Скачать 0.98 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области Согласовано: Утверждаю: на заседании методсовета Директор МБОУ СОШ №15 протокол №_____ _______________________ от ___________ 2014г. Г.Н.Голынина зам. директора по УВР « ___» ________ 2014г. __________ С.К. Емелина Рабочая программа по географии 9 класс Составитель: Дусьянова Эльвира Хамидулловна учитель географии высшей квалификационной категории Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол от «____»____________2014 г. № ____ Руководитель__________________Т.Н. Шушарина г. Еманжелинск 2014 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и экономические районы» для параллели 9-ых классов составлена на основе следующих документов: Нормативные документы Федеральный уровень
Региональный уровень
4. Закон РФ «Об образовании» 29. 12.2012г 5. Учебный план МБОУ СОШ №15 на 2014-2015учебный год Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи. Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии. В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности. Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России. Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия. Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в. Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000). Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе. Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Основные задачи курса:
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Место предмета в базисном учебном плане Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, химия, ОБЖ ), проведение интегрированных уроков. Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России». Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России». Связь с экологией проявляется при изучении раздела « Человек и природа». В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV и V- «Хозяйство России», VI – « География крупных регионов России». Учебно-тематический план 9 класса:
В рабочую программу внесены следующие изменения:
* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Часть V ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (20 часов — продолжение) |
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по географии 6 класс Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | ||
Рабочая программа по географии. 11 класс Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 11 класс составлена на основании Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы... В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Учитель: Рудакова Ольга Станиславовна... Примерной программы основного общего образования по географии и Программы по географии (6-10кл) под редакцией И. В. Душиной. Программа... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс ... | Рабочая программа По географии 10-11 класс Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Рабочая программа По географии 9 класс Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Рабочая программа по географии 7 класс моу «Гимназии №12 с татарским языком обучения» Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа учебного курса география 6 класс Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной... | Рабочая программа по географии 6 класс Учителя географии первой категории Директор мбоу устанская сош уренского района муниципального Нижегородской области | ||
Рабочая программа по географии для базового уровня 10 класс 2014-2015 уч год Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ | Рабочая программа по географии 10-11 класс Подготовил: Тыдыков Г. Н Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География... | ||
Рабочая программа по географии 6 класс на 2010-2011УЧ. Год Рабочая программа курса «География. Планета Земля» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки... |