Опорные математические понятия





Скачать 44.58 Kb.
НазваниеОпорные математические понятия
Дата публикации20.07.2013
Размер44.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Зайченко Светлана Владимировна, учитель географии I квалификационной категории

Никифорова Наталья Владимировна, учитель математики I квалификационной категории
География в союзе с математикой
Наука представляет собой внутренне

единое целое. Её разделение на отдельные

области обусловлено не столько природой вещей,

сколько ограниченностью человеческого познания

Макс Планк

География особая наука, она и естественная, и общественная, и природная, и социальная. Этот казалось бы противоречивый характер географии – её большое преимущество в эпоху междисциплинарных исследований, ведь она сама междисциплинарна. В реальной жизни теснейшим образом переплетены природное и экономическое, природное и социальное, природное и политическое. В этой связи на уроках географии изучение явлений и процессов, происходящих на Земле невозможно без реализации междисциплинарного подхода. География по широте межпредметных связей превосходит большинство предметов школьного учебного плана. Прописной истиной является тесная связь географии при изучении отдельных тем с такими науками как биология, химия, физика, астрономия и др. Осуществление межпредметных связей обеспечивает:

  • гармоничное развитие мышления учащихся;

  • формирование научного мировоззрения;

  • качественное повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся.

В данной работе мы хотели бы представить использование межпредметных связей географии и математики при изучении школьниками начального курса физической географии (6 класс).


Тема

Опорные математические

понятия

Планируемые знания и умения по географии

«План местности и географическая карта»

угол, градусная мера угла, окружность, длина окружности, дробь, единицы длины, пропорция


«азимут», движение по азимуту; элементы градусной сети; «масштаб», виды масштабов; умение определять расстояния по плану и карте, «относительная высота»,

«Литосфера»

круговая диаграмма, градусная мера угла, элементы окружности, проценты, деление числа на 100



неравенство экваториального и полярного радиусов как следствие осевого вращения Земли; классификация горных пород по происхождению; изменение температуры с глубиной

«Гидросфера»

круговая диаграмма, градусная мера угла, проценты, промилле (тысячная доля числа)



соотношение воды и суши на земной поверхности, солёность вод Мирового океана

«Атмосфера»

проценты, среднее арифметическое, чтение графиков, сложение и вычитание рациональных чисел, деление числа на 1000



изменение температуры с высотой; средняя суточная, месячная, годовая температура; амплитуда температур; влажность воздуха

Успешное усвоение выше указанных тем во многом зависит от творческого сотрудничества учителя географии и математики.

Далее предлагаем один из путей осуществления межпредметных связей – это решение задач межпредметного характера.
Возможные варианты задач по темам:

«План местности и географическая карта»

  1. На каком расстояние от пункта А находится пункт Б, если известны координаты этих пунктов: пункт А – 28 с.ш. 150 в.д., пункт Б – 38 с.ш. 150 в.д. (величина 1 по меридиану приблизительно равна 111км)

  2. Переведите именованный масштаб в численный: а) в 1см 10 км б) в 1см 200 км в) в 1см 100 км

  3. Без помощи линейки определите расстояние в километрах:

а) от экватора до Москвы;

б) от Москвы до Северного полюса

4) Расстояние на карте между Токио и Пекином равно 30см, реально – 1500 км. Определите масштаб карты.

Решение трёх типов задач по теме «Масштаб» на уроках математики:

  1. Дано: АВк = 3см

М : 1 : 1000 000

Найти: АВм - ?

  1. Дано: АВм = 4,5км

М : 1 : 100 000

Найти: АВк - ?

  1. Дано: АВк = 5см

АВм = 250км

Найти: М - ?

При решении данных задач необходимо воспользоваться следующей формулой - М : АВк : АВм (масштаб – это отношение расстояния на карте к этому же расстоянию на местности)

«Литосфера»

  1. Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя земной коры, с которого начинается её повышение, составляет 5 С. (температура повышается на каждые 100м на 3С)

  2. Постройте круговую диаграмму «Вещественный состав земной коры», показав долю объёма горных пород: магматические – 71%, осадочные – 9%, метаморфические – 20%.

«Атмосфера»

1) Температура условного объёма воздуха 30 С. Абсолютная влажность:

а) 15 г/м3; б) 5 г/м3; в) 3 г/м3. Рассчитайте относительную влажность воздуха во всех трёх случаях. (при температуре 30 С 1м3 воздуха может содержать 30 г водяного пара

2) По радио передали: при температуре 10 С относительная влажность воздуха 50%. Сколько граммов воды содержит 1м3 такого воздуха? (при температуре 10 С 1м3 воздуха может содержать 9 г водяного пара)

3) 2м3 насыщенного воздуха при температуре 10 С содержат 16г воды. Сколько граммов воды содержат 3м3 воздуха при той же температуре с относительной влажностью в 50%?

4) Рассчитайте среднюю годовую температуру и годовую амплитуду температур для Москвы, если известны многолетние средние месячные температуры: январь -10 С, февраль -9 С, март -4 С, апрель 5 С, май 13 С, июнь 16 С, июль 18 С, август 17 С, сентябрь 11 С, октябрь 5 С, ноябрь -2 С, декабрь -8 С. Постройте график годового хода температуры.

5) Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолёта, летящего на высоте 10 000м, если температура воздуха у земной поверхности 20 С. (температура понижается на каждую 1000м примерно на 6 С)

6) Чему равно атмосферное давление на вершине горы высотой 3500м, если у подножия оно составляет 750мм рт.ст.? (давление понижается на 10,5мм на каждые 100м)

7) Определите примерную высоту горы, если у её подножия температура воздуха 16 С, а на вершине -8 С.

«Гидросфера»

  1. Сколько соли можно получить из 1 т воды Красного моря? (солёность воды в Красном море 42 промилле)

  2. Покажите на круговой диаграмме соотношение воды и суши на земной поверхности. (Мировой океан занимает 71% земной поверхности).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опорные математические понятия iconУчебного материала по химии для изучения предмета по умк г. Е. Рудзитиса...
Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков
Опорные математические понятия iconПояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом,...
Доказательное мнение, принимать волевое решение и иметь твёрдую жизненную установку
Опорные математические понятия iconТема урока: «Компьютер и его основные устройства». Тип урока
Опорные понятия: Периферийные устройства: системный блок, монитор, принтер, сканер, клавиатура, мышь, аудио система
Опорные математические понятия iconПрограмма вступительного экзамена в мгту га по математике
В первом разделе перечислены основные математические понятия, которыми должен владеть поступающий как на письменном, так и на устном...
Опорные математические понятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Модель глобуса, географическая карта полушарий, опорные карточки для работы микрогрупп, индивидуальные Календари погоды,...
Опорные математические понятия iconСмотрят слайд и отвечают на вопросы учителя и за каждый правильный ответ получают 1 балл
К концу этапа учащиеся повторят опорные понятия необходимые для изучения новой темы за каждый верный ответ получат по1 баллу
Опорные математические понятия iconОб истоках понятия информации и науки информатики Дополнительные...
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Опорные математические понятия iconПлан чтения лекции по учебной дисциплине «Математические методы» Раздел №2
Учебные и воспитательные цели: изучить основные виды задач линейного программирования, их математические модели
Опорные математические понятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать понятия по теме Древняя Греция (центральные: культура, демократия; основные : олимпийские игры, архонт, стратег, демос; опорные:...
Опорные математические понятия iconТема: «Математические расчеты семейного бюджета»
Математическая экономика – теоретическая и прикладная наука, предметом которой являются математические модели экономических объектов...
Опорные математические понятия iconТема Число Цифра 8
Знать название и последовательность чисел при счете. Называть и обозначать действия сложения и вычитания. Понимать отношения между...
Опорные математические понятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Математические структуры», «Корни многочлена», «Подсчет числа слов». Занимательная страница «Математические заголовки»
Опорные математические понятия iconУчебно-тематический план несертификационного цикла повышения квалификации...
...
Опорные математические понятия iconВнеклассное мероприятие, предметная неделя
В первый день проводится открытие недели математики, а в завершение недели проводятся математические квн, математические бои, конкурсы,...
Опорные математические понятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Екулярных соединений. Приведена разработка этого урока, ключевые слова и опорные понятия, процессы, проходящие при образовании полимеров,...
Опорные математические понятия iconМатематические методы и модели
Габрин К. Э., Математические методы и модели: Семестровое задание и методические рекомендации к решению задач. – Челябинск: Издательство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск