Программа по географии. Пояснительная записка





НазваниеПрограмма по географии. Пояснительная записка
страница1/12
Дата публикации30.12.2014
Размер1.38 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12







ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ.

Пояснительная записка.

Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования и появления многочисленных авторских программ и учебников.

В программе сохранены достижения отечественного географического образования, все то, что проверено практикой обучения, подтверждено опытом массовой школы (прежде всего, его базовое научно-географическое содержание), что позволяет учителю при- менять уже имеющиеся в его распоряжении средства — проекты дарственного стандарта образовательной области «Земля», изданные разнообразные учебники и учебные пособия. Все это обусловлено согласованием основного содержания курсов по годам обучения с ныне действующими учебно-методическими комплексами.

Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных. Между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования — формирование у подростков Географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них тщания необходимости усвоения моральных ценностей человеческого шва, норм и правил цивилизованного общения и общежития. Таким образом, цель школьного географического образования таится к решению следующих основных задач: способствовать формированию географического, мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.

Целью данной программы является формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

способствовать формированию духовности, воспитанию патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономическому и эстетическому воспитанию;

развить у школьников с учетом географической специфики словесно-логическое и образное мышление, необходимое для приобретения знаний;

формировать картографическую грамотность — важную составляющую культуры каждого человека;

приобщить учащихся к постижению истины и определению ими своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.

В соответствии с названными целями и задачами планируемые результаты обучения в программе представлены двояко. Как требования к подготовке учащихся, они описаны в начале каждого систематического курса в последовательности, заданной их ценностью в формировании личности (в отличие от традиционного их представления по усложняющимся уровням).

В состав научно-географических знаний о современном мире включены основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Определена и логика их формирования — от представления о Земле как о природном теле и планете людей до представления связи жизни каждого человека с состоянием его земного дома. В свою очередь, усвоение этих систематических знаний не является самоцелью, а служит средством становления у школьника словесно-логического и образного мышления и овладения им методами научно-географического познания.

Последнее обусловлено тем, что знакомство школьника с географическими учениями и теориями ведет к овладению геосистемным подходом и к познанию той умозрительной для ученика действительности, которая как бы стоит за реальным миром и позволяет видеть его целостность. Геоэкологический подход позволяет убедить школьника в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества. Изучение конкретных объектов, напротив, дает школьнику возможность познакомиться с близким для него миром, который доступен непосредственному восприятию, и наполнен для ученика конкретным смыслом и чувством. Познание этого уникального, единичного, неповторимого мира связано с овладением школьником сравнительно-историческим подходом. Использование картографического метода позволяет объединить эти две реальности — умозрительную и конкретную.

Именно овладение учеником перечисленными методами и подходами составляет уникальный вклад географии в развитие личности школьника, давая возможность каждому ученику определить смысл знаний, включить научное познание в арсенал личностных средств постижения истины, а в дальнейшем — искать необходимые знания в достижениях человеческой культуры и заниматься их открытием.

Такой подход в построении программы позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя и учащихся.

Обращение общества к человеку, а школы к ученику предполагает существенную гуманизацию содержания географического Образования. В связи с этим в содержании курсов большое внимание уделено общественной географии, регионально-страноведческой составляющей, усилены междисциплинарная интеграция, связано с различными областями научных знаний. Широкое использование исторического подхода позволило обогатить содержание школьной географии описанием исторических судеб народов, ярче представить связь прошлого, настоящего и идущего, отраженную в изменениях природы, жизни людей, в экономике и политике.

Построение содержания программы в соответствии с принципом «игры масштабами» дало возможность обнажить подлинную «красоту географии», заключающуюся в развитии у школьников глобального, регионального и локального представления об окружающей действительности, позволяющего им научиться «мыслить глобально, а действовать локально».

В содержание программы включены сведения по философии, истории, искусству, морали, способствующие становлению у ученика целостной картины и усвоению им общечеловеческих ценностей.

Программа следует традиции предоставлять выбор способов учения (средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников) самому учителю. Опираясь на имеющийся у него педагогический опыт и учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, учитель способен самостоятельно анализировать процесс обучения адекватно поставленным перед ним

Существенная роль в гуманизации совместной деятельности учителя и учащихся отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений описывать, определять, называть и показывать, оценивать, объяснять, прогнозировать, т. е. способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и прогнозировать, выполнение которых свидетельствует о реализации новых целей обучения, возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают.

Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у школьника бытовые представления с научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека. Тем самым практические работы программы ведут к достижению перспективных результатов обучения, какими является овладение геосистемным, геоэкологическим, сравнительно-историческим и картографическим методами и подходами.

Таким образом, обновление целей среднего географического образования, планируемых результатов, содержания и средств обучения позволяет закрепить в программе главные тенденции развития российского образования, сделать идеи гуманизации основополагающими в нашей школьной географии.
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ. VI КЛАСС

(34 часа - 1 ч в неделю)

Начальный курс географии — первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

Планируемые результаты обучения

1. Оценивать и прогнозировать на доступном для школьников
уровне тенденции развития природных объектов и явлений: влияние
человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на
все стороны человеческой деятельности в своей местности; измене
ние природных объектов своей местности под воздействием человеческой деятельности; погоду на ближайшие сутки.

2. Объяснять: последовательность приемов построения планов
местности; построение градусной сетки на картах; черты сходства
и различия плана местности и географической карты; происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования; влияние рельефа на направление и характер течения рек; образование ледников; нагревание атмосферы; зависимость
температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; образование
атмосферных осадков, ветра; изменения погоды, народные приме
ты ее изменения; причины смены дня и ночи, времен года;
зависимость климата от географической широты; значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха; применение в процессе учебного познания понятий: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная
высота, географические координаты, литосфера, земная ко
ра, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.

3.Описывать:внешний вид основных форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности.

  1. Определять(измерять):на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек; по картам и глобусу географические координаты; по
    картам протяженность, средние и абсолютные высоты одной из
    равнин и горных систем земного шара; принадлежность горных
    пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам; по картам основные природные особенности объектов гидросферы; при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.

  2. Называть (показывать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного шара; океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения; источники питания рек; элементы речной долины; среднюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю; форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни
    равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат
    различных причин; основные следствия суточного и годового
    движения Земли; мероприятия по охране атмосферного воздуха;
    границы распространения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу МСОП; наиболее характерных животных и растения своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязей между земными оболочками.

Введение (2 ч)

Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.

Экскурсии, практические работы на местности. 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира. 2. Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использования и охраны. 3. Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.

РАЗДЕЛ I. ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

(11 ч)

Тема 1. План местности

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Тема 2. Карта — особая модель земной поверхности

Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.

Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

Географические карты как источник информации. Сходства и

различия плана местности и географической карты. Значение карт

в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды

изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Практические работы. 4. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. 5. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. 6. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высот точек. 7. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.

РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ

(20 ч)

Тема 1. Литосфера (5 ч)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в пейзажной живописи, скульптуре, музыке, художественной литературе.

Практические работы. 8. Определение горных пород по образцам (в том числе пород своей местности по материалам осенней экскурсии). 9. Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы. 10. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 2. Гидросфера (8 ч)

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. «Великие исторические реки», их роль в истории человечества и цивилизаций. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Практические работы. 11. Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта. 12. Нанесение на контурные карты объектов гидросферы. 13. Определение по имеющимся картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальной глубин, основных видов хозяйственной деятельности. 14. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования человеком.

Тема 3. Атмосфера (7ч)

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Практические работы. 15. Продолжение работы с календарем погоды. 16. Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика (по материалам календаря погоды). 17. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение «розы ветров», диаграмм облачности и осадков. Выявление причин изменения погоды. Тема 4. Биосфера (1 ч)

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Практические работы. 18. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. 19. Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи земных оболочек (1 ч)

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 11 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа по географии. Пояснительная записка iconРабочая программа по географии Пояснительная записка
Образовательная программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии
Программа по географии. Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по географии. Пояснительная записка iconПравила вступительного испытания по географии, проводимого университетом...
Вступительное испытание по географии состоит из двух частей: письменного задания и теста
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка Программы: Примерная программа основного общего...
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка используемые программы: География России (V1mx...
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией А. И. Алексеева М.: Дрофа,: 2006
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по географии. Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки...
Программа по географии. Пояснительная записка iconПрограмма по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка
Программа предназначена в основном для учащихся, не плани рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Программа по географии. Пояснительная записка iconРабочая программа по географии в 10 классе Пояснительная записка
Программа предназначена в основном для учащихся, не плани рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочие программы по географии для 6-10 классов...
Под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006., примерной программы по географии (6-9 классы), изд-во «Просвещение», 2010, а также рабочих...
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка 6 9 классы Изучение географии на ступени основного...
...
Программа по географии. Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 7 класс Учитель: Рудакова Ольга Станиславовна...
Примерной программы основного общего образования по географии и Программы по географии (6-10кл) под редакцией И. В. Душиной. Программа...
Программа по географии. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс Начальный...
Цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск