Скачать 142.49 Kb.
|
Тема: «Почва – важнейшее звено круговорота веществ в природе. Структура, свойства почв и их место в экосистемах. Состояние земельных ресурсов края» Цель занятия: обеспечить формирование понятия почвы как одной из сред обитания, Задачи занятия: - образовательные: изучить особенности экологических факторов, действующих на организмы в почвенной среде; сформировать понятие «эдафические факторы»;сформировать представление о состоянии земельных ресурсов Ставропольского края и об основных экологических проблемах, связанных с антропогенным воздействием на почвы. - развивающие: способствовать развитию речи, умений грамотно представить свою точку зрения, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся; - воспитательные: воспитывать у обучающихся понимание практической значимости экологических знаний. Необходимые материалы: Раздаточный материал: дидактические карточки-задания, тест. Наглядные пособия: презентация Технические средства: компьютер. Обучающиеся должны знать:
уметь: - давать характеристику различным типам почв в зависимости от от структуры почвенного профиля - правильно классифицировать представителей почвенных организмов Темы рефератов и сообщений: «Загрязнение почвы», «Обитатели почвы». Ход занятия: Организационный момент – 5 минут.Сообщение нового материала (лекция с элементами беседы) – 30 минутПлан беседы:
Индивидуальная работа обучающихся по изучению различных типов почв и их классификации в зависимости от структуры почвенного профиля – 10 минут.Перерыв – 10 минут.Групповая работа с раздаточным материалом, выполнение заданий – 30 минут.Выполнение тестовых заданий – 10 минут.Подведение итогов занятия – 5 минут.Теоретический материал:«Почва как среда обитания»Земля - единственная из планет имеет почву – особенную, верхнюю оболочку суши. Эта оболочка сформировалась в исторически обозримое время – она ровесница сухопутной жизни на планете. Впервые на вопрос о происхождении почвы ответил М.В. Ломоносов ("О слоях земли"): "…почва произошла от согнития животных и растительных тел … долготою времени…" (слайд № 2) Почва - эта рыхлый поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить биологическую массу растений. Почва образуется из горных пород при длительном воздействии растений, животных, микроорганизмов и климата. Основатель генетического почвоведения В. В. Докучаев говорил, что «Почва есть функция (результат) от материнской породы, климата и организмов, помноженная на время». Способностью почвы поставлять растению в течение его жизни необходимое количество воды и питательных солей определяется ее плодородие. Оно зависит от химического состава, физических свойств и водного режима почвы. Нарушение химического состава почв (например, накопление минеральных солей в высоких концентрациях, т.е. засоление почв) ведет к снижению плодородия. И уже современный известный ученый почвовед Н.А. Качинский дает следующее определение почвы: "Под почвой надо понимать все поверхностные слои горных пород, переработанные и измененные совместным воздействием климата (свет, тепло, воздух, вода), растительных и животных организмов" Это трёхфазная среда (воздушно – водно – наземная), она самая насыщенная живыми организмами. Основными структурными элементами почвы являются: минеральная основа, органическое вещество, воздух и вода Минеральная основа (скелет) (50-60% всей почвы) – это неорганическое вещество, образовавшееся в результате подстилающей горной породы в результате ее выветривания. Размеры скелетных частиц: от валунов и камней до мельчайших песчинок. Физико-химические свойства почв обусловлены в основном составом почвообразующих пород. От соотношения в почве глины и песка, размеров фрагментов, зависят проницаемость и пористость почвы, обеспечивающие циркуляцию, как воды, так и воздуха. Идеально, если почва образована равными количествами глины и песка, т.е. представляет суглинок. В этом случае почвам не грозит ни переувлажнение, не пересыхание. И то и другое одинаково губительно как для растений, так для и животных. Органическое вещество – до 10% почвы, образуется из отмершей биомассы (растительная масса – опад листьев, ветвей и корней, валежные стволы, ветошь травы, организмы погибших животных), измельченной и переработанной в почвенный гумус микроорганизмами и определенными группами животных и растений. Воздух (15-25%) в почве содержится в полостях – порах, между органическими и минеральными частицами. При отсутствии (тяжелые глинистые почвы) или заполнении пор водой (во время подтоплений, таяния мерзлоты) в почве ухудшается аэрация и складываются анаэробные условия. В таких условиях тормозятся физиологические процессы организмов, потребляющих кислород – аэробов, разложение органики идет медленно. Постепенно накапливаясь, они образуют торф. Большие запасы торфа характерны для болот, заболоченных лесов, тундровых сообществ. Вода (25-30%) в почве представлена 4 типами: гравитационной, гигроскопической (связанной), капиллярной и парообразной. Гравитационная – подвижная вода, занимают широкие промежутки между частицами почвы, просачивается вниз под собственной тяжестью до уровня грунтовых вод. Легко усваивается растениями. Гигроскопическая, или связанная – адсорбируется вокруг коллоидных частиц (глина, кварц) почвы и удерживается в виде тонкой пленки за счет водородных связей. Освобождается от них при высокой температуре (102-105°С). Растениям она недоступна, не испаряется. Капиллярная – удерживается вокруг почвенных частиц силой поверхностного натяжения. По узким порам и каналам – капиллярам, поднимается от уровня грунтовых вод или расходится от полостей с гравитационной водой. Лучше удерживается глинистыми почвами, легко испаряется. Растения легко поглощают ее. Парообразная – занимает все свободные от воды поры. Испаряется в первую очередь. Строение почвенного профиля Строение почв неоднородно как по горизонтали, так и по вертикали. (слайд № 3) Независимо от типа почвы в ее профиле выделяют три основных горизонта, различающиеся по морфологическим и химическим свойствам между собой и между аналогичными горизонтами в других почвах: (слайд № 4) 1. Перегнойно-аккумулятивный горизонт, горизонт А. В нем накапливается и преобразуется органическое вещество. После преобразования часть элементов из этого горизонта выносится с водой в нижележащие. Этот горизонт наиболее сложный и важный из всего почвенного профиля по своей биологической роли. Он состоит из лесной подстилки, образованной наземным опадом. Ниже подстилки располагается темноокрашенный гумусовый горизонт, образованный измельченными, разной степени разложения остатками растительной массы и массы животных. В деструкции остатков участвуют позвоночные животные (фитофаги, сапрофаги, копрофаги, хищники, некрофаги) (слайд №5) 2. Горизонт вмывания, горизонт В. В нем оседают и преобразуются в почвенные растворы соединения, вынесенные из горизонта. Это гуминовые кислоты и их соли, вступающие в реакцию с корой выветривания и усваиваемые корнями растений (слайд № 6) 3. Материнская (подстилающая) порода (кора выветривания), или горизонт С. Из этого горизонта – тоже после преобразования – минеральные вещества переходят в почву Экологические группы почвенных организмов
Таким образом: Почва – промежуточная среда между водой (температурный режим, низкое содержание кислорода, насыщенность водяными парами, наличие воды и солей в ней) и воздухом (воздушные полости, резкие изменения влажности и температуры в верхних слоях). Для многих членистоногих почва была средой, через которую они смогли перейти от водного к наземному образу жизни. Основными показателями свойств почвы, отражающими возможность ее быть средой обитания для живых организмов, являются гидротермический режим и аэрация. Или влажность, температура и структура почвы. Все три показателя тесно связаны между собой. С повышением влажности повышается теплопроводность и ухудшается аэрация почв. Чем выше температура, тем сильнее идет испарение. Непосредственно с этими показателями связаны понятия физической и физиологической сухости почв. Тест 1. По сравнению с водной и наземно-воздушной средой почва а) менее плотно населена живыми организмами б) более плотно населена живыми организмами в) плотность не отличается 2. Клещи являются представителями а) мезобиоты б) макробиоты в) микробиоты 3. Вставьте пропущенное слово Свойства почвы как экологического фактора – это … факторы (эдафические) 4. Какой горизонт наиболее сложный и важный из всего почвенного профиля по своей биологической роли? а) горизонт А; б) горизонт В; в) горизонт С 5. Перечислите 4 основных типа почв Ставропольского края 6. Дождевые черви являются представителями а) мезобиоты б) макробиоты в) микробиоты 7. Земельный фонд Ставропольского края содержит а) 80 % ценных земель, не подверженных процессам деградации б) 35 % ценных земель, не подверженных процессам деградации в) 55 % ценных земель, не подверженных процессам деградации Раздаточный материал ЗАДАНИЯ
С водной средой почву сближают С воздушной средой почву сближают
Рис. Типы почвенной воды
Заполните таблицу: Таблица 9. Экологические группы почвенных организмов
(Ответ: закисление почв ведет к смене видового состава организмов, частичной гибели почвенных обитателей; происходит вымывание минеральных элементов питания.) Домашнее задание: 1. Прочитать конспект. 2.Творческое задание по желанию: сделать презентацию на тему «Почва как среда обитания» Список источников Литература основная:
Вопросы для проверки знаний Наземно-воздушная среда. 1. Характеристика среды, её особенности. 2. Приспособленность растительных и животных организмов к недостатку влаги (суккуленты, животные пустынь). 3. Отношение организмов к свету: а) растения, деление их на группы (светолюбивые и теневыносливые) б) животные, деление их на группы (дневные и ночные) 4. Как организмы приспособились к изменению температур в районах со сменой времён года (листопад – у растений, перелёт птиц, линька, спячка – у животных). 5. Приспособления к передвижению в наземно-воздушной среде (у животных и семян растений). Водная среда. 1. Характеристика среды, её особенности. Отличия от наземно-воздушной среды обитания. 2. Перечислите приспособления организмов к высокой плотности воды, световому режиму, давлению, количеству кислорода и т.п. 3. Основные обитатели водной среды – рыбы. Перечислите их приспособления к жизни в воде. 4. Откуда берётся кислород и всем ли рыбам нужно одинаковое количество кислорода (форель, сазан, линь). 5. Замор рыбы – что это такое? 5. Глубоководные и другие организмы, живущие в водной среде. Проверка заполнения таблицы
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
|
V. состояние, использование и охрана земельных ресурсов и почв Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойство и состояние воды. Вода в природе и жизни человека; знакомство с элементами... | ||
Тема содержание Научить понимать роль большого кругововорота веществ в природе, выделять звенья круговорота ве-в | Рабочая программа дисциплины земельные ресурсы России в ходе исторического, хозяйственного освоения земельных ресурсов и социально-экономического развития общества и хозяйства;... | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" Тема урока: «Почва. Свойства почвы» Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека | Реферат «Почвенные ресурсы. Охрана почв. Борьба с водной и ветровой эрозией» В современный период развития общества почва стала ещё и биологическим фильтром, поглощающим и обезвреживающим промышленные и коммунально-бытовые... | ||
Реферат на тему: "Круговорот веществ в природе." После смерти организмов составляющие их химические элементы возвращаются в окружающую среду. Так возникает биогенный круговорот веществ... | Влияние климата на биологические свойства почв юга россии Обобщение результатов влияния климата на эколого-биологические свойства почв юга России 110 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок по теме: «живые участники круговорота веществ» Цель урока: познакомить с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью | ||
Введение в экономическую и социальную географию Естественные и экономические свойства природных ресурсов определяют их роль и место в жизнедеятельности как общества в целом, так... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Состав и строение органических веществ. Классификация органических веществ (предельные У. В., непредельные У. В., кислородсодержащие).... | ||
Урок по химии в 8 классе. Разработал учитель моу сош №1 п. Селижарово,... Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь... | 6 класс (68 час) Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного... | ||
Экологическое состояние почв г. Свирска иркутской области: особенности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ дать понятие о кристаллическом... |