Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение»





Скачать 301.4 Kb.
НазваниеРеферат Тема «Личностно ориентированное обучение»
страница1/3
Дата публикации26.04.2015
Размер301.4 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный университет

(ГОУ ВПО ИГУ)

РЕФЕРАТ
Тема «Личностно – ориентированное обучение»

Отрасль науки – Педагогика
Специальность 13.00.01. – Общая педагогика,

история педагогики и образования.

Выполнила

Зяблова

Ольга Васильевна
Иркутск 2007

Содержание.

Стр.

I. Введение. 3

II 1. «Исторический урок»:

    1. Педагогические взгляды Я.А. Коменского; 4

    2. Педагогические взгляды Д. Локка; 4

    3. Педагогические взгляды Песталоцци; 5

    4. Гуманизм К.Д. Ушинского; 6

    5. Школа А.С. Макаренко; 6

    6. Ленин, НЭП, образование; 7

    7. Политика Сталина. 7

2. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО):

2.1 Функции ЛОО; 9

2.2 Позиция педагога в ЛОО; 10

2.3 Содержание ЛОО; 11

2.4 Модели ЛОО; 12

2.5 Проектирование ЛОО; 16

2.6 Технологии ЛОО. 17

III. Заключение. 19

IV. Список литературы. 20

Сегодня у 92 процентов больных выпускников плохие знания, отвращение к школе уже к 5-6-му классу, огромный явный и скрытый отсев. Устав биться о «базисный учебный план», учитель хватает реостат и начинает наращивать напряжение: сначала срывается сам, потом жалуется на ребенка родителям, требуя, чтобы те тоже подключились к процессу, а если не помогает, то заставляет подключать репетитора. Не учение, а Сизифов труд. Сегодня на одного ребенка приходится 20 предметников, и каждый в его голову качает свою информацию, полагая, что это в порядке вещей, что голова выдержит сколь угодно.

Около 2000 лет назад Марк Фабий Квинтилиан в книге «Наставлении в ораторском искусстве» исследовал проблемы педагогики и сформулировал закон врожденных способностей и родственный ему закон – обучения, исходя из врожденных способностей. Первый: «справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто к чему способнее от природы». Второй: «Учитель должен лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся». Методологические корни открытия Квинтилиана восходят к аксиоме Демокрита (ок. 469-370 до н.э.): «Только хорошее от природы познают прекрасное и стремятся к нему» [5]

В 90-е годы в педагогический лексикон вошло понятие «личностно ориентированное обучение». Личностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство России. Возможно, назрела потребность перевода школ из режима монологической дидактики в режим живого образовательного диалога и полилога с учащимися.

Кажется, что эта тема изучена педагогикой глубоко и всесторонне. Необходимость учета индивидуальных возможностей и способностей отражена даже в принципе обучения. Однако в массовой практике не существуют и реально не используются реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуализацию. Длительное время России нужны были не личности, а те функции, которые могут исполнять люди. Школа давала знания, умения, навыки, но не уделяла внимание тем неповторимым индивидуальностям, которые сидели за партами.

Статья 14 в законе РФ «Об образовании» говориться о том, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.[6]

«Исторический урок»
1.1

Ян Амос Коменский (1592-1670) – мылитесь эпохи Возрождения, основоположник научной педагогики. Главный труд «Великая дидактика» (1632), в которой все законы и правила обучения и воспитания выведены из природы человека.

Из аксиом Коменского:

- «Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы»;

- «Пыткой является для юношества: 1. Если его заставляют заниматься по шесть, семь, восемь часов классными занятиями и упражнениями да, кроме того, несколько часов дома. 2. Если оно бывает переобременено до обморока и до умственного расстройства диктантами, составлением упражнений и заучиванием чрезвычайно больших отрывков…»;

- «Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи…»;

- «Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или иного человека…»;

- «Академические знания будут продвигаться более легко и успешно, если, во-первых, мы туда будем посылать только избранные умы, цвет человечества, а остальных отправим у плугу, ремеслам и торговле, смотря по их природной склонности. Во-вторых, если каждый проявит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по венным признакам, его предназначила природа…».[4]

1.2

Джон Локк еще триста лет тому назад разработал методики ориентированные на развитие ребенка, а не механистическое усвоение информации, оторванной от реальной жизни.

Джон Локк родился в 1632 году. Труд Локка «Мысли о воспитании» можно рассматривать как эстафету науки, принятой от Коменского.

- «Природные дарования каждого должны развиваться до невозможных пределов; но попытка привить ребенку что-либо другое будет бесплодным трудом, и то, что таким образом будет на нем нацелено, в лучшем случае окажется не к лицу, и всегда будет производить неприятное впечатление принужденности и манерности»;

- «Ни один предмет, который они должны изучить, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Все, что предлагается в такой форме, немедленно становиться скучным; душа приникает отвращением к этому даже в том случае, если оно раньше было для нее приятно или безразлично…»;

Из классиков научной педагогики Локк был первым, кто строго отделил воспитание от обучения и доказал категорическую необходимость этого акта.

- «Вы, может быть, удивитесь, что я ставлю учение на последнее место, особенно скажу, если придаю ему наименьшее значение…»

- «Читать и писать, обучать наукам – все это я признаю необходимым, но не главным делом… »;

- «Я вам говорил раньше, что дети любят свободу и что поэтому нужно заставлять их делать то, что следует им делать, таким образом, чтобы они не чувствовали бы над собой никакого принуждения…». [1]

1.3

После Джона Локка можно обратиться к трудам классика научной педагогики Песталоцци (1746-1827). В работе Песталоцци «Цель и план воспитательного учреждения для бедных» разъясняется вопрос о том, совершено не имеет значение, из бедной или богатой семьи пришли дети. Надо просто знать, какие знания следует предлагать тому или иному ребенку, кому из них посильны академические способности, а кому практические, при том оба вида этих знаний в равно мере нужны и уважаемы. С акцента на то, что каждый ребенок как полноценный человек лишь при условии, что он никогда не будет лишен права выбирать знания, руководствуясь интересами и потребностями, которые «подсказывают» ему врожденные способности, начинается Песталоцци как величайший гуманист.

Из аксиом Песталоцци:

- «Вниманию детей не следует предлагать ничего отдаленного, ничего незнакомого, ничего такого, что не находилось бы в постоянном и длительном соприкосновении с их бытием и деятельность. Наоборот, в первую очередь до сознания нужно доводить близкое, современное, ежедневное и ежечасное на них влияющее… »;

- «Независимо от сословия и проживания человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить их неизменных, вечных и всеобщих задатков человеческой природы. Самое существенно в методе то, что он пробуждает в ребенке задатки, какие только у него имеются…»;

- «Во всех случаях, когда принципы школьного дела и его организация не исходят просто, прямо и непосредственно из существа человеческой природы, а насильственно, искусственно выводятся из случайных состояний и положений людей, результаты всегда иные, чем они должны быть… »;

- «Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является их священной задачей. Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы с человеческой природой…»;

- «В школе ребенок ни на грош не получает ни умственного образования, ни нравственного воспитания, ни подготовки к трудовой деятельности. Однако в ней его постоянно удерживают от всего и соблазняют всем тем, от чего обычно воздерживаются и чем обычно соблазняются люди, когда их без толку и порядку сгоняют вместе в толпу и в таком положении предоставляют бездумью, скуке, дурному настроению и страху…»;

- «Человек действительно получает образование и воспитание лишь тогда, когда влияние образования и воспитания находятся в соответствии с вечными законами человеческого развития… ».[3]

Дополнение от Адольфа Дистервега (1790-1866) «Развитию и образованию человека может быть нанесен непоправимый вред, если мы его слишком рано введем в область абстрактного мышления, отстраним от чувственного восприятия действительности»[5]

1.4

К.Д. Ушинский (1824-1870), несомненно, первый педагог- ученый в России. До него российская школа только использовала труды и идеи западных педагогов. Ушинский первый заговорил о русской национальной школе. Труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» раскрывает представление о человеке как высшем проявлении созидательных сил природы: «Хотят чего-то особенного от русской школы, не понимая того, что законы души и ее развития везде одинаковы…»

В своих работах Ушинский говорит о необходимости осознания основной идеи образования, останавливаясь на причинах, которые мешают этому осознанию. Одна из них - недостаток философского образования. Ясно, что основная идея народного образования есть, прежде всего, идея глубоко философская и идея психологическая. Чтобы высказать эту идею, нужно высказать, прежде всего, что такое человек, которого мы хотим воспитывать и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека.

Свой главный незавершенный труд «Человек как предмет воспитания» Ушинский назвал с идеальной научной точностью. Именно человек, а не «личность». Эта, на первый взгляд неприметная деталь имеет первостепенное значение. Возможно, когда-нибудь вместо БУП и «государственного стандарта» мы увидим живого ребенка, начнем его узнавать, считаться с тем, что он может, а чего не может, создадим условия для того, чтобы он выходил их школы, прежде всего, здоровым и умел ковать собственное счастье, а, стало быть и счастье общее, - или так и будем ковыряться с «личностью», про которую даже психологи не могут сказать, что это такое, - сегодня она имеет около 50 различных определений. [2]

1.5

Антон Семенович Макаренко (1888-1839). В школе, которой руководил Макаренко, дети вполне легально (разумеется, в границах своего коллектива) могли сосредоточиться только на тех предметах, которые были им интересны, то есть совпадали с их врожденными способностями. «Продукция» школы Макаренко – это здоровье, воспитанность, мастеровитость, и знания в своей узкой области. «В коммуне им. Дзержинского первичные коллективы образовывали по принципу объединения разных возрастов. Такая организация дает больший воспитательный эффект – она создает более тесное взаимодействие и является естественным условием постоянного накопления и передачи опыта старших поколений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучают уважать старших и их авторитет».

1.6.

Аргументы Ленина, который занимал позицию, в корне отличавшуюся от позиции Маркса: «Когда говорят, что опыт и разум свидетельствует о том, что люди неравны, то под равенством разумеет равенство способностей или одинаковость физических сил, душевных способностей людей. Само собой разумеется, что в этом смысле люди неравны». Если добавить практику, введение НЭПа, который, как и вся рыночная экономика, автоматически исключает «всеобщее равенство», то позиция Ленина предоставляется правильной, научной природосообразной. В это время главная статья государственного бюджета – расходы на народное образование и культуру. Демократическая перестройка школы стремительно набирает обороты. В 1928 году в советскую Россию приезжает патриарх американской педагогики, основоположник философии прагматизма Джон Дьюи (1859-1952) и проводит консультации для сотрудников Наркомппроса. Ленинский курс на мирное сосуществование меняет политика тотальной милитаризации Сталина.

1.7

Разгром педологии 4 июля 1936 года был произведен постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращения в системе Наркомпросов», который автоматически накладывал табу на выявление врожденных способностей, их изучение и утверждал уравниловку и принудиловку в качестве главного принципа советской школы. Единый учебный план и единые учебные программы (по-нынешнему – «государственный образовательный стандарт») означали не что иное, как гигантский конвейер педагогического геноцида. Пока всеобуч оставался начальным, «стандарт» не действовал, хотя второгодников и даже третьегодников было много – 10-15 процентов в каждом классе. Начиная с 1949 года, когда всеобуч становится семилетним, положение полностью меняется. Арифметика, грамматика, алгебра, физика, геометрия становятся для многих подростков неодолимой головоломкой. В педагогическом лексиконе появляется страшное слово «осев». Их количество растет и в середине 50-х годов оно достигает почти половины от поступавших в 5-й класс. К концу 80-х из-за крайне низкого качества труда страна обнищала до такой степени, что ЦК объявило гласность. В это же время, в 1989 году, на съезде работников образования председатель Государственного комитета по народному образованию Геннадий Ягодин высказал мысль, что «главная причина высокой заболеваемости детей в школах - перегрузка учебными занятиями. Это наша проблема и мы ее решим» Однако, уравниловку чиновник недопустимо спутал и перегрузкой. Вместо спасительного круга утопающим кидают всё ту же свинцовую гирю: «государственный образовательный стандарт», «обучение на высоком уровне сложности», «развивающее обучение», «единое образовательное пространство», «единый государственный экзамен». Набор одинаковых для всех учебных предметов, закрепленных «базисным учебным планом», - это полномасштабное преступление, которому мы обязаны не только низкой производительностью труда, но и катастрофическим снижением качества российского генофонда.

Ввести единые учебные планы и программы Сталина побудила не только «пролетарская справедливость», но и катастрофическое положение с кадрами, которые Октябрьская революция и Гражданская война истребили почти полностью. Это касается и дворян, на которых держалась великая русская культура, и «красных», среди которых были сотни тысяч квалифицированных рабочих и без которых немыслима экономика. О масштабах «плебеизации» можно судить по уровню образованности делегатов партийных съездов, на которые отбирались достойнейшие. К 1027 году примерно 2/3 делегатов имели низшее образование. Сталин разрешил эту ситуацию просто: усадить за парты, дать гимназические учебники, приказать педагогам учить всех хорошо и разъяснить, что дети «революции» не могут учиться плохо. Тогда и в гимне пелось «кто был ничем, тот станет всем».

Так в букваре Е. Фортунатовой и Л. Шлегер нашла отражение кадровая политика партии:


В городе
Был хозяин на заводе

Нас он в голоде держал

У него отец Володи

За станком весь день стоял.

Уж давно с того завода

Богатей тот убежал

И теперь отец Володи

Управлять заводом стал
В деревне
Близ деревни жил-был барин

Дом-дворец, как роща сад

У него отец Евгеши

Холил малых жеребят.

Уж давно-давно тот барин

Из деревни убежал.

И теперь отец Евгеши
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconКонспект урока по английскому языку в 3 классе
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПлан –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconИтоги работы над методической темой школы «Личностно-ориентированное...
...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconКонспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)...
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые технологии: икт, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, элементы рефлексивного обучения, обучение...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconЛичностно ориентированное обучение младших школьников как условие сохранения индивидуальности

Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconТема: Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие в комплексном подходе
Основная цель работы мо : Формирование творческой, духовной и физической культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям,...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconЛичностно-ориентированное обучение
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconЛичностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе
В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПроектная деятельность
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентированное
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconГероев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое...
Воспитание гражданственности и патриотизма через личностно – ориентированное обучение
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности»
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока в 1-3 кл. Дымницкой школы, данного учителем Смирновой Е. К. на семинаре учителей начальных классов по теме "Личностно...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПубличный доклад директора мкоу васильевской основной общеобразовательной...
Проблема школы: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности»
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью воспитания в лицее является личностно-ориентированное обучение и воспитание, направленные на раскрытие, развитие и реализацию...
Реферат Тема «Личностно ориентированное обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей начальной школы в 2011-2012 учебном году работало над темой: Личностно-ориентированное обучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск