Скачать 231.37 Kb.
|
Угличский муниципальный район Управление образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г.Углича «Утверждаю» Директор ______________________Н. В. Макарова «26» сентября 2005 г. Дополнительная образовательная программа «Друзья природы» Программа рекомендована для детей 9-12 лет Срок реализации – 2 года Автор-составитель: педагог дополнительного образования Белоусова Евгения Вячеславовна г. Углич 2005 г. Пояснительная запискаСейчас проблема экологии и природоохранной деятельности особенно актуальна во всём мире и в России в частности. Технический прогресс и человеческая беспечность в большей мере способствовали тому, что в данный момент наша Земля находится на грани экологической катастрофы. Как защитить всё живое от вымирания? Как сохранить и приумножить природные богатства? Что нужно сделать для того, чтобы нашей планете не грозила экологическая опасность? В первую очередь необходимо, чтобы человек из разрушителя превратился в созидателя. А для этого нужно воспитывать у людей экологическое сознание, учить правильному взаимоотношению с природой. Нужно, чтобы каждый человек понял, что природа – это огромный интересный мир, который нас окружает и в котором ни на минуту не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом, и к жизни любого существа в природе надо относиться бережно. Детство – самый благодатный возраст для формирования эмоционально – положительного осознанного отношения к окружающему миру. Особенно это относится к младшим школьникам. У детей этого возраста уже есть небольшой жизненный опыт, они имеют определённые суждения о нормах человеческого поведения (в том числе и об отношении к окружающему миру), но в то же время в силу своих психологических особенностей младшие школьники ещё подвержены влиянию со стороны взрослых. Но для того, чтобы воспитать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её, необходимо, прежде всего, дать им запас знаний о жизни живых организмов, о их взаимодействии друг с другом и с человеком. Проще всего это сделать на знакомых детям растениях и животных. Ухаживая за кроликом и морской свинкой в живом уголке или подкармливая птиц в холодное время года, ребёнок учится проявлять заботу по отношению к живым существам и ему проще будет понять важность взаимодействия человека с природой и осознать их взаимозависимость друг от друга. Занятия в кружке «Друзья природы» позволяют удовлетворить естественный интерес детей к природе и помогают лучшему усвоению школьных предметов естественнонаучного цикла (природоведения, окружающего мира, ботаники и т.д.), не дублируя, а дополняя и расширяя знания, полученные на уроках. Большое внимание в процессе занятий уделяется изучению природы родного края. Ребёнок – существо очень активное. Его развитие происходит через разнообразную деятельность, поэтому много времени отводится изучению содержанию домашних декоративных животных, выращиванию и размножению комнатных растений, а также проведению наблюдений и простейших опытов. Одно из главных направлений программы – трудовое воспитание. Дети собирают корм для птиц, подкармливают их в холодное время года, изготавливают кормушки и скворечники, ухаживают за зелёными насаждениями и т.д. Это позволяет им не только усвоить определённые знания, умения и навыки и удовлетворить жажду деятельности, но и получить моральное удовлетворение, почувствовать ответственность за жизнь «братьев наших меньших», ощутить себя настоящим хозяином Земли. Данная программа является модифицированной. Её цель – воспитание экологического сознания детей. Из этой цели вытекают следующие задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Программа имеет блочный характер. Занятия каждого блока объединены одной общей темой. Порядок изучения блоков может быть изменён, но темы в них остаются неизменными. Каждый блок предполагает теоретические, практические и итоговые занятия. Теоретическая часть занятий должна быть краткой. Использование наглядных пособий, ТСО (кинофильмы, аудио и видеозаписи, диапозитивы и т.д.) способствует лучшему усвоению материала и позволяет разнообразить формы работы с детьми. Практические работы могут выполняться как одним ребёнком, так и группами детей. Они несут в себе познавательную, закрепляющую и исследовательскую функции и позволяют учащимся не только углубить и закрепить теоретические знания, но и формируют интерес к своей деятельности. Практическая работа должна быть увлекательной и на первом году обучения не слишком длительной. Необходимые условия любой практической работы: аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, содержание в порядке инвентаря и инструментов, соблюдение техники безопасности. Практическая работа, связанная с уходом за животными и растениями проводится систематически, независимо от изучаемой темы. Желательно, чтобы каждый ребёнок (или небольшая группа детей) ухаживали за каким – либо животным постоянно. Это помогает выработать ответственность за живое существо и формирует чувство привязанности и любви к нему. Большое значение имеет работа натуралистов с литературой. Под руководством педагога ребята учатся находить и отбирать нужный материал из книг, оформлять рефераты, правильно составлять картотеку комнатных растений. К концу обучения дети приобретают самостоятельные навыки работы с книгой. Учитывая возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа, их большую подвижность и неустойчивость внимания, педагог должен стремиться разнообразить каждое занятие, используя для этого различные формы обучения:
Возможна и такая форма работы, как типовое занятие, сочетающее в себе объяснение педагога и практическую деятельность. Такие занятия можно рекомендовать для проведения опытнической работы. Экскурсии в природу дают возможность детям проводить наблюдения, накапливать конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, а подтверждать знания, полученные на занятиях. Перед экскурсией педагогу необходимо напомнить о правилах поведения в природе, бережном отношении к растениям и животным. При работе юннатов в живом уголке педагогу следует систематически повторять с детьми правила техники безопасности и гигиены труда, следить за их соблюдением. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Педагог может осуществлять контроль и в других формах:
Принципы обучения:
Для того, чтобы программа была усвоена детьми в полном объёме, следует отметить условия её успешной реализации:
Желательно, чтобы все дети имели тетрадки – памятки, в которые записывали и зарисовывали наиболее важные сведения по изучаемым темам (например, признаки болезни животного и т.д.) Оценка результатов обучения по данной программе осуществляется во время занятий. Более глубокий анализ знаний, умений и навыков, полученных детьми, проводится педагогом во время итоговых занятий по каждому блоку. Оценить знания детей можно, наблюдая за их действиями во время практической работы в живом уголке. Результативность учебно – воспитательного процесса при реализации данной программы К концу 1-го года обучения дети должны: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
К концу 2 года обучения дети должны: Иметь представление:
- о вредителях комнатных растений и мерах борьбы с ними; Знать:
Уметь:
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей 8 – 12 лет. Набор в группы - свободный. При наборе групп следует учитывать, что возрастная граница между детьми желательно не должна превышать 1,5 года. Это необходимо для более эффективного усвоения программы и выполнения практических заданий. Количество часов: 1 год обучения – 144 часа; 2 год обучения – 216 часов. Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа. Наполняемость групп – 1 год обучения – 12 – 15 человек; 2 год обучения – 10 – 12 человек. Учебно – тематический план 1 год обучения
2 год обучения
Содержание программы1 год обучения
Знакомство с детьми. Экскурсия по станции юннатов. Ознакомление с планом работы кружка на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на станции юных натуралистов. Рассматривание экспозиции в музее природы. Блок «Природа вокруг нас» (38 часа) 2. Осень в природе (12 часов) Осенняя экскурсия в парк. Сезонные изменения природы осенью. Сбор осенних листьев. Изготовление гербария. Что такое грибы. «Ведьмины круги». Какие бывают листья. Почему листья меняют окраску и опадают. Внимание, листопад!
Зимняя экскурсия в парк. Наблюдения за природой. Сезонные изменения природы зимой. Жизнь растений зимой. Зимующие птицы. Устройство кормушек и подкормка птиц. Жизнь животных зимой.
Весенняя экскурсия в парк. Сезонные изменения природы весной. Растения – первоцветы. Как цветут деревья. Ядовитые растения. Сбор лекарственных растений. Оформление гербария. Блок «Друзья нашего дома» (64 часов)
Выбор зверька. Транспортировка животного. Морские свинки. Хомяки. Декоративные мыши и крысы. Песчанки. Шиншиллы. Декоративные кролики. Содержание черепах в доме. Породы кошек и их особенности. Содержание кошек, уход за ними. Собаки. Содержание собак, уход за ними. Итоговое занятие по данной теме.
Выбор и транспортировка птицы. Оборудование клетки. Корма и кормление. Уход за птицами. Волнистые попугаи. Итоговое занятие по данной теме.
Выбор и устройство аквариума. Оборудование в аквариуме. Неприхотливые растения аквариума. Неприхотливые рыбы (живородящие – меченосцы, гуппи; гурами). Уход за аквариумом. Корма и кормление рыб. Итоговое занятие по данной теме. 8. Блок «Работа в живом уголке» (18 часов) Практическая работа по уходу за рыбами, птицами и животными – обитателями живого уголка. Уборка клеток. Кормление. Уход за растениями живого уголка. Полив. Опрыскивание. 9.Блок «Зелёные друзья» (20 часов) История комнатных растений. Зональное деление растений. Знакомство с комнатными растениями. Их биологические особенности. Виды растений. Части растений, их роль в жизни растений. Уход за комнатными растениями. Значение почвы. Составление почвенных смесей. Размножение комнатных растений. 10. Заключительное занятие (3 часа) Подведение итогов за год. Игровая программа «Живой мир». 2 год обучения
Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Просматривание журналов о животных. Блок «Природа вокруг нас» (69 часов)
Экскурсия в природу. Осенние приметы. Определение деревьев. Съедобные и ядовитые грибы. Деревья нашего края. Как растут деревья. Как завершается жизнь дерева. Перелётные птицы города. Животные, впадающие в спячку. Повторение пройденного материала по данной теме.
Зимняя экскурсия в парк. Определение деревьев по стволу и кроне. Зимующие птицы. Привлечение и подкормка птиц. Жизнь животных зимой. Повторение пройденного материала по данной теме.
Весенняя экскурсия в природу. Весенние грибы. Растения, нуждающиеся в охране. Животные, жизнь которых связана с водой. Перелётные птицы лесов и полей. Повторение пройденного материала по данной теме. Блок «Друзья нашего дома» (36 часов)
Болезни, паразиты и паразитарные заболевания домашних декоративных животных. Животные, рекомендуемые для домашнего содержания, правила ухода за ними. Породы собак и их особенности. Кормление животных. Разведение животных. Болезни млекопитающих, их профилактика.
Птицы, рекомендуемые для содержания в домашних условиях. Необходимые условия для их содержания. Адаптация птиц. Болезни птиц и их лечение. Разведение птиц. Оформление книг о птицах.
Аквариумные растения, требующие грамотного ухода. Прихотливые аквариумные рыбы. Разведение аквариумных рыб. Заболевание рыб, их лечение и профилактика. Блок «Зелёные друзья» (36 часов)
Вредители растений и борьба с ними. Пересадка и перевалка, их значение в жизни растений. Удобрения. Виды удобрений. Знакомство с кактусами. Выращивание растений из семян. Создание картотеки растений. Обобщение пройденного по данной теме. Блок «Работа в живом уголке» (24 часа) Практическая работа по уходу за обитателями живого уголка. Чистка и эстетическое оформление клеток. Чистка и эстетическое оформление аквариумов. Кормление животных, рыб и птиц. Полив, опрыскивание, подкормка и пересадка растений. Заготовка и хранение кормов. Блок «Природные мотивы в произведениях русских мастеров» (18 часов) Ознакомление с народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городец, Полохов-Майдан, Жостово, Русская матрешка.
Подведение итогов работы за год. Игровая программа «Экологическая сказка». Методическое обеспечение программы
2 год обучения
Материальное обеспечение, необходимое для реализации программы:
Литература, рекомендуемая для реализации данной программы:
|
Дополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на ... | Отделение по дошкольному образованию работает в режиме 12-ти часового... Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | ||
Спортивно-образовательная программа ано «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети... Подготовка, организация и поэтапное проведение соревнований школьных команд из детей 10-14 лет | Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации... Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68 | ||
Программа рекомендована для детей 7-10 лет Теория изобретательства утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, при помощи которой создаётся бесконечное... | Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений... Охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов... | ||
Программа по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:... Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера... | Программа коррекционных занятий Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
Программа учебной практики для студентов 2 курса для направления... Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Программа Л. Занкова. Динамический час игра Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
Программа специальной дисциплины (Стандарт пд. Сд/ДС) Екатеринбург Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Конспект динамического часа Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
Д. И. Менделеева Технологическая карта Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Теория автоматического управления Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
Администрация города томска Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | «Музеи в детском саду» Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей |