13. Век Просвещения





Скачать 94.26 Kb.
Название13. Век Просвещения
Дата публикации14.03.2015
Размер94.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Тема 13. Век Просвещения.
1. Просвещение.

2. Вольтер.

3. Монтескье.

4. Руссо.

5. Тюрго.

6. Смит.
1. 18 век историки не случайно называют эпохой Просвещения. Образованные писатели, художники и философы выступают с критикой всего того, что препятствовало или ограничивало развитию возможности и способностей человека. Просвещение, как идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, оказало значительное влияние на развитие общественной мысли. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главными представителями Просвещения являются в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд; во Франции — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России — Н. И. Новиков. Своё наибольшее развитие идеология Просвещения получила во Франции. Экономические (Тюрго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: одни стояли на позициях атеизма (Гольбах, Гельвеций, Дидро), другие, отрицая Бога, признавали необходимость религии и церкви (Вольтер, Д'Аламбер, Кондильяк, Руссо). Но объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви.

2. Вольтер ( Мари Франсуа АРУЭ) (1694-1778), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию. С именем Вольтера связано распространение в России вольтерьянства - духа свободомыслия, ниспровержения авторитетов и иронии.

В 1723 г. просветитель впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер». Крупная эпическая поэма «Генриада», упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Книга, посвященная эпохе Религиозных войн 16 в. и ее главному герою

королю Генриху IV, осуждала религиозный фанатизм и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления. Псевдоним стал поводом для некоторых аристократов публично насмехаться над его попыткой скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзкий ответ одному из них: «Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!» дорого обошелся Вольтеру. Избитый лакеями и последующие унижения дали ему почувствовать на себе, что такое социальная несправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику, но был арестован. Освободившись, он покидает Париж и уезжает в Англию. Пребывание в этой стране укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», где идеализировал английские порядки и в мрачном свете рисовал французское общество. После возвращения Вольтера на родину, над автором нависла угроза ареста, и он по приглашению Фридриха II уезжает в 1750 г. в Пруссию. Но вблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало причиной его отъезда.

В декабре 1754 Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. Здесь он сотрудничает с «Энциклопедией» Деди Дидро. В ней выходят энциклопедические статьи, отличавшиеся большой смелостью по критике христианства и французской действительности, чем вызвал ярость духовенства Женевы.

Наибольшую известность на протяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру его участие в защите доброго имени многих жертв религиозных и политических преследований. Призыв Вольтера: «Раздавите гадину!», впервые прозвучавший в одном из писем, был направлен против всесильной католической церкви. Впрочем, не менее знаменита и другая его крылатая фраза: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Но он вовсе не призывал отказаться от религии — она по-прежнему должна была оставаться главной идеологией для простого народа – так легче им управлять.

3. Монтескье Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Монтескье происходил из аристократического рода. Он сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником его дохода. Парламентские обязанности его не занимали и сочетал их с занятиями наукой.

В 1721 Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. Герои «Персидских писем» подвергли резкой критике политическую жизнь Франции. Книга критиковала Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.

В конце 1748 г. в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». Книга поразила современников своим стилем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и «экзотические» прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии.

Важное место в книге занимала теория форм власти. Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Поэтому каждое поколение читателей истолковывало «Дух законов» по-своему. Французские парламенты нашли в книге обоснование абсолютной власти короля «посредствующими властями» — привилегированными сословиями, многих привлекла нарисованная Монтескье картина «английской конституции», изложенная им теория «разделения властей» (законодательной, исполнительной и судебной). Наконец, высокая оценка демократии способствовала развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение «Духа законов» в формировании современной политической культуры.

4. Тюрго Анн Робер Жак, барон д'Ольн ( 1727 — 1781), французский государственный деятель, экономист. Происходил из богатой семьи чиновного дворянства. Получил образование в парижской семинарии и на теологическом факультете Сорбонны, однако избрал гражданскую карьеру. Служил в Парижском парламенте , интендантом , генеральным контролером финансов .

Разносторонний ученый, Тюрго был автором сочинений по языкознанию, философии, истории, географии, политике, религии. Он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Тюрго сформулировал идею общественного прогресса: «Масса человеческого рода... всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству». Последователь физиократов, Тюрго рассматривал землю как главнейший источник богатства. Он считал необходимым максимально способствовать развитию земледелия, создавать благоприятные условия производителям сельскохозяйственных продуктов, отстаивал свободу экономической деятельности.

Вступив на престол, Людовик ХVI Бурбон назначил Тюрго генеральным контролером финансов (август 1774). Убежденный сторонник сильной монархической власти, Тюрго был уверен, что при поддержке короля сумеет провести свои идеи в жизнь. Он немедленно выпустил эдикт (закон) о свободе торговли зерном, упразднявший ограничения в этой области. Тюрго настаивал на отмене монополии и привилегий в важной для Франции торговле вином. Он ликвидировал цеха, объединения ремесленников, сковывавшие развитие производства; одновременно запрещались и союзы подмастерьев и рабочих. Была создана система регулярной почтовой связи и перевозок. Он также реформировал налогообложение: дорожная барщина была заменена денежным сбором, раскладывавшимся на все сословия. Тюрго планировал ввести взамен старых налогов всеобщий поземельный налог. Для распределения налогов на местах он собирался создать систему выборных провинциальных собраний.

Однако новшества Тюрго затрагивали интересы всех сословий Франции. Их отвергли дворянство и духовенство , т.к. Тюрго покушался на их привилегии, а также беднота, пострадавшая от спекуляций и вздорожания хлеба. Тюрго отправили в отставку, а реформы отменили. Его идеи реализовались 15 лет спустя, во время Великой французской революции.

5. СМИТ Адам (1723 — 1790), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Экономическая теория была тесно связана с его философскими представлениями о человеке и обществе. Основной причиной человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей ограничивают друг друга, образуя вместе гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация. Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

6. РУССО Жан Жак (1712 — 1778), французский писатель и философ. Осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, может возникнуть только в результате договора свободных людей. ). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели.

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая её за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа он изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственности от разлагающего влияния общества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

13. Век Просвещения iconТема: Век Просвещения. Стремление к царству Разума
Способствование формированию у каждого учащегося гумманичтических ценностей эпохи Просвещения
13. Век Просвещения iconЛекция Золотой век Просвещения и путь к новой научной революции (XVIII xix вв.)
Лекция Золотой век Просвещения и путь к новой научной революции (XVIII – XIX вв.)
13. Век Просвещения iconВ век просвещения
Целью дисциплины является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с...
13. Век Просвещения iconТема: «Первые буржуазные революции. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм»
Просвещения, особенности просвещенного абсолютизма в Европе (на примере Австрии, Пруссии)
13. Век Просвещения iconКонкурс Фаррахова Ф. А., с. Аккузево Наименование объекта
Илишевского района неотделима от истории человечества. Ранняя её часть делится на каменный, бронзовый и ранний железный века. Самый...
13. Век Просвещения iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...
13. Век Просвещения iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности...
13. Век Просвещения iconПрограмма правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука...
Определяя тему беседы с учащимися начальной школы, важно исходить из задач правового просвещения, образования и воспитания, которые...
13. Век Просвещения icon«хiх век золотой век русской культуры»
Результативность использования дм
13. Век Просвещения iconКурс лекций Москва 2010 содержание тема 1 Понятие историко-патриотического...
Тематические занятия и беседы, дискуссии и диспуты как технологии историко-патриотического просвещения
13. Век Просвещения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения...
13. Век Просвещения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аудиокнига. История со времен древнерусского государства (VI век) до правления Александра1 (Х!Х век)
13. Век Просвещения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа государственная: Левандовский А. А. «История Роcсии. XX век», «Пособия для подготовки к егэ», Сорока-Цюпа А. А. «Новейшая...
13. Век Просвещения iconОбразовательный центр в сфере энергосбережения и энергетического просвещения
Ростова Великого на базе кабинета физики гимназии им. А. Л. Кекина г. Ростова открыт «образовательный центр в сфере энергосбережения...
13. Век Просвещения iconФормы и виды контроля в дистанционном обучении
Век живи век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь
13. Век Просвещения iconКнига в жизни детей и подростков
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск