Программа Полевого учебного практикума
|
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «УСПЕХ» Образовательная модифицированная программа «Полевой учебный практикум» (Экологический Ликбез, Эколог – Исследователь)
Срок реализации 3 года Возрастная категория 10-16 лет
Автор: Соколова Галина Алексеевна Педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ «УСПЕХ»,
Рецензенты: А.П.Лактионов к.б.н.АГУ, Т.Н. Решетникова заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДОД ДДТ «УСПЕХ»
Пояснительная записка
Школьное и дополнительное образование в настоящее время должны работать во взаимосвязи . Одно из возможных направлений такого сотрудничества – в области расширения содержания образовательных программ и расширения «воспитательной среды» представлено в данной программе экологической направленности. Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы , полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности. Этим обусловлено образование такого учебного подразделения в системе дополнительного образования как Полевой учебный Центр «СТРИЖ», который строит свою работу, используя методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Программа разработана на основе программы организации полевых экологических практикумов «Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических практикумах» Боголюбов А. С. М:. «Экосистема», www.ecosystema.ru В основу данной программы экологического воспитания детей положены работы по проведению круглогодичных сезонных полевых практикумов для школьников 5-10 классы общеобразовательных школ. Программа разделена на подпрограммы «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет и подпрограмма «Эколог-исследователь» для учащихся 14-16 лет. Все образовательные виды деятельности предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В основе практических работ лежит выполнение по стандартным методикам сбора природного материала, а затем творческое его оформление в виде отчета, с применением компьютерной технологии. По окончании каждого курса проводится выезд и оформляется отчет, как мини - исследовательская работа. Новизна программы состоит в том, что впервые учебные лабораторные работы выполняются с использованием основных подходов к научно-исследовательской работе. Все работы ведутся в полевых условиях под руководством ученых вузов АГУ, АГТУ- специалистов в данной исследовательской области. Отличие работы Центра от кружковой работы в том , что занятия проводятся со всем классом в течении всего года и выезд со всеми учащимися класса, затем происходит отбор тех, кто хотел бы заниматься научной работой. Методической основой программы является использование подходов, форм и методов работы с детьми, традиционно применяемых в сфере дополнительного образования – «натуралистический» подход и методы «полевой « экологии Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время способствует: 1. Вовлечению школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую работу, что создает определенные условия для развития ребенка., обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде. 2. Воспитывает любовь к природе через занятия в полевых условиях, где они непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале. 3.Обеспечивает школьников интересной, полезной деятельностью, способствует укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья .. 4. Способствует расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, к самостоятельному творчеству, к повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка. 5. Вырабатывает навыки использования компьютерных технологий, Интернета 6. Создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. 7. Способствует укреплению связи с родителями, которые принимают участие в работе полевого практикума.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в аудитории и 1 раз в месяц экскурсия. Один раз в месяц выезд. Всего по курсу 108 часов в год по каждой подпрограмме. В подпрограмме увеличено число часов за счет самостоятельной работы учащихся на 1 час., сюда входят дистанционное консультирование с учеными различных вузов. Набор в группы свободный, но чаще всего занимаются учащиеся целым классом.
Программа состоит из 2-х подпрограмм, рассчитанных на две возрастные категории учащихся: 1) Подпрограмма «Экологический ликбез» 10-14 лет 2) Подпрограмма «Эколог-исследователь» 14-16 лет Для старших школьников (14-16 лет), прошедших обучение программе «Эколикбез», предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством вовлечения их в самостоятельную исследовательскую деятельность (программа «Эколог-исследователь»).
Цель программы: Воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.
Задачи программы:
Образовательные задачи: 1.Научить выбирать объекты изучения во время проведения полевого практикума: опытный участок, предмет исследования среди животных и растений. 2. Научить школьников адаптировать современные методы описания объектов природы и естественных экосистем применительно к полевой практике . 3. Обучить основам исследовательской деятельности : работе с большим информационным материалом, проведением отбора нужного материала для исследования, проведением эксперимента , забора проб, основой компьютерной обработки собранного материала, работе со статистическими данными, дать понятие о логическом построении исследовательской работы и подготовке к выступлению на конференциях о результатах своего исследования. 4. Научить грамотному ведению сбора ботанических и геоботанических коллекций и данных, проводить их простейшую обработку., как статистическую, так и с использованием компьютерной технологии.
Развивающие задачи: 1.Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности 2.Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам.
Воспитательные задачи: 1Воспитание отношения к природе как к общечеловеческой ценности . 2.Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности. 3. Воспитывать коммуникативную культуру, желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делиться результатами своей работы. 4. Сформировать широкий спектр туристических навыков, включающих в себя навыки самообслуживания и техники безопасности.
Формы занятий Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход , т.е. работа с природным материалом в полевых условиях. Формы обучения: полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа, лекции, полевой практикум, выезды, отчет- конференция, мозговой штурм, ролевые игры, морфологический анализ, научная беседа, диспут, дискуссия, проблемные, исследовательские и поисковые, наблюдения, экскурсии, экспедиции. Для младшей возрастной группы (10-14 лет) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы, при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер. Учащиеся, достигшие результатов в первой группе , могут переходить в группу «Эколог –исследователь», а могут остаться в группе «Эколикбез» и осваивать методы исследования природы более осознанно.
Предполагаемые результаты деятельности учащихся Учащиеся должны знать: - определения и содержание основных понятий: экология, аутэкология, демэкология, среда жизни, экологический фактор, биологические ритмы, экологическая ниша, консорция; - основные связи в популяциях живых организмов; - о характере взаимодействия человека и организмов, путях и способах уменьшения вредного влияния, - об основных закономерностях действий экологических факторов, - механизмах сезонного поведения организмов, - классификацию всех основных типов и видов взаимодействий организма и окружающей среды. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры различных взаимоотношений между организмами и внешней средой; - пользоваться методикой для определения и определять различные типы отношений, - описывать экологическую нишу отдельного организма, - оценивать возможные экологические последствия при исчезновении того или иного вида организмов, - проводить простейшие наблюдения и измерения с целью характеристики экологической ниши организма, - фиксировать результаты наблюдений в окружающей среде и оформлять эти результаты в виде графиков, диаграмм, таблиц. - прогнозировать особенности существования организмов при изменении среды. - статистически обрабатывать результаты исследований с использованием компьютерных технологий и Интернета. - узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности и выявлять их потребности в ресурсах. У учащихся развивается: - интерес к исследовательской деятельности: - повышается мотивация ребенка к знаниям; - развиваются качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам .- умение слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества. У учащихся воспитываются: - коммуникативные качества, - формируется понимание об основных ролях участников группы сотрудничества; - происходит освоение форм взаимодействия людей в работе; - способов сотрудничества и конкуренции; - воспитывается чуткое отношение к природе ее сохранению.
Контроль знаний учащихся. Оценка знаний проводится в двух формах: по рефератам и тестовой олимпиаде, т.е. на уровне узнавания объектов природы. В рамках программы «Эколог-исследователь» оценка ЗУН учащихся проводится по итогам докладов на конференции научно-исследовательских работ.
Диагностика по курсу «Эколикбез» Различные виды тестирования 1.Тест по проблемам мотивации личности ребенка к исследовательской деятельности Модификация теста – опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД)(Е.И.Рогов, 1996) дает возможность провести обследование в короткий срок и выяснить уровень мотивации к исследовательской работе каждого участника . 2. Участие в Интернет конкурсах, олимпиадах, проектах, викторинах позволит определить наиболее одаренных детей, способных мыслить неординарно, что очень важно при исследовательской деятельности.
Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Средства обучения. Для проведения полевых работ необходимо снаряжение: компас, лупа, кювета, сачки, лопата, микроскоп, рулетка, ведро, сито, бинокль, линейки, транспортир, карандаши, полевой дневник., карты района, лаборатория для обработки материала, конференц-зал, компьютер, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска. Методическое обеспечение: В рамках настоящей программы используются методические материалы выпущенные с 1996-2003гг Ассоциацией «Экосистема» А.С. Боголюбов www.ecosystema.ru 1.Методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей средней школы( 40 пособий) www.ecosystema.ru 2. Учебно-методические видеофильмы для учителей и учащихся «Комплексные исследования экосистем» (40 фильмов) www.ecosystema.ru 3.Методические руководства по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе( на полевых практикумах , в экологических лагерях и т.п.) www.ecosystema.ru 4. Иллюстрированные Атласы- определители объектов природы средней полосы России www.ecosystema.ru 5. Учебник для школьников .ГлобалЛаб. 2008 г. 6. Журнал записи наблюдений. ГлобалЛаб . 2008 г.
Подпрограмма «Ликвидация экологической безграмотности» для учащихся 10-14 лет (в дальнейшем «Эколикбез») Подпрограмма разбита на ряд блоков, которые несколько варьируют в разные годы. Это позволяет наиболее полно учесть индивидуальные интересы учащихся. В то же время, ряд блоков, повторяющихся из года в год, составляют основу программы. Количество часов на каждый блок тоже может быть изменен. Общий объем учебных часов по подпрограмме "Экологический ликбез" (10-14 лет) – 108 часов.. Из них 36часов теория и практика, 36 часов творческие консультации ученых вузов и встречи с ними на базе вуза, 36 часов выезды в полевые условия, участие в конференциях, а также участие в интернет конкурсах, викторинах, олимпиадах и проектах.
Цель: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности. Задачи: 1.Образовательные: -сформировать знания методов экологического мониторинга, биоиндикации, физико-химических методов. 2. Развивающие: - разрабатывать и проводить эксперимент; - развитие способности к самостоятельной поисково-исследовательская деятельность школьников;. - развивать навыки научного анализа явлений природы, осознание значимость своей практической помощи природе;. - развитие самостоятельных действий по созданию своей научно-исследовательской работы. 3.Воспитательные: - воспитание инициативы, ответственности; - расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми и природой; - воспитание экологически грамотного человека
Учебно-тематический план «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет
№ Тематика занятий Общее кол-во часов теория Практика экскурсия Раздел 1. 1 Введение 3 2 1 Раздел 2 . Организация научно- исследовательской работы 2 часа 2 Организация научно-исследовательской работы. Использование Интернет и компьютера в обработке данных исследования 2 1 1 Раздел 3 Ботаника 12 часов 3 Ботаника. Изучение растений 1 1 6 4 Морфология и определение растений 2 1 1 5 Описание растений 1 1 6 Описание растительности 2 1 1 Раздел 4. Ландшафтоведение 16 часов 7 Ландшафтоведение. Карта и план 1 1 8 Карта, космические снимки, фотографии 1 1 9 Географическая широта и долгота 2 1 1 10 Опытный участок и его картирование 2 1 1 *6 11 Картирование рельефа Земли 2 1 1 12 Топографическое картирование участка 2 1 1 Раздел 5 Почвы 4 часа 13 Почва. Отбор проб почв. Профиль 2 1 1 14 Обработка материала в лаборатории, компьютерная обработка данных, Интернет консультации 2 1 1 Раздел 6. Экологический мониторинг 6 часов 15 Экологический мониторинг 2 1 1 16 Постановка опыта (семена, веточки деревьев, листья) 2 1 1 17 Обработка опытных данных(компьютер, Интернет) 2 1 1 Раздел 7. Карта природных зон и климатические карты 18 часов 18 Карта природных зон и климатические карты 2 1 1 19 Сухопутная экосистема и природная зона 2 1 1 6 20 Жизнь в лесу и в степи., пустыне 2 1 1 6* Раздел 8 . Водная экология 16 часов 21 Водная экология 2 1 1 22 Изучение водных растений, животных 4 2 2 23 Изучение природных вод 4 2 2 6
| |