| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа учебной практики для студентов 2 курса
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет бизнес-информатики
Программа учебной практики
для студентов 2 курса
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Автор программы:
Акопов А.С., д.т.н., aakopov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры бизнес-аналитики «____»____________ 2013 г.
Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________
Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»____________ 2013 г.
Председатель Таратухина Ю.В. ________________________
Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.
1. Цель проведения учебной практики: Главной целью проведения учебной практики студентов 2-го курса факультета бизнес информатики по дисциплине «Управление данными» является развитие и закрепление практических навыков разработки внешних приложений (под WEB) к базам данных, спроектированным в домашнем задании и курсовой работе.
Современные информационные технологии позволяют разрабатывать приложения баз данных под Windows и WEB.
WEB- приложение базы данных – это совокупность пользовательских прикладных программ, разработанных для конкретной СУБД с применением современных языков WEB-программирования (ASP.NET, PHP, JSP и др.) и технологий доступа к данным (ADO.NET, ODBC, JDBC и др.). WEB- приложение как правило включает HTML-формы обработки данных пользователей (применяемые в основном для загрузки данных в базу, например, анкета на сайте) и динамические WEB-страницы для вывода (визуализации) информации из СУБД. Для разработки Web-приложений рекомендуется использование следующих технологий класса Open Source (открытого кода, не требующих лицензий): HTML, PHP, CУБД MySQL, EMS SQL Manager for MySQL Freeware, XML, PHP Report Maker и др.
Задачи учебной практики:
приобрести навыки в разработке и документировании серверных сценариев написанных на объектно-ориентрованном языке программирования PHP, обеспечивающим решение прикладных задач на основе созданной базы данных;
научиться организовывать доступ к различным СУБД (MySQL Server, MS SQL Server и др.) посредством WEB-интерфейса с использованием различных технологий;
создавать профессиональные WEB-приложения баз данных. Например, создать WEB-форму для ввода данных в таблицу базы данных, форму для выполнения запросов на языке SQL, динамические WEB-страницы для вывода (визуализации) данных из СУБД в форме отчетов и графиков.
2. Требования к результатам освоения учебной практики Выпускник по направлению подготовки БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- общенаучными (ОНК):
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОНК-1);
готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-2);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–3);
способность понимать закономерности экономических процессов (ОНК- 5);
- инструментальными (ИК):
способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке(ИК 1);
владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ИК-2);
готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ИК 3);
готовность работать с информацией из различных источников (ИК- 4);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-5);
владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-6);
способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ИК- 7);
- социально-личностными и общекультурными (СЛК):
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-1);
готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (СЛК-2);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (СЛК-3);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК -4);
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК - 6);
способность к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (СЛК -7);
способность проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (СЛК -8);
б) профессиональными (ПК):
аналитическая деятельность
проводить оценку экономического поведения при принятии решений и институциональный анализ (ПК-1);
проводить микроэкономический анализ (ПК-2);
проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-4);
проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-5);
выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-6).
проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность
проводить обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-8);
осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ (ПК-9);
управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-10);
использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-11);
использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-12);
организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-13);
защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-15);
организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-16);
проектная деятельность
выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-17);
проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-18);
осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-19);
научно-исследовательская деятельность
использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-22);
готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-23);
консалтинговая деятельность
консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ- инфраструктуры предприятия (ПК-24);
консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-26);
консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-27);
инновационно-предпринимательская деятельность
описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-28);
разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-29);
использовать лучшие практики продвижения инновационных программно- информационных продуктов и услуг (ПК-30);
создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-31).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные понятия теории проектирования приложений БД под WEB;
подходы к построению WEB-приложений БД;
языки программирования WEB-приложений БД;
особенности работы в распределенной многопользовательской среде;
методы организации доступа к данным через WEB;
архитектуру программных средств, работающих с базами данных через WEB.
Уметь:
разрабатывать приложения БД под WEB;
строить запросы, используя различные языковые средства;
использовать БД при построении отчетов и разработке приложений.
Владеть:
навыками проектирования WEB-приложений БД.
3. Объем учебной практики
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 20
|
|
|
| 20
| Практические занятия (ПЗ)
| 20
|
|
|
| 20
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 68
|
|
|
| 68
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации - зачет
|
|
|
|
| X
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 108
|
|
|
|
|
4. Содержание учебной практики
4.1. Содержание разделов учебной практики Тема 1. Введение в СУБД MySQL Server Введение в СУБД MySQL Server. Инсталляция СУБД MySQL Server. Инсталляция и настройка MySQL. Применение MySQL. Типы данных MySQL. Операторы MySQL. Таблицы MyISAM и InnoDB. Функции MySQL. Обработка баз данных и таблиц . Администрирование и настройка MySQL. Безопасность, управление доступом и привилегии. Механизм репликации MySQL. Литература:
Основная литература: [1],[2],[3].
Дополнительная литература: [5].
Тема 2. Особенности разработки приложений баз данных под WEB на PHP и ASP.NET Инсталляция PHP и ASP.NET. Разработка пользовательского интерфейса на DHTML. Обработка данных формы в PHP и VB.NET с использованием GET и POST. Разработка простых WEB-приложений. Основные функции PHP и VB.NET. Настройка среды выполнения сценариев PHP. Литература:
Основная литература: [1],[2],[3],[4].
Дополнительная литература: [5],[6].
Тема 3. Организация доступа к данным из PHP и ASP.NET Организация доступа к данным из PHP и ASP.NET. Доступ к БД MySQL из PHP. Обеспечение программного доступа к другим БД. Интерфейсы ODBC, ADO и ADO.NET.
Обработка данных в PHP. Работа с коллекциями Recordset и Fields. Литература:
Основная литература: [1],[2],[3],[4].
Дополнительная литература: [5],[6].
Тема 4. Языки программирования PHP и VB.NET Введение в языки программирования PHP и VB.NET: типы данных, управляющие конструкции, циклы, функции по работе с данными, интеграция с HTML и др. Переменные сессии. Сохранение данных в СУБД с использованием PHP и VB.NET. Реализация контекстного поиска в MySQL. Табличное и графическое представление данных с помощью PHP на веб-странице. Литература:
Основная литература: [1],[2],[3],[4].
Дополнительная литература: [5],[6],[7],[8].
Тема 5. Разработка приложений баз данных под WEB Разработка сложных приложений баз данных под WEB. Совместное использование PHP и AJAX. Формирование XML-файлов из запросов к БД. Визуализация данных из БД на WEB-странице с использованием GD и Flash CS. Литература:
Основная литература: [1],[2],[3],[4].
Дополнительная литература: [9],[10],[11],[12],[16].
4.2. Разделы учебной практики и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Аудиторные часы
| Самост.
занятия
| Экзамен/
зачет
| Всего
часов
| Лекции
| Практ.
занятия
| Всего
|
| Тема 1. Введение в СУБД MySQL Server
| 4
| 4
| 8
| 12
|
| 20
|
| Тема 2. Особенности разработки приложений баз данных под WEB на PHP и ASP.NET
| 4
| 4
| 8
| 12
|
| 20
|
| Тема 3. Организация доступа к данным из PHP и ASP.NET
| 4
| 4
| 8
| 12
|
| 20
|
| Тема 4. Языки программирования PHP и VB.NET
| 4
| 4
| 8
| 12
|
| 20
|
| Тема 5. Разработка приложений баз данных под WEB
| 4
| 4
| 8
| 20
|
| 28
|
| Итого часов
| 20
| 20
| 40
| 68
|
| 108
|
5. Формы контроля и структура итоговой оценки
В результате учебной практики студенты должны разработать внешнее WEB-приложение к базе данных.
WEB-приложение базы данных должно включать:
WEB-интерфейса для базы данных с основными элементами управления в виде меню (написанным на HTML/DHTML), обеспечивающим возможность навигации по всем приложению (сайту) и возможность работы с основными таблицами БД (формы ввода/редактирования данных в таблицы через WEB), выполнение SQL- запросов c выводом результатов на WEB-страницу в виде отчетов и графиков и др.;
Формы (отдельные WEB-страницы с элементами управления, написанными на HTML) для выполнения основных функций работы с таблицами БД (ввод, редактирование, удаление и др. записей в таблицах);
Формы, позволяющие вводить произвольную SQL инструкцию через WEB-интерфейс и выполнять эти запросы с выводом результатов на WEB-страницу;
WEB-страницы, позволяющие вывести на экран компьютера данные из СУБД в различных форматах (таблица и график).
Результаты учебной практики оформляются в виде письменного отчета, который создается в редакторе MS Word. Отчет должен содержать:
титульный лист, на котором размещается: название учебного заведения; название факультета; название дисциплины, по которой проводилась учебная практика; тема отчета; номер группы, фамилия, имя и отчество студента; фамилия, имя и отчество преподавателя;
введение, в котором описываются цели и функции прикладной системы;
описание схемы WEB-интерфейса (структура сайта, перечень WEB-страниц взаимодействующих с СУБД и др.).
уточненную ER-модель базы данных (ER модель берется из курсовой работы или строится в EMS SQL Manager for MySQL);
краткое обоснование выбора средств проектирования диалогового приложения;
скриншоты всех WEB-страниц, которые вошли в приложение;
листинги программ и скриптов на PHP;
примеры работы WEB-приложений (скриншоты);
отчеты, подготовленные с помощью PHP Report Maker.
Общий объем отчета по учебной практике должен составлять примерно 15 листов формата А4. Шрифт Times 14, поля: левое и правое по 2,5 см., сверху и снизу по 2 см. Желательно, чтобы скриншоты для лучшей наглядности были обработаны графическим редактором.
Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за зачет (по 10-балльной шкале) и оценки за отчет по практике. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:
Орезульт = 0,3 · Озачет + 0,7 · Оотчет по практике , где О зачет – оценка за итоговый контроль (зачет);
Оотчет по практике – оценка за отчет по практике.
При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону. 6. Рекомендуемая литература
Основная литература:
Гольцман, В. MYSQL 5.0. СПб. Питер, 2009. - 253 с.
Кузнецов, М. В. MySQL на примерах. БХВ-Петербург, 2007. - 581 с.
Кузнецов, М. В. PHP 5 на примерах. БХВ-Петербург, 2006. - 575 с.
Уоткинз, Д. Программирование на платформе .NET. Вильямс, 2003. - 367 с.
Дополнительная литература:
Акопов А.С. Учебно-методическое пособие по курсу «Базы данных» по теме РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ НА СТОРОНЕ СЕРВЕРА. Утверждено Учебно-методическим советом факультета «Бизнес-информатика» ГУ-ВШЭ в качестве учебного пособия для студентов 20.04.2010.
Герасимов Н.А. Практикум по разработке диалоговых систем и баз данных в Web-среде – М., РИО Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова , 2005, 108 с
Эд Леки-Томпсон, Хьяо Айде-Гудман, Алек Коув, Стивен Д. Новицки. PHP 5 для профессионалов. Издательства: Диалектика, Вильямс, 2006 г.
Кристина Пейтон, Андре Меллер. PHP 5 & MySQL 5. Издательство: Бином-Пресс, 2007 г.
Андерсон Р., Фрэнсис Б., Хомер А. и др. ASP.NET для профессионалов. В 2 томах. Издательство: Лори, 2004 г.
Чак Муссиано и Билл Кеннеди. HTML и XHTML. Подробное руководство. Издательство: Символ-Плюс, 2008 г.
Дэвид Флэнаган. JavaScript. Подробное руководство. Издательство: Символ-Плюс, 2008 г.
Эрик А. Мейер. CSS. Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство. Издательство: Символ-Плюс, 2008 г.
Хэт Хенриксон, Скотт Хоффман. IIS 6. Полное руководство. Издательство: Эком, 2004г.
Кристиан Дари, Богдан Бринзаре, Филип Черчез-Тоза, Михай Бусика. AJAX и PHP. Разработка динамических веб-приложений. Издательство: Символ-Плюс, 2006г.
Артемий Ломов. Самоучитель Apache, Perl, MySQL. Практика создания динамических сайтов (+ CD-ROM). Издательство: БХВ-Петербург, 2007г.
Николас Закас, Джереми Мак-Пик, Джо Фосетт. Ajax для профессионалов. Издательство: Символ-Плюс, 2008г.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная практика по дисциплине «Управление данными» на факультете бизнес информатики проводится на базе технологий Open Source: PHP 5 и MySQL Server 5, как наиболее пригодных для приобретения базовых навыков создания профессиональных приложений баз данных под WEB. Для облегчения процедуры инсталляции данного программного обеспечения рекомендуется использование специального инсталлятора «Денвер» (http://www.denwer.ru/base.html), включающего PHP5 с поддержкой GD (графическая библиотека) и MySQL, sqLite MySQL5 с поддержкой транзакций.
8. Примерные вопросы для оценки качества освоения учебной практики
Опишите плюсы PHP версии 5 по сравнению с версией 4.Какие новые возможности Вы считаете бесполезными?
Опишите ситуацию, когда функциональное программирование лучше объектно-ориентированного.
Расскажите об используемых Вами фреймворках (программных каркасах). В чем их плюсы? Для каких задач лучше использовать существующий фреймворк, а когда лучше все написать самому?
В чем плюсы и минусы шаблонизации? С какими трудностями Вы сталкивались в работе с шаблонами?
В чем плюсы использования систем контроля версий? Какие сложности при работе с ним у Вас возникали?
В каких случаях Вы бы использовали MyISAM таблицы, а в каких InnoDB, кроме случаев с транзакциями?
Есть 3 таблицы InnoDB, в двух из них по 200,000 записей (строки примерно по 100 символов) и одна с 20 записями. Как лучше получить взаимосвязанные данные - используя один JOIN или несколько SELECT запросов? Объясните ваше решение.
Напишите SQL Stored Procedure для MySQL 5.1 базы данных, для заполнения базы тестовыми данными:
id:INT name:VARCHAR (blabla + id) desc:LONGTEXT (Is desc + name) uid:INT (рандомное значение)
В чем преимущество совместного использования PHP и AJAX?
Можно ли использовать GD для визуализации данных из СУБД в PHP?
Как обеспечить различное представление WEB – страницы в зависимости от привилегии пользователя?
9. Список рекомендуемых проблемных областей для проектирования учебной базы данных под WEB Темы для проектирования баз данных
Обменный пункт: сотрудники пункта, виды валют, курсы валют, операции обмена.
Ювелирный магазин: названия изделий, комитенты (кто сдал изделия на комиссию), журнал сдачи изделий на продажу, журнал покупки изделий.
Поликлиника: врачи, пациенты, виды болезней, журнал учета прихода пациентов.
Кондитерский магазин: виды конфет, поставщики, торговые точки, журнал поступления и отпуска товара.
Автобаза: автомашины, водители, рейсы, журнал выезда машин на рейсы.
Парикмахерская: клиенты, прайс услуг, сотрудники, кассовый журнал.
Склад: поставщики товара, список товара, получатели товара, кладовщики.
Школа: учителя, предметы, ученики, журнал успеваемости.
Оплата услуг на дачных участках: виды услуг, список владельцев, сотрудники управления, журнал регистрации оплат.
Гостиница: проживающие, сотрудники гостиницы, номера, журнал регистрации проживающих.
Книжный магазин: авторы, книги, продавцы, покупатели, регистрация продаж.
Ремонтная мастерская: виды работ, исполнители, заказы на ремонт, заказчики.
Аптечный киоск: номенклатура лекарств, работники аптеки, покупатели, журнал регистрации продаж.
Выставка: стенды, стендисты, экскурсии, посетители.
Охранная служба: список постов охраны, список охранников, журнал выхода на дежурство, журнал учета замечаний.
Столовая: продукты, блюда, меню, журнал заказов
Фото мастерская: заказчики работ, прайс работ, журнал поступления заказов, исполнители.
Ветеринарная лечебница: список животных, список болезней, список хозяев, журнал посещений.
Сельское хозяйство: список растений, список угодий, список работников, журнал посевной.
Холдинг: список регионов, список предприятий, список показателей, журнал учета отчетных данных.
Фонды предприятия: список основных средств, список категорий основных средств, список материально ответственных лиц, журнал учета состояния основных средств.
Учет расхода материалов в компании: список статей затрат, список сотрудников, журнал учета расхода канцтоваров, список департаментов.
Фильмотека: список фильмов, список клиентов, список библиотекарей, журнал выдачи фильмов.
Цирк: список категорий артистов, список артистов, журнал выхода артистов на работу, список цирковых площадок.
Спортивные заведения: список спортсменов, список видов спорта, список стадионов, журнал учета выступлений спортсменов.
Компьютерные занятия: список слушателей курсов, список предметов, список преподавателей, журнал учета успеваемости.
Сбор урожая: список видов продукции, список сборщиков, список бригад, журнал учета сбора урожая.
Фирма по обслуживанию населения: список заказчиков, список товаров, список разносчиков, журнал заказов.
Партийная работа: список членов партии, список мероприятий, журнал учета выхода на мероприятие, список городов
Экономическая база данных: список регионов, список показателей, список отраслей, отчетные статистические данные.
Журнальные статьи: список тем, список авторов, список названия статей, список журналов.
Анализ причин заболеваемости: список больных, список болезней, список районов, журнал учета заболевших.
Отдел кадров: список сотрудников, штатное расписание, список отделов, журнал перемещения сотрудников по службе.
Делопроизводство: список видов документов, карточка документа, список исполнителей, список департаментов
Расчет нагрузки на преподавателя: список преподавателей, список кафедр, предметов, журнал нагрузки.
Проектные работы: список проектов, список специалистов, список должностей, журнал учета работ.
Учет компьютерного оборудования: список типов оборудования, список материально ответственных лиц, список департаментов, журнал регистрации выдачи оборудования.
Прививки детям: список прививок, список детей, список родителей, журнал учета сделанных прививок.
Начисление налогов в бюджет: виды налогов, список отраслей, список предприятий, журнал учета поступления налогов.
Экспертная система: список оцениваемых объектов, список экспертов, список регионов, журнал учета оценок.
Ремонтная мастерская электронного оборудования: список работ, список мастеров, список запасных частей, журнал учета выполненных работ, список поступившего оборудования.
Магазин по продаже автомобилей: список фирм производителей, список автомобилей, журнал поступления автомобиля, список водителя пригнавшего машину.
Автомобильный гараж: список владельцев, список автомобилей, список сторожей, журнал прихода и ухода автомобилей.
Учет криминогенной ситуации в городе: список районов, список типов преступлений, список дежурных, журнал регистрации преступлений.
Система здравоохранения: список регионов, список санаториев, список пенсионеров, журнал регистрации выдачи путевок в санатории.
Туристические агентства: список туров, список стран, список клиентов, журнал регистрации продаж туров.
Продажа билетов на рейсы: список рейсов, прайс билетов, список компаний, журнал продаж билетов.
Продажа пиломатериалов: виды пиломатериалов, регионы поставщики, список заказчиков, журнал учета продаж пиломатериалов.
Склад металлоконструкций: прайс товара металлоконструкций, список поставщиков, список продавцов, журнал учета продаж.
Система поддержки решений: список экспертов, список тем обсуждений, список департаментов, журнал учета предложений.
Детский сад: список родителей, список детей, список групп, журнал посещения детского сада.
Дом творчества молодежи: список кружков, список руководителей, список детей, журнал регистрации посещения кружков.
Разработчики:
НИУ-ВШЭ________ _______профессор________ ________А.С. Акопов____
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|