Скачать 105.21 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» __________________________________________________________________ У Т В Е Р Ж Д А Ю Проректор по УМР _________________ /Л. П. Филатова/ «___»_______2012 г. Программа учебно-творческой практики по изобразительному искусству ПЛЕНЭР Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050600 «Художественное образование» Профиль «Изобразительное искусство» (для 3 курса) Нижний Тагил 2012 Программа учебной практики рассмотрена и утверждена на заседании кафедры изобразительного искусства 3 декабря 2012 г., протокол № 4. Зав. кафедрой И. П. Кузьмина Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Института художественного образования НТГСПА 6 декабря 2012 г., протокол № 4 . Директор ИХО Н. С. Кузнецова Составитель: к.п.н. зав. кафедрой ИЗО Кузьмина И.П. Пояснительная записка 1. Место дисциплины в основной образовательной программе Практика по изобразительному искусству в условиях природы и производства (на пленэре) - целостный художественно-педагогический процесс в системе подготовки бакалавра по направлению 050600 «Художественное образование» профиль «Изобразительное искусство». Программа составлена в соответствии с необходимостью связи обучения с жизнью и основана на комплексном взаимодействии художественных дисциплин: живописи, рисунка, композиции, истории искусства. В программе определен регионально-художественный компонент. Цель преподавания дисциплины Цель пленера - закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на живописи, рисунке, композиции и цветоведении. Задачи изучения дисциплины - освоить особенности работы графическими и живописными средствами на открытом воздухе; - сформировать умения вести наблюдения окружающей действительности, творчески отбирать жизненные впечатления и отражать их в правдивой, образной форме, владеть профессиональным мастерством и уметь применять его в художественно-педагогической деятельности; – сформировать основные умения и навыки творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Требования к уровню подготовки студента, завершившего прохождение учебной практики «Пленер» Студент должен знать: - последовательность работы над композицией при создании творческой работы в различных жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетная композиция); - теоретические основы изобразительной деятельности (правила линейной и воздушной перспективы, основы теории светотени, основы цветоведения); - основные принципы и правила построения композиции при создании творческой работы в различных жанрах. Студент должен уметь: - самостоятельно составить замысел творческой работы в живописи и графике; - реализовать творческий замысел, используя систему выразительных средств, в том числе приемов и средств композиции; - использовать подготовительные материалы (наброски, цветовые этюды, композиционные эскизы) для создания творческой работы. Студент должен владеть: - навыками использования различных художественных материалов и техник для создания творческой работы в живописи и графике; - культурой грамотного оформления творческих работ для экспонирования их на выставке-просмотре. Сроки проведения: В соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по направлению 050600 «Художественное образование» Профиль «Изобразительное искусство». Учебная практика проводится в течение 1 недели 6 го семестра. Рассчитана на 36 часов практических занятий. Место проведение практики: Обучение по программе планируется в зависимости от природных и климатических условий, от организационных форм практических занятий (базовая, экспедиционно-тематическая, производственно-тематическая). Учебно-воспитательный процесс по пленэру включает курс установочных и текущих занятий, контроль самостоятельной работы студентов, текущие просмотры, индивидуальные консультации. Студенты работают на открытом воздухе. Изучается воздействие воздушной среды и условий освещения на объекты, расположенные под открытым небом. Задания по изображению пейзажа даются в последовательности от передачи больших масс и отношений к изображению деталей внутри масс. Формируются навыки и умения в использовании закономерностей передачи световоздушной перспективы. Закрепляются навыки передачи линейной перспективы при изображении крупномасштабных объектов. В условиях быстрой смены освещенности, движения изображаемых объектов развивается зрительная память, умение работать по впечатлению и воображению. Практика посвящена изучению особенностей пейзажной живописи (методы, приемы, средства). Изображение по памяти состояний природы, наблюдаемых ранее. Совершенствование зрительной памяти, образного представления, воображения. Формирование художественного восприятия. Формирование художественного мышления. Знакомство с архитектурными памятниками Уральского региона. Развитие эстетического вкуса в процессе изучения памятников народного творчества. Совершенствование навыков композиционно-тематической работы. Практика завершается итоговым просмотром, обсуждением и оценкой учебно-творческих работ, выполненных по программе курса; отбором этюдов и эскизов для методического фонда и отчетной выставки; организацией выставки и проведением на ее основе итоговой конференции по практике. 2.Учебно-тематический план Срок изучения –6 семестр
Содержание деятельности студента – практиканта 1.Организационное собрание. Проведение установочного занятия по ознакомлению студентов с программой и задачами предстоящей работы, требованиями к ее организации, оборудованию и предоставлению отчетности. Инструктаж по технике безопасности. 2. Сбор материала для живописной композиции. Портретные зарисовки, зарисовки фигуры человека. Этюды деревенского и индустриального пейзажа. 3.Работа над жанровым эскизом. 4. Подведение итогов пленэрной практики. 3. Содержание курса 3 курс 6 семестр Раздел 1. РИСУНОК Тема 1.1. Сбор материала для композиции Материал для композиции. Выполняется большое число кратковременных зарисовок с предметов быта, инвентаря, деталей построек как в среде, так и отдельно, с тщательной проработкой (например: лодка, телега, колодец, крыльцо и пр.). Задача: изучение и зарисовка объектов для последующего использования в композиции. Материал - свободный. Размер А3 листа. Тема 1.2. Портретные зарисовки. Портретные зарисовки. Выполняются как длительные (3-4 часа), так и кратковременные (1-1,5 часа) зарисовки. Головы, головы с плечевым поясом. Задача: дальнейшее изучение методов и приемов передачи движения в изобразительном искусстве. Овладение навыками изображения портрета на открытом воздухе. Нахождение связи фигуры с окружением для последующего использования в композиции. Тема 1.3. Рисунок деревенского или индустриального пейзажа Рисунок деревенской постройки, музея, архитектурного памятника, индустриального пейзажа. Материал - свободный. Размер А3 листа. Раздел 2. ЖИВОПИСЬ Тема 2.1. Портретные этюды Этюды головы с плечевым поясом а) этюд головы с плечами в светлой одежде в тени б) этюд головы с плечевым поясом (полуобнаженная модель) на солнце Задача: передача цветового воздействия на натуру окружающей среды: цветовых рефлексов, анатомических связей головы с плечевым поясом. Материал – масло, акрил. Размер бумаги 40 х60 см Тема 2.2. Этюды пейзажа с постройками, фигурами людей Этюды двух-трех фигур, занятых профессиональной деятельностью. Этюды большой группы людей. Задача: изучение и зарисовка объектов для последующего использования в композиции.Материал: масло, холст, картон, бумага. Формат ½,1/4листа. Раздел 3. КОМПОЗИЦИЯ Тема. Жанровый эскиз Выполняется тематический пейзаж с фигурами людей. Композиция выполняется на основании наблюдений, зарисовок и этюдов. Цветовой строй работы. Дальнейшее развитие композиционных навыков: умение выбирать главный изображаемый объект (среда и человек), умение подчинять второстепенное главному. Задача: творчески переработать свои наблюдения для создания образного решения композиции. Материал: картон, масло. Размер А2 Образовательные технологии, рекомендованные к применению в процессе обучения по данной практике: Во время летней учебной практики в сельской или городской местности студенты знакомятся с характером среды, с её достопримечательностями, с трудом и бытом её обитателей, накапливают этюдный материал для композиции. Выбор мест учебной летней практики является ответственным моментом в учебном процессе. Летняя учебная практика имеет особое значение как для роста профессионального мастерства студентов, так и для овладения ими художественно-реалистическим методом изображения природы. Летняя учебная практика проводится в течение двух недель в соответствии с учебными планами курсов. Продолжительность рабочего дня студента во время летней практики -6 часов. Режим рабочего дня устанавливается преподавателем, ведущим практику. Перед началом практики педагог проводит беседу о задачах летней практики, о методах работы на открытом воздухе, знакомит их с режимом рабочего дня. Начиная с первых дней пребывания на практике, студенты знакомятся с характером данной местности, с особенностями жизни местных жителей, с производством. В процессе знакомства, студенты под руководством педагога отбирают самое типичное и характерное для данного места, собирают и систематизируют натурный материал, продумывают темы композиции, разрабатывают первоначальный эскиз. За время пленэра учащиеся выполняют длительные и кратковременные задания (этюды и рисунки) как под руководством педагога, так и самостоятельно. Последовательность заданий и количество времени, отводимое по программе для выполнения отдельных заданий, могут быть изменены педагогом в зависимости от условий работы (погоды, особенностей рабочего дня и пр.), если изменение не нарушает логики обучения. Кроме заданий, выполняемых с натуры, студентам рекомендуется делать рисунки и этюды по памяти и наблюдению (самостоятельная внеурочная работа). Задания по композиции выполняются в виде эскизов. После утверждения педагогом темы и решения эскиза дальнейшая работа над ним ведется в специально отведенное время и периодически проверяется преподавателем. Окончательный эскиз представляется вместе с подготовительными этюдами и рисунками при отчете за летнюю практику. По окончании летней практики проводится просмотр всех работ с их оценкой и организуется отчетная выставка с обсуждением. Выполнение программы в полном объеме обязательно для всех учащихся. Литература Основная
Дополнительная
Нормативные документы
Рекомендуемые словари и энциклопедии
|
Пояснительная записка Место дисциплины в структуре основной образовательной... Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы. Освоению данного курса способствуют... | Пояснительная записка к образовательной программе школы 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Образовательная программа начального общего образования для 1 2 классов... Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования гбоу прогимназии №1792 «Остафьево» | Аннотации основной профессиональной образовательной программы для... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре опп | ||
Аннотации основной профессиональной образовательной программы для... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре опп | Аннотации основной профессиональной образовательной программы для... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре опп | ||
Рабочая программа по биологии 5- 9 класс Пояснительная записка Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования мбоу «Кейзесская сш» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Место дисциплины в структуре основной образовательной программе (ооп) бакалавриата | ||
Согласовано Утверждаю Председатель Управляющего Директор школы: Совета... Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ооп ноо) | Пояснительная записка к основной образовательной программе Изучить вопросы, связанные с действиями по тушению пожара, а так же виды действий и их краткую характеристику. Воспитать профессионализм... | ||
Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура» Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Аннотация к рабочей программе по дисциплине Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Примерная программа по русскому языку 2 Примерная программа по литературному чтению Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования | ||
Пояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории... Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе... | Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |