«Музеи в детском саду»





Скачать 178.55 Kb.
Название«Музеи в детском саду»
Дата публикации16.10.2013
Размер178.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Тема: «Музеи в детском саду»

Захарова Домна Афанасьевна

Детский сад «Солнышко»

Таттинский улус

В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе.

Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охва­тывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей суще­ствует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень раз­ными и необычными.

В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи распространены во многих стра­нах мира, а в последнее время становятся популярны и в России. В то же время известно, что музеи такого типа появились в нашей стране еще в 20–30-е годы XX столетия, однако потом были за­крыты. Как правило, это были авторские музеи, которые реализовывали идеи их создателей. Организация большинства из них совпала со временем проведения реформы педагогической систе­мы. Именно в это время появлялись и школьные музеи. Одну из групп музеев того времени называли музеями-мастерскими, так как они были направлены на развитие творческих способностей детей. Примером такого учреждения считается первый россий­ский Детский клуб, который был создан обществом «Сетлмент» (создано по аналогии с американскими организациями в 1905 году), которое возглавляли С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, А.У. Зеленко. Одной из главных его задач была кружковая рабо­та с детьми разного возраста из малообеспеченных семей. От­дельная комната была выделена под музей, в котором собирали коллекции разных растений, животных. Уже тогда акцент делал­ся на восприятии ребенком окружающего мира через все органы чувств. Так, А.У. Зеленко считал, что «чувственная грамотность» ребенка формируется «от впервые виденного, ощупанного, по­нюханного, испробованного» и способствует возникновению интереса к самостоятельной деятельности».

Одна из основоположниц отечественно­го дошкольного образования в ХХ веке профессор Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один пред­мет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включа­ется в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное – мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образова­нием детей и семейной педагогикой.

Несмотря на активную работу в области музейной педагогики, педагоги сталкиваются с немалыми проблемами, в основе музея обычно лежит какая-нибудь коллекция. Ребенок-дошкольник по своей природе тоже коллекционер. Он с удовольствием собирает ракушки, камни, фигурки динозавров, машинки, фигурки из киндер-сюрпризов. Но назначение таких коллекций, в отличие настоящих, имеет для дошкольников сугубо практическое значение. Трудно пред­ставить ребенка-дошкольника, который собирает машинки толь­ко для того, чтобы выставить их на полке за стеклом и показывать друзьям. Все детские коллекции становятся частью его разви­вающей среды.

Восприятие и внимание дошкольника недостаточно сфор­мированы, отличаются непроизвольностью. Яркий неожидан­ный объект привлекает внимание детей и на некоторое время удерживает его. Но если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона. Коллекция красивых дорогих кукол, которую воспита­тели для сохранности размещают в недоступных для детей местах, не отвечает требованиям мини-музея. Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что му­зей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.

Не каждый коллектив способен проводить в одном и том же мини-музее разнообразную работу, которая позволит поддержи­вать интерес у дошкольников на протяжении четырех-пяти лет их пребывания в детском саду. Например, если детский сад не ведет углубленную работу в области этнокультуры, традиционные для многих ДОУ музеи этнокультуры со временем используются лишь как декорации для фольклорных праздников или показательных мероприятий.

При организации мини-музея нужно учитывать элементы развивающей среды.

Цель исследования: определить влияние занятий в мини-музее в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным членом современного общества.

Объект исследования: культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам

Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным членом современного общества, будет более эффективным, если психолого-педагогические условия будут предусматривать:

во-первых, использование богатого содержания (разнообразие тем) и методологического (методы и формы взаимодействия с детьми) аспекта, для познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

во-вторых, учет потенциала развития дошкольника во всех видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение).

в-третьих, использование ресурса интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ (познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность, музыка, художественно творчество, здоровье, физическая культура).

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ научно-теоретической литературы.

  2. Выявить место мини-музеев в современной системе образования.

  3. Рассмотреть психолого-педагогические исследования проблемы влияния занятий в мини-музее на развитие личности ребёнка

  4. Определить современные подходы к использованию мини-музея для формирования личности ребёнка

  5. Обобщить наработанный материал.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогические литературы.

  2. Проведение эксперимента. Методы: анкетирование, словесный метод, наглядно-практические, игровые.

  3. Количественно-качественный анализ и обработка результатов эксперимента.

Научно-теоретическая основа: наше исследование основано на научно-теоретических трудах М.Д. Маханева, Л.М. Кичева, Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова.

Научно-теоретическая новизна: заключается в выявлении основных психолого-педагогических условий и разработке методики музейной педагогики в дошкольном образовании в свете Федеральных государственных требований.

Музейная педагогика - отрасль музееведения, сформировавшаяся в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке

  • Музееведения;

  • педагогики;

  • психологии.

Музейная педагогика в ДОУ:

  • это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус.

  • носит иное название – образовательное направление - «мини-музей».

Сегодня в нашей стране существуют как отдельные детские музеи, так и музеи для детей при многих классических «взрос­лых» музеях разной направленности. В последнем случае это могут быть и центры, лаборатории (г. Якутск, музеи федерального и республиканского значения Таттинского улуса (с. Ытык-Кюель, с. Черкех), Алданского улуса (музей «Дружба») и др). Они отражают идеи отечественных создателей детских музеев начала ХХ века и идеи американской и европейской моделей.

Достаточно долгое время в нашей стране преобладало пред­ставление о том, что дети должны посещать музей (с учетом школьной программы), начиная только с 5-го класса. Сегодня же практически все музеи приглашают дошкольников и их родите­лей. Одним из самых главных достижений современной музейной педагогики, на наш взгляд, можно считать организацию равно­правного сотрудничества (партнерства) музеев и дошкольных учреждений (и семей) для решения образовательных задач.

Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды.

Принцип интеграции

Мини-музей или система мини-музеев дошкольного учреж­дения создается с учетом содержания образовательной програм­мы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников (воспитателей, педаго­гов дополнительного образования), детей разного возраста и семей. Музей — это своеобразный способ познания окружающе­го мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей дей­ствительности, тесно связанные между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Кроме того, мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

Принципы деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую ини­циативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы — поделки из при­родного материала и т.д.

Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятель­ности ребенка: в мини-музее народных промыслов ребенок дол­жен иметь возможность по собственному желанию сделать «старинную» игрушку, посуду; в мини-музее воздуха — провести элементарные опыты, поиграть со свистульками; в мини-музее хлеба — слепить изделие из теста и т.п.

Принцип научности

Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольни­ков, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако стремление к избыточ­ной научности, слабая адаптация материалов к уровню раз­вития дошкольника делают мини-музей неинтересным для ребенка.

Принцип природосообразности

При организации мини-музеев необходимо учитывать психо­физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для рас­крытия личностного потенциала ребенка.

Принцип культуросообразности

Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм кон­кретной национальной и региональной культуры.

Принцип гуманизации

Мини-музей ориентирован на создание условий для всесто­роннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творче­ской деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует созда­ния условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принципы динамичности и вариативности

Эти принципы тесно связаны с принципами интерактив­ности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каж­дый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспо­зицию.

Принцип разнообразия

Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспо­наты мини-музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип экологичности

Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безо­пасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природно­го происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чи­стый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.

Принцип безопасности

Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоро­вью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у не­которых детей аллергические заболевания.

Принципы глобализма и регионализма

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с ре­гиональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов зем­ного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее кукол — куклы разных народов и тех народов, которые прожива­ют в данной местности, в фольклорном музее — предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой под­ход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способ­ствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

Принцип непрерывности

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.

Принцип партнерства

Мини-музей детского сада является результатом сотрудниче­ства взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реа­лизацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.

Выделенный комплекс принципов организации мини-музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированны­ми педагогами дошкольного учреждения.

Своеобразным музейным учреждением является и музей в детском саду, он ведет в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с воспитательно-образовательными задачами детского сада.

Формы работы в мини-музее

  1. Мини-беседы с детьми. 

  2. Экскурсии для детей и родителей. 

  3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

  4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

  5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.

  6. Творческие игры, образовательные путешествия.

  7. Чтение художественной литературы.

  8. Исследовательская деятельность, экспериментирование.

  9. Музицирование, прослушивание аудио - материалов, просмотр мини-презентаций.

Музей в логике ФГТ:

  • Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

  • Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение).

  • Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ (познание, коммуникация, чтение худож. литературы, социализация, труд, безопасность, музыка, худож. творчество, здоровье, физическая культура).

Соответствие концептуальным основам ФГТ:

  • Развивающее образование

  • Научная обоснованность (личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, учет фундаментальных основ возрастной психологии и педагогики)

  • Интеграция образовательных областей (взаимодействие обр. областей для обеспечения целостности образовательного процесса – доступность тем, мотивация).

  • Учет ведущего вида деятельности

Связь с образовательными программами.

Мини-музеи природы помогают решить задачи разделов, по­священных природе, самых разных комплексных программ и способствуют реализации регионального компонента.

Дошкольные учреждения создают и собственные программы. Так, педагогами нашего детского сада составлена музейно-образовательная программа «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Якутии» и разработан методический комплект, включающий сценарии экскурсий и описание различ­ных тематических выставок в музее, проектной деятель­ности детей, конспекты занятий.

Работа с родителями.

Как уже отмечалось, экспонаты для мини-музея собирают­ся детьми и родителями, которым помогают педагоги дошколь­ного учреждения. В начале и в конце учебного года воспитате­ли, педагог-эколог обращаются к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Перед летним отдыхом проводятся родительские собрания, на которых воспитатели объясняют, как именно и для чего собирать коллекции. (При этом у детей и родителей должна остаться свобода творчества.) Можно показать отдельные камни, раковины. Кроме того, для родителей в группе вывешивается красочное объявление. Такое объявление воспитатель может сделать вместе с детьми. Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, отражающие особенности природы разных местностей Таттинского улуса, Республики Саха (Якутия).

Связь мини-музеев природы с различными образовательными направлениями.

Поскольку человек и его развитие неотделимы от природы, мини-музеи природы, так или иначе, всегда связаны с историей, культурой, фольклором и другими сферами человеческой дея­тельности. В фольклоре отражены представления человека о природе в разные времена, вера в ее силы и ее почитание. Поэто­му в мини-музее дерева обычно присутствуют не только экспо­наты, рассказывающие о жизни этого растения, но и сделанные из него предметы, и экспонаты, которые помогают узнать о ми­фах, легендах, обрядах, народных играх, связанных с разными деревьями. В разных культурах всегда можно найти особенности природной среды народа, который ее создал. Собственно история людей — это история покорения природы и постижения ее за­конов. Поэтому в детском саду вполне может появиться мини-музей «Человек и природа», «Природа и люди». Любые разделы мини-музея, отражающие современные проблемы ресурсосбере­жения и пути их решения, затрагивают вопросы экономики.

Для ДОУ музейная педагогика = проектная деятельность:

  • Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

  • При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками.

  • Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы и решать образовательные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;

  • расширение представлений о содержании музейной культуры;

  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини- музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода ( и взрослого и дошкольника) с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы сюжетно-ролевой или творческой игры в «экскурсовода» или в «музей» четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность образования , психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея как культурно-исторического феномена человечества, его огромные возможности для приобщения к миру человеческих ценностей, познания самого себя через предметный мир.

Список использованной литературы

        1. Аромштам М.С. Зачем ребенку коллекции – «Дошкольное образование». – 2008. – №11

        2. Александровская М.С. Определить камней для будущих коллекционеров. // «Дошкольное образование» - 2008 - № 11

        3. Александровская М.С. Определить камней для будущих коллекционеров. // «Дошкольное образование» - 2008 - № 12

        4. Александровская М.С. Определить камней для будущих коллекционеров. // «Дошкольное образование» - 2008 - № 13

        5. Александровская М.С. Определить камней для будущих коллекционеров. // «Дошкольное образование» - 2008 - № 14

        6. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица. СПб.: Наука и Техника, 2007.

        7. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.

        8. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

        9. Захарова Л. М. Формы сотрудничества детского сада с му­зеем. / Л.М.

        10. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

        11. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.

        12. Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе. Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб.: Российская национальная библиотека, 2004.

        13. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

        14. Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного. СПб., 1999.

        15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". М.:Аркти, 2005.

        16. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная дея­тельность музеев. — М.: ИПРИКТ, кафедра музейного дела, 1997.

        17. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.

        18. Музейно-педагогическая программа«Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА.Г., Ештокина И.П. СПб., 2005.

        19. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005.

        20. Пантелеева Л.В.Музей и дети. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2000.

        21. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.

        22. Родниковые истоки патриотизма творчества: Из опыта работ / Под ред.Л.М. Кичева. Саранск, 2003.

        23. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.

        24. Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. — М.: Обруч, 2008.

        25. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2003. (Музей природы.)

        26. «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» // «Дошкольное образова­ние». — 2009. — № 12.

        27. Столяров Б.А.Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007.

        28. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

        29. Школьные музеи: Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова и М.П.Кашина. М.: Просвещение, 1977.

        30. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. ин-т культурологии. — М.: Изд-во РИК, 2001.

        31. http://muzped.net — сайт Российского центра музейной пе­дагогики и детского творчества при Государственном Русском музее.

        32. Экология визуальности и изобразительное искусство: Методологический сборник. СПб., 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Музеи в детском саду» icon«Экологическое воспитание детей в детском саду»
«Расскажите детям о достопримечательностях Москвы» (Карточки для занятий в детском саду и дома)
«Музеи в детском саду» iconУрок классического танца в детском саду
В рамках реализации образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Классическая музыка в детском саду» 21 ноября...
«Музеи в детском саду» iconКлена Алексеевна Алябьева тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспект
А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Програм­ма развития)
«Музеи в детском саду» iconЛитература по образовательным областям Физическая культура «Программа...
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой
«Музеи в детском саду» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
«Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и Образовательной...
«Музеи в детском саду» iconОсобенности организации раннего обучения английскому языку детей...
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду...
«Музеи в детском саду» iconРабочая программа по аппликации для подготовительной группы разработана...
Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,...
«Музеи в детском саду» iconРабочая программа для средней группы разработана в соответствии с...
Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,...
«Музеи в детском саду» iconТема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности...
Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьями воспитанников
«Музеи в детском саду» iconУчебно-методическое обеспечение образовательной деятельности в мкдоу№277...
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» М.: «Мозаика-Синтез»,...
«Музеи в детском саду» iconРабочая программа по «Программе воспитания и обучения в детском саду»...
«Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
«Музеи в детском саду» iconДоклад «Преемственность в формировании художественного творчества...
«Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»
«Музеи в детском саду» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Да, это музей. Музеев только в нашей республике не один десяток. Есть музеи писателей, композиторов, краеведческие, исторические,...
«Музеи в детском саду» iconРабочая программа дисциплины театр в детском саду Направление

«Музеи в детском саду» icon"Валеология" в детском саду
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
«Музеи в детском саду» iconУрока: лекция с элементами беседы. Задачи
Лепка в детском саду" Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина М, "Просвещение", 1986


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск