Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.
| Д/з
| Основные понятия
| Формы и методы работы
| Литература. Оборудование
|
1 четверть- 9 часов.
|
1. Введение (1 час)
|
с 01. 09
по 04.09.
| 1/1
| Введение. Краеведение – наука, изучающая родной край.
| 1
| Цели и задачи курса «Краеведение»: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ.
Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания.
| Выбрать тему творческого проекта.
| Краеведение; поиск, практика, экскурсия, анализ, архив; музей.
| Рассказ учителя.
Эвристическая беседа.
| Подборка литературы по родному краю.
Карта города Сургута.
Карта ХМАО.
|
2. Географическое положение города Сургута, координаты (2 часа)
|
с 06. 09
по 11.09.
| 2/1
| Географическое положение города Сургута, координаты.
| 1
| Географическое положение города Сургута на крте мира, России, округа.
Координаты города.
Влияние географического положения на тприроду и хозяйственную деятельность населения.
| Оформление информации в тетрадь.
Работа на к.к.
| Географическое положение.
Географические координаты.
Широта.
Долгота.
Умеренный пояс.
| Объяснение учителя.
Эвристическая беседа.
Практическая работа.
| Физическая карта полушарий.
Физическая карта ХМАО.
Глобус.
|
с 13. 09
по 18.09.
| 3/2
| Практическая работа №1
Определение географической широты, географичекой долготы, географиеских координат города, местоположение Храма.
| 1
| Определение географической широты на местности.
Определение географичекой долготы на местности.
Определение географиеских координат города, местоположение Храма.
| Оформление информации в тетрадь.
Работа на к.к.
| Гноман.
Астролябия.
| Объяснение учителя.
Практическая работа.
| Гноман. Компасы для всех учащихся.
Планшеты.
|
3. Рельефа и полезных ископаемых своего края (2 часа)
|
с 20.09
по 25.09
| 4/1
| Рельеф и полезные ископаемы Сургута, Сургутского района, округа.
| 1
| Особенности рельефа округа.
Особенности рельефа Сургутского района.
Особенности рельефа Сургута.
Самые высокие и самые низкие точки Сургута.
| Оформление информации в тетрадь.
Индивидуальные задания.
| Рельеф.
Овраг. Балка.
| Рассказ учителя.
Эвристическая беседа.
| Физическая карта полушарий.
Физическая карта ХМАО.
Подборка литературы.
|
Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.
| Д/з
| Основные понятия
| Формы и методы работы
| Литература. Оборудование
|
с 27.09
по 02.10
| 5/2
| Практическая работа №2: Изучение по картам особенностей рельефа своей местности.
| 1
| Изучение по картам особенностей рельефа своей местности.
Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.
Работа с образцами горных пород своей местности.
| Оформление информации в тетрадь.
Индивидуальные задания.
| Горные породы.
Полезные ископаемые.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Физическая карта полушарий.
Физическая карта ХМАО.
Подборка литературы.
Образцы минералов и горных пород своей местности.
|
4. Природные условия своего края: климат, внутренние воды, почвы (5 часов)
|
с 04.10
по 09.10
| 6/1
| Изучение климата своего края.
| 1
| Особенности климата Сургута.
Фенологические особенности Сургута.
Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.
Особенности формирования.
| Приготовить календари наблюдений.
Индивидуальные задания.
| Фенология. Снежный покров.
Признаки смены времен года в наблюдении и статистике.
Сезоны года, смена времен года.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
| Климатическая карта мира.
Климатическая карта ХМАО.
Данные метеостанции прошлых лет.
Приборы для наблюдения за погодой: термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, снегомерная линейка, мензурка.
|
с 11.10
по 16.10
| 7/2
| Экскурсия №1: на метеостанцию города Сургута.
| 1
| Экскурсия на городскую метеостанцию.
Экскурсия №1: на метеостанцию города Сургута. Знакомство с методами наблюдения.
| Составление синоптической карты по данным с метеостанции.
| Метеостанция. Термометр, Барометр, Гигрометр. Флюгер.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Экскурсия.
| Блокноты для записей.
|
с 18.10
по 23.10
| 8/3
| Практическая работа №3: Наблюдение элементов погоды.
| 1
| Наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря.
| Комплексная характеристика погоды в Сургуте за день, неделю, месяц.
| Климат. Тепловой пояс. Умеренный пояс. Полярный круг.
| Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Блокноты с записями.
Календари погоды.
|
с 25.10
по 30.10
| 9/4
| Изучение внутренних вод своего края.
| 1
| Внутренние воды своего края.
Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.
Особенности формирования.
| Индивидуальные задания.
| Ледоход. Ледостав.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
| Физическая карта полушарий.
Физическая карта ХМАО.
Подборка литературы.
Буклет «Внутренние воды ХМАО-Югры»
|
II четверть – 7 часов
|
с 08.11
по 13.11
| 1/5
| Изучение почв своего края.
| 1
| Почвы нашего края.
Особенности формирования.
Влияние на хозяйственную деятельность населения.
| Опережающие инивидуальные задания.
| Почва. Подзолистые почвы. Дерново-подзолистые почвы.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
| Почвенная карта мира и России.
Коллекция «Почвы».
|
Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.
| Д/з
| Основные понятия
| Формы и методы работы
| Литература. Оборудование
|
5. Растительный и животный мир, его охрана (3 часа)
|
с 15.11
по 20.11
| 2/1
| Растительный и животный мир нашего края.
| 1
| Изучение с помощью различных источников информации растительного и животного мира своего края.
Охрана растений и животных края.
Красная книга.
Проблемы стоящие перед экологами.
| Приготовить сообщения.
Индивидуальные задания.
| Эндемики.
Перелетные птицы.
Зимняя спячка.
Фенология.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
| Карта Растительность и животный мир России.
Красная книга ХМАО.
Буклеты с изображением растений и животных.
Гербарий.
|
с 23211
по 27.11
| 3/2
| Природа Сургута и его окрестностей.
| 1
| Фенологические признаки времен года в Сургуте.
Экологические проблемы в г.Сургуте.
Проблемы вывоза и утилизации мусора, листвы.
Выхлопные газы и выбросы с пром.предприятий.
Проблемами стоящими перед экологами.
| Приготовить сообщения.
| Микроклимат города.
Парк. Сквер. Природный парк. Экология города.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
| Карта Растительность и животный мир России.
Красная книга ХМАО.
Буклеты с изображением растений и животных.
Гербарий.
|
с 29.11
по 04.12
| 4/3
| Экскурсия №2:
В зоопарк станции юных натуралистов города Сургута. Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.
| 1
| Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.
| Приготовить сообщения.
Индивидуальные задания.
| Натуралист.
Эколог.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Экскурсия.
| Блокноты для записей.
|
6. История основания города (2 часа)
|
с 06.12
по 11.12
| 5/1
| Истории основания города Сургута
| 1
| История возникновения города Сургута.
Сургут в средние века. «Лицо города».
Сургут в XVII-XIX вв. тений и животных. .почвы.. Флюгер.метятельность населения.на, округа. о охраной. Проблемами стоящими
| Индивидуальные задания.
| Архив. Музей. «Визитка города». Купцы. Казаки. Воеводы. Служивые люди. Ссыльнопоселенцы.
| Изучение по различным источникам географической информации истории основания Сургута.
Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
| Карта «Географические открытия и исследования Сибири».
Подборка литературы.
|
с 13.12
по 18.12
| 6/2
| Экскурсия №3: в исторический музей города Сургута.
| 1
| Экскурсия в краеведческий музей.
| Индивидуальные задания.
Выпуск буклета.
Сообщение/реферат/ об истории Сургута
|
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Экскурсия.
| Блокноты для записей.
|
Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.
| Д/з
| Основные понятия
| Формы и методы работы
| Литература. Оборудование
|
7. Основные вехи его развития (2 часа)
|
с 20.12
по 25.12
| 7/1
| Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города.
Состав и численность населения. Демографическая ситуация.
| 1
| Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города.
Состав и численность населения. Демографическая ситуация.
| Индивидуальные задания
| Купцы. Казаки. Воеводы. Служивые люди. Ссыльнопоселенцы.
| Изучение по различным источникам географической информации истории основания Сургута.
Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
| Подборка литературы.
|
III четверть – 10 часов.
|
с 10.01
по 15.01
| 1/2
| Экскурсия №4: Обзорная экскурсия по городу (на автобусе).
| 1
| Экскурсия по историческим памятникам города Сургута. «Визитка» города Сургута.
| Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии)
|
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Беседа.
Экскурсия.
| Блокноты для записей.
|
8. Роль города Сургута в экономике округа и страны (2 часа)
|
с 17.01
по 22.01
| 2/1
| Сургут – крупнейший промышленный и транспортный узел ХМАО.
| 1
| Сургут – крупнейший промышленный и транспортный узел Ханты-Мансийского округа.
Задачи и перспективы развития.
| Индивидуальные задания.
| Промышленный узел.
Транспортный узел.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Беседа.
| Карта Сургута.
Экономическая карта России.
Подборка материалов по теме.
|
с 24.01
по 29.01
| 3/2
| Практическая работа №4: Выпуск газеты: «Наш город», презентация «Сургут».
| 1
| Выпуск газеты: «Наш город». Презентация «Сургут».
| Выпуск буклета.
Сообщение/реферат/ о Сургуте
|
| Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Карта Сургута.
Экономическая карта России.
Подборка материалов по теме.
|
9. Общий обзор предприятий города (3 часа)
|
с 31.01
по 05.02
| 4/1
| Градообразующие предприятия Сургута.
| 1
| Выступления учащихся с докладами.
| Сообщение/реферат/ о предприятиях Сургута (по выбору).
| Градообразующее предприятие.
ГРЭС.
ЗСК.
Сургутнефтегаз.
ГПЗ
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Беседа.
| Карта Сургута.
Экономическая карта России.
Подборка материалов по теме.
|
с 07.02
по 12.02
| 5/2
| Экскурсия №5
на предприятие
| 1
| Знакомство с выпускаемой продукцией.
| Сообщение/реферат/ о предприятиях Сургута (по выбору).
|
| Беседа.
Экскурсия.
| Блокноты для записей.
|
Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.
| Д/з
| Основные понятия
| Формы и методы работы
| Литература. Оборудование
|
с 14.02
по 19.02
| 6/3
| Практическая работа №5: Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация»
| 1
| Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация»
| Закончить работу с таблицей.
|
| Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Карта Сургута.
Экономическая карта России.
Подборка материалов по теме.
|
10. Изучение топонимики, геральдики города, района (3 часа)
|
с 21.02
по 26.02
| 7/1
| Понятие о геральдике.
Топонимика города.
| 1
| Понятие о геральдике. Геральдика города Сургута, Сургутского района, округа.
Изучение происхождения названий города, улиц города Сургута, рек, озер, отдельных территорий.
| Индивидуальные задания.
| Геральдика.
Топонимика. Топонимы.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Беседа
| Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.
Герб России, Сургута.
Подборка материалов по теме.
|
с 28.02
по 05.03
| 8/2
| Практическая работа №6: Составление буклетов, сообщений, докладов.
| 1
| Составление буклетов, сообщений, докладов.
| Продолжить работу.
| Геральдика.
Топонимика. Топонимы.
| Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.
Герб России, Сургута.
Подборка материалов по теме.
|
с 07.03
по 12.03
| 9/3
| Практическая работа №7: Составление буклетов, сообщений, докладов.
| 1
| Составление буклетов, сообщений, докладов.
| Окончание работы
| Геральдика.
Топонимика. Топонимы.
| Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.
Герб России, Сургута.
Подборка материалов по теме.
|
11. Православные святыни своего города, района, округа (5 часов)
|
с 14.03
по 19.03
| 10/1
| Православные святыни города Сургута.
| 1
| Изучение по различным источникам информации Православных святынь своего города.
| Индивидуальные задания.
| Православные святыни.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Беседа
| Карта Сургута.
Подборка материалов по теме.
|
IV четверть – 9 часов.
|
с 30.03
по 02.04
| 1/2
| Православные святыни Сургутского района, ХМАО.
| 1
| Изучение по различным источникам информации Православных святынь Сургутского района, округа.
| Индивидуальные задания.
| Православные святыни.
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Беседа
| Карта ХМАО.
Подборка материалов по теме.
|
с 04.04
по 09.04
| 2/3
| Экскурсия №6:
в Старый Сургут.
| 1
|
| Индивидуальные задания.
|
| Беседа.
Экскурсия.
| Блокноты для записей.
|
Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.
| Д/з
| Основные понятия
| Формы и методы работы
| Литература. Оборудование
|
с 11.04
по 16.04
| 3/4
| Практическая работа №8: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.
| 1
| Работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.
| Индивидуальные задания.
|
| Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Карта ХМАО.
Подборка материалов по теме.
Блокноты с записями.
|
с 18.04
по 23.04
| 4/5
| Практическая работа №9: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.
| 1
| Работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.
| Индивидуальные задания.
|
| Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Карта ХМАО.
Подборка материалов по теме.
Блокноты с записями.
|
12. Обобщение: подведение итогов, викторина (2 часа)
|
с 25.04
по 30.04
| 5/1
| Обобщение знаний. Подведение итогов
| 1
| Подготовка и защита творческих проектов.
| Подготовка к викторине «Наш город»
|
| Объяснение учителя.
Частично-поисковый.
Практическая работа.
| Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.
Герб России, Сургута.
Подборка материалов по теме.
|
с 02.05
по 07.05
| 6/2
| Практическая работа№10:
Викторина «Наш город»
| 1
| Викторина «Наш город».
|
|
| Практическая работа.
Игра.
| Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.
Герб России, Сургута.
Подборка материалов по теме.
|