8. Литература





Скачать 305.8 Kb.
Название8. Литература
страница1/3
Дата публикации16.04.2015
Размер305.8 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > География > Литература
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов

п.Фаленки Кировской области


612500 Кировская обл., п. Фаленки, ул. Воробьева, д.13, тел.: (232) 2-10-61; 2-25-61

Регионализация образования в обучении географии на основе учебной и проектной деятельности.


Из опыта работы

Котлячковой Евгении Николаевны


Учителя географии

2 категории

стаж работы 6 лет

Фаленки, 2009

Содержание
1. Условия возникновения, становления опыта………………….….3
2. Обоснование актуальности и перспективности опыта,

его практическая значимость…………………………………………4
3. Теоретическая база опыта………………………………………….5
4. Новизна опыта…………………………………………………….. 7
5. Ведущая педагогическая идея опыта……………………………...8
6. Технология опыта…………………………………………………..9
7. Результативность опыта…………………………………………...16
8. Литература…………………………………………………………20
9. Приложение………………………………………………………..21



  1. Условия возникновения, становления опыта

Познавайте свою страну, свой край, … свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое.

А.Е.Ферсман.
Фаленская средняя школа № 1 – это школа с углубленным изучением отдельных предметов. В 2008 году она справила свой 90-летний юбилей. Количество учащихся – 432 ученика. В основном это дети работников бюджетной сферы, ГЖД, птицефабрики, торговых организаций, предприятий лесной промышленности. Школа тесно сотрудничает с Домом детского творчества, Школой искусств, ДЮКФП, патриотическим клубом «Высота», в самой школе работает краеведческий музей и музей Боевой славы.

Согласно областному Положению об общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в Кировской области школа «создает условия для реализации творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность по профильному предмету». Но исследовательская деятельность у нас ведется не только по предметам с углубленным изучением (информатика, русский язык), но и по другим направлениям.

Тема методической работы школы «Повышение качества знаний путём внедрения инновационных педагогических технологий». Также является базовой школой КИПКиПРО «Информационные ресурсы и ИКТ как фактор эффективности управления качеством образовательного процесса».

Мой опыт работы в школе 6 лет. В своей работе всегда стремлюсь к развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время, что дает возможность повышения уровня мотивации учащихся к изучению предмета, более качественной подготовке выпускников основной и средней школы к сдаче экзаменов, а самое главное, готовит учащихся к продолжению образования после окончания школы. В 2004-2005 году обобщила опыт работы «Нетрадиционные формы уроков». Методические материалы опыты работы были отмечены благодарственным письмом РУО.

Мой опыт работы невелик, но каждый год на протяжении всех пяти лет выпускники сдают экзамен по географии в форме реферата и исследовательских работ, участвуют в конкурсах.

На протяжении всей моей школьной, вузовской жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как межпредметная дисциплина дает то, что не могут предоставить другие предметы.

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта,

его практическая значимость

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.

В настоящее время краеведение преподается в школе в качестве регионального компонента образовательных программ. Но краеведение не сводится только к занятиям, у него большая практическая ценность: походы, экскурсии, экспедиции, исследовательская и проектная деятельность.

Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, хозяйства и истории своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

Краеведение в своей образовательно-воспитательной функции может обучить молодое поколение краеведов и подготовить научно-поисковую базу исследований.

Актуальность опыта в том, что использование краеведения создает оптимальные возможности для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов.

Учащиеся, занимающиеся туристко-поисковой деятельностью, легче адаптируются продолжению обучения в вузах и средних учебных заведениях. Им несложно работать над курсовыми и дипломными работами.

Опыт работы становится еще более актуальным в связи с переходом на новый базисный учебный план и введением курсов регионального компонента: «Основы проектной деятельности», «Проектная деятельность», так как учащиеся, занимающиеся исследованиями, приобретают опыт самостоятельной работы с источниками, опыт постановки целей и задач, составления аннотаций, доклада, защиты своей работы т. д. и легче усваивают новый курс.

Данный опыт работы актуален для педагогов и в связи с введением профильного обучения, так изучение особенностей родного края на профильном уровне, несомненно, приведет педагога к руководству исследовательской и проектной деятельностью учащихся. Перспектива данного опыта в том, что работа над ним может углубляться и совершенствоваться как в плане расширения тематики, так и в плане поиска новых форм организации обучение учащихся методам самостоятельного исследования.


  1. Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта является, прежде всего, теория развивающего обучения.

В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к развивающему обучению как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы в условиях заявленной модернизации.

Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего:

  • на способы самостоятельного постижения знаний;

  • на развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

  • на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования;

  • на гуманистическую направленность образовательного процесса.

В основе данной работы также ориентация в большей степени на личностно-ориентированную подход.

Существует достаточно много определений ЛОО. Одно из них сформулировано Д.Г. Левитесом: «ЛОО - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения».

Таким образом, процесс ЛОО позволяет каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, интересы, жизненный опыт, возможность реализовать себя.

Ученые и педагоги по-разному формулируют основные принципы личностно-ориентированного образования. К числу основных можно отнести следующие: гуманистическая направленность образования, системность и последовательность, актуализация, чувственное восприятие, идентификация (собственное понимание, освоение полученных знаний), вариативность и многообразие учебного материала.

Мир становится все более сложным, поэтому очевидно, что современный молодой человек более чем когда-либо должен уметь решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации.

Не случайно в последнее время в педагогике все активнее пропагандируются идеи критического мышления.

Технологию Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМ ЧП) предложили в середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения.

Данный опыт работы опирается на современные рекомендации и исследования ученых, методистов и педагогов, в том числе опубликованные в журналах «Практика административной работы», «Завуч».

В статье Озерова А.Г. «Исследовательская деятельность как форма и метод обучения» (Туристко-краеведческое движение «Отечество». Сборник статей, 2004) предложена классификация творческих работ учащихся:

1. Художественно-графические (рисунки, резьба, лепнина и т.д.)

2. техническое творчество (модели, макеты)

3. Литературно-художественные (сочинения, рассказы, новеллы)

4. Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников с целью наиболее полного освещения какой-либо темы.

5. Проблемно-реферативные – эти работы предполагают сопоставления данных разных литературных источников, на основе которых дается собственная трактовка.

6. Эксперементально-иллюстративная – описывает научный эксперимент, имеющий известный результат.

7. Описательно-натуралистические – выполненные в стиле наблюдения и качественного описания какого-либо явления.

8. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие свой экспериментальный материал, на основе которого делается анализ, обобщения и выводы.

В сборнике рассматриваются вопросы школьного краеведения, подготовки исследовательских краеведческих работ для участия в конкурсах.

В методическом сборнике Лицея естественных наук «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся» представлена методика организации исследовательской деятельности учащихся, подробно рассмотрены этапы исследования, требования к содержанию и оформлению исследовательских работ, критерии оценки и др.

Таким образом, данный опыт опирается на теорию развивающего обучения, личностно-ориентированный подход к обучению учащихся, на развитие критического мышления. Использованы некоторые идеи ученых, методистов, педагогов, по организации исследовательской работе в школе. Анализируя имеющуюся литературу по вопросу организации исследовательской работы, можно прийти к выводу, что больше всего рекомендации по требованиям к исследовательским работам и организации работы школьного научного общества.



  1. Новизна опыта


Новизна данного опыта заключается в том, что представлена система работы по формированию краеведческих знаний и умений средствами географии, проектной и исследовательской деятельности, отражены принципы подхода к выбору тем, постановке целей, задач, защите работы. Дан опыт работы учителя с учащимися по написанию исследовательских работ. Представлена организация предварительной и поисковой работы в туристических путешествиях. В приложениях даны программы факультативов календарно-тематическое планирование, разработки уроков, публикация «Контурные карты Фаленского района», образцы исследовательских и проектных работ учащихся.



  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Одной из ведущих идей опыта является идея развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом. Если продолжать научные идеи, изложенные в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили, можно представить весь процесс обучения как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение (не только ученика, но и учителя) к человеческой культуре.

Также немаловажную роль играет идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия. Педагог должен не вести ученика к решению проблемы по уже известному ему пути, но совместно с учеником искать это решение. Он должен делать это не навязчиво, постановкой вспомогательного вопроса, советом, косвенной подсказкой и т.п. Как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, поставленные перед ним практикой, он должен понимать, что такой путь может быть и более длинным, зато более плодотворным. Поиск же совместных решений создает ситуацию содружества и сотворчества, при которой ученик знания, добытые в совместной деятельности с учителем, принимает для себя как истинные.

Развивающая исследовательская активность становится главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных интересов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика.

По мнению ряда педагогов и психологов (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Г.И.Щукиной и др.) исследовательская работа является важным стимулом интереса к любому предмету, особенно предмету естественнонаучного направления (5).

Моя задача как учителя значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающей действительности в процессе теоретической и практической деятельности, освоить навыки использования различных методов для краеведческих исследований. Не возможно любить свою страну, не любя свой дом, свое село, поселок. Каждый уголок России имеет свои особенности: знать, понимать и исследовать их - учит краеведение. Этому и стараюсь научить на уроках географии, краеведения, в путешествиях и внеклассных мероприятиях.

Исследовательская работа учащегося направлена на развитие самостоятельной деятельности учащихся, умение работать индивидуально и в группе, умение работать с различными источниками информации. Именно в процессе самостоятельной деятельности происходит формирование ключевых компетенций.

6. Технология опыта

6.1. Занятиях факультатива «Краеведение»

В течение нескольких лет в нашей школе я веду факультативные занятия по краеведению. Программа факультатива составлена в соответствии с Программой по изучению родного края, созданной Кировским ИУУ в 1996г. Если в начале моей работы целью факультатива было расширение кругозора учащихся, тостепенно кругозора учащихся. факультатива й ИУУ ьтативные занятие по краеведению. о постепенно наряду с познавательностью и занимательностью краеведение стало основой для формирования исследовательских навыков. Это получило отражение в программах по краеведению (Приложение 1. Программы факультативов по краеведению для 7, 8кл.)

Краеведение – межпредметная дисциплина, поэтому объём знаний, который необходим юному краеведу, очень велик. Для этого самым важным на начальном этапе – научить ребенка работать с литературными источниками, обрабатывать информацию, т.к. это основа любого исследования.

Например, при изучении темы «Леса», «Грибы», «Ядовитые растения» (или темы, которая имеет большой объём информации) использую следующие приемы (2):

А) Маркировка текста Инсерт

Этот прием имеет два этапа. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

- галочкой (√ ) помечается то, что им уже известно;

- знаком минус (-) помечается то, что противоречит их представлениям;

-знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

- вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее, возникло сомнение.

Данный прием позволяет удерживать внимание в процессе чтения, дает возможность классифицировать информацию в зависимости от опыта. Предполагает полную самостоятельность ученика.

Затем учащиеся выписывают ключевые слова по теме урока в тетради. Но желательно остановится подробнее именно на противоречиях и вопросах, некоторые вопросы и противоречия могут быть решены сразу же после прочтения текста, а для решения остальных придется обратится к энциклопедиям и справочникам - надо определить по какой теме справочная литература будет необходима.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

8. Литература iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
8. Литература iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
8. Литература icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
8. Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
8. Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
8. Литература iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
8. Литература iconЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
8. Литература icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
8. Литература iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
8. Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
8. Литература iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
8. Литература iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
8. Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
8. Литература iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
8. Литература iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
8. Литература iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск