Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 356.31 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности
страница1/4
Дата публикации13.04.2015
Размер356.31 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

Утверждено

на заседании кафедры

от «____» ____________2010 г.

Протокол №______

Зав.кафедрой _____ /Р.А Бураев/

Согласовано

«___» _________________ 2010 г.
Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/



Учебно-методический комплекс по дисциплине
ДС.02 «География мирового хозяйства»
для студентов, обучающихся по специальности
020401 – География

Нальчик 2008

Автор-составитель:

Петшак Е.З.

Старший преподаватель кафедры социально-экономической географии
Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02 «География мирового хозяйства» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.
Шифр Д.С.02 «География мирового хозяйства»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержание

Стр.

Введение
1. Рабочая учебная программа дисциплины

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

2.2. Методические указания для студентов

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы

студентов

2.4. Обеспеченность образовательного процесса

по дисциплине специализированным и лабораторным

оборудованием

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных

программ, мультимедиа и интерактивные материалы

(набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные

тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций,

графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов

по дисциплине

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся

по дисциплине

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных

мероприятий по дисциплине

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных

мероприятий по дисциплине

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине

3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет)

аттестации студентов по дисциплине

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

Аннотация

Мировое хозяйство представляет собой открытую динамическую макросистему, обладающую пространственно-временной упорядоченностью, иерархичностью и организацией, выражающейся в процессах территориальной дифференциации и интеграции. Эти ключевые особенности мировой экономики находятся в фокусе внимания дисциплины «География мирового хозяйства». Важнейшая особенность курса - анализ магистральных тенденций и противоречий развития мировой экономической системы, изучение основных характеристик современного геоэкономического пространства. Географический характер экономическим исследованиям придает акцент на пространственную организацию мировой экономики.
Выписка из ГОС ВПО
Данная дисциплина (Д.С.02 «География мирового хозяйства») составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) (Государственный образовательный стандарт 2-го поколения, 2000. №89/26 СП). Рабочая программа курса - авторская разработка Петшак Е.З.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Д.С.02 «География мирового хозяйства»
для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2010 г.

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)
Разработчик: ст.преподаватель Петшак Е.З. ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии
Протокол №____

от «___»_________________2010 г.
Заведующий кафедрой________________ Бураев Р.А.

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета
«___»_________________2010 г.

Председатель ______________ Паритов А.Ю.

1. пояснительная записка

Курс «География мирового хозяйства» - интегральная научная дисциплина, сочетающая предметный и пространственный подходы к мировой экономике, законам её функционирования и территориальной структуре.

Цель курса – пространственный анализ подразделений и подсистем всемирного хозяйства, выявление воздействия географических условий на характер экономического развития.

Дисциплина исследует ключевые вопросы формирования глобальной мировой экономической системы, закономерности, тенденции и противоречия внешних экономических связей. Курс служит выполнению общей учебно-познавательной задачи – формированию полного и целостного представления о природных условиях, населении и хозяйстве современного мира.

Предмет «География мирового хозяйства» необходим для понимания основ философии современной мировой экономики, что особенно важно в современный период когда в РФ происходят исторические процессы трансформации социально-экономического пространства. Дисциплина имеет мировоззренческий характер, т.к. геоэкономические реалии отражают политические, социальные, культурно-исторические и цивилизационные аспекты жизни современного человечества.

В курсе «География мирового хозяйства» освещаются процессы образования и организации макроэкономического пространства начала 21 в., рассматриваются территориальные аспекты зарождения, становления и развития различных форм хозяйствования. Актуальность курса определяется новейшими тенденциями синтеза экономической географии с другими общественными науками и глубоким пространственным подходом в освещении сложных теоретических вопросов. Курс необходим для повышения уровня компетенций студентов, расширения их общего и географического кругозора.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины «География мирового хозяйства»
Цель дисциплины: формирование глубоких и прочных знаний и пространственных и

сущностных аспектах развития мировой экономики.

Задачи дисциплины:

- исследование процессов образования, становления и расцвета

мирового хозяйства;

- мониторинг новейших тенденций развития макроэкономического

пространства;

- анализ деятельности ключевых подразделений мирового хозяйства;

- осмысление воздействия нтр на отраслевую и территориальную

структуру хозяйства;

- изучение очагов экономической силы и динамических осей развития

мирового хозяйства.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «География мирового хозяйства»
Студент, освоивший дисциплину «География мирового хозяйства» должен:

- знать основные пространственные особенности мировой экономики;

- иметь представления о регионах и странах - центрах экономической

силы;

- представлять историю развития мирового хозяйства;

- понимать сущность основополагающие теорий развития мировой

экономики;

- уметь анализировать статистическую экономическую информацию.
При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «География мирового хозяйства»

будут использованы различные демонстрационные материалы: карты, фотографии, видеофильмы.

номер

семестра

учебные занятия

число

курсов.

проектов

форма

итог.

аттест.

общий

объём

аудиторные

СРС

всего

лекции

семинары

практ.

8




82

17

17

17

25

1

экзамен


2. Тематический план дисциплины




Тема

Кол-во часов

лекции

семинары

и

практика

1

Понятие о мировом хозяйстве

История формирования мировой экономики.


3

1

2

2

«Кто есть кто в современной мировой экономике»?


3

1

2

3

ТНК как основные субъекты мировой экономики


3

1

2

4

МГРТ – основа мирового хозяйства


3

1

2

5.

Феномен НТР на рубеже 20-21 в.в.


3

1

2

6.

НТР и динамика мирового хозяйства.


3

1

2

7.

Мировой рынок сегодня. Тенденции развития мировой торговли.

Экономико-географические аспекты мирового «чёрного» рынка.


6

2

4

8

Мировой рынок услуг.


3

1

2

9

Ресурсный потенциал мирового хозяйства.


3

1

2

10-11

География мировой добывающей промышленности.


6

2

4

12 - 13

География мировой обрабатывающей добывающей промышленности.


6

2

4

14

АПК и концепция продовольственной безопасности.


3

1

2

15

НТР и мировое сельское хозяйство.


3

1

2

16.

НТР и мировая инфраструктура


3

1

2




ИТОГО

51

17

34

Содержание дисциплины
3.1. Лекции, их содержание, объем в часах –17 ч.

Тема 1. Понятие о мировом хозяйстве. История формирования мировой экономики.

Предмет и основные разделы курса «География мирового хозяйства. Цели и задачи предмета. Понятие о мировом хозяйстве. Системообразующие пространства, субъекты и подразделения мировой экономики. Структура мирового хозяйства и основные этапы его формирования.
Тема 2. «Кто есть кто в современной мировой экономике»?

Территориальные различия хозяйства мира – «кто есть кто» в мировой экономике. Концепция оценки суммарного геоэкономического потенциала стран. Экономический профиль и типы организации экономики стран мира. «Экономическое здоровье» государств. Центр, полупериферия и периферия мирового хозяйства. Пояс «абсолютной бедности» и «абсолютной нищеты» планеты.
Тема 3. ТНК как основные субъекты мировой экономики

Интернационализация современной хозяйственной жизни. Глобализация мирового экономического пространства. ТНК как ключевые субъекты мирового хозяйства. Структура ТНК: отраслевой и территориальный аспекты. Мотивация внешнеэкономической деятельности ТНК. Крупнейшие ТНК мира.

Тема 4. МГРТ – основа мирового хозяйства

Понятие о МГРТ. Экономическая специализация – «работа стран друг для друга». Факторы специализации стран. Международное производственное сотрудничество: специализация и кооперирование.
Тема 5. Феномен НТР на рубеже 20-21 в.в.

НТР – феномен 20 в. Основные черты НТР и НТП. Цели и задачи инновационной экономики. Концепция постиндустриальной модели. Информация как экономический ресурс и товар. Наука – главная производительная сила инновационного общества. Сциентизм и антисциентизм. География современной науки. «Свет и тени» постиндустиального общества.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География...
Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 16 Климатология...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 02. 04. 01. География. Квалификация...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 05 «Коммерческая география...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности icon«Специальные налоговые режимы» по специальности 080107. 65 «Налоги...
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний о мировой экономике и международных экономических...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс историческая география сибири рабочая...
Н. А. Балюк Историческая география Сибири. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социально-культурный сервис...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс география курортов мира рабочая программа...
Е. Н. Киприна. География курортов мира. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине геоинформатика направление: 020400. 62 География
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоинформатика» составлен в соответствии с Основными образовательными программами по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск