Заключение





Скачать 136.96 Kb.
НазваниеЗаключение
Дата публикации10.06.2015
Размер136.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Тверская область – крупнейшая по площади (84,2 тыс.км) из областей Европейской части страны, входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации, расположена на западе средней части Восточно-Европейской равнины. Протяженность с запада на восток составляет более 450 км, а с севера на юг примерно 350 км.

Тверская область граничит с Московской, Псковской, Новгородской, Ярославской областями, Вологодско и Смоленской областями.

Административный центр - город Тверь. Другие крупные города – Ржев, Вышний Волочок.

Находясь в бассейне Верхней Волги и на водоразделе Балтийского и Каспийского морей, Тверская область является частью Русской равнины с характерным для нее чередованием низменностей и возвышенностей: на западе - Валдайская возвышенность, на востоке Молого-Шекснинская низменность, на крайнем западе - Плоскошская низина, в центре - Тверская моренная гряда. Верхняя точка - 346м около деревни Починок Фировского района, нижний уровень в 61 метр - берег реки Кунья на границе с Новгородской областью.

В Тверской области 405 муниципальных образований:

  • городских округов — 7, в т.ч. городов — 5, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) — 2,

  • муниципальных районов — 36,

  • городских поселений — 44,

  • сельских поселений — 318.

Численность постоянного населения на декабрь 2010 года, составила 1348,7 тыс. человек (1361,2 тыс. человек в 2009 году). Демографическая ситуация в 2010 году характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, число умерших превысило число родившихся в 1,8 раза.

Протяженность речной сети Тверской области около 17000 км. Основная река - р. Волга (685 км), кроме неё особенно значимы: р.Западная Двина (262 км), р.Тверца (188 км), р.Медведица (269 км), р.Молога (280 км) и р.Межа (259 км). По территории области проходит водораздел Каспийского и Балтийского морей.

Область богата озерами (1,4 % территории), в том числе оз.Селигер (259,7 км²), Верхневолжские озёра - оз.Великое, оз.Верестово, оз.Пирос и оз.Шлино. Максимальная озёрность на западе и северо-западе области. Самые глубокие озера области (эворционные) - оз.Бросно (41,5 м) и оз.Долосец (41 м). Основные водохранилища: Верхневолжское, Иваньковское, Угличское и Рыбинское расположены на Волге; Вазузское и Вышневолоцкое - на менее крупных реках.

Болота занимают около 7 % от общей площади области.

Почвы на территории региона преимущественно супесчаные (местами глинистые) дерново-подзолистые. Крупный массив Оршинского болота (Калининский район) богат торфяно-болотными почвами, встречающимися участками по всей области. Наиболее плодородные земли находятся на востоке области (Кашинский, Калязинский районы).

Регион находится в лесной зоне, в подзоне южной тайги, переходящей в широколиственно-тёмнохвойные леса на северо-западе и массивы сосновых лесов в северной и юго-западной частях. Леса занимают 4,5 млн. га (около 2,0 млн. га хвойных пород), или 53 % от общей площади области. Общие запасы древесины в регионе - 658млн. м³. Запасы спелого леса оцениваются в 147,8 млн. м³, включая ресурсы, предназначенные для эксплуатации, - около 100 млн. м³.

В области насчитывается около 600 предприятий, имеющих свыше 10 тысяч источников, выбрасывающие загрязняющие вещества более чем 300 наименований. Промышленные предприятия расположены по всей территории городов региона, образуя промышленные зоны вблизи жилых кварталов. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха городов области являются предприятия энергетики, железнодорожного машиностроения, промышленности пластмассовых изделий, стекловолокнистых соединений, стеклопластиков и строительной промышленности.

В целом по региону за отчетный период отмечается тенденция к снижению массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарный выброс загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников предприятий, сократился на 7,7 тыс. тонн по сравнению с предыдущим годом. Данное снижение вызвано, в основном, уменьшением темпов промышленного производства и, как следствие, сокращением количества источников выделения загрязняющих веществ. Однако, следует учитывать и неполноту данных Росстата, так как далеко не все предприятия отчитываются по форме статистического наблюдения «2тп-воздух».

Количество загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения, по области составляет 83,6 тыс. тонн, т.е. в пересчете на 1 жителя региона приходится порядка 60 кг вредных веществ.

Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха привносят оксид углерода (27%), оксиды азота (25%), углеводороды (24%), твердые вещества (11%). Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха (3-я степень загрязнения) отмечается в областном центре – городе Твери. По данным маршрутных наблюдений во втором по величине городе – Ржеве - уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивается как низкий, в остальных городах наблюдения за качеством атмосферного воздуха не производились.

Продолжается ежегодный рост парка автомобилей, находящихся в личном пользовании, что приводит к повышению интенсивности движения. Ежегодный рост выбросов вредных веществ от автотранспорта в целом по области составляет около 5%.

Радиационная обстановка территории Тверской области в отчетном периоде была благополучной, мощность экспозиционной дозы ни на одной из станций не превышала 16 мкР/ч (небольшое повышение β-излучений на станциях в городе Твери и в поселке Максатиха связано с повышением температуры и наблюдалось не более суток).

Суммарный водозабор из природных объектов возрос на 105,2 млн.м3 за счет увеличения забора воды и передачи ее без использования для подпитки рек, каналов, водохранилищ и т.п. (транзита воды). Общий объем использованной свежей воды сократился по сравнению с предыдущим годом на 285 млн. м3 и составил 1304 млн. м3.

На 268 млн. м3 по сравнению с показателей прошлого года уменьшился сброс загрязненных сточных вод и составил 1223 млн.м3. Нормативно-чистые воды составили 90 % всех сбрасываемых вод (поступают от предприятий энергетики - Калининской АЭС, Конаковской ГРЭС, Тверские ТЭЦ-1, ТЭЦ-3 ТЭЦ-4, ОАО «Каменская ПК»).

В целом, необходимо отметить произошедшее небольшое улучшение качества вод поверхностных водных объектов. Наиболее загрязненными реками являются река Тьмака (г. Тверь), река Остречина (г.Бежецк), река Кашинка (г.Кашин), река Волга в районе г.г.Тверь и Ржев. К наиболее загрязненным водохранилищам относится Угличское водохранилище (г.Калязин), притоки Иваньковского водохранилища. Класс качества воды в озере Селигер стал выше, что позволяет отнести его к слабо загрязненным водным объектам области. Основной причиной загрязнения водных объектов является техногенное и антропогенное воздействие, недостаточная надежность систем водоочистки. Из более чем 300 сооружений по очистке сточных вод полностью соответствуют требованиям порядка 12% . В основном, это очистные сооружения, принадлежащие крупным предприятиям промышленности, таким как: ОАО «Конаковская ГРЭС», Калининская АЭС, Каменская ПК и другие. В разряд предприятий, имеющих недостаточно эффективную очистку, по-прежнему входят предприятия водопроводного – канализационного хозяйства, крупнейшие из которых расположены в г.г. Твери, Конаково и Кимры.

Не менее острой для области остается проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой. В течение последних лет основными загрязнителями подземных вод являются такие обобщенные показатели, как общая минерализация, общая жесткость и окисляемость, а также повышенное содержание общего железа (преимущественно в двухвалентной форме) и фтора, повышенная альфа - активность. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием обустроенных должным образом зон санитарной охраны источников водоснабжения, отсутствием необходимого набора сооружений для очистки питьевой воды на открытых водозаборах и высокой изношенностью водопроводных сетей и сооружений.

Значительного изменения распределения земель Тверской области по угодьям и категориям, по сравнению с прошлым годом, не произошло.

Анализ санитарного состояния почвы показал, что по сравнению с прошедшим годом качество почвы значительно не изменилось, по-прежнему остаётся высоким уровень микробного загрязнения почвы, превышает среднероссийский показатель (9,2%). Наиболее высокий удельный вес неудовлетворительных проб почвы в селитебной зоне по микробиологическим показателям отмечается в Бельском районе, г. Кимры и Кимрском районе и Торопецком районе, по паразитологическим показателям - в Торопецком, Фировском, Кашинском и Калининском районах и г. Кашин.

В 2010 году заметных изменений в состоянии флоры области не произошло, хотя ухудшение качественного состояния водных объектов, земель и атмосферного воздуха может негативно сказываться на состоянии растительности природных и антропогенных ландшафтов.

Основной причиной гибели лесов в 2010 году являлись неблагоприятные природные условия, заболевания леса и лесные пожары. Для выявления возникающих патологий, своевременной сигнализации о появлении вредителей и болезней леса, фактов гибели насаждений по причинам природного и антропогенного происхождения лесхозами проводился общий и рекогносцировочный надзор за состоянием лесов, филиалом ФГУ «Рослесозащита» Тверским Центром защиты леса - детальный надзор и лесопатологические обследования и экспертизы.

Одним из существенных факторов является неблагоприятное антропогенное воздействие, в т.ч. пожары, незаконные рубки, неправильное проведение рубок ухода и т.д.

Как и для других субъектов Российской Федерации, для Тверской области в пожарном отношении 2010 г. был особым - устойчивая сухая погода, недостаточность осадков создали оптимальные условия для возникновения и распространения огня. В сравнении с относительно благополучным 2009 г. количество возгораний возросло более чем в 3 раза, а площадь, пройденная пожарами – в 5,5 раз. Средняя площадь одного пожара составила 7,1 га.

Площадь низовых пожаров возросла в 16 раз и составила 1730 га. В 2010 г., впервые за долгие годы, зарегистрированы верховые пожары (Фировское лесничество на площади 80 га). В течение длительного времени горели торфяники в Тверском лесничестве на площади более 200 га. Как и в прошлые годы, наиболее горимыми являются леса Тверского и Фировского лесничеств, что связано, в первую очередь, с высокой рекреационной нагрузкой на леса вокруг крупных городов, а также большой долей сосновых насаждений. Необходимо отметить резкий рост, в сравнении с прошлыми годами, площади пожаров в Осташковском лесничестве. Наименее горимыми в 2010 и в 2009 гг. были леса Краснохолмского, Торопецкого, Удомельского лесничеств.

От антропогенного воздействия в 2010 году погибло 28 га, из них 18 га в Краснохолмском лесничестве (подсочка прошлых лет), 7 га в Удомельском лесничестве.

Численность зверя в Тверской области по данным зимнего маршрутного учета 2010 года находится практически на уровне 2009 года, сократилась численность белки, зайца-беляка, несколько выросла численность лося и кабана.

Всего в Тверской области охотохозяйственную деятельность осуществляют 158 охотопользователей на территории 180 охотхозяйств.

Суммарный вылов рыбы (любительское и спортивное рыболовство) в 2010 году составил 166 тонн, что в 1,1 раза меньше вылова рыбы в 2009 году. В разрезе водоемов по объему вылова водных биологических ресурсов лидируют водохранилища - 63% (74 % в 2009 году), вылов в озерах составляет лишь 29 % от общего (21% в 2009 году), в реках – соответственно – 8% (5% в 2009 году). Основу любительского и спортивного рыболовства в 2010 году составляют окунь, плотва, лещ. На территории Тверской области в 2010 году за пользователями закреплено 67 рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства, 3 рыбопромысловых участка для промышленного рыболовства, 5 рыбопромысловых участков для товарного рыбоводства (садковое рыбоводство и пастбищное выращивание товарной рыбы).

Важную роль в поддержании экологического равновесия и сохранения биоразнообразия играют особо охраняемые природные территории. На территории Тверской области образовано 1022 ООПТ, из которых 1 государственный природный биосферный заповедник (ЦЛГПБЗ), 1 госкомплекс (ГК) со статусом национального парка («Завидово»), 612 государственных природных заказников, 400 памятников природы, 1 ботанический сад, площадь ООПТ около 1 млн. га, что составляет около 12 % от площади области. В 2010 году Законодательным собранием Тверской области был принят закон Тверской области от 08.12.2010 № 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области", необходимость принятия которого была обусловлена отсутствием в федеральном законодательстве процедуры образования ООПТ регионального и местного значения, возможности изменения их границ и категорий, а также упразднения в случае утраты природоохранной ценности или дублирования друг друга. В течение 2010 года в рамках долгосрочной целевой программой «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды в Тверской области на 2009-2011» проведены работы по созданию экологического каркаса, состоящего из 977 особо охраняемых природных территорий, играющего большую роль в поддержании экологического баланса. На территории ООПТ «Исток реки Волги» осуществляет деятельность Государственное учреждение «Государственный природный заказник «Исток реки Волги», основной задачей которого является сохранение природного наследия истока реки Волги. В ближайшее время планируется создание природного парка путем объединения нескольких ООПТ, расположенных в районах истоков реки Волга и реки Западная Двина. Также рассматривается вопрос о создании национального парка на озере Селигер; подготовлена проектно-сметная документация по обустройству 24 наиболее значимых ООПТ.

Хотя на территории области отсутствуют предприятия с крупнотоннажными отходами, регулирование обращения с отходами производства и потребления остается серьезной экологической проблемой. По данным государственного статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) за отчетный период на территории Тверской области образовалось свыше 700 тыс. тонн отходов производства и потребления. Основную массу представляют отходы IV и V класса опасности для окружающей природной среды. Среди способов утилизации лидируют «передача отходов сторонним предприятиям» - 44%, в т.ч. 34% отходов для использования или обезвреживания, на собственных объектах размещения захоронено около 15% образовавшихся отходов.

На территории Тверской области отсутствует система управления промотходами, переработкой отходов занимаются единичные предприятия (направления - переработка изношенных автошин, отходов полиэтилена, ПЭТФ-бутылки, макулатуры). Сбором отходов, отнесенных к категории вторичного сырья, охвачены лишь отдельные их виды (лом черных и цветных металлов, макулатура, отработанные люминесцентные лампы и другие ртутьсодержащие отходы, одноразовые шприцы, электронный лом, маслосодержащие отходы). Однако, по–прежнему, не решены вопросы со сбором и обезвреживанием медицинских и биологических отходов, переработкой строительного мусора, отходов деревообработки, что связано, отчасти, и с пробелами федерального законодательства.

Особого внимания заслуживает проблема твердых бытовых отходов, объем которых ежегодно возрастает. Объекты размещения бытового мусора (свалки ТБО) не отвечают санитарным и экологическим нормам, сортировка отходов и прочие мероприятия по обращению с отходами исполнительными органами муниципальных образований не выполняются. В рамках реализации ОЦП «Охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2008 годы» осуществлена разработка Концепции региональной системы управления твердыми бытовыми отходами на территории Тверской области. Работа по внедрению Концепции была продолжена и в 2010 году, в частности подготовлен проект Распоряжения Администрации Тверской области «Об одобрении Концепции региональной системы управления твердыми бытовыми отходами на территории Тверской области».

В решении проблем взаимодействия общества и природы, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов области огромную роль призвано сыграть экологическое образование и воспитание людей. В системе образования экологическое образование реализовывалось в различных формах. Проблемы формирования экологической культуры напрямую связаны с необходимостью вовлечения населения в активную природоохранную деятельность, со становлением активной гражданской позиции. При поддержке органов государственной власти развиваются институты гражданского общества - в областном центре и районах области функционируют общественные движения и организации, основной целью которых является сохранение и приумножение природного наследия Тверского края.

В результате совместной работы Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и общественности к участию в экологических акциях и мероприятиях с каждым разом привлекается все большее количество участников. Подобные мероприятия имеют особенное значение для экологического воспитания и формирования бережного отношения к природе у юношества и молодежи, позволяют привлечь внимание к наболевшим проблемам, вызванным слабой экологической культурой общества -несанкционированным навалам мусора, лесным палам, браконьерскому истреблению животных и рыб.

Для достижения эффективного взаимодействия с общественностью, установления «обратной связи» Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды создан сайт, для приема сообщений граждан организована «горячая линия».

Администрацией Тверской области принимаются меры по улучшению экологического состояния территории Тверской области путем принятия и реализации долгосрочной целевой программы «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды в Тверской области на 2009-2011». За 2010 год в соответствии с ДЦП «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды в Тверской области на 2009-2011» с целью планирования проведения природоохранных мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения, осуществлена работа по оценке влияния состояния окружающей среды на здоровье населения с ведением электронного атласа, организована работа по ведению Красной книги Тверской области; осуществлен сбор материалов для государственного доклада о состоянии окружающей среды на территории Тверской области.

По направлению «недропользование» было выполнены мероприятия по усовершенствованию компьютерной системы управления фондом недр Тверской области, произведена ревизия и переоценка запасов торфа, произведены маркшейдерские работы в местах разработки полезных ископаемых (песка, гравия и т.п.).

В областной бюджет Тверской области в 2010 году для проведения капитального ремонта ГТС из федерального бюджета поступило 11000,0 тыс. руб. субсидий, из областного бюджета на эти цели в 2010 году выделено 10081,0 тыс. руб., что позволило завершить начатый в 2007 году капитальный ремонт гидротехнических сооружений Нижне-Негочанского водохранилища в г. Кувшиново и выполнить капитальный ремонт ГТС на руч. без названия (левый приток руч. Каржач) у д. Новоямская Старицкого района Тверской области. Все неосвоенные в 2010 году средства предполагается направить на капитальный ремонт гидротехнических сооружений в 2011 году.

Несмотря на ряд проблем в Тверской области, происходит становление и развитие эффективной системы управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, основное место в которой занимают подразделения Администрации Тверской области - Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и Департамент лесного комплекса Тверской области.

Совершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая различные аспекты природопользования и охраны окружающей среды. Для достижения большей «прозрачности» работы государственных органов и учреждений устанавливаются стандарты оказания государственных услуг в сфере природопользования.

В рамках реализации областных целевых программ проводится мониторинг состояния окружающей среды, решаются наиболее актуальные экологические проблемы.

Таким образом, Тверская область характеризуется относительно благополучной стабильной экологической ситуацией и значительным объёмом возобновляемых природных ресурсов, что является результатом последовательной политики Администрации Тверской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заключение iconТема: Семейное право План
Заключение брака было назначено на 6 августа. Однако 24 июля Журавлев заболел и был направлен на лечение в больницу. Чтобы не откладывать...
Заключение iconФакультет истории ниу вшэ реферат Общие требования
Наконец, венчает работу Заключение, где обобщаются выводы по главам и дается ответ на вопрос, поставленный во Введении. Формулировка...
Заключение iconЗаключение

Заключение icon«История иконописи»
Заключение 12
Заключение iconВведение в психолингвистику
Заключение
Заключение iconЦифровые образовательные ресурсы
Заключение
Заключение iconАвтор: Зайцев Кирилл, 10 класс «Б»
Заключение
Заключение iconРеферат по физике на тему: «Реактивное движение»
Заключение стр. 8
Заключение iconРеферат Тема: «Спорт альтернатива пагубным привычкам»
Заключение
Заключение iconЗаключение 26
Признание и оценка малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с нсбу 5
Заключение iconЗаключение эксперта №
Охватывает четыре традиционных для учебного курса по криминалистике раздела
Заключение iconЗаключение по государственной аккредитации
Муниципального общеобразовательного учреждения Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа
Заключение iconНазвание раздела, темы
Заключение хозяйственного договора. Структура договорных связей в хозяйственных отношениях
Заключение iconЗаключение
Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета
Заключение iconМишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики
Заключение. Перспективы и проблемы применения графических методов в психодиагностике
Заключение icon«Река Оять: от истока до устья»
Заключение. Выводы. Возможность использования материала во внеурочной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск