Скачать 84.72 Kb.
|
АУ НПО «Профессиональное училище №23» Минобразования Чувашии Методические рекомендации по составлению тестов к дифференцированному зачету Преподаватель спецдисциплин О.В. Шашкова Чебоксары, 2013 Как правило, под тестом понимают набор вопросов с выбором вариантов ответа из предложенных. Но это не обязательный признак теста. Главное – наличие четкой системы подведения итогов, которая позволяет упростить проверку, подсчитать количество баллов за правильные ответы и сделать выводы. Это обусловливает определенные требования к заданиям. Специалисты предлагают различные классификации тестовых заданий. Остановимся на одной из них, проиллюстрировав примерами из области искусства. Тестовые задания можно разделить на открытые и закрытые. Открытые вопросы не дают учащимся вариантов ответа. Например,
Но не каждый открытый вопрос можно считать подходящим для теста. Например,
На этот вопрос учащиеся могут давать различные ответы, которые могут быть правильными, но неполными, либо частично правильными. В этом случае трудно определить, засчитывать ли этот ответ как верный или нет. Задания закрытого типа предполагают выбор из нескольких вариантов ответа. Их можно в свою очередь разделить на задания с альтернативным выбором и задания с множественным выбором. Задания с альтернативным выбором предполагают только два варианта ответа («да» или «нет», «согласен» или «не согласен»). Например,
У альтернативных тестов называют главный недостаток – большую вероятность угадывания правильного ответа. Но если из 20 вопросов ученик правильно ответил на 19, мы можем достаточно объективно судить о том, что у него высокий уровень знаний по данной теме. Важным же достоинством такого теста является возможность его проведения «на слух», без распечатывания бланков. Задания с множественным выбором предлагают конечное множество ответов, из которых нужно выбрать один правильный. Например, 1. Из какой страны привезли первых матрешек? А) Россия Б) Япония В) Франция 2. На каком чертеже правильно и рационально нанесены размеры: А) Б) 3. Внимательно посмотрите на эскизы и выберите вариант ленточного растительного орнамента: А) Б) В) Иногда в тестах с множественным выбором может быть несколько правильных ответов. Например, 1. Из предложенных вариантов выбери 3 правильных и подчеркни их: Какие из перечисленных понятий относятся к жанрам изобразительного искусства? А) живопись Б) портрет В) натюрморт Г) графика Д) пейзаж В тестах на диагностику интеллектуальных способностей встречаются задания на исключение лишнего. В таких заданиях не задано основание для классификации, а предполагается, что ученик сам найдет закономерности и связи. Например, 1. Определи и выпиши лишний элемент в списке: А) портрет Б) живопись В) натюрморт Г) пейзаж Учащийся сам должен найти, что объединяет 3 элемента списка (жанры изобразительного искусства), и определить, что лишнее слово – «живопись». 2. Какой из перечисленных материалов не относится к живописным? А) акварель Б) гуашь В) тушь Г) темпера Д) акрил Составлять такие задания достаточно сложно, так как некорректные варианты ответа могут привести к тому, что логика учащегося тоже будет правильной, но отличной от логики педагога. Например, 1. Выпиши лишний элемент в списке: Левитан, Малевич, Клодт, Рафаэль. В данной ситуации возможны различные способы классификации (скульпторы – живописцы, отечественные – зарубежные и т.д.). Такие задания лучше включать не в контрольные тесты, а предлагать на этапе закрепления знаний. Еще один тип заданий – на соответствие, где требуется соотнести элементы из двух списков, например, «композиторы» и «оперы». Задание может быть сформулировано так: 1. Установите соответствие между элементами правого и левого столбца и запишите ответ в виде пар букв.
Задания на аналогию предполагают установление взаимосвязей, чтобы продолжить список. Например, 1. Продолжи ряд: Синий – оранжевый, Красный – зеленый, Желтый – (…). Учащийся должен догадаться, что слова в парах обозначают дополнительные цвета, и написать, что дополнительным цветом к желтому является фиолетовый. Задания на упорядочение предполагают сортировку элементов списка по предложенному основанию (по хронологии, по возрастанию и т.д.). Например, Расставьте названия тканей в порядке убывания их пластических свойств: А) лен Б) шифон В) кожа Еще один тип заданий – задания на продолжение последовательности. Здесь ученик также должен установить закономерности. 1. Продолжи последовательность расположения цветов спектра: красный, оранжевый… В заданиях с конструируемым ответом учащимся предлагается фраза или текст, куда нужно вставить пропущенные слова, даты и т.п. Например, 1. «Вплоть до конца… века портные занимались всеми… - от… до…» Некоторые из перечисленных типов заданий могут быть как открытого, так и закрытого типа: например, в конце задания могут быть приведены «слова для справок». Можно выделить некоторые требования, предъявляемые к тестовым заданиям: 1. Формулировка вопроса не должна допускать двойственного толкования. 2. Содержание вопроса должно соответствовать целям контроля и тем требованиям, которые предъявляются к уровню знаний и умений учащихся. 3. Варианты ответа должны быть правдоподобными. 4. По возможности нужно избегать отрицательных формулировок: - Что из перечисленного не является жанром изобразительного искусства?… 5. Не нужно стремиться к большому количеству вариантов ответа. Достаточно трех-пяти вариантов. Увеличение их числа снижает вероятность угадывания незначительно, но увеличивает время на составление теста и его проведение. Задания могут быть представлены различными способами. Помимо текстового варианта могут использоваться репродукции, изделия декоративно-прикладного искусства, слайды, аудио- и видеозаписи, схемы, таблицы и т.д. Их использование снижает утомляемость учащихся, способствует дальнейшему закреплению материала. Например, 1. Начертите и заполните таблицу. По данному изображению определите вид народного промысла, его географическое местонахождение, материал из которого он изготовлен:
2. Начертите и заполните таблицу по образцу:
3. Начертите и заполните таблицу. На рисунке дано изображение детали. Цифрами 1, 2, 3, 4, 5 отмечены различные линии. В соответствии с рисунком заполните таблицу:
4. Выберите, на каком изображении представлен линейный рисунок:
5. Зарисуйте геометрические фигуры внутри цветового круга, которые при вращении своими углами представляют гармонические цветовые сочетания: Тестовые задания творческого характера: Например, Выполните на выбор одно из заданий: А) нарисуйте небольшой орнамент (можно схематично) в стиле одного из народных промыслов, укажи название этого промысла и вид орнамента (растительный, геометрический и т.п.) б) нарисуй эскиз деревянной игрушки и объясни в 2-3 предложениях свой художественный замысел (идею проекта). |
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» Методические указания содержат рекомендации по составлению рефератов, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | Билеты к дифференцированному зачету по предмету Английский язык.... | ||
Методические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной... Право интеллектуальной собственности: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения/ Авт сост... | ||
Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной... Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:... | Разработка тестов по учебной дисциплине введение Э. А. Бадмацыренова «Разработке тестов для компьютерного тестирования. Методические рекомендации для преподавателей» Улан-Удэ, 2008.... | ||
Методические рекомендации по составлению отчета о выполненной работе общие положения Настоящие методические рекомендации устанавливают требования к структуре и правилам оформления отчетов о выполненных работах в рамках... | Вопросы к дифференцированному зачету по предмету: «Психологические... Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | ||
Дифференцированному зачету Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 060301 Фармация, 060501 Сестринское дело | Методические рекомендации к учебнику краеведение 7 класс Данные рекомендации представляют собой сборник тестов и практических работ, которые можно использовать на уроках краеведения в 7... | ||
Методические рекомендации по тестированию Компьютерное тестирование... Методические рекомендации к проведению испытаний по теоретическому направлению при аттестации на установление соответствия требованиям,... | Методические рекомендации по тестированию Компьютерное тестирование... Методические рекомендации к проведению испытаний по теоретическому направлению при аттестации на установление соответствия требованиям,... | ||
Методические рекомендации по организации практических и семинарских... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по подготовке к зачету и написанию рефератов... Русский язык и культура речи: методические рекомендации по подготовке к зачету и написанию рефератов для студентов заочного отделения... |