Скачать 446.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.1 МЕТОДЫ ОХРАНЫ БИОСФЕРЫ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 020201.65 Биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры естественных наук факультета ЕФКиБЖД (протокол № 10 от 7 февраля 2013 г.) Зав. кафедрой ________________Е.Г. Митина РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: к.б.н., доцент Луппова Е.Н., 1.2 Рецензенты: к.б.н., доцент Икко Н.В., д.г.н., профессор Денисов В.В. 1.3 Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» включена в качестве курса по выбору студентов в программу предметной подготовки специалистов, обучающихся по специальности «020201.65 Биология». Назначение дисциплины – формирование экологических знаний студентов в области рационального использования и охраны ресурсов биосферы. Дисциплина читается на 3 курсе, параллельно с изучением экологии и природопользования, поэтому знания студентов расширяются и углубляются, им придается практическая направленность. Основной целью освоения дисциплины является теоретическое знакомство и практическое освоение некоторых методов, которые применяются на современном этапе развития цивилизации для защиты окружающей среды и ликвидации негативных последствий антропогенного воздействия на биосферу. Для достижения данной цели перед студентами ставятся следующие задачи:
Для решения задач и достижения поставленной цели по дисциплине предусмотрены теоретические и практические занятия, на которые отводится по 20 часов учебного времени. Во время практических занятий предусмотрены семинары, на которых обсуждаются проблемы, связанные с изучаемыми вопросами, работы, выполняя которые студенты приобретают необходимые практические навыки, экскурсии на предприятия, занятые контролем состояния среды и утилизацией отходов. Значительная часть времени учебной дисциплины отводится на самостоятельную работу студентов (40 часов). Самостоятельная работа заключается в работе с источниками информации, подготовке к семинарам, выполнении расчетов. После освоения дисциплины студенты должны: знать
кризиса; владеть
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО. Поскольку дисциплина не относится к блоку Федерального компонента, ее содержание не определяется Государственным стандартом ВПО. Однако, при разработке программы дисциплины определены основные дидактические единицы, обязательные для изучения, которые приводятся ниже:
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 020201 Биология. Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности). 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Введение. Понятие о биосфере. История становления и развития понятия о биосфере. Основы учения В.И.Вернадского и современные представления о структуре, границах и компонентах биосферы. Свойства и функции биосферы как целостной системы. Современное состояние биосферы, обоснование необходимости специальных мер для ее охраны. Мониторинг состояния основных сфер биосферы. Мониторинг – основной метод отслеживания изменений, происходящих в биосфере. Методы определения состояния атмосферного воздуха. Охрана атмосферы. Методы определения состояния поверхностных вод. Охрана поверхностных вод. Методы определения состояния почв. Охрана почв. Методы определения состояния растительного и животного мира. Биосфера и цивилизация. Цивилизация и биосфера. Глобальные проблемы биосферы. Демографические проблемы. Пути решения демографических проблем. Бытовой мусор, проблемы и способы утилизации. Международное сотрудничество в области охраны биосферы. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тема. 1. Введение. Понятие о биосфере Пр. 1. Антропогенные кризисы в истории человечества. Пути выходов из кризисов. Занятие проводится в форме самостоятельной работы, которая проверяется преподавателем. Задание для самостоятельной работы. Человечество на протяжении всей своей истории входило в противоречия с окружающей средой, создавая кризисные ситуации. Есть мнение, что само возникновение человека было связано с кризисом в биосфере, правда, произошедшим по естественным причинам. Рассмотрите таблицу, предложите пути выхода из кризисов, которые человечество либо уже нашло, либо еще предстоит найти. Заполните таблицу. На основании заполненной таблицы напишите эссе «Поиск выхода из кризисных ситуаций в истории человечества». Объем эссе – 2-3 стр. Экологические кризисы в истории человечества и пути выхода из них
Тема 2. Мониторинг состояния основных сфер биосферы Пр.2. Оценка экологического состояния рабочего места. Задание. Оцените санитарное состояние своего учебного помещения, используя приведенные в таблице нормативы:
Пр.3. Оценка загрязненности атмосферного воздуха. Способы очистки воздуха. Занятие проводится в форме лабораторной работы, состоящей из трех этапов. I. На первом этапе студентам предлагается оценить запыленность атмосферного воздуха на улице в зимнее время, изучив состояние снега с помощью снегомера (высота 70 см, длина одной стороны – 20 см). 1). Взять пробы снега на разных участках – у дороги, у учебного корпуса, в сквере. 2). Каждую пробу растопить, полученную воду слить в отдельную емкость. 3). Оценить качество талой воды органолептически (цвет, прозрачность, запах). 4). Взвесить на аналитических весах круги фильтровальной бумаги, профильтровать через них талую воду, высушить круги в термостате и опять взвесить. 5).Рассчитать загрязнение на 1 кв.м. II. На втором этапе студенты оценивают запыленность учебных помещений с помощью метода снятия пылевых отпечатков с листьев комнатных растений. III. На третьем этапе по Интернет-источникам готовят подборку сведений о методах очистки атмосферного воздуха и основных приборов, существующих для этих целей. Пр.4. Методы очистки природных вод от загрязнений. Занятие проводится в форме семинара. Вопросы для обсуждения: А) Загрязнение океана; Б) Загрязнение поверхностных источников пресной воды; В) Загрязнение подземных вод; Г) Экологические последствия загрязнения водоемов; Д) Методы очистки сточных вод предприятий и жилищно-коммунального хозяйства; Е) Методы обеззараживания вод, поступающих для бытового водоснабжения. Пр.5. Методы охраны почв и очистки почв от загрязнений Занятие проводится в форме семинара. Вопросы для обсуждения: А) Загрязняющие вещества почв; Б) Основные источники поступления загрязнений в почвы; В) Экологические последствия загрязнения почв; Г) Методы очистки почв от загрязнений; Д) Методы охраны почв. Пр. 6. Методы изучения природной экосистемы. Проводится практическая работа, включающая описание, расчеты, построение графиков и схем, необходимых для оценки состояния экосистемы. 1). Изучить список видов предложенного Вам биоценоза (4 выборки). Определить жизненные формы растений, доминирующих по численности. Определить тип сообщества. 2). Проанализировать видовой состав биоценоза. Подсчитать общее количество видов животных и растений. Рассчитать индекс постоянства видов по формуле: С = (р/Р) · 100 где р – число выборок, содержащих изучаемый вид, Р – общее число взятых выборок. В зависимости от значения С выписать: Постоянные виды – встречаются в 75-100 % выборок Добавочные виды – встречаются в 50 % выборок Случайные виды - встречаются в 25 % выборок 2. Распределить растения биоценоза по ярусам: -древесному, -кустарниковому, -травянисто-кустарничковому, -мохово-лишайниковому 3. Определить виды, доминирующие по численности в каждом ярусе. Выделить виды, находящиеся вне ярусов. 4. Предположить, к какому ярусу приурочены обнаруженные в биоценозе виды животных. 5. Составить схемы 1-2 пищевых цепей в изучаемом сообществе. 6. Предложить схему круговорота веществ в экосистеме. Выборка 1.
Выборка 2.
Выборка 3.
Выборка 4.
|
Учебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется... Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся... | Пояснительная записка к заявке инновационного проекта Радостев М. А., руководитель Центра охраны труда и промышленной безопасности рор пк «Сотрудничество» | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины... Гладун Е. Ф. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность:... «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания... | Пояснительная записка дисциплина «Русский язык» Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Пояснительная записка дисциплина «Театрализованные представления» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Курс «Физико-химические методы исследования» Курс «Физико-химические методы исследования» преподается в течение 6 семестра (одо), предназначен для магистрантов, обучающихся по... | ||
Пояснительная записка: Программа учебной дисциплины «Организация... Ваганова Н. В., старший преподаватель кафедры Безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Мурманского государственного... | Пояснительная записка Дисциплина «Лингвострановедение германского ареала» Лингвистика, профили подготовки: «Перевод и переводоведение», «Теория и методика преподавания | ||
Пояснительная записка: Дисциплина «Механическая эксплуатация автотранспортных средств» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики... Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Почвоведение» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство | Рабочая программа по дисциплине В. В геоэкология Цель дать представление студентам о единой экосфере, т е о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы на фоне их интеграции... | ||
2013 2014 учебный год пояснительная записка Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного... | Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100. 62 Сервис |