надлежащее правовое регулирование, но до настоящего времени граждане

не проявляют инициативу по созданию ТОСов. Такая пассивность населения может быть связана с его неинформированностью и не пониманием принципов создания и деятельности ТОСов. Представляется, что органам местного самоуправления целесообразно принимать соответствующие меры по правовому просвещению населения.

В муниципальных образованиях Иркутской области есть положительным опыт проведения подобного рода мероприятий. Так, в городе Усолье-Сибирское организована Школа собственников жилья, где наряду с консультированием по жилищным вопросам проводятся занятия, посвященные деятельности ТОСов. Администрация города Черемхово обеспечивает публичность мероприятий, связанных с самоорганизацией, в том числе путем размещения информации на радио, телевидении, в Интернете. Весьма важной и полезной представляется работа по разъяснению порядка деятельности ТОСов через взаимодействие с иными, уже существующими общественными организациями граждан. Такие формы взаимодействия налажены в городе Свирске, в муниципальных поселениях Братского района.

Представляется, что опыт такого рода также может быть использован при содействии органов местного самоуправления развитию ТОС на соответствующей территории.

Другой проблемой деятельности ТОС является недостаток финансовых и материальных средств. Разумеется, из положений Федерального закона № 131-ФЗ следует, что у органов местного самоуправления нет обязанности по финансированию органов ТОС и по их материальному обеспечению. Однако ряд муниципальных образований, как в Иркутской области, так и в Российской Федерации в целом, выделяют ТОС средства из местных бюджетов. Данный метод работы с ТОС следует признать обоснованным и целесообразным, так как органы ТОС, как субъекты, максимально приближенные к населению, знающие о проблемах развития соответствующей части территории муниципального образования, могут очень эффективно осваивать средства местного бюджета.

В настоящий момент областным законодательством предусмотрено оказание ТОС поддержки (имущественной, финансовой, а также информационной и организационной) и на уровне Иркутской области. В 2011 году был принят Закон Иркутской области от 08.06.2011 № 37-ОЗ «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». Во его исполнение было также принято постановление Правительства Иркутской области от 19.10.2011 № 324-пп «О долгосрочной целевой программе «Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области» на 2011 - 2012 годы». Однако указанные меры поддержки распространяются только на ТОС, являющиеся некоммерческими организациями (то есть зарегистрированными в качестве юридических лиц). Действие указанного Закона не может охватить все или даже большинство ТОС Иркутской области, и поэтому необходимо проведение соответствующей работы на муниципальном, приближенном к населению, уровне.

Проблемы порождаются и при принятии уставов ТОС, где нередко не урегулированы либо урегулированы противоречиво принципиально важные моменты организации и деятельности ТОС. Анализ, проведенный Иркутским областным государственным научно-исследовательским учреждением «Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского», показал, что одной из «болевых точек» является порядок досрочного прекращения полномочий члена органа ТОС. Данный порядок, фиксируемый в уставах ТОС, часто является упрощенным, и заключается в принятии органом ТОС соответствующего решения. Данный принцип нельзя признать справедливым, так как гражданин не назначается на должность в органе ТОС, а избирается на неё на собрании (конференции) граждан.

Представляется необходимым организация обучения активных граждан – организаторов ТОС в целях повышения их правовой грамотности, что позволит в дальнейшем избегать затруднений в деятельности ТОС.

Полагаю, что вышеизложенное свидетельствует о необходимости принятия следующих мер к развитию ТОС в Иркутской области:

  1. выявления муниципальными образованиями имеющихся пробелов в правовом регулировании деятельности ТОС и их ликвидация;

  2. использование опыта муниципальных образований Иркутской области, успешно осуществляющих развитие ТОС на своей территории как в части муниципальных нормативных правовых актов, так и целевых программ, конкурсов и иных мероприятий, направленных на повышение мотивации граждан –участников ТОС;

  3. оказание муниципалитетами ТОСам поддержки в различных формах, в том числе финансовой;

  4. проведение мероприятий по содействию существующим ТОС в приобретении ими статуса юридических лиц;

  5. проведение работы по разъяснению членам органов ТОС, а также населению, положений федерального законодательства; организация обучения активных граждан.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconМетодические рекомендации по планированию работы органов территориального...
...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconДоклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина...
Иркутской области, представляю Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание Иркутской области, прокурору Иркутской области,...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconСовета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию...
Тельного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области от...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconСовета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию...
Ательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образования Иркутской области от...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconПлан мероприятий по реализации государственной политики в области...
Разработка и принятие Закона Иркутской области «Об отходах производства и потребления на территории Иркутской области»
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconДоклад начальника планово-аналитического отдела Агентства по государственному...
Агентство это 42 государственных служащих выполняющих поставленные задачи, а именно
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconДоклад о состоянии и использовании земель в Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconДоклад о состоянии и использовании земель в иркутской области за 2011 год
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии...
Основные результаты деятельности территориального органа фмс россии в отчетном финансовом году стр. 8-51
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconРабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс)
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» icon1. общие положения
Правительства Иркутской области от 18 ноября 2009 года №339/116-пп «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconОтчёт о научно-исследовательской работе по теме: Разработка стратегии...
Разработка стратегии развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области на средне- и долгосрочную перспективу
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconОтчет министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской...
Постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года №689-пп «О министерстве промышленной политики и лесного комплекса...
Доклад по теме: «Проблемы развития территориального общественного самоуправления в Иркутской области» iconОтчет Иркутского территориального центра государственного мониторинга...
Материалы по ведению государственного учета подземных вод – гув на территории Иркутской области (Отчет Иркутского территориального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск