Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования





Скачать 261.09 Kb.
НазваниеПрограмма Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
страница1/3
Дата публикации27.05.2015
Размер261.09 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3

Программа Полевого учебного практикума

 


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «УСПЕХ»
Образовательная модифицированная программа
«Полевой учебный практикум»
(Экологический Ликбез, Эколог – Исследователь)

Срок реализации 3 года
Возрастная категория 10-16 лет

Автор: Соколова Галина Алексеевна
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ДДТ «УСПЕХ»,

Рецензенты:
А.П.Лактионов к.б.н.АГУ,
Т.Н. Решетникова заместитель директора
по научно-методической работе
МОУ ДОД ДДТ «УСПЕХ»

Пояснительная записка


Школьное и дополнительное образование в настоящее время должны работать во взаимосвязи . Одно из возможных направлений такого сотрудничества – в области расширения содержания образовательных программ и расширения «воспитательной среды» представлено в данной программе экологической направленности. Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы , полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности.
Этим обусловлено образование такого учебного подразделения в системе дополнительного образования как Полевой учебный Центр «СТРИЖ», который строит свою работу, используя методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Программа разработана на основе программы организации полевых экологических практикумов «Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических практикумах» Боголюбов А. С. М:. «Экосистема», www.ecosystema.ru
В основу данной программы экологического воспитания детей положены работы по проведению круглогодичных сезонных полевых практикумов для школьников 5-10 классы общеобразовательных школ. Программа разделена на подпрограммы «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет и подпрограмма «Эколог-исследователь» для учащихся 14-16 лет.
Все образовательные виды деятельности предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В основе практических работ лежит выполнение по стандартным методикам сбора природного материала, а затем творческое его оформление в виде отчета, с применением компьютерной технологии. По окончании каждого курса проводится выезд и оформляется отчет, как мини - исследовательская работа.
Новизна программы состоит в том, что впервые учебные лабораторные работы выполняются с использованием основных подходов к научно-исследовательской работе. Все работы ведутся в полевых условиях под руководством ученых вузов АГУ, АГТУ- специалистов в данной исследовательской области. Отличие работы Центра от кружковой работы в том , что занятия проводятся со всем классом в течении всего года и выезд со всеми учащимися класса, затем происходит отбор тех, кто хотел бы заниматься научной работой.
Методической основой программы является использование подходов, форм и методов работы с детьми, традиционно применяемых в сфере дополнительного образования – «натуралистический» подход и методы «полевой « экологии
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время способствует:
1. Вовлечению школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую работу, что создает определенные условия для развития ребенка., обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
2. Воспитывает любовь к природе через занятия в полевых условиях, где они непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале.
3.Обеспечивает школьников интересной, полезной деятельностью, способствует укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья ..
4. Способствует расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, к самостоятельному творчеству, к повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.
5. Вырабатывает навыки использования компьютерных технологий, Интернета
6. Создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
7. Способствует укреплению связи с родителями, которые принимают участие в работе полевого практикума.

Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в аудитории и 1 раз в месяц экскурсия. Один раз в месяц выезд. Всего по курсу 108 часов в год по каждой подпрограмме. В подпрограмме увеличено число часов за счет самостоятельной работы учащихся на 1 час., сюда входят дистанционное консультирование с учеными различных вузов. Набор в группы свободный, но чаще всего занимаются учащиеся целым классом.

Программа состоит из 2-х подпрограмм, рассчитанных на две возрастные категории учащихся:
1) Подпрограмма «Экологический ликбез» 10-14 лет
2) Подпрограмма «Эколог-исследователь» 14-16 лет
Для старших школьников (14-16 лет), прошедших обучение программе «Эколикбез», предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством вовлечения их в самостоятельную исследовательскую деятельность (программа «Эколог-исследователь»).

Цель программы:
Воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.

Задачи программы:

Образовательные задачи:
1.Научить выбирать объекты изучения во время проведения полевого практикума: опытный участок, предмет исследования среди животных и растений.
2. Научить школьников адаптировать современные методы описания объектов природы и естественных экосистем применительно к полевой практике .
3. Обучить основам исследовательской деятельности : работе с большим информационным материалом, проведением отбора нужного материала для исследования, проведением эксперимента , забора проб, основой компьютерной обработки собранного материала, работе со статистическими данными, дать понятие о логическом построении исследовательской работы и подготовке к выступлению на конференциях о результатах своего исследования.
4. Научить грамотному ведению сбора ботанических и геоботанических коллекций и данных, проводить их простейшую обработку., как статистическую, так и с использованием компьютерной технологии.

Развивающие задачи:
1.Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности
2.Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам.

Воспитательные задачи:
1Воспитание отношения к природе как к общечеловеческой ценности .
2.Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делиться результатами своей работы.
4. Сформировать широкий спектр туристических навыков, включающих в себя навыки самообслуживания и техники безопасности.

Формы занятий
Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход , т.е. работа с природным материалом в полевых условиях. Формы обучения: полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа, лекции, полевой практикум, выезды, отчет- конференция, мозговой штурм, ролевые игры, морфологический анализ, научная беседа, диспут, дискуссия, проблемные, исследовательские и поисковые, наблюдения, экскурсии, экспедиции.
Для младшей возрастной группы (10-14 лет) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы, при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер.
Учащиеся, достигшие результатов в первой группе , могут переходить в группу «Эколог –исследователь», а могут остаться в группе «Эколикбез» и осваивать методы исследования природы более осознанно.

Предполагаемые результаты деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
- определения и содержание основных понятий: экология, аутэкология, демэкология, среда жизни, экологический фактор, биологические ритмы, экологическая ниша, консорция;
- основные связи в популяциях живых организмов;
- о характере взаимодействия человека и организмов, путях и способах уменьшения вредного влияния,
- об основных закономерностях действий экологических факторов,
- механизмах сезонного поведения организмов,
- классификацию всех основных типов и видов взаимодействий организма и окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры различных взаимоотношений между организмами и внешней средой;
- пользоваться методикой для определения и определять различные типы отношений,
- описывать экологическую нишу отдельного организма,
- оценивать возможные экологические последствия при исчезновении того или иного вида организмов,
- проводить простейшие наблюдения и измерения с целью характеристики экологической ниши организма,
- фиксировать результаты наблюдений в окружающей среде и оформлять эти результаты в виде графиков, диаграмм, таблиц.
- прогнозировать особенности существования организмов при изменении среды.
- статистически обрабатывать результаты исследований с использованием компьютерных технологий и Интернета.
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности и выявлять их потребности в ресурсах.
У учащихся развивается:
- интерес к исследовательской деятельности:
- повышается мотивация ребенка к знаниям;
- развиваются качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам
.- умение слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.
У учащихся воспитываются:
- коммуникативные качества,
- формируется понимание об основных ролях участников группы сотрудничества;
- происходит освоение форм взаимодействия людей в работе;
- способов сотрудничества и конкуренции;
- воспитывается чуткое отношение к природе ее сохранению.

Контроль знаний учащихся.
Оценка знаний проводится в двух формах: по рефератам и тестовой олимпиаде, т.е. на уровне узнавания объектов природы.
В рамках программы «Эколог-исследователь» оценка ЗУН учащихся проводится по итогам докладов на конференции научно-исследовательских работ.

Диагностика по курсу «Эколикбез»
Различные виды тестирования
1.Тест по проблемам мотивации личности ребенка к исследовательской деятельности
Модификация теста – опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД)(Е.И.Рогов, 1996) дает возможность провести обследование в короткий срок и выяснить уровень мотивации к исследовательской работе каждого участника .
2. Участие в Интернет конкурсах, олимпиадах, проектах, викторинах позволит определить наиболее одаренных детей, способных мыслить неординарно, что очень важно при исследовательской деятельности.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Средства обучения.
Для проведения полевых работ необходимо снаряжение: компас, лупа, кювета, сачки, лопата, микроскоп, рулетка, ведро, сито, бинокль, линейки, транспортир, карандаши, полевой дневник., карты района, лаборатория для обработки материала, конференц-зал, компьютер, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска.
Методическое обеспечение:
В рамках настоящей программы используются методические материалы выпущенные с 1996-2003гг Ассоциацией «Экосистема» А.С. Боголюбов www.ecosystema.ru
1.Методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей средней школы( 40 пособий) www.ecosystema.ru
2. Учебно-методические видеофильмы для учителей и учащихся «Комплексные исследования экосистем» (40 фильмов) www.ecosystema.ru
3.Методические руководства по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе( на полевых практикумах , в экологических лагерях и т.п.) www.ecosystema.ru
4. Иллюстрированные Атласы- определители объектов природы средней полосы России www.ecosystema.ru
5. Учебник для школьников .ГлобалЛаб. 2008 г.
6. Журнал записи наблюдений. ГлобалЛаб . 2008 г.

Подпрограмма «Ликвидация экологической безграмотности» для учащихся 10-14 лет (в дальнейшем «Эколикбез»)
Подпрограмма разбита на ряд блоков, которые несколько варьируют в разные годы. Это позволяет наиболее полно учесть индивидуальные интересы учащихся. В то же время, ряд блоков, повторяющихся из года в год, составляют основу программы. Количество часов на каждый блок тоже может быть изменен.
Общий объем учебных часов по подпрограмме "Экологический ликбез" (10-14 лет) – 108 часов.. Из них 36часов теория и практика, 36 часов творческие консультации ученых вузов и встречи с ними на базе вуза, 36 часов выезды в полевые условия, участие в конференциях, а также участие в интернет конкурсах, викторинах, олимпиадах и проектах.

Цель: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Задачи:
1.Образовательные:
-сформировать знания методов экологического мониторинга, биоиндикации, физико-химических методов.
2. Развивающие:
- разрабатывать и проводить эксперимент;
- развитие способности к самостоятельной поисково-исследовательская деятельность школьников;.
- развивать навыки научного анализа явлений природы, осознание значимость своей практической помощи природе;.
- развитие самостоятельных действий по созданию своей научно-исследовательской работы.
3.Воспитательные:
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми и природой;
- воспитание экологически грамотного человека


Учебно-тематический план «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет

№ Тематика занятий Общее кол-во часов теория Практика
экскурсия
Раздел 1.
1 Введение 3 2 1
Раздел 2 . Организация научно- исследовательской работы 2 часа
2 Организация научно-исследовательской работы. Использование Интернет и компьютера в обработке данных исследования 2 1 1
Раздел 3 Ботаника 12 часов
3 Ботаника. Изучение растений 1 1 6
4 Морфология и определение растений 2 1 1
5 Описание растений 1 1
6 Описание растительности 2 1 1
Раздел 4. Ландшафтоведение 16 часов
7 Ландшафтоведение. Карта и план 1 1
8 Карта, космические снимки, фотографии 1 1
9 Географическая широта и долгота 2 1 1
10 Опытный участок и его картирование 2 1 1 *6
11 Картирование рельефа Земли 2 1 1
12 Топографическое картирование участка 2 1 1
Раздел 5 Почвы 4 часа
13 Почва. Отбор проб почв. Профиль 2 1 1
14 Обработка материала в лаборатории, компьютерная обработка данных, Интернет консультации 2 1 1
Раздел 6. Экологический мониторинг 6 часов
15 Экологический мониторинг 2 1 1
16 Постановка опыта (семена, веточки деревьев, листья) 2 1 1
17 Обработка опытных данных(компьютер, Интернет) 2 1 1
Раздел 7. Карта природных зон и климатические карты 18 часов
18 Карта природных зон и климатические карты 2 1 1
19 Сухопутная экосистема и природная зона 2 1 1 6
20 Жизнь в лесу и в степи., пустыне 2 1 1 6*
Раздел 8 . Водная экология 16 часов
21 Водная экология 2 1 1
22 Изучение водных растений, животных 4 2 2
23 Изучение природных вод 4 2 2 6
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета «Специальность»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета «Фортепиано»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета «Музыкальная информатика»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета «Музыкальная информатика»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconОтчет о результатах самообследования муниципальное автономное образовательное...
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: Муниципальное автономное образовательное...
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПояснительная записка роль учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета начальный курс истории искусств для 6-7 классов
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета начальный курс истории искусств для 4-5 классов
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconРабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
...
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconДепартамент образования Администрации города Ноябрьска Муниципальное...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПрограмма учебного предмета «История изобразительного искусства»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа Щёлковского муниципального...
Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск