«Река Оять: от истока до устья»





Скачать 147.74 Kb.
Название«Река Оять: от истока до устья»
Дата публикации21.02.2015
Размер147.74 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Туризм > Реферат


Муниципальная общеобразовательная школа – интернат

«Винницкая общеобразовательная школа – интернат

среднего (полного) общего образования»

с. Винницы

Подпорожского района

Ленинградской области

Реферат по краеведению

Тема: «Река Оять: от истока до устья»

Работу выполнила: Кукоева Ольга, 10класс

Учитель: Чистякова Надежда Фёдоровна

2011г.

Содержание:


  1. Вступление. Цели и задачи работы. Река Оять – река малой родины.

  2. Основная часть.

Населённые пункты по реке Оять.

  1. По Подпорожскому району

    • Ладва

    • Курба

    • Шондовичи

    • Озёра

    • Немжа

    • Винницы

    • Кузра

    • Ярославичи

  2. По Лодейнопольскому району

    • Алёховщина

    • Имоченицы

    • Доможирово

  1. Заключение. Выводы. Возможность использования материала во внеурочной деятельности.

  2. Литература.

  3. Приложения.


1. Вступление.

«Песней мечты чарующей

Речка Оять течёт.

Жизни момент волнующий

Берег её вернёт».

Н.В. Саргин.

В Ленинградской области сотни рек – и все они разные. У каждой реки своё лицо, свой характер, своя судьба.

Река Оять – левый приток Свири. Берёт начало на Мегорской гряде из Чайм-озера, находящегося на территории Пяжозерского сельского поселения Вологодской области, неподалёку в 4 километрах от границы её с Ленинградской областью. Оять впадает в реку Свирь в 15 километрах от её устья.

В бассейне реки Ояти: 18 озёр, 20 притоков1.

Туризм – одна из популярнейших форм активного отдыха людей. Ежегодно миллионы туристов, путешествуя по родной стране, знакомятся с её природными богатствами, историческими и культурными памятниками.

Среди различных видов самодеятельного туризма первое место занимает водный, имеющий ряд преимуществ. Отдых на воде, обильно озонированный воздух, неограниченная возможность купания, посильная физическая нагрузка, разнообразие впечатлений – всё это способствует укреплению организма. Данная работа является возможностью подготовки путешествия по реке Ояти для отважных людей.

Цель данной работы: воспитание любви к родному краю через виртуальную экскурсию – путешествие.

  • изучить возможности путешествия по реке Ояти

Задачи: рассмотреть

  • географические особенности реки

  • населённые пункты и их достопримечательности

  • жизнь народа, населяющего Приоятье

Много столетий назад на берегах Ояти поселились вепсы и живут до сих пор в Подпорожском и Лодейнопольском районах. Сёла, деревни, посёлки, где компактно проживают потомки летописного племени Весь, это: Ладва, Курба, Шондовичи, Озёра, Немжа, Винницы, Ярославичи, Кузра, Надпорожье, Алёховщина, Имоченицы, Яровщина, Доможирово…

Длина Ояти 266 километров. В верховьях река маловодна, а уровень воды в ней подвержен сильным колебаниям. Оять очень порожиста, естественно, на ней часто бывают заторы льда.

По одной из самых распространённых среди местных краеведов версий название самой протяжённой реки Присвирья произошло от вепсского слова «оя» - ручей. В её верховьях существует легенда: давным-давно на берегу небольшого озерка жил богатырь, сын хозяина озера. Сына звали Оя – Ручей. А недалеко, на берегу лесного озера, жила красивая девушка, которую звали Егги – Река. Однажды по весне, когда была большая вода и озёра соединялись между собой, они встретились и полюбили друг друга. Но отец красавицы был против, чтобы она встречалась с Оя. Тогда они договорились, что тайком уйдут от родителей, поженятся и будут жить в другом месте. Уходя, решили идти разными дорогами, но условились встретиться в определённом месте, а уж дальше двигаться вдвоём. И вот, пробивая себе путь по низовьям лесов, Оя быстрее дошёл до условного места встречи и, не дожидаясь Егги, поехал дальше. Егги же, дойдя до условного места встречи, стала ждать своего жениха. Каково же было её разочарование, когда она узнала, что Оя не стал ждать её прихода. С горечью в сердце, в слезах она воскликнула «Оя ять», что в переводе с вепсского означает «ручей оставил». Это место находится у деревни Немжа, где сливаются вместе Вад-ручей и река, получившая название Оять.

Но, по мнению учёных, в названии может скрыться и слово иного финно-угорского народа. К примеру, на Урале есть озеро, которое раньше называли Оятью. В переводе с марийского оно могло называться Луговым озером. В вепсском языке имеется слово «уйт», означающее большую лужу или пруд. Уровень воды в Ояти в начале второго тысячелетия был значительно выше, сама она протекает в древней широкой долине, так что во время разливов могла выглядеть во многих местах, как цепочка прудов.

36 километров от истока река петляет в невысоких берегах, где смешанный лес сменяет луга, а русло кое-где заросло водяной растительностью. Ниже в среднем течении она протекает в высоких, местами крутых берегах, покрытых в основном смешанными лесами. В районе селений лес вырублен. В нижнем течении берега понижаются, течение замедляется, лес отходит в сторону.

Река богата рыбой. В середине мая в неё входит сырть, известная также под названием рыбец, а несколько позднее – лещ и другие рыбы. Водятся раки.

На береговых обрывах залежи высокопластичных керамических, а также цветных глин ценного материала для изготовления натуральных красок(охры, сиены, мумии). В далёком прошлом в местных деревнях процветал гончарный промысел. Здешние умельцы изготовляли глиняную посуду, цветочные горшки, детские игрушки. Предметы художественно-прикладного искусства направлялись отсюда в Петербург и за границу.

Река широко использовалась для сплава леса. В низовьях судоходна.
2. Основная часть. Населённые пункты по реке Оять.

1) По Подпорожскому району

Ладва

Водный маршрут по реке Оять рассчитан на разборные туристические байдарки. В высокую воду путешествие можно начинать с деревни Ладва.

В названии этой деревни слышится хорошее славянское слово «лад», но произошло оно от вепсской основы «ладв» - вершина. Деревня расположена на больших холмах вепсовской возвышенности и полностью оправдывает своё поэтическое название. Ладва состоит из нескольких деревень: Фёдорова, Казыченская, Юшева Гора, Мининская, Васильевская, Кузнецы. В центре – Ладвозеро. В Кузнецах есть большой целебный камень, помогающий при ревматизме.

В деревнях Ладвы по сей день сохранились старинные дома. Украшены они деталями с простыми узорами. Интересен и местный колорит интерьера: бревенчатые стены с закруглёнными углами, врубленные в стену лавки, полки, вешалки.

Этнограф и предприниматель А.Е. Финченко переоборудовал несколько старинных домов в гостевые дома. Создал уникальный музей, в котором собраны сотни предметов вепсского быта. Они разместились не только в самом доме, но и вокруг него, давая полное представление о вепсской крестьянской жизни прошлых веков. Удивительно и то, что помещение, благодаря специальным приспособлениям, наполнено жилым духом, словно хозяева и сейчас топят здесь печь и пекут пироги.

Организовал охотничий промысел для состоятельных гостей, как это было в здешних местах в 19 веке.

Рядом с деревнями Макарьевская и Мининская находился погост. На нём стояла Георгиевская церковь, которую в 30 годы приспособили под клуб. В 21 веке древняя традиция храмостроительства возобновилась. Мастером В. Радаевым в 2006 году поставлена в Ладве Владимирская часовня. В Макарьевской у часовни собиралась молодёжь. В Васильевской часовню украшала необычная главка, вырубленная мастером вместе с крестом из цельного куска дерева.

Основная прелесть Ладвы в её ландшафте. На небольшом пятачке множество озёр, рек и речушек соседствуют с высокими кряжами. Ощущение, что ты оставлен один на один с девственной природой, не оставляет в этих местах.

Курба

Посёлок Курба – название произошло от вепсского слова «корб» - глухой лес. Неподалёку было исчезнувшее в середине прошлого века поселение Корба. А посёлок Курба был построен на месте леса в 60-е годы, на берегу текущей по чаще реки Курбы, впадающей в Оять.

Там находится первый в округе вепсский музей с уникальными экспонатами, собранными в окрестных деревнях.

Шондовичи

Шондовичи – в данном названии угадывается изменённое в первом звуке вепсское слово «конд», означающее двор.

В Шондовичах старожилы сколотили небольшую часовенку на месте несохранившейся старой, повесили на грубо сколоченной башенке старинный колокол, а внутри часовенки сделали подобие иконостаса, перед которым и читаются молитвы. По краям иконостаса развешены вышитые вручную полотенца и скатерти от дарительниц с заветами, к стене прикреплено даже платье с юбкой женщины, которая просила у бога исцеления от недуга и излечилась, поэтому каждый год приезжает на это место с заветом.

На другом конце деревни сохранилась старая часовня. И здесь самодельный иконостас и полотенца-заветы. И здесь старожилы сами служат церковную службу, как делали это предки.

Озёра

Деревня Озёра – упоминается впервые в писцовой книге 1496 года. Даже местное живописное озеро называется Озерским. Оно соединяется с Оятью небольшим Урручьем.

Поблизости стоит дом пряничника Аксёнова, построенный в середине 19 столетия. До наших дней частично сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1689 году, в 30-е годы прошлого века переделанная под клуб.

На Крысановой Горе возле сельского кладбища установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

На противоположном берегу Озерского озера в деревне Тищин Конец устроена самодельная часовня. Ходят легенды, что в этих местах бывал вепсский Робин Гуд - Рямза и раздавал бедным имущество помещиков.

Немжа

Выше по течению от Винниц Оять закручивает очередную петлю, образуя мыс. Вот на этом мысу и стоял ряд деревень, объединённых общим названием Немжа. Можно было бы предположить, что деревня эта пошла от немых людей. А произошло название вероятнее всего от двух вепсских слов «немь жанд» - родимый мыс. Оять делает здесь крутой поворот, образуя мыс, так что всё сходится.

На правом берегу смотрел на Оять один ряд домов, на левом два, три ряда. Способ сообщения был привычным, на лодках. Сейчас стоит железобетонный мост. Жители Немжи любили разнообразие и жильё себе ставили разноплановое: «брусом», «Т-образное». Вносили разнообразие и в оформление: ну где вы встретите дом, у которого окна, обрамлённые резными наличниками, расположены на разном уровне? А в Немже – пожалуйста! Ставили дома на высоких подклетах, украшали балкончиками.

В центральной части деревни сохранилась церковь Георгия Победоносца, построенная в 1897 г., перестроенная в клуб. За ним построен оригинальный пешеходный мост через Оять. В местной библиотеке организована небольшая экспозиция вепсской бытовой утвари.

За старым деревенским кладбищем имеется тропа, где лежит большой крестовый камень – заветное место поклонения.

Перед деревней имеются два озера – Белое и Чёрное, расположенные друг от друга в нескольких сотнях метров. В одном вода очень прозрачная, в другом тёмная из-за торфяных примесей.

Винницы

Перед селом Винницы Оять принимает справа два крупных притока – Сондалу и Тукшу, после чего становится полноводнее и шире. В названии Винницы угадываются русские слова «винный» и «веники». Можно предположить, что в древних Винницах был центр по изготовлению вепсского вина – олудя или веников, но вряд ли в их честь назвали крупное поселение, платившее дань Великому Новгороду. В новгородских документах тринадцатого столетия это поселение названо Вьюницами. Если учитывать, что расположено оно на извилистых берегах Ояти, то могло так называться. Но в винницах археологи обнаружили целую группу древневепсских курганов, так что первое имя ему могли дать, скорее всего, вепсы. Внимание привлекло вепсское слово «вингта» - визжать, пищать, которое в древности могло иметь значение «плакать, хныкать». Если предположение, верно, то Винницы должно расшифровываться как место жительства человека по прозвищу Плакса.

По одному из вариантов название произошло от вепсского слова «венаник», означающее – русский. Вероятно, местные жители так назвали поселение на берегу древнего водного пути, который захватили славяне.

В народе село называют столицей Вепсарии. Его изюминка – вепсский центр фольклора. Желание сохранить для потомков историю своего народа было так велико, что в 1985 году, по инициативе Винницкого Дома культуры, был открыт Вепсский центр фольклора. В фондах музея насчитывается более 1000 экспонатов: подлинные предметы быта, одежда, фотографии и исторические документы, собранные на территории Винницкой волости. На базе вепсского центра работает кукольный театр, можно насладиться работами студии декоративно-прикладного творчества «Кядеказ». В музее регулярно проводятся экскурсии, мастер-класс по обучению ткачеству, изготовлению изделий из бересты, вепсскому танцу. Предоставляется возможность услышать записи вепсских песен, посмотреть фильмы и попробовать блюда вепсской кухни. Зажигательны и незабываемы выступления вепсских фольклорных ансамблей «Армас» и «Чомашти», в репертуар которых входят старинные обряды, песни, танцы, игры вепсского народа.

На красивом берегу Ояти зарождается туриндустрия. Имеются гостевые дома. Старый дом, где воссоздана обстановка прошлого века: печка, железные кровати, половики. А в подсобных помещениях можно осмотреть и потрогать старые вещи, ставшие музейными экспонатами. Поблизости построена мастерская по плетению из бересты.

Ещё один красивый и просторный дом построен по норвежской технологии, в нём есть душевая кабинка, стиральная машина и сантехника в привычном для европейца виде.

Центр Винниц украшают старинные дома знатных лесопромышленников и купцов. Так администрация занимает сейчас трёхэтажный дом знаменитого некогда на всю округу купца Корнышёва. Дом Шлыкова, в нём жила семья лесопромышленника.

Нельзя не рассказать о православных храмах в селе Винницы. В разное время (16 – 20в) было 4 церкви. Сейчас действует церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. История такова – деревянная церковь святого Николая Чудотворца в Паданском монастыре была освящена в 1676г. Около 1790г церковь перенесли из Паданской пустыни в Винницы, где она была переосвящена в 1882г в честь иконы Божией Матери с приделом во имя святителя Николая. В 1935г храм был закрыт, в 1991г церковь возвращена верующим и ныне действует.

Кузра

Деревня Кузра – это вепсское название состоит из двух основ «куз ранд», что переводится как еловый берег. Елей там хватает до сих пор. До недавнего времени жители посёлка работали на лесозаготовках.

Ярославичи

Даже на сегодняшний день количество деревень, входящих в Ярославичи, самое обширное. Каждая деревня чем-то отмечена. В деревне Савичево жил боярин Бойцов, к которому по рассказам местных краеведов, неоднократно приезжал поохотиться на медведей писатель Владимир Короленко. Самая старая часть Ярославичей называется Берег. Здесь в 1970 годы сделан висячий мост через Оять, в 2005 году построена часовня Николая Чудотворца. В Лаврово – часовня святых Флора и Лавра. Любимое место молодёжи для гулянья и бесед находилось в Афонино. Если в Лашково дома стоят чинно улицей, то в Феньково они беспорядочно разбрелись.

В нескольких километрах от Ярославич находятся так называемые висячие озёра природного парка «Вепсский лес». Они выше Ояти на сто метров.

Совсем близко от Ярославич, на другом берегу Ояти, возле деревни Чурручей находится заветный камень, напоминающий своим видом молящегося монаха. Возле него в старину просили исполнения самых заветных желаний, а потом за это служили в Соловецком монастыре.

  1. По Лодейнопольскому району

Алёховщина

Алёховщина – стоит на шоссе Тихвин –Лодейное Поле. Там сохранился интересный памятник древнерусской архитектуры – церковь Михаила Архангела (1730г).

Речка дала название Введено-Оятскому женскому монастырю. Описание святого источника на Ояти. Оятский - один из самых сильных исцеляющих святых источников. Святой источник имеет духовную силу: бесы боятся этой воды. Также оятский святой источник помогает от женских болезней. Вода в святом источнике на Ояти минеральная, йодисто-радоновая, и относительно теплая круглый год ( + 12 С). Оятский источник возобновил свою работу в 1992 году по молитве монахинь и матушки Феклы, прибывших восстанавливать монастырь.

Раньше монастырь назывался Введенский Островской - за счет разливов Ояти вешней порой, он оказывался на острове. Время основания Введенского Островского мужского монастыря с точностью неизвестно. Как видно из жития преподобного Александра Свирского, монастырь на левом берегу реки Оять существовал уже в XV в. Известно, что родители преподобного Александра Свирского схимонах Сергий и схимонахиня Варвара были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же потом и были погребены - стоит посетить часовню, где храняться их мощи. Сам Св. Александр Свирский родился неподалеку от монастыря в деревне на другом берегу Ояти - Мандере. Св. Александр Свирский своей духовной силой помогал царю Петру отвоевывать землю Ингерманландии от шведов. Первая возведенная в Санктпитербурхе часовня была освящена во имя Св. Александра Свирского.2

В 1993 году Оятский монастырь стал возрождаться как женский (на протяжении пяти столетий он был мужским). Упор, как и почти во всех наших женских обителях, был сделан на сельхозработы. Монастырь получил много земли, была открыта ферма. И сейчас матушки очень много трудятся на земле. Ждут паломников-трудников, особенно в летнюю пору, радуются всем, кто готов во славу Божию потрудиться на сенокосе, покопаться в огороде, а если есть навыки, то и на стройке, и в мастерских.

Имоченицы

После Алёховщины Оять быстро течёт среди песчаных берегов, с частыми отмелями на поворотах.

В деревне Бор на правом берегу Ояти находилась усадьба Имоченцы, принадлежавшая семье замечательного русского художника В.Д.Поленова. Земли, на которых находилась усадьба, были приобретены в конце XVIII в. прадедом русского художника В.Д. Поленова. В 1855 г. был выстроен трехэтажный деревянный дом, при нем был парк с прудом и ветряной мельницей. Художник посещал имение до 1881 г.; он написал здесь 37 картин, ряд из них посвящен усадьбе Имоченицы и окрестностям: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Река Оять», «Горелый лес», «Северная изба», «Бабушкин сад», «Ванька с Акуловой горы», «Золотая осень», «Заросший пруд» и др. В гостях у Поленова бывали И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих. На месте усадьбы Поленовых сохранились лишь кедры и лиственницы, посаженные художником. В настоящее время установлен памятный камень, восстанавливаются пруд и мельница. На месте сгоревшего усадебного дома, где жил и работал с 1855 по 1881 года художник В.Д. Поленов, стоит церковь Василия Великого, построенная между 2001 и 2004 годами. Василий Дмитриевич впервые приехал сюда одиннадцатилетним мальчиком в 1855 г.. Начиная с этого года, семья Поленовых проводит летние месяцы в своем имении. Василий Дмитриевич писал своему другу: «Теперь я в деревне, дышу полной грудью... Какой у нас сосновый воздух! Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует». Возможно, именно в это время Поленов сажает кедровую рощу, часть которой сохранилась до сих пор. До наших дней усадьба не сохранилась.

Доможирово

Доможирово – село в Лодейнопольском районе. От новгородского личного имени Доможир. На окраине села насыпан большой «Курган бессмертия» в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. У его подножия памятная доска.


3. Заключение

Природа нашего родного края просто сказочная. Тот, кто однажды побывал в наших краях, тот обязательно приезжает снова.

Такой у нас край, пропитанный ароматом луговых цветов и хвои, наполненный шумом зеленых лесов и плеском речных волн. Он красив во все времена года. Выполняя творческую работу, я изучила материал по географии, истории, этнографии. Проведение таких экскурсий дает возможность познакомить молодое поколение с историей родного края, побывать в прекрасных уголках нашего края, осмыслить его настоящее, поразмышлять о перспективах развития будущего.
Работая над темой, я использовала следующие методы: анализ полученной информации; выполнение полученного результата в печатном и электронном вариантах; составление презентации – экскурсии.

При оформлении материала использовались такие источники: Интернет – ресурсы, литература по истории родного края, фотоматериалы.

На берегах Ояти чистый воздух, зелёные холмы летом, искрящийся снег зимой, старинная деревянная архитектура и богатые лесные дары.

Гостевые домики ждут вас в настоящих вепсских деревнях – Ладве, Озёрах, Ярославичах, в селе Винницы. У каждого населённого пункта своя история, своя красота. Традиционные баня, рыбалка, ягоды, грибы, сенокос, местные праздники и традиции – это будет одинаково интересно и взрослым и детям, которые с удовольствием начинают познавать мир.

Очень интересны и загадочны заветные места вепсов.

А музеи и мастер-классы помогут лучше понять древнюю культуру народа.

Ибо «дух вепсов» - это то, что проявляется во всём: непосредственности и искренности местных жителей, в их языке, яркой культуре и необычных праздниках. Жить по вепсски – это жить в гармонии с природой, с искринкой во взгляде и постоянным ощущением вкуса жизни.

Приезжайте в гости, вы проведёте много счастливых минут!

Список литературы:

  1. Васильев П. Земля подпорожская. 2008год.

  2. Даринский А.В. Ленинградская область. Лениздат 1975г.

  3. Ильина Л. Бесценное богатство. Лениздат 1978г.

  4. Кисловской С.В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области. Лениздат 1974г.

  5. Плечко Л.А. Водные маршруты Ленинградской области. Лениздат 1978г.

  6. Трифоев В.П. Оятские напевы. Санкт-Петербург 2008г.

  7. «Свирские огни»- 2004- №32-Винницы.

  8. «Свирские огни»-2004-№29-Винницы.

  9. «Свирские огни»-2007-Там, где не властно время.

  10. «Свирские огни»-2010-Мастерская гостеприимства.

  11. «Свирские огни»-2011-№15-16-Тайны названий Присвирья.

  12. Саргин Н.В. Два взгляда на один мир. Санкт-Петербург 2000г.

  13. Семёнова Н.Н. Природный парк «Вепсский лес». Санкт-Петербург 2005г.

  14. Васильев П.А. Путешествие по Подпорожскому району. МУП ИПК «Свирские огни»

  15. http://slovari.yandex.ru/

  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/


Приложение № 13




1 http://ru.wikipedia.org/wiki/

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/


3 http://ru.wikipedia.org/wiki/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Река Оять: от истока до устья» iconИз материалов диссертации
Исеть (бассейн Тобола). По физико-географическому положению весь бассейн можно разделить на 3 части: верхняя – от истока до Аргазинского...
«Река Оять: от истока до устья» iconКнига 1 проект нормативы допустимого воздействия по бассейну р. Нева в 3-х книгах
Сводный том нормативов допустимого воздействия по частному бассейну р. Нева(от истока до устья)
«Река Оять: от истока до устья» icon«Кубань наш край родной»
Таврической области остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту,...
«Река Оять: от истока до устья» iconВ. М. Яшин гну вниигиМ им. А. Н. Костякова, г. Москва, Россия Региональные...
Региональные исследования распределения загрязненности речных вод в бассейне р. Клязьмы проводятся на участке от истока из Пироговского...
«Река Оять: от истока до устья» iconКакие тайны хранит река Миасс?
«Река Миасс» — так называется новый краеведческий проект. Его автор, известный исследователь родного края, автор нескольких книг...
«Река Оять: от истока до устья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью эффективности работы музея «Река времени», в наличие подпрограмма деятельности историко-краеведческого музея «Река времени»...
«Река Оять: от истока до устья» iconРеферат по теме «Волга  царица всех русских рек»
Тема этого реферата посвещается одной из самых красивых русских рек, и к тому же одоной из самых больших в Европе и мире, а именно...
«Река Оять: от истока до устья» iconНина Павловна «течёт река»
Книга издана усилиями учеников: И. А. Шишковой, О. Г. Сидоровой, С. П. Толкачева, С. Н. Есина. Предисловие С. Н. Есин. 2005
«Река Оять: от истока до устья» iconКонкурс исследовательских работ «Без истока- нет реки»
Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948, от 28 ноября 1948 года; Приказа Министерства государственной безопасности...
«Река Оять: от истока до устья» iconЭкономическое обоснование схем освоения перевозок грузов в смешанном река-море плавании
Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20
«Река Оять: от истока до устья» iconТема «Река». 2 класс
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
«Река Оять: от истока до устья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Спешу домой. 2 Тишина. Вот и река. 3 По вечерам нам читали сказки. 4 Смеркается
«Река Оять: от истока до устья» iconУрок по ознакомлению с окружающим миром. Водоемы нашего края. 4-й класс Цель урока
Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей
«Река Оять: от истока до устья» iconУчебный курс «Ремонт скважин» Глушение скважины Расстановка техники...
Агрегаты устанавливаются с подветренной стороны. Расстояние между агрегатами должно быть не менее 1 м. Выхлопные трубы должны быть...
«Река Оять: от истока до устья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научиться объяснить понятия: река, долина, пойма, русло, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел
«Река Оять: от истока до устья» iconУрок по курсу «человек и мир» Тема: Разнообразие водоемов. Река и озеро
Цель урока: знакомство учащихся со строением реки, озера; с водоёмами своего города, их использованием, охраной водных ресурсов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск