Скачать 127.83 Kb.
|
Урок географии , 8 класс «Крупные природные районы России» Цели: 1) образовательные: -выявление особенностей природы 7 крупных районов России; -развитие умений самостоятельно добывать знания и применять полученные знания в новых условиях; 2) развивающие: -развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать результаты исследований; -развитие умение проявлять творческую активность; 3) воспитательные: -воспитание ценности научного знания -воспитание интереса и любви к географии своей страны, целеустремленности, коммуникативности, объективности: 4) здоровьесберегающие: -создание атмосферы успешности каждого ученика; -создание благоприятного психологического климата; -предупреждение утомляемости детей. Задача: Через групповую исследовательскую работу создать «Приложение» (решебник « Крупные природные районы России») к учебнику «География России». Тип урока: урок открытия нового знания. Оборудование: компьютер, 13 слайдов, видеофрагмент, физическая карта России, атласы, ОЛ( опорные листы), раздаточный материал, 7 конструкторов, демонстрационные таблички, магнитная доска. Место урока: данный урок является вводным в разделе «Региональная география». Я его называю стартовым: здесь как в спорте, видна вся траектория наших дальнейших действий, а учащиеся, благодаря ему, чётко представляют, что они будут изучать, как и для чего. Урок построен в системе деятельностного метода и основан на том, что учащиеся на всех этапах добывают знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Ход урока: 1. Этап мотивации к учебной деятельности. Беседа с учащимися с использованием слайда №1. -Ребята, я спешу вас поздравить с завершением изучения наиболее трудного общего раздела географии России, и как вознаграждение за наш труд приглашаю к рассмотрению самого интересного и увлекательного её раздела, но прежде прошу ответить на несколько вопросов: -Что мы изучали в 1 разделе? (Общую характеристику природы России). -В какой последовательности характеризовали природу? (Рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир).
-Важна ли эта последовательность? Почему? (Да, т.к. все компоненты природы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы). -Для чего мы изучали 1 часть? (Чтобы выявить, как общегеографические законы проявляются в отдельно взятом государстве). 2. Этап актуализации и пробных учебных действий. 2.1 Беседа с учащимися с использованием слайда №2. - С природой каких государств сходна природа России? (США и Канада) - Почему? (северное полушарие, высокие широты, большая удалённость от экватора, влияние 3-х океанов).
- Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов написал такие проникновенные строки о России: Но я люблю - за что, не знаю сам – её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям… -Действительно, «веет холодком» от этих строк, но так ли однообразна природа России? 2 2.2 Просмотр фрагмента видеофильма «Общие закономерности географической оболочки» (о разнообразии природы России. Время просмотра-1.5мин.) Обсуждение с использованием слайдов №3-7. - Можно ли утверждать, что природа России однообразна? ( Наоборот, очень разнообразна). -В стихотворении «Русь» Иван Никитин так писал об этом: Под большим шатром голубых небес- вижу даль степей зеленеется. И на грани их, выше тёмных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны. Посмотри на юг- нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. Мурава лугов ковром стелется, виноград в садах наливается. –Огромная территория России размещена всего в трех климатических поясах, но что влияет на разнообразие ее природы? (Рельеф, близость океанов, движение воздушных масс, тектоника, геологическое время образования, процессы выветривания)
2.3 Предложения учащимися версий (версии, в случае верного ответа, табличкой фиксируются в пределах контура России на магнитной доске).
2.4 Проверка полученного результата, первые выводы (с использованием слайда №7).
-Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину с Западно-Сибирской, Урал с Кавказом, а люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности. Известный историк и географ Лев Николаевич Гумилев писал: «Даже изучение истории народов должно начинаться с описания природы и климата территорий, на которых они живут, так как в зависимости от природы у каждого народа создавался свой способ ведения хозяйства и поддержания жизни» 3. Конкретизация темы, цели и задачи урока. 3.1 Беседа с учащимися. -О каком же увлекательном разделе географии мы начинаем сегодня разговор? Какова тема урока? (Крупные природные районы России). - Что бы вам хотелось узнать по данной теме? (Особенности, достопримечательности районов). –Наши цели едины (цель на доске). 3.2 Работа с конструктором. Рефлексия. - На ваших столах конструктор из 6 составных частей- деталей. Соберите его. Сможете ли его собрать, если поменять детали местами или убрать хотя бы одну? (Нет, т.к. важны взаимосвязи, последовательность, наличие составных частей). – Из каких составных частей состоит природный район? ( Рельеф, климат,…). –С каким из новых понятий, изученных на прошлом уроке, ассоциируется природный район? (Природно-территориальный комплекс, сокращенно ПТК). - Докажите, что природный район- ПТК. (Состоит из тех же взаимосвязанных компонентов).
-Перед ответственной работой отдохнем, «войдем в роли» и настроимся на творческий лад. Физминутка « Все профессии важны, все профессии нужны (Наклоны ) *Где Север, Запад, Юг, Восток географ знает «на зубок», (Лыжный ход) Проложить любой маршрут географ сможет здесь и тут (Ходьба на месте) Быть геологом отлично, они в горы идут лично (Для рук) И в жару, и в лютый холод, нам поможет климатолог. (Прыжки на месте) Нырять в речку без сноровок, помоги-ка нам, гидролог. (Для шеи) * Будет урожай иль нет, знает точно почвовед (Произвольно) Почему в Беловском море рыбы так резвятся, Нам биогеографы помогут разобраться! 4. Создание проблемной ситуации. Этап мотивации к проектной работе. -Ребята, приходилось ли вам хоть раз в жизни создавать учебник? Хотелось бы? -Я предлагаю вам сегодня создать учебник!!! Пока из 7-и страниц, а дальше всё будет зависеть от вашей активности и творческого подхода. -Обсудите в группе с чего начать его создание.(Отбор материала ). - Как найти необходимый материал? ( Исследовать «первоисточники»- географические карты, картосхемы, статистические материалы, энциклопедии, словари).
- Что будем делать? Распределим «роли». Каждый участник определит задачу для себя. Выявим особенности района на основе собранного материала. Подготовим презентацию своей странички «Учебника» Как? Проведем исследовательскую работу в группах, используя «первоис- точники» и применяя навыки практической деятельности. Результаты внесем в ОЛ. Для чего? Создадим «Приложение» ( решебник «Крупные природные районы России») к учебнику «География России».
- 5.Решение проблемы. Самостоятельная работа в группах. * Работа в 7-и группах. Практические задания направлены на формирование умений применять теоретические знания к конкретной территории. * Заполнение ОЛ. 6. Презентация проектов.
- 7 Итог урока. Рефлексия. Итак, на уроке мы Что делали? Определяли особенности района. Как? Анализировали тематические карты и другие материалы. Для чего? Создали первые страницы приложения к учебнику «Гео- графия» под названием «Крупные природные районы России».
Пп
Примечание: Данное «Приложение» в дальнейшем будет использовано для самопроверки и как дополнительный источник информации при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ. В перспективе планируется открытие интернетстранички. 8. Домашнее задание: чтение параграфа 36, подбор материала для творческой странички «нашего учебника». 9. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся. Слово учителя. -Оценки за работу в группах ставит староста группы, содержание ОЛ требует дополнительной проверки и будет оценено позже. В целом нашу совместную работу я оценила бы так: Что есть Человек? Он только частица, Только атом в громадной Природе. А чем частица может гордиться? Нечем частице гордиться вроде. Но когда человек творит вдохновенно, Он в это время один в целом свете! И в эти часы, и в мгновения эти, Он равен всей бесконечной Вселенной! (Е.Ефимовский). -Спасибо вам, ребята, за результативный ваш труд! Приложение
|
Урок-игра «Крупные природные районы России» Полное название образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа... | Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные... Оборудование: Презентация «Белое и Азовское моря», Физическая карта России, карта океанов | ||
И. И. Баринова и др. География россии. Хозяйство и географические районы. (2ч в неделю) № урок Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: называть и показывать географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, крупнейшие порты,... | ||
Билеты по географии для промежуточной аттестации учащихся 7 класса Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.... | Урок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Башҡортостан республикаһы стәрлетамаҡ районы муниципаль район хакимиәтенең Об итогах проведения районного конкурса среди учителей географии «Лучший урок исследование по географии, посвященный Году географических... | Чередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять... | ||
Урок географии в 8 классе «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы» Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Дальнего Востока | Урок по географии в 8 классе по теме: «Особо охраняемые природные территории России» Выяснить какие задачи они выполняют, чем отличаются; формировать понимание необходимости охраны природы | ||
Тема: население африки Продолжать развивать умения показывать по карте районы высокой плотности населения, определять крупные по площади страны | Рабочая программа разработана учителем географии Галутво Т. В. для... Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш#ортостан республика*ы... О проведении в Миякинском районе I школьного этапа и II муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном... | ||
Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район Автор: Рычкова Светлана Борисовна, учитель географии моу сош №2 г. Алапаевск Свердловской области | Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева... Задачи: Изучить национальный состав населения России, познакомить учащихся с языковыми семьями и размещением их представителей по... |