Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов»





Скачать 139.1 Kb.
НазваниеРеферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов»
Дата публикации06.01.2015
Размер139.1 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
Санкт-Петербургская православная духовная академия

 

 

 

 

 


РЕФЕРАТ



Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов»


 

 

 

Выполнил: Денис (Дионисий) Золкин, 
Студент 2 курса семинарии ЗО         
Проверил: _______________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г. 

План (содержание) реферата

Вступление……………………………………..стр.2

Глава 1. Богооткровение Моисею о творении и свидетельства Писания……………………….стр.2

Глава 2. Всемогущество, Неизменяемость, Премудрость Бога или о Божественных свойствах, которые особо проявились в творении………………………………………………..стр.3

Глава 3. Святые отцы и учители Церкви о творении……………………………………………..стр.5

Заключение…………………………………….стр.11

Библиография…………………………………стр.12

Вступление

Прежде чем приступить к описанию тайны творения мира, обратимся к Творцу вместе с псалмопевцем Давидом «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс.50), ибо сотворение мира настолько таинственно и кратко изложено в книге Бытия, что без веры и без помощи Благодати Божией непостижимо. Как и говорит святой Апостол Павел «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр.11,3)

Целью нашей работы будет рассмотрение догмата о творении из ничего, во-первых в свете свидетельств Священного Писания, во-вторых из догматического учения о свойствах Божиих, в-третьих, исходя из анализа трудов Святых отцов, посвящённых этому вопросу, т.е. в контексте всего Священного Предания Церкви, как одного из главнейших принципов экзегетики.

Глава 1.Богооткровение Моисею о творении и свидетельства Писания.

Поскольку «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15,18), то естественно ведом был и интерес, который возникнет у человечества, откуда и как появился мир, в котором он обитает. Человеколюбию Господа было угодно, через откровение избранному Им пророку – Моисею открыть историю творения мира, в той мере, в которой Всеведущий Господь счел необходимым и достаточным. Пророк и Боговидец Моисей так начинает свою 1-я книгу (или Бытие), которая в еврейском тексте называется bereschith («в начале»): «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1,1).

«Сотворил Бог» — здесь употреблено слово бара (слав. из не-сущих), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего. Употребление этого слова означает во первых отсутствие какой либо первичной материи и во вторых различие природ Сотворившего и сотворенного.

В ветхом завете мы находим еще одно место подтверждающее творение «из ничего» (2 Мак. 7,28) «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий».

Апостол Иоанн Богослов, пожалуй, глубже других выражает эту мысль (Ин.1,3) «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». В этом стихе Иоанн прямо признает Бога Слова (Логос) Творцом мира из ничего. А в контексте всей 1-й главы, это место можно понять так - Сын Божий выше не только всякого времени, но и всех веков, Он есть Творец их и Создатель, что и подтверждает Апостол Павел “чрез Которого, и веки сотворил” (Евр.1:2). Подобным образом Апостол наставляет свою паству и в другом месте «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1,16-17).

Глава 2. Всемогущество, Неизменяемость, Премудрость Бога.

Для догматически правильного рассмотрения вопроса творения мира из ничего необходимо упомянуть такие божественные свойства, как всемогущество, неизменяемость, премудрость.

Можно сказать, что в творении Богом мира наиболее проявилось всемогущество, ибо если мы признаем Бога Всемогущим, то уже из самого этого свойства мы можем согласиться, что Всемогущему не невозможно сотворить мир из ничего. Всемогущество было открыто в явлении Бога Аврааму, Бог открывается ему под именем Всемогущий (евр. Шаддай).

Ниже приведем несколько свидетельств, всемогущества Бога выбрав из них несколько, относящиеся к разным периодам истории и по возможности относящихся к вопросу творения.

Пророк и Псалмопевец говорит «ибо Он сказал,- и сделалось; Он повелел,- и явилось» (Пс.32,9).

Сам Господь Иисус Христос говорит: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19,26).

Также и богослужебное Предание Церкви свидетельствует «Бог идеже хощет, побеждается естества чин, глаголет безплотный»(догматик глас 7)1.

Ирмос третьей песни воскресного канона 3-го гласа (творение Иоанна Дамаскина): «Иже от несущих вся приведый Словом созидаемая, совершаемая Духом, Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди мене».2

Свойство Божественного всемогущества, делает возможным творение из ничего и таким образом в корне отличается от всех предыдущих теорий творения мира.

Различные перемены, как то рост или умаление, деградация и эволюция не присущи высшему совершенству – Богу. Таким образом, апофатическое свойство неизменяемости Бога, указывает нам, что творение не имеет ничего общего с Его Божественной, нетварной Природой, как и Давид пишет: «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они по­гибнут, а Ты пре­будешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты пере­ме­нишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончат­ся» (Пс.101,26-28). От сюда видим, что Творение мира не привело к изменению Природы Божества.

В книге Притчей мы читаем о Премудрости «Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселен­ной. Когда Он уготовлял небеса, я была там…» (Притч. 8,25-27) Как увидим далее на нее ссылается Григорий Нисский в своем комментарии на Шестоднев.

Говоря про Премудрость не возможно обойти слова Пророка и Псалмопевца Давида «вся премудростию сотвориил еси» (Пс.103,24).

Святитель Григорий Нисский в своем описании картины творения, ссылается и на другие Божественные свойства в частности на всеведение, отвечая на вопрос как могло найтись вещество для творения.

Глава 3. Святые отцы и учители Церкви о творении.

Святые отцы высказываясь по вопросу творения мира, как правило начинали с того что показывали разницу между существовавшими до этого теориями и уже затем восходили к описанию Всемогущества творца. Будучи обильно освящены Благодатью Святого Духа, они оставили тем кто «алчет и жаждет правды», обильные источники своих богооткровенных поучений.

Мы приведем лишь некоторые цитаты Святых Отцов, относящиеся к творению мира, характеризующие святоотеческое наследие Православной Церкви, снабдив их минимальным количеством личных комментариев, с тем, чтобы подобно неумелому реставратору не испортить боговдохновенных картин, написанных вселенскими учителями, в надежде, что божественное откровение, живущее в их толкованиях, просветит и возвысит наш ум к пониманию вопроса о творении «из ничего», о котором очень метко сказал некогда семинарист Санкт–Петербургскую духовную академии, а в последствии Архиепископ Феофан (Быстров): «творение мира так же непостижимо, как и происхождение его «из ничего»; в обоих случае получается «крест для разума», или – по латыни – "crux rationis".3

Василий Великий, будучи человеком высокообразованным изучившим философию, филологию, ораторское искусство, юридические науки, естествоведение, имевший глубокие познания в медицине, в своих знаменитых «Беседах на шестоднев», рассуждает о творении мира в виде полемики с прежде предложенными теориями творения мира, «потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет и нужды обличать их учения, их самих достаточно друг для друга к собственному низложению»4 и далее указывает и причину, по которой человеческая мудрость была бессильна «Ибо не знавшие Бога не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины, а сообразно с сим коренным своим неведением заключали и о прочем»5.

В заключение 1-й главы Святой пишет «Но мы, предоставив им низлагать друг друга, сами же, не касаясь рассуждений о сущности, и поверив Моисею, что «сотвори Бог небо и землю», прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою»6

Подобным образом и в том же порядке рассуждает и другой великий Святитель Иоанн Златоуст: «И какое ты можешь иметь оправдание, какое извинение, когда так безумствуешь и мечтаешь о том, что выше твоей природы? Говорить, что все произошло из готового уже вещества, и не признавать, что Творец вселенной произвел все из ничего, было бы знаком крайнего безумия. Итак, заграждая уста безумных, блаженный пророк в самом начале книги сказал так: “В начале сотворил Бог небо и землю”. Когда же слышишь: “сотворил”, - то не выдумывай ничего другого, но смиренно веруй сказанному.7

И в другом месте «Подойдет ли к тебе Манихей, утверждающий, что прежде существовала материя, или Маркион, или Валентин, или кто из язычников, говори им: “В начале сотворил Бог небо и землю”. - Но он не верит Писанию? Так отвратись от него, как от неистового и безумного»8

Общая идея такова, веры в данном вопросе достаточно для разумного, т.к. все предложенные до этого теории уничтожались одна другой, а Златоуст и вовсе называет неверие безумством.

Подобной простоты придерживается и Блаженный Феофилакт «Представлять, что Бог сформировал мир из готового вещества – значило бы приравнивать его творчество к творчеству человека».9

Сравнивая человеческое творчество и Божественное Творение, рассуждает и более ранний отец Церкви – Ириней Лионский, в частности он пишет «Люди могут делать что либо не из ничего, а при посредстве материи. Но Бог собственно и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала»10

С Высочайшим художником сравнивает Бога Святитель Кирилл Александрийский и добавляет о невозможности исследования Вышнего низшим, сверх того что открыто, и указывает нам на Сына, как на силу и Премудрость которой было произведено творение: «Высочайший Художник всяческих Бог, во всем, что должно было делать, пользуясь своею вседетельною силою, то есть Сыном: ибо Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин. 1, 3), в начале и, прежде всего другого, небо и землю сотворил и призвал к бытию, хотя они никогда не существовали. Если же, быть может, кто-либо спросит, каким образом и откуда, то он услышит от нас следующее мудрое и поистине превосходное слово: Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11, 34.) Если кто хочет познать это, для того не будет сомнения в том, что во всяком случае его ум и рассудок далеко не имеет многого по сравнению с умом Божиим. А что все наше малозначительно и даже совершенно ничтожно в сравнении с Божественным, это заявляет Сам Бог, говоря: Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути-пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55, 8-9). Итак, пусть оставлено будет как излишнее и не достигающее Цели исследование о сем: потому что Бог творит, как знает и как может».11

Преподобный Ефрем Сирин в своем Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия, пишет следующее: «В начале сотвори Бог небо и землю, то есть сущность неба и сущность земли…В начале сотвори Бог небо и землю. Сим и ограничилось дело первоначального творения; потому что ничего иного не сотворено вместе с небом и землею. Даже и природы, сотворенные в тот же день, тогда сотворены еще не были. А если бы они были сотворены вместе с небом и землею; то Моисей сказал бы о сем. Не говорит же он, чтобы не подать мысли, будто бы наименование природ древнее их бытия. Из сего ясно открывается, что небо и земля сотворены из ничего, потому что не были еще сотворены ни вода, ни воздух, не получили еще бытия ни огонь, ни свет, ни тьма: они произведены позднее неба и земли».12

Святитель Амвросий Медиоланский указывает нам на роль Сына в творении, домостроительстве и преображении тварного мира: «Но если бы ты действительно искал сияния Божия, то (познал бы, что) Сын есть Образ Бога невидимого. Он есть как Бог, так и Образ Бога. Бог невидимый и Образ также невидимый, Он свет славы Отчей, а также и образ Его Природы. В начале - говорит, - сотворил Бог небо и землю. Мир сотворён, и стало быть то, что не было, как вначале же было Слово Божие, так Оно и всегда у Бога было. Ведь и ангелы и господства и силы, впрочем, некогда произошли, и ведь они уже тогда были, когда мир был сотворён. И все сотворено и утверждено: видимое и невидимое, престолы, господства, начала и силы: все - говорит, - через Него и в Нём сотворены суть (Кол. 1:16). Как это - в Нём сотворены? Потому как Он - наследник Отца, от Отца к Нему это сие перешло в наследство, как говорил Отец: проси у Меня и Я дам Тебе в наследство Твоё роды (Пс.2:8). Вот сие наследство и перешло от Отца к Сыну, и к Отцу от Сына вернулось. Так превосходно и потому что достоинству называет апостол Сына Творцом всего. И к Римлянам об Отце говорит: Всё из Него, через Него и к Нему (Рим.11:36). От Него начало и природное устроение вселенной, то есть от Его произволения и от Силы Его. Ведь всё от Его произволения началось, поскольку один Бог Отец, от Которого всё. И впрямь Он сотворил всё из Себя, ибо сотворил откуда хотел. Чрез Него всему продолжение, в Нём же и конец. Ведь и материя - от Него. Чрез Него и деяние, которым соединяется и укрепляется вся совокупность мира. В Нём, ибо всё Его силой держится и утверждается. И конец всех в Божие распоряжение вернулся, и все Его решением разрешаются».13

Так рассуждает о действии Святой Троицы, святитель Амвросий Медиоланский, но наиболее просто это сформулировано у Преподобного Иоанна Дамаскина «Так как благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости, – то Он приводит из не сущего в бытие, и созидает все как видимое, так и невидимое, также и человека, состоящего из видимого и невидимого. Он творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом, становится делом».14 Заметим только, что эта уточненная мысль святителя Григория Богослова.15

Григорий Нисский, начинает свое рассуждение с указания на способ познания: «Итак, если, любопытствуя о сем и подобном сему, усиливаешься познать все возвышенное, то сам своею мудростью можешь увидеть и что сокрыто во мраке Моисеева видения, не к другому кому обращаясь, но к той благодати, которая в тебе, и глубины Божии испытывая тем Духом откровения, Который является в тебе по молитвам.»16 Затем рассуждает о Божественных свойствах: «что в Божеском естестве изволению сопутственно могущество, и мерою Божия могущества служит воля. Воля же есть премудрость; и премудрости свойственно не не знать, как может произойти каждая вещь» И заключает так: «Посему, если в одном и том же и вместе есть премудрость и могущество, то не не знает Он, как могло найтись вещество к устроению существ, и не имеет недостатка в могуществе умопредставленное привести в действо».

В заключение главы хочется рассказать в своих словах о взглядах святителя Григория Паламы на вопрос о творении мира или правильнее сказать о том как нам представляется эта картина на основе, увы поспешного, но необходимого для полноты картины, прочтения нескольких сочинений Григория Паламы.17

Основные идеи таковы: Бог не постижим по сущности, Он является Творцом в своих нетварных энергиях и познается только в них; исхождением этих благодатных энергий создаётся тварный мир «из ничего»; Творение это отделенное от Бога бытие, в котором не присутствует Божественная Сущность; энергиями производится творение, а уже затем природа получает свойство производить.

Безусловно, Богословие святителя Григория Паламы, как основа православной монашеской традиции, а так же и учение Максима Исповедника о предвечных Божественных идеях (логосах), согласно которым творится мир, тесно переплетающееся с рассматриваемым вопросом, нуждаются в отдельном рассмотрении, вне рамок данной работы, посвященной лишь обзору догмата о творении из ничего в свете Писания и Предания Церкви.

Заключение

Сотворение Мира из «ничего» не вызывало у отцов Церкви и доли сомнений, скорее оно подвигало их к еще большему восхищению Создателем.

В догматическом плане постановка данного вопроса, вызвала более глубокое понимание божественных свойств: Всемогущества, Неизменяемости, Премудрости, в части их проявления в акте творения.

Учение о творении мира «из ничего», полученное как сверхъестественное Богооткровение Моисеем оказалось принципиально отличным от всего, до чего дошел человеческий разум путем построения философских схем и предшествующих религиозных верований, и по своей сути отлично от всех космогонических теорий.

Философия не знала понятия «сотворения» как такового, даже демиург Платона - не творец, а скорее – устроитель или художник вселенной, можно даже сказать оформитель.

В сравнении с пантеизмом главное отличие в том, что Бог – Откровения (Сущий) не нуждается в творении мира, чтобы выразить Себя и достичь совершенства как полагали пантеисты. Другое отличие от пантеизма заключается, в полном отличие Божественной сущности от творения.

Рассмотрев, свидетельства Писания и труды Святых отцов можем заключить следующее - Единая Всевышняя Воля всех Божественных Ипостасей по избытку Благости привела в бытие мир из полного небытия и не только изобрела образы видимого мира, но и явилось устроителем естества тварного мира.

Библиография

Источники:

1.Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.205-337. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.

2.Василий Великий. Беседы на шестоднев. М.: Издательство «Московское Подворье Св.-Тр. Сергиевой Лавры», 1999. – 259с.

3.Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М. ДАРЪ, 2007. – 416с.

4. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. – Краснодар: Текст, 2006. – Перевод А. И. Сидорова

5.Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия//Творения. – СПб.,1989. – Т.4. Переизд.:М.,1993

6.Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 2. Glafira или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисеева. Толкования на евангелие от Иоанна. Ч. 1. М.: «Паломник», 2001. – 798 с.

7.Творения святаго Григория Нисскаго. Часть седьмая. М.: Типография В. Готье, 1865. – С. 1-22. (Творения святых отцов в русском переводе, издаваемыя при Московской Духовной Академии, том 44.)

Публицистика и интернет издания:

1.Святогорский Томос. Альфа и Омега. №3(6),// [Текст]. - М., 1995 (с.69-76).

2.Святитель Амвросий Медиоланский ШестодневКнига первая. О первом деянии Божьем.(© Перевод Е.В. Амбросимовой. Публикуется впервые) http://www.creatio.orthodoxy.ru/fathers/amvrosi_mediolansky.html 2005

Богослужебные книги:

1. Октоих, Гласы 1-4, Издательский Совет Русской Православной Церкви, М.:2004 .С.712.

1 Полный православный молитвослов для мирян. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Сретенский монастырь», «Ковчег», 1998. С.517-518

2 Октоих, Гласы 1-4, Издательский Совет Русской Православной Церкви, М.:2004 .С.364.

3 Цит. по Вениамин (Федченков), митроп. – Записки архиерея. – Москва: «Правило веры», 2002 г. – 384–427с.

4 Василий Великий. Беседы на шестоднев. М.:Издательство «Московское Подворье Св.-Тр. Сергиевой Лавры», 1999. – С.56.

5 Там же С.56.

6 Там же С.75.

7 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бы-тия//Творения. – СПб.,1989. – Т.4. беседа 2 Переизд.:М.,1993 С. 1-7.

8 Там же

9 Цит. по Закон Божий Максим Козлов М.: «Ковчег».1988г. С. 57

10 Там же С.57.

11 Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 2. Glafira или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисеева. Толкования на евангелие от Иоанна. Ч. 1. М.: «Паломник», 2001. – 798 с.

12 Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.205-337.

13 Святитель Амвросий Медиоланский Шестоднев Книга первая. О первом деянии Божьем. © Перевод Е.В. Амбросимовой. Миссионерско-просветительский центр "Шестоднев" http://www.creatio.orthodoxy.ru/. 2005.

14 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М. ДАРЪ, 2007. С.67-68.

15 "Поскольку для Благости недовольно было заниматься только созерцанием Себя Самой, а надлежало, чтобы (Ее) благо, разливаясь, текло далее, умножая, сколько можно большее число облагодетельствованных (так как это свойственно высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, Ангельские и Небесные Силы... (а затем) другой мир, вещественный и видимый" Цит по Св. Григорий Богослов. Слово 43, п.5; Ср.: Ориген. О началах. Кн.2. Гл. 9, п. 6; (цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 3. С. 130).

16 Цит по Творения святаго Григория Нисскаго. Часть седьмая. М.: Типография В. Готье, 1865. – С. 1-22. (ТворенИя святыхъ отцевъ в русском перевод, издаваемыя при Московской Духовной Академии, том 44.)

17 Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. – Крас-нодар: Текст, 2006. – Перевод А. И. Сидорова// Святогорский Томос. Альфа и Омега. №3(6), М., 1995 (с.69-76).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconРеферат Тема: «Значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина»
Согласно другому церковному писателю, догмат о боговоплощении, «а более точно вера в Сына Божия, пришедшего в мир, есть угловой камень...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconТеологических вопросах господствует принцип авторитета Священного...
Священного Писания. «Авторитет фундаментален для теологии, в ней он неотделим от истины…сообщить абсолютную точность вещам, решительно...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconА. П. Лопухин Толковая Библия или комментарий на все книги Священного...
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconТема урока: «Органы кровообращения». Цель урока
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconРеферат по литературе «Тема \"отцов и детей\" в мировой художественной литературе»
Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconОУ: моу сош №31 Учитель: Кремлёва М. В. Класс
Библией и главными книгами, её составляющих (Евангелие как часть Священного Писания Нового Завета)
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconТема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма....
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconМ. В. Ломоносов История русского языка (истоки от Кирилла и Мефодия)
История перевода и распространения Священного писания (Библии и отдельных книг) в России
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconУчебник по курсу орксэ (модуль «Основы православной культуры»), тексты...
Библией и главными книгами, её составляющих (Евангелие как часть Священного Писания Нового Завета)
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели Помочь учащимся осознать понятия: грех, гордость, смирение на примере отрывка из Священной истории «Мытарь и Фарисей», высказываний...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconАлександра Костюнина «Рукавичка»
Изречения святых отцов. Не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconИнформированное согласие
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconНаучного креационизма
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconИсследовательская работа Радуга
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...
Реферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов» iconКак образуются нефть и газ?
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск