Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество»





Скачать 74.47 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество»
Дата публикации28.02.2015
Размер74.47 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Витуханова М.В., учитель начальных классов

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ - ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО»

Цели урока:

  • сформировать у детей представление о природном сообществе - луг;

  • познакомить с разнообразием живых организмов луга;

  • учить составлять цепи питания;

  • формировать представление о природном равновесии;

  • выявить субъективный опыт детей;

  • организовать работу а группе.




Задачи:

Образовательная: заключается в цели урока.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету;

  • учить наблюдать, сравнивать, умение делать выводы, обобщать знания;

  • развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, уважение к одноклассникам, к себе;

  • воспитывать любовь к природе;

  • формировать представление о правилах поведения на лугу.

Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса к предмету, расширение пред­ставлений о луге и его обитателях, понимание взаимосвязей между рас­тениями и животными, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: карточки с изображениями луга, плакат, рисунки с изображением растений и живот­ных луга, учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас», 4-й класс.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Вводное повторение

Учитель: О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (О природном сообществе - лес)
Сейчас мы с вами проверим, как вы поняли эту тему.
А проведём мы эту проверку в виде ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА.
Хорошие оценки пойдут в журнал. Один человек у доски.
У каждого на партах листочки. Напишите наверху ваше имя и фамилию.
Если моё утверждение верное, вы записываете знак О, если неправильное /

  • Самый верхний ярус леса образован деревьями.

  • Средний ярус - это мхи и лишайники.

  • В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб - гусеница - птица -микробы.

  • На дереве обитают кроты и землеройки.

  • Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

  • Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.

  • Лесная подстилка - это опавшие листья и другие отмершие части растения.

  • Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

  • Бурый медведь - хищник.

  • Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Ответ: О /// О // ООО /

Займемся самопроверкой. Взяли в руки карандаши. Ставим плюс или минус. Внимание на доску. Если все плюсы то - 5, если 8-4, если 6-3, если меньше 6-2.

Поднимите руки у кого 5, 4.

Дежурные соберите листочки, я их ещё посмотрю позже.

Молодцы! Я вижу, что к уроку вы готовились.

3. Изучение нового материала
а) Введение в тему

Учитель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду;

Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться,

Вот раскрылся лютик милый,

На, холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила

Вышел клевер в розовой рубашке.

Учитель: О чём это стихотворение?

Дети: О цветах. Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов?

Дети: Все эти цветы растут на лугах.

Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении?

Итак, тема нашего урока «Луг- природное сообщество».

Каждому я раздала схему, в течение урока вы должны будете её заполнить. А потом вкле­ить в тетрадку по природоведению.

б) Особенности природного сообщества - луг

Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.

(Дети записывают в схему, а я на белой доске.) Плакат луга и 2 картинки лугов (заливной и травянистый)

В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с тра­вянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами.

Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.

Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.

Учитель: Покажите, на какой картинке заливной луг, а на какой - цветочный. Почему их называют заливной и цветочный луг?

Учитель: Запишите в схеме: луг бывает травянистый и заливной.

в) Растения луга

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ - как ёлка

А ещё? Кошачьи лапки,

Одуванчиковые шапки,

Подорожник, васильки.

Грамофончики — вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!


Учитель: Какие растения растут на лугу?

Что объединяет все эти растения?

Дети: Растут на открытой местности. Любят свет и тепло.

Учитель: Есть растения на лугу, которые называются кормовые, те растения, которые любят живот­ные: мятлик, клевер луговой, мышиный горошек.

На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, голубых. К ним относятся та­кие растения, как нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий.

Есть и ядовитые растения. Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно уви­деть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной (сон-трава, лютик, зверобой, чисто­тел, дурман).

г) Животные луга

На лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Учитель: Каким вы представляете животный мир луга?

Дети: Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Боль­шинство животных - травоядные. Много насекомых и птиц.

Учитель: Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга?

Дети: Трава и стебли цветов - зелёные, значит: легко остаться незамеченными зелёным жи­вотным; цветы - разноцветные пёстрые - значит: и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.

Учитель: Как вы думаете, на лугу должны быть хищники или нет?

Дети: Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность.

Учитель: Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?

Дети: Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений.

Учитель: Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений?

Дети: Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при по­мощи которого нектар добывается.

Учитель: Теперь давайте начнём заселять наш луг.

На доске я написала задание для 4 групп. Вы должны выбрать в какой группе вы хо­тите работать: 1, 2, 3, 4. Записать фамилии на листочке вашей группы. В группе должно быть не больше 5 человек. Даю полминутки, чтобы вы сели по группам. Здесь будет первая группа, другой стол - вторая и т.д. Задания следующие: найти в атласе-определителе цветы или животных по теме. Прочитать и рассказать про них, выйдя к доске всей группой или представителю от группы, повесив картинки на наш луг. На выступление я даю 2-3 минуты. На подготовку - 5 минут. По каким критериям мы будем оценивать работу группы - правильность, шумность, дружность.

1 группа: кормовые растения и ядовитые - стр.46-61 мятлик, клевер, мышиный горошек, сон-трава,

лютик

  1. группа: цветущие растения - стр. 46-61, нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий

  2. группа: насекомые навозник обыкновенный - с. 131, божья коровка - с. 125-126 стр, бабочки -

с.134-139, кузнечик-с.148-149, шмель-с.153-154 стр.

4 группа: птицы, грызуны, хищники: уж - с.171, мышка-полёвка, трясогузка - с.177, полевой жаворо-

нок-с. 177, пустельга- с. 187.

Выступление групп. Оценка каждой группы.
Ребята, посмотрите, какой красивый у нас получился луг.

- Можем ли мы составить цепи питания? Да. Дома сделать.

4. Закрепление пройденного

Заранее написанные вопросы.

Является ли луг природным сообществом?

Вспомним, что представляет собой природное сообщество. (Любое природное сообщество, формируется в определенных климатических условиях, на определенном типе почв, что в свою оче­редь определяет его растительный, а также животный мир.) Если луг - природное сообщество, можно ли утверждать, что там существует природное равновесие? Да. Что может стать причиной нарушения природного равновесия?

Домашнее задание: посмотрите в книгах и приведите пример.

5. Итог урока

Учитель: Наш урок завершается. Подведём некоторые итоги. Что интересного узнали? О чём вы хотите почитать дополнительно? О каком растении или животном хотели бы написать реферат? Что больше всего понравилось на уроке?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconТема: Лес – природное сообщество Цели: формировать представление...
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconТема: Озеро – природное сообщество.
Цель:- формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с природным сообществом «Озеро»; формировать представление учащихся...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconТема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество
Таблица «Деревья, кустарники, травы», картины леса, корзины с грибами и вопросами, предметная картинка Лесовика, телеграмма из леса,...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconТема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество
Цель: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconПлан-конспект урока. Предмет: Биология Класс: 5 Учитель: Полякова Светлана Федоровна
«производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconКонспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ввести понятие «поле» природное сообщество, познакомить с культурными растениями, выращиваемыми на полях, закрепить знания...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconРазработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс)
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconУрок по окружающему миру Тема : «природное сообщество лес. Законы лесной жизни»
Оборудование: икт, учебник, индивидуальные карточки, предметные картинки,магнитофон
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconТема: И. С. Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в очерке «бежин луг»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconУрок обобщение по теме «Природные сообщества (лес, луг, водоем, поле)»
Цель: обобщить и систематизировать знания о природных сообществах – лес, луг, водоем, поле
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей представления о живой природе. Природное...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжать учить работать с оборудованием «Развивающая среда. Начальная школа»: кораблики, магнитный плакат «Природное сообщество...
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» iconКонспект урока по теме
Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск