Скачать 410.98 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Биологический факультет Кафедра социально-экономической географии Утверждено на заседании кафедры от «____» ____________200__г. Протокол №______ Зав. кафедрой _____ /Р.А. Бураев/ Согласовано «___» _________________ 200__ г. Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/ Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика» для студентов, обучающихся по специальности 020401 – География Нальчик 2008 Автор-составитель: Гонгапшев Р.М. Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География. Шифр ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения. Аннотация Целью создания настоящего Учебно-методического комплекса по «Геоурбанистика», одной из естественнонаучных дисциплин в системе университетского географического образования, является повышение качества знаний студентов на основе сочетания классических и современных (инновационных) методов обучения. УМКД содержит рекомендованный Учебно-методическим объединением университетов Минобразования РФ (Учебно-методическое обеспечение направления и специальности География. М., 2002) перечень разделов, в том числе Рабочая учебная программа, Учебно-методическое обеспечение дисциплины, Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине, Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины. Данный Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоурбанистика» опирается на такие предметы, как Социально-экономическая география России и мира, Регионоведение, Страноведение и др. УМКД «Геоурбанистика» рассчитан на студентов 4 курса и 3 курса СП географического отделения. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Биологический факультет Кафедра социально-экономической географии УТВЕРЖДАЮ Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/ «___» _________________ 200__ г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика» для студентов, обучающихся по специальности 020401 – География Нальчик 2008 г. Рабочая программа составлена на основании ____________________________ __________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения) Разработчик: ассистент, Гонгапшев Р.М. / ____________________________ (должность, подпись, Ф.И.О.) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии Протокол №____ от «___»_________________200__г. Заведующий кафедрой________________ Р.А. Бураев. (подпись) Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета «___»_________________200__г. Председатель ______________ А.Ю. Паритов (подпись) пояснительная записка Урбанизация – глобальный, охвативший весь мир исторический процесс. Для географической науки изучение проблем урбанизации и развития городов имеет исключительно широкое и многоаспектное значение. Актуальность вопроса заключается в том, что никогда раньше проблемы изучения урбанизации, эволюции города, формирования городских систем, оценки их значения в развитии общества не были в стране столь остры, как на пороге 21 века. Они волнуют не только ученных и практиков самых различных областей знаний, но и рядовых граждан, три четверти которых - горожане. Следует подчеркнуть исключительную сложность и междисциплинарный характер проблем урбанизации. Экологический и социальный совет ООН в одной из своих резолюций назвал проблему развития городов самой важной из проблем, стоящих перед человечеством, после проблемы сохранения мира на Земле. Нет недостатка в других драматических заявлениях и предостережениях о сложности и глобальной важности этой проблемы. Действительно ли «человек потерпел поражение в городах», как заявлял известный греческий урбанист К. Доксиадис, полагая, что если не будет найден новый подход к проблемам города, то нас ждет катастрофа? Проблемы городов на самом деле необычайно сложны и важны и могут быть решены лишь на основе глубоких социально- экономических преобразований и принципиально новых научно обоснованных подходов. Архитекторы, географы, экономисты, социологи, демографы, представители многих других наук проявляют особый интерес к проблемам городов и урбанизации, поскольку с ростом городов и городского населения возросла необходимость более детального изучения данной тематики. Важное значение в исследовании формирования и развития городских поселений, характера размещения и структуры городского населения, заключается в том, что невозможно планирование и дальнейшее развитие урбанизации без знания фундаментальных свойств городов. По удельному весу городского населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира. Доля горожан составляет 73% общей численности населения страны. В том числе и в Кабардино-Балкарской Республике уровень урбанизации составляет 56,6% характеризующий динамику повышения роли городов в организации производства, которая охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 1087 городов и 2022 поселка городского типа. Значительный удельный вес городского населения приходится на долю больших городов и крупных городских агломераций. Из общей численности городских поселений 12 являются городами-миллионерами, в которых проживает 15% населения страны. Большая часть их приходится на европейскую территорию страны и Урал. На уровне административных районов наиболее урбанизированы Московская и Ленинградская области, где высокий удельный вес городского населения сочетается с высокой долей населения городов-миллионеров. Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной, демографической структуре общества, культуре, образе жизни и концентрации форм общения людей. Современная урбанизация значительно изменила ход развития поселений. Усиливается процесс укрупнения городов, сопровождающийся их стремительным пространственным расширением и рассредоточением производства и населения на смежных территориях. Возрастает значение укрупненных городов как центров экономического и культурного влияния на прилегающие поселения. Большой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он играет роль главного центра. Образуется городская агломерация — одна из качественно новых форм современного городского расселения. Крупнейшими городскими агломерациями России являются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская. Дисциплина «Геоурбанистика» носит интегрально-прикладной характер, завершая социогуманитарный и естественнонаучный блоки высшего образования по специальности «География». В качестве теоретической основы дисциплины выступают фундаментальные естественнонаучные (демография, социология и др.), общепрофессиональные (география, геополитика, антропогенное ландшафтоведение и др.) и экономические (экономика, прикладная информатика в экономике и др.) дисциплины. Цели и задачи изучения дисциплины «Геоурбанистика» Цель дисциплины: дать методологическую основу в изучении свойств и проблем городов и их систем, показать роль городов в организации пространства, их структуру и динамику развития, рассмотреть исторические этапы развития городов; сущность, теоретические основы и современные проблемы городов и урбанизации; осветить историю формирования сети городов России, охарактеризовать особенности их географии. Задачи дисциплины: - раскрытие задач курса с целью подготовить студентов к пониманию сложных проблем городов и урбанизации; - охарактеризовать историко-географические, социальные, экономико-географические аспекты развития городов и их систем; - раскрыть сложные, получившие глобальный характер процессы урбанизации; - показать значение и содержание географических подходов к разработке стратегии развития городов и систем расселения; - познать город как своеобразный «демографический котел», в котором происходят сложные социальные и демографические процессы; - анализ города как экономического центра, средоточия промышленности и населения, составляющие особую территориальную общность; - рассмотрение проблем устойчивости городского ландшафта, где природа подвергается суровому испытанию на прочность. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Геоурбанистика» Студент, полностью прослушавший дисциплину «Геоурбанистика», должен: - знать географические идеи и концепции необходимые для раскрытия фундаментальных свойств города; - иметь представления о многогранности города как социального организма, фокуса территории, коммунально-хозяйственного комплекса требующего участия в исследовании его проблем представителей многих наук; - знать экономическую базу города, состоящую из двух основных частей - градообразующих и градообслуживающих отраслей; - владеть периодикой основных исторических этапов развития городов; - знать исходные понятия и определения терминов урбанизация, агломерация, конурбация, мегалополис, дельтаполис, и т.д.; - знать классификацию и типологию городов по качественным и количественным критериям; - уметь раскрыть основополагающую роль экономико-географического положения в развитии городов; - иметь представление о городах как опорных каркасах расселения выполняющих районообразующую и районоорганизующую роль; - знать сущность и основы развития новых пространственных форм расселения. При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «Геоурбанистика» будут использованы демонстрационные материалы: таблицы, фотографии, слайды, презентации, короткометражные видеофильмы, карта-схемы, графики, диаграммы, меловые рисунки.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География... Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 16 Климатология... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 02. 04. 01. География. Квалификация... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост.... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 08. «Введение... Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,... | Книга в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая... Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское... |