Программа рекомендована для детей 9-12 лет





Скачать 231.37 Kb.
НазваниеПрограмма рекомендована для детей 9-12 лет
Дата публикации22.02.2015
Размер231.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Угличский муниципальный район

Управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г.Углича

«Утверждаю»
Директор ______________________Н. В. Макарова
«26» сентября 2005 г.
Дополнительная образовательная программа

«Друзья природы»
Программа рекомендована для детей 9-12 лет
Срок реализации – 2 года

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Белоусова Евгения Вячеславовна
г. Углич
2005 г.
Пояснительная записка


Сейчас проблема экологии и природоохранной деятельности особенно актуальна во всём мире и в России в частности. Технический прогресс и человеческая беспечность в большей мере способствовали тому, что в данный момент наша Земля находится на грани экологической катастрофы. Как защитить всё живое от вымирания? Как сохранить и приумножить природные богатства? Что нужно сделать для того, чтобы нашей планете не грозила экологическая опасность?

В первую очередь необходимо, чтобы человек из разрушителя превратился в созидателя. А для этого нужно воспитывать у людей экологическое сознание, учить правильному взаимоотношению с природой. Нужно, чтобы каждый человек понял, что природа – это огромный интересный мир, который нас окружает и в котором ни на минуту не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом, и к жизни любого существа в природе надо относиться бережно.

Детство – самый благодатный возраст для формирования эмоционально – положительного осознанного отношения к окружающему миру. Особенно это относится к младшим школьникам. У детей этого возраста уже есть небольшой жизненный опыт, они имеют определённые суждения о нормах человеческого поведения (в том числе и об отношении к окружающему миру), но в то же время в силу своих психологических особенностей младшие школьники ещё подвержены влиянию со стороны взрослых.

Но для того, чтобы воспитать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её, необходимо, прежде всего, дать им запас знаний о жизни живых организмов, о их взаимодействии друг с другом и с человеком. Проще всего это сделать на знакомых детям растениях и животных. Ухаживая за кроликом и морской свинкой в живом уголке или подкармливая птиц в холодное время года, ребёнок учится проявлять заботу по отношению к живым существам и ему проще будет понять важность взаимодействия человека с природой и осознать их взаимозависимость друг от друга.

Занятия в кружке «Друзья природы» позволяют удовлетворить естественный интерес детей к природе и помогают лучшему усвоению школьных предметов естественнонаучного цикла (природоведения, окружающего мира, ботаники и т.д.), не дублируя, а дополняя и расширяя знания, полученные на уроках. Большое внимание в процессе занятий уделяется изучению природы родного края.

Ребёнок – существо очень активное. Его развитие происходит через разнообразную деятельность, поэтому много времени отводится изучению содержанию домашних декоративных животных, выращиванию и размножению комнатных растений, а также проведению наблюдений и простейших опытов.

Одно из главных направлений программы – трудовое воспитание. Дети собирают корм для птиц, подкармливают их в холодное время года, изготавливают кормушки и скворечники, ухаживают за зелёными насаждениями и т.д. Это позволяет им не только усвоить определённые знания, умения и навыки и удовлетворить жажду деятельности, но и получить моральное удовлетворение, почувствовать ответственность за жизнь «братьев наших меньших», ощутить себя настоящим хозяином Земли.
Данная программа является модифицированной. Её цельвоспитание экологического сознания детей.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира нашего края;

  • дать знания и практические навыки по содержанию и уходу за декоративными домашними животными и комнатными растениями;

  • развивать познавательный интерес к природе;

  • показать зависимость животных и растений от человека;

  • учить детей анализировать полученную информацию, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать у детей осознанное бережное отношение к природе;

  • вызвать желание беречь и охранять свой край;

  • формировать умение работать в коллективе, желание при необходимости помочь товарищу;

  • воспитывать трудолюбие, ответственность, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • развивать у детей такие психологические качества, как: внимание, память, наблюдательность, умение правильно выражать свои мысли;

  • развивать умение применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.


Программа имеет блочный характер. Занятия каждого блока объединены одной общей темой. Порядок изучения блоков может быть изменён, но темы в них остаются неизменными. Каждый блок предполагает теоретические, практические и итоговые занятия.

Теоретическая часть занятий должна быть краткой. Использование наглядных пособий, ТСО (кинофильмы, аудио и видеозаписи, диапозитивы и т.д.) способствует лучшему усвоению материала и позволяет разнообразить формы работы с детьми.

Практические работы могут выполняться как одним ребёнком, так и группами детей. Они несут в себе познавательную, закрепляющую и исследовательскую функции и позволяют учащимся не только углубить и закрепить теоретические знания, но и формируют интерес к своей деятельности. Практическая работа должна быть увлекательной и на первом году обучения не слишком длительной. Необходимые условия любой практической работы: аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, содержание в порядке инвентаря и инструментов, соблюдение техники безопасности. Практическая работа, связанная с уходом за животными и растениями проводится систематически, независимо от изучаемой темы. Желательно, чтобы каждый ребёнок (или небольшая группа детей) ухаживали за каким – либо животным постоянно. Это помогает выработать ответственность за живое существо и формирует чувство привязанности и любви к нему.

Большое значение имеет работа натуралистов с литературой. Под руководством педагога ребята учатся находить и отбирать нужный материал из книг, оформлять рефераты, правильно составлять картотеку комнатных растений. К концу обучения дети приобретают самостоятельные навыки работы с книгой.
Учитывая возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа, их большую подвижность и неустойчивость внимания, педагог должен стремиться разнообразить каждое занятие, используя для этого различные формы обучения:

  • беседа;

  • объяснение педагога;

  • показ педагога;

  • практическая работа, в т.ч. и под наблюдением педагога;

  • самостоятельная деятельность;

  • рассматривание картин, иллюстраций;

  • рисование;

  • наблюдение;

  • опытническая работа;

  • экскурсия;

  • дискуссия;

  • дидактические, ролевые и подвижные игры;

  • КВН, викторины, конкурсы;

  • тесты, кроссворды.

Возможна и такая форма работы, как типовое занятие, сочетающее в себе объяснение педагога и практическую деятельность. Такие занятия можно рекомендовать для проведения опытнической работы.

Экскурсии в природу дают возможность детям проводить наблюдения, накапливать конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, а подтверждать знания, полученные на занятиях. Перед экскурсией педагогу необходимо напомнить о правилах поведения в природе, бережном отношении к растениям и животным.

При работе юннатов в живом уголке педагогу следует систематически повторять с детьми правила техники безопасности и гигиены труда, следить за их соблюдением.


Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • текущий (проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

  • блочный (проводится после завершения изучения каждого блока);

  • итоговый (проводится в конце года).

Педагог может осуществлять контроль и в других формах:

  • собеседование;

  • наблюдение за выполнением практической работы;

  • тестирование;

  • участие в конкурсах, викторинах;

  • сообщение, подготовленное ребёнком с использованием дополнительного материала.


Принципы обучения:

  • принцип научности (весь предлагаемый материал должен быть обоснован с научной точки зрения);

  • принцип доступности (соответствие изучаемого материала возрасту детей);

  • принцип «от простого к сложному» (постепенное и последовательное усложнение материала);

  • принцип наглядности (использование наглядных пособий);

  • принцип поощрения (любое достижение ребёнка должно быть замечено и одобрено педагогом);

  • принцип уважения личности ребёнка (уважение мнения каждого ребёнка);

  • принцип личностно – ориентированного подхода (признание неповторимости каждого ребёнка и учёт его индивидуальных качеств развития в процессе обучения).


Для того, чтобы программа была усвоена детьми в полном объёме, следует отметить условия её успешной реализации:

  • регулярное посещение детьми занятий;

  • соответствующая материальная база;

  • доброжелательное отношение педагога к каждому ребёнку и детей друг к другу;

  • использование во время занятий разнообразных форм и методов обучения.

Желательно, чтобы все дети имели тетрадки – памятки, в которые записывали и зарисовывали наиболее важные сведения по изучаемым темам (например, признаки болезни животного и т.д.)
Оценка результатов обучения по данной программе осуществляется во время занятий. Более глубокий анализ знаний, умений и навыков, полученных детьми, проводится педагогом во время итоговых занятий по каждому блоку. Оценить знания детей можно, наблюдая за их действиями во время практической работы в живом уголке.
Результативность учебно – воспитательного процесса при реализации данной программы

К концу 1-го года обучения дети должны:
Иметь представление:

  • о том, что такое грибы;

  • о жизни животных зимой;

  • о разнообразных породах собак и кошек;

  • о неприхотливых растениях аквариума и аквариумных рыбах (меченосцы, гуппи, гурами);

  • об истории комнатных растений;

  • о зональном делении комнатных растений;

  • о биологических особенностях комнатных растений;

  • об использовании природных мотивов и особенностях росписи предметов народных промыслов: Хохлома, Полхов – Майдан, Палех, Гжель и др.


Знать:

  • правила поведения и техники безопасности на станции юннатов;

  • сезонные изменения в природе по временам года;

  • правила сбора растения для гербария;

  • виды декоративных животных, пригодных для содержания в домашних условиях;

  • правила выбора домашнего животного и птицы;

  • зимующих птиц нашего края;

  • правила содержания домашних декоративных животных в домашних условиях;

  • правила устройства аквариума и уход за ним;

  • правила ухода за комнатными растениями;

  • о размножении комнатных растений.


Уметь:

  • правильно собирать и оформлять гербарий;

  • устроить простейшую кормушку для зимующих птиц;

  • различать и собирать некоторые лекарственные растения;

  • оборудовать клетку для содержания птицы;

  • оборудовать аквариум для содержания рыб;

  • ухаживать за обитателями живого уголка;

  • ухаживать за комнатными растениями.



К концу 2 года обучения дети должны:

Иметь представление:

  • о том, как растут деревья и как завершается их жизнь;

  • о растениях, нуждающихся в охране;

  • о питательных веществах и видах удобрений для растений;

  • о болезнях, встречающиеся у домашних декоративных животных, птиц, рыб, о их лечении и профилактике;

- о вредителях комнатных растений и мерах борьбы с ними;
Знать:

  • осенние приметы;

  • некоторые съедобные и ядовитые грибы нашего края;

  • деревья нашего края;

  • перелётных птиц нашего края;

  • животных, впадающих в спячку;

  • животных, жизнь которых связана с водой;

  • о значении пересадки и перевалки в жизни комнатных растений;

  • особенности однолетних, двухлетних и многолетних садовых растений;

  • правила выращивания рассады из семян;

  • правила оформления картотеки растений.


Уметь:

  • размножать, подкармливать, пересаживать и переваливать комнатные растения, при необходимости бороться с их вредителями;

  • ухаживать за рассадой садовых растений;

  • разводить животных и ухаживать за потомством.


Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей 8 – 12 лет. Набор в группы - свободный. При наборе групп следует учитывать, что возрастная граница между детьми желательно не должна превышать 1,5 года. Это необходимо для более эффективного усвоения программы и выполнения практических заданий.

Количество часов: 1 год обучения – 144 часа; 2 год обучения – 216 часов.

Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа.

Наполняемость групп – 1 год обучения – 12 – 15 человек;

2 год обучения – 10 – 12 человек.


Учебно – тематический план
1 год обучения


Т Е М А
Количество часов

Теория

практика

Всего

1.
2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.


Вводное занятие

Блок «Природа вокруг нас»

Осень в природе

Зима пришла

Весна – красна

Блок «Друзья нашего дома»

Животные в доме

Пернатые друзья

За стеклянным берегом

Блок «Работа в живом уголке»

Блок «Зелёные друзья»

Заключительное занятие

2

34

11

10

13

51

20

12

19

-

13

2

-

4

1

2

1

13

4

4

5

18

7

-

2

38

12

12

14

64

24

16

24

18

20

2




Всего часов:

102

42

144



2 год обучения


Т Е М А
Количество часов

теория

практика

Всего

1.
2.

3.

4.
5.

6.

7.
8.

9.

10.

11.

12



Вводное занятие

Блок «Природа вокруг нас»

Осень в природе

Зима пришла

Весна – красна

Блок «Друзья нашего дома»

Животные в доме

Пернатые друзья

За стеклянным берегом

Блок «Зелёные друзья»

Комнатные растения

Блок «Работа в живом уголке»

Блок «Природные мотивы в произведениях русских мастеров»

Заключительное занятие

3

58

20

15

23

57

21

17

20

18

18

-

12
3

-

11

4

6

1

6

-

4

1

18

18

24

6
-

3

69

24

21

24

63

21

21

21

36

36

24

18
3




Всего часов:

151

65

216
Содержание программы


1 год обучения


  1. Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с детьми. Экскурсия по станции юннатов. Ознакомление с планом работы кружка на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на станции юных натуралистов. Рассматривание экспозиции в музее природы.
Блок «Природа вокруг нас» (38 часа)

2. Осень в природе (12 часов)

Осенняя экскурсия в парк. Сезонные изменения природы осенью. Сбор осенних листьев. Изготовление гербария. Что такое грибы. «Ведьмины круги». Какие бывают листья. Почему листья меняют окраску и опадают. Внимание, листопад!


  1. Зима пришла (12 часов)

Зимняя экскурсия в парк. Наблюдения за природой. Сезонные изменения природы зимой. Жизнь растений зимой. Зимующие птицы. Устройство кормушек и подкормка птиц. Жизнь животных зимой.


  1. Весна – красна (14 часов)

Весенняя экскурсия в парк. Сезонные изменения природы весной. Растения – первоцветы. Как цветут деревья. Ядовитые растения. Сбор лекарственных растений. Оформление гербария.
Блок «Друзья нашего дома» (64 часов)

  1. Животные в доме (24 часа)

Выбор зверька. Транспортировка животного. Морские свинки. Хомяки. Декоративные мыши и крысы. Песчанки. Шиншиллы. Декоративные кролики. Содержание черепах в доме. Породы кошек и их особенности. Содержание кошек, уход за ними. Собаки. Содержание собак, уход за ними. Итоговое занятие по данной теме.


  1. Пернатые друзья (16 часов)

Выбор и транспортировка птицы. Оборудование клетки. Корма и кормление. Уход за птицами. Волнистые попугаи. Итоговое занятие по данной теме.


  1. За стеклянным берегом (24 часа)

Выбор и устройство аквариума. Оборудование в аквариуме. Неприхотливые растения аквариума. Неприхотливые рыбы (живородящие – меченосцы, гуппи; гурами). Уход за аквариумом. Корма и кормление рыб. Итоговое занятие по данной теме.

8. Блок «Работа в живом уголке» (18 часов)

Практическая работа по уходу за рыбами, птицами и животными – обитателями живого уголка. Уборка клеток. Кормление. Уход за растениями живого уголка. Полив. Опрыскивание.
9.Блок «Зелёные друзья» (20 часов)

История комнатных растений. Зональное деление растений. Знакомство с комнатными растениями. Их биологические особенности. Виды растений. Части растений, их роль в жизни растений. Уход за комнатными растениями. Значение почвы. Составление почвенных смесей. Размножение комнатных растений.
10. Заключительное занятие (3 часа)

Подведение итогов за год. Игровая программа «Живой мир».


2 год обучения


  1. Вводное занятие (3 часа)

Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Просматривание журналов о животных.
Блок «Природа вокруг нас» (69 часов)

  1. Осень в природе (24 часов)

Экскурсия в природу. Осенние приметы. Определение деревьев. Съедобные и ядовитые грибы. Деревья нашего края. Как растут деревья. Как завершается жизнь дерева. Перелётные птицы города. Животные, впадающие в спячку. Повторение пройденного материала по данной теме.


  1. Зима пришла (21 часов)

Зимняя экскурсия в парк. Определение деревьев по стволу и кроне. Зимующие птицы. Привлечение и подкормка птиц. Жизнь животных зимой. Повторение пройденного материала по данной теме.


  1. Весна – красна (24 часов)

Весенняя экскурсия в природу. Весенние грибы. Растения, нуждающиеся в охране. Животные, жизнь которых связана с водой. Перелётные птицы лесов и полей. Повторение пройденного материала по данной теме.
Блок «Друзья нашего дома» (36 часов)

  1. Животные в доме (21 час)

Болезни, паразиты и паразитарные заболевания домашних декоративных животных. Животные, рекомендуемые для домашнего содержания, правила ухода за ними. Породы собак и их особенности. Кормление животных. Разведение животных. Болезни млекопитающих, их профилактика.


  1. Пернатые друзья (21 часов)

Птицы, рекомендуемые для содержания в домашних условиях. Необходимые условия для их содержания. Адаптация птиц. Болезни птиц и их лечение. Разведение птиц. Оформление книг о птицах.


  1. За стеклянным берегом (21 часов)

Аквариумные растения, требующие грамотного ухода. Прихотливые аквариумные рыбы. Разведение аквариумных рыб. Заболевание рыб, их лечение и профилактика.
Блок «Зелёные друзья» (36 часов)

  1. Комнатные растения (36 часов)

Вредители растений и борьба с ними. Пересадка и перевалка, их значение в жизни растений. Удобрения. Виды удобрений. Знакомство с кактусами. Выращивание растений из семян. Создание картотеки растений. Обобщение пройденного по данной теме.

Блок «Работа в живом уголке» (24 часа)

Практическая работа по уходу за обитателями живого уголка. Чистка и эстетическое оформление клеток. Чистка и эстетическое оформление аквариумов. Кормление животных, рыб и птиц. Полив, опрыскивание, подкормка и пересадка растений. Заготовка и хранение кормов.
Блок «Природные мотивы в произведениях русских мастеров» (18 часов)

Ознакомление с народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городец, Полохов-Майдан, Жостово, Русская матрешка.


  1. Заключительное занятие (3 часа)

Подведение итогов работы за год. Игровая программа «Экологическая сказка».


Методическое обеспечение программы

Т Е М А

Формы проведения занятия

Формы подведения итогов

1.



2.

3.

4.

5
6.

7.

8.
9.


10.


Вводное занятие

Блок «Природа вокруг нас»

Осень в природе

Зима пришла

Весна – красна
Блок «Друзья нашего дома»

Животные в доме
Пернатые друзья

За стеклянным берегом

Блок «Работа в живом уголке»

Блок «Зелёные друзья»


Заключительное занятие

Беседа, экскурсия



Экскурсия, беседа, изготовление гербария, игра, дискуссия.
Экскурсия, беседа, наблюдения, прак. работа по изготовлению кормушек, дискуссия, игра.
Экскурсия, рассказ педагога, игра, наблюдение, сбор лекарственных растений.

Рассказ и объяснение педагога, просмотр слайдов, наблюдение, практическая деятельность.
Рассказ и объяснение педагога, просмотр видеофильма, наблюдение, практическая деятельность.
Рассказ и объяснение педагога, рассматривание иллюстраций, наблюдение, практическая деятельность.

Показ и объяснение педагога, практическая работа, коллективный труд, работа в парах.
Беседа, игра, конкурс.

Беседа, игра

Беседа




Наблюдение педагога, викторина.
Наблюдение педагога, КВН
Наблюдение педагога, дискуссия, оформление гербария.

Наблюдение педагога, тестирование, викторина.


Наблюдение педагога,

Тестирование, КВН.

Наблюдение педагога, тестирование,

Викторина.

Наблюдение педагога, опрос.

Тестирование.

Конкурс, мониторинг.




2 год обучения




Т Е М А

Формы проведения занятий

Формы подведения итогов

1.


2.

3.
4.
5.

6.

7.


8.


9.

10.


11.

12.

13.


Вводное занятие


Блок «Природа вокруг нас»

Осень в природе
Зима пришла
Весна – красна

Блок «Друзья нашего дома»

Животные в доме

Пернатые друзья

За стеклянным берегом

Блок «Зелёные друзья»

Комнатные растения


Во саду и в огороде

Блок «Работа в живом уголке»

Блок «Природные мотивы в произведениях русских мастеров» (18 часов)


Блок «Удивительное в природе»
Заключительное занятие

Беседа, просматривание журналов о природе.

Экскурсия, игра, исследовательская деятельность,

Сообщения детей, рассказ педагога.
Экскурсия, индивид. работа, исследовательская деятельность, рассказ педагога, конкурс.
Экскурсия, конкурс, беседа, рассказ педагога, наблюдения, игра.

Рассказ и объяснение педагога, дискуссия, просмотр видеофильма
Рассказ и объяснение педагога, рисование птиц, самостоятельный подбор материала о птицах детьми, прослушивание аудиозаписи «голоса птиц».
Рассказ и объяснение педагога, самостоятельная работа с литерат., рассматривание иллюстраций, книг.

Объяснение и показ педагога, индивид. работа, конкурс, самостоят. работа детей с литерат., практич. деятельн.

Объяснение и показ педагога, беседа, самостоят. работа детей с литературой, практическая деятельность, рассматривание иллюстраций.
Практическая работа, беседа, заготовка кормов.
Беседа, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, оформление выставки работ художников, самост. работа с литературой.
Рассказ педагога, сообщения детей, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов или видеофильмов.
Дискуссия, игра.


Опрос

викторина, опрос, тестирование.

Викторина, опрос, тестирование, наблюдение педагога.

Викторина, опрос, тестирование.

Опрос, наблюдение педагога.


Опрос, выставка самодельных книг о птицах.


Выступления детей по теме, дискуссия.

Наблюдение педагога, выставка растений, выращенных из семян детьми, создание картотеки растений.
Наблюдение педагога, выставка рассады, оформление альбома садовых растений.


Наблюдение педагога.

Викторина.

КВН

Мониторинг.






Материальное обеспечение, необходимое для реализации программы:



  • помещение для животных;

  • учебный класс;

  • телевизор;

  • магнитофон с аудиозаписями;

  • видеомагнитофон;

  • видеокассеты по темам программы;

  • карандаши цветные и простые;

  • краски акварельные, фломастеры;

  • ватманы, альбомные листы;

  • лопаточки для выкапывания и пересадки растений;

  • лейки;

  • почва для посадки растений;

  • корма для животных;

  • горшки цветочные разных размеров;

  • оборудованные аквариумы с рыбами;

  • оборудованные клетки с птицами;

  • наглядные пособия по темам;

  • репродукции картин художников в соответствии с программой;

  • изделия народных промыслов в соответствии с программой.





Литература, рекомендуемая для реализации данной программы:




  1. Исследователи природы. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Из-во «Просвещение», 1977.




  1. Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко «Как вырастить цветы». – М.: Из-во «Просвещение», 1993.




  1. Э. Г. Самусенко «Друзья нашего дома». – Минск. Из-во «Полымя», 1993.




  1. Журналы «Юный натуралист»




  1. Журналы «Свирель»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconОтделение по дошкольному образованию работает в режиме 12-ти часового...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconСпортивно-образовательная программа ано «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети...
Подготовка, организация и поэтапное проведение соревнований школьных команд из детей 10-14 лет
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconОбразовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации...
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconПрограмма рекомендована для детей 7-10 лет
Теория изобретательства утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, при помощи которой создаётся бесконечное...
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconМетодическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов...
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconПрограмма коррекционных занятий
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconПрограмма учебной практики для студентов 2 курса для направления...
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconПрограмма Л. Занкова. Динамический час игра
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconПрограмма специальной дисциплины (Стандарт пд. Сд/ДС) Екатеринбург
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconКонспект динамического часа
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconД. И. Менделеева Технологическая карта
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconТеория автоматического управления
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет iconАдминистрация города томска
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа рекомендована для детей 9-12 лет icon«Музеи в детском саду»
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск