Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы





НазваниеРабочая программа по предмету «География» 6-9 классы
страница1/8
Дата публикации19.01.2015
Размер0.9 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Управление образования

Белозерского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Принята Утверждена

педагогическим советом приказом директора школы № 1 от 30 августа 2013 г. № 59 от 2 сентября 2013 г.


Рабочая программа по предмету «География»

6-9 классы
(срок реализации 4 года)


Разработчик программы: Смирнова Наталия

Александровна

учитель I квалификационной категории








2. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе базовых программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: «География» (Т.М.Лифанова).

Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической

науки.

География как учебный предмет в школе для обучающихся с умственной отсталостью вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии:

- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;

- показать особенности взаимодействия человека и природы;

- познакомить с культурой и бытом разных народов;

- помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей с Умственной отсталостью, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Окружающий мир» и «Природоведение».

Учитывая общие и специальные задачи школы для обучающихся с умственной отсталостью, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы

по 2 урока в неделю.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим

образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии» (68 ч), 7 класс - «География России» (68 ч), «География материков и океанов»: 8 класс- 68 ч, 9 класс- 58 ч, «Наш край» (9 класс - 10 ч).

В программе выделены практические работы и экскурсии, указана

географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым обучающимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки. Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с умственной отсталостью. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.

В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса Географии - «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством

России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны. При изучении географии России учитель должен пользоваться

Современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)- 11 ч.

2. Природные зоны России - 57 ч.

Задача первого блока этого раздела - создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной зоне, в которой расположена школа. При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчёркивая культурные и этнографические особенности населения. Желательно приучать старшеклассников работать с материалами периодической печати, местными и центральными изданиями. Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчит семиклассникам процесс усвоения программного материала о географии своей страны, а упрощенные контурные карты, размещённые в рабочих тетрадях на печатной основе, помогут заполнить изучаемые объекты на карте России.

Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения.

Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. С IV четверти 8 класса учащиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.

Изучение своего материка продолжается в 9 классе. Такое расположение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Тематика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам. Следует обратить внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).

Бывшие союзные республики изучаются во II четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа». «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства и обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино - и видеофильмов о природе, культурных и исторических достопримечательностях изучаемой страны, традициях и быте ее народа. Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности, культура, обычаи, традиции) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой

программе изучению своей местности отводится IV четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

Выпускники школ для обучающихся с умственной отсталостью должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края. Занижение требований к знаниям учащихся при изучении этой темы не предусматривается. Для изучения своего края в программе дается примерный план, опираясь на который учитель может разработать конкретное программное содержание, отражающее особенности данной местности. На уроках можно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для обучающихся с умственной отсталостью. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой. Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на изучение отдельных тем.

Для проведения занятий по биологии необходимо иметь:

- соответствующий учебно-методический комплект – комплект учебников Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «География» : 6 кл. – «Начальный курс физической географии», 7 кл. – «География России», 8 кл. – «География материков и океанов», 9 кл. - «География материков и океанов. Государства Евразии».

- наглядные пособия: карты, глобусы, планы, таблицы, муляжи.

Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете.

Рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных технологий обучения и воспитания: игровых технологий Б.П. Никитина, технологии адаптивного обучения, технологии дифференцированного обучения И.Н. Закатова, технологии индивидуализации обучения Инге Унт, технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, технологии личностно ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманской, здоровьесберегающих технологий Л.В. Кузнецовой, компьютерных технологий обучения.

Видами контроля являются:

- текущий контроль (фронтальный опрос, выполнение заданий в рабочих тетрадях);

- тематический (опрос или тестирование после изучения тем);

- итоговый (итоговое тестирование);

- номенклатура.

Отличительной особенностью от примерной программы является внесение сведений краеведческого характера.



3. Учебно-тематический план

6 класс

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Опыты

Экскурсии

Наблюдения

Демонстрация

1

Введение

4







1

1




2

Ориентирование на местности

5

3




1







3

Формы поверхности Земли

5

2




1







4

Вода на Земле

11

4

2










5

План и карта

9

5













6

Земной шар

15

7










1

7

Карта России

19

7
















Итого:

68

28

2

3

1

1
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconПрограмма по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны
И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по учебному предмету «География» для 6- 9 класса...
Программы общеобразовательных учреждений география 6-11 класс умк о. А. Климанова, В. В. Климанов М.: Дрофа, 2009-127с. Программы...
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету география для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы «География...
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по...
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по курсу: «География России» 8-9 классы
Составлена на основе программы домогацких е. М. «География России». 8-9 классы. (2010 г)
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по предмету «География» 5 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по предмету «География», 7 класс
...
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconПриказ директора моу «сош №17 г. Красавино» №01 10 /72 от 30. 08....
Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по (предмету) географии Класс 6
Программы для общеобразовательных учреждений: География, 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008. Авторской программе...
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа учебного курса «География России: Природа»
География. 6-11 классы. Сост. Е. В. Овсянникова. – 3 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа курса География. Материки и страны
Автор, название программы: География. 6-9 классы Н. Н. Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа курса География. Природа и народы России
Автор, название программы: География. 6-9 классы Н. Н. Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по предмету «География» для 6 9 классов
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа курса «География. Страноведение»
География Земли (VI – VII классы): Примерная программа основного общего образования по географии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск