Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики





Скачать 310.82 Kb.
НазваниеМишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики
страница1/2
Дата публикации03.01.2015
Размер310.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2


Мишучкова И.Н. Графические методы психодиагностики


Мишучкова И.Н.

Графические методы психодиагностики

Оглавление

Введение


  1. Графическая деятельность и ее историческое развитие.

  2. Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация.

  3. Комплексный рисуночный тест «Дом-дерево-человек».

  4. Тест «Свободный рисунок».

  5. Тест «Картина мира».

  6. Тест «Автопортрет».

  7. Тест «Несуществующее животное».

  8. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта.

  9. Тест «Рисунок семьи».

  10. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

  11. Психогеометрия.

Заключение. Перспективы и проблемы применения графических методов в психодиагностике

Введение

Актуальность. За сравнительно недолгую историю графических методов, применяемых с целью исследования психологических особенностей человека, разработано множество специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств. Однако при всем разнообразии методов их возможности еще недостаточно изучены. С одной стороны, в практической сфере необходимо использовать большее количество вариантов заданий и тем изображений, а с другой – уделять внимание проверке их на валидность, надежность получаемых данных и интерпретаций.

Цель работы. Цель данного реферата – рассмотрение совокупности графических методов, анализ их достоинств и недостатков.

Задачи работы. Для достижения цели необходимо описать становление графической деятельности в истории человечества и индивидуальном развитии ребенка, рассмотреть всю совокупность графических методов, проанализировать отдельные методики.

Методы исследования. Основной метод исследования – анализ литературы по данной тематике.


  1. Графическая деятельность и ее историческое развитие.

Рисунок – изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний). В изобразительной культуре человечества рисунок складывался, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, неся на себе печать поколений, но всегда сохраняя для нас индивидуальность автора. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и характеру исполнения.

В первобытном искусстве рисунок неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине). В эпоху палеолита – это в основном жизненно важные сюжеты изображения животных и сцен охоты, в эпоху неолита – это рисунки-схемы (часто переходящие в орнамент). В IV веке до н.э. в Китае, Японии и других странах Дальнего Востока появляются рисунки тушью на бумаге и шелке. Древнекитайские и древнеегипетские рисунки роднит повествовательность: картина – это цепь событий, рассказ, развернутый в ряде фигур. Уже на раннем этапе развития изображение выражает на плоскости разные точки зрения на предмет. В древней живописи соотношение изображаемых явлений было не только пространственным, но и смысловым (например, фигура военачальника рисовалась несколько большей по размеру, чем фигуры его воинов).

Средневековый рисунок представляет собой условно-плоскостное изображение мира. Композиция акцентировала не удаленность предмета, а его смысл и значение. В эпоху Возрождения изобразительное искусство становится ведущим. Положение фигур в картине раскрывало их жизненные взаимоотношения. Возрождение открыло законы перспективы, свободное владение пространством. В последующие периоды на традиционный, академический рисунок начинают влиять принципы свободного стиля, проникнутого дыханием жизни и выразительностью представителей романтизма, импрессионизма, модернизма. С начала XX века рисунок самостоятельно развивается под воздействием сменяющих друг друга направлений.

Рисунок выполняет две основные функции. Во-первых, он опосредует субъективные эмоциональные переживания, которые по тем или иным причинам не могут быть выражены спонтанно и адекватно. Эту функцию рисования отмечал еще З. Фрейд, рассматривая и как проявление защитной сублимации. Во-вторых, рисунок является средством передачи информации. Но порой нам, людям цивилизованным и далеким от примитивного мышления, бывает трудно точно установить, имеем ли мы дело с «чистым» рисунком, воплощением эмоции, или же с «письмом», сообщением. Иногда имеет место смешение.

Метод рисуночных тестов построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.

Анализ рисунка, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. К сожалению, расширяющееся применение графических методов и процедур пока не привело к созданию работ, обобщающих опыт их использования, к формированию общего подхода к психологическому анализу разных видов изображений, в настоящее время пока еще нет единства взглядов на интерпретацию результатов психографического исследования. Чаще всего каждый из специалистов, «набивая руку» на какой-то одной или группе методик, выделяет свои собственные параметры для построения интерпретации.


  1. Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация.

Трудно проанализировать филогенез графической деятельности человека: он фрагментарен из-за давности возникновения и утраты многих промежуточных образцов. Поэтому уместно обратиться к онтогенезу рисунка, – проследить стадии приобщения ребенка к изобразительной культуре. Понятно, что знание возрастных этапов и специфики детского рисунка само по себе важно для психодиагностики, ведь рисунок позволяет определить уровень психического развития в целом и его изобразительной деятельности в частности.

Графическая деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния ребенка, его способности отражать картину мира и свои переживания. Ж.Пиаже рассматривал детский рисунок как особый вид подражания, развивающийся по определенным законам и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов, складывающихся у ребенка. Д.Н. Узнадзе считал, что ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Значит, он рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что у него есть в представлении. И хотя у восприятия и представления одна природа – зрительный образ предмета, в действительности ребенок рисует нечто совсем другое, нежели взрослый (3.с.139).

Выделяют следующие стадии становления изобразительной деятельности ребенка (по: 3. С.45-50):

  1. Стадия марания. Это первые пробы рисования, «каракули» - ребенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии.

  2. Стадия примитивных изображений. У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы.

  3. Стадия схематических изображений. Человек и животные изображаются очень схематично. Ребенок рисует профили, но часть фигуры изображается боком, а остальное – лицом к наблюдателю.

  4. Стадия правдоподобных изображений. Ребенок постепенно отказывается от схемы и пытается воспроизвести действительный вид предметов.

  5. Стадия правильных изображений. Это рисунки различной степени совершенства.

Рассмотрим развитие детского рисунка более подробно. Некоторые авторы исходят из мнения, что он возникает на основе подражания и имеет спонтанное движение, однако признают, что уже первое маранье может иметь собственное содержание (3. С.361). Детское маранье окрашено эмоционально положительно: ребенок получает удовольствие как от движения, так и оттого, что перед ним возникает на бумаге. Примерно на третьем году жизни ребенок начинает применять контурные формы (круг, квадрат и т.д.). Как только он ими овладевает, начинается стадия схематических изображений. Первым рисунком бывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля и т.д. Люке использует термин интеллектуальный реализм – ребенок рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Бергер приводит четыре закона детского рисования: наглядность, видение в горизонтальном плане, прозрачность, полезность и превосходство (3. С.362). По мере совершенствования вербальных выражений прибавляются и детали в рисунке. Однако рисунок и речь, вплоть до школьного возраста, сохраняют схематический характер. Тезисы многих исследователей подтверждают заявление Левинштейна: рисунок для ребенка является не искусством, а своеобразной речью. Рисование дает возможность выразить вещи, ситуации и события посредством картинок, когда устная или письменная речь предоставляет ребенку гораздо более бедные коммуникативные средства (эта функция рисунка сохраняется до 10 лет).

Центральным мотивом детских рисунков является человеческая фигура. Впервые ребенок начинает рисовать ее приблизительно в возрасте трех с половиной лет. С годами изображение человека все более усложняется: после пятого года жизни ребенок оставляет линейное изображение и переходит к рисунку двух размерному, в шестилетнем возрасте появляются такие детали, как уши, волосы, на седьмом году уточняются пропорции, в восемь лет можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю, в девять лет появляются попытки изобразить в рисунке движение, а затем рисуется тень, придается форма (10-11 лет).

Подводя итог, можно выделить следующие принципы применения рисунка в психологической диагностике:

  1. Для детей школьного возраста и для части детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.

  2. В индивидуальной диагностике следует прежде всего исходить из рисунков, за возникновением которых имелась возможность наблюдать.

  3. Психолог должен быть в состоянии классифицировать рисунок и с точки зрения уровня развития, и с точки зрения необычных признаков.

  4. Рисунок может явиться индикатором не только творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).

  5. Рисунок является тем менее надежным указателем умственного развития, чем старше ребенок (3. С.376).




  1. Комплексный рисуночный тест «Дом-дерево-человек».

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. По мнению Дж.Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития, и т.д. (4. С.164).

Помимо использования теста «Дом-дерево-человек» в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами интеллекта составляет 0,4–0,75). Это согласуется с данными традиционной диагностики уровня интеллекта с помощью рисунка. Зарубежные исследователи считают необходимым дополнительное изучение валидности теста «Дом-дерево-человек» как инструмента измерения интеллектуального развития и личностных особенностей.

Р.Бернс при использовании теста «Дом-дерево-человек» просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите, что действительно происходит в вашей жизни.

Другим способам интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретируются различные элементы изображения дома, дерева и человека. Например, в рисунке дома изучаются стены, двери, фундамент, окна, крыша, трубы и т.д. Также значение имеют дополнительные предметы: деревья, кусты, дорожки к дому, солнце. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект при рисовании обычно использует от двух до пяти цветов. Человек, пользующийся 7-8 цветами, в лучшем случае является эмоционально лабильным, использующий всего один цвет – боится эмоционального возбуждения.

Важно размещение рисунка на листе бумаге. Если он расположен над центром листа, это может говорить о том, что испытуемый а) чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели; б) склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); в) склонен держаться в стороне. Если рисунок расположен точно в центре листа – незащищенность и ригидность. Если изображение размещено ниже середины – субъект а) чувствует себя небезопасно и неудобно и это создает у него депрессивное состояние; б) чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. Кроме того, левая половина листа относится к прошлому, правая – к будущему.

Рисунок дерева может применяться в практической психодиагностике как в составе теста «Дом-дерево-человек», так и отдельно. Одним из первых исследователей, применившим изображение дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «просто дерево», «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков: «замерзшее» дерево обычно рисовалось самым маленьким, «мертвое» дерево – в горизонтальном положении, «счастливое» рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке – «просто дерево», по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.

П. Бур применял другие инструкции: предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2. Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору, второй – позиция по отношению к самому себе, в изображении леса прослеживается связь с другими людьми, четвертый – личностная идентификация (4. С.87).

В 1949г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту «Дерево», является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста. Считается, что нарисовать дерево – это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: «моторные схемы», «имажинарные», «эстетические или интеллектуальные». Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы, лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.

Результаты, полученные по тесту «Дерево», показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.

Таким образом, за время использования графического теста «Дом-дерево-человек» накоплено много различных интерпретаций. Каждый автор привносит свои варианты, однако сведения о проверке интерпретаций весьма скудны. Ю.М. Забродиным сделана попытка установить связь между особенностями личности и характерными признаками его рисунка. Были выявлены корреляционные связи между элементами рисунка и баллами в 16-факторном личностном опроснике Р.Кеттелла, акцентуациями по К.Леонгарду. Например, застреваемой акцентуации соответствует наличие дороги в изображении дома, тонкого ствола у дерева, изображения фигуры мужчины, человека в полный рост. Со шкалой Е (доминантность) в опроснике Р.Кеттелла коррелирует наличие фундамента, двери, крыльца в рисунке дома, изображение человека в анфас (см. 4. с.220-239).



  1. Тест «Свободный рисунок».

Довольно многие люди любят рисовать. Иногда этим занимаются специально, а иногда, сидя на лекциях или заседаниях, машинально выполняют на листке бумаги те или иные изображения1. Специалисты-графологи заинтересовались этими «почеркушками» и попытались проанализировать, чем они различаются, как их можно толковать, - так появились тесты «непроизвольного рисунка». Первые опыты показали достаточно высокую эффективность этих тестов – они раскрывали некоторые особенности личности авторов рисунка. Профессиональные графологи Луис Вайсман и Патриция Сигель проанализировали почерки некоторых «экстраординарных личностей». Так, рисунки Рональда Рейгана свидетельствуют о такой черте бывшего Президента США, как жизнерадостность. В рисунках Джона Ф.Кеннеди видны уверенность в себе, интуиция.

В настоящее время тест непроизвольного рисунка (в США) интерпретируется очень опытными экспертами, которые считают, что такого рода упражнения в «почеркушках» имеют и терапевтический эффект. Грегг Фурт называет непроизвольные рисунки молитвой своему внутреннему «я», считая, что они «помогают освободить автора от стресса». Е.С. Романова полагает, что для целей психологической диагностики необходим не только анализ рисунков, графических набросков, непроизвольно нанесенных во время отвлечения внимания или при выполнении другой работы, важно, хотя бы в самой малой степени, «озадачить» человека, определить характер его деятельности.

При выполнении теста испытуемого просят выполнить рисунок на свободную тему. Графический материал как «свободного» (произвольного), так и непроизвольного рисунка («почеркушки», выполненные в процессе отвлечения от основной деятельности) достаточно информативно может интерпретироваться на основе психологических типов К. Юнга в соответствии с классификацией видов рисунка по схеме Г. Рида. Таким образом, можно описать восемь типов рисунка, соответствующих восьми типам человека (по: 7):

  1. Перечисляющий рисунок – экстравертированный мыслительный тип. Изображение предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т.е. простое перечисление. Рассудочные люди, действующие исходя из интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Объяснение сводится к некой общей интеллектуальной формуле.

  2. Эмфатический рисунок – экстравертированный ощущающий тип. Стремление к передаче атмосферы, к непосредственному выражению ощущений. У людей этого типа критерий ценности – та или иная сила ощущений, чрезвычайно развито объективное чувство факта. Человек осязаемой деятельности, без склонности к рефлексии и властолюбивых намерений.

  3. Декоративный рисунок – экстравертированный чувствующий рисунок. Для такого изображения характерно рисование орнамента, узора, цветов и т.д. Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «любит подходящего мужчину». То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить.

  4. Ритмический рисунок – экстравертированный интуитивный тип. Изображение движущихся объектов. Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесняются интуицией, с помощью которой человек стремится достичь наибольших возможностей. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее.

  5. Органический рисунок – интровертированный мыслительный тип. Изображение органических форм: растений, животных, человека. Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на «оригинальность».

  6. Гаптический рисунок - интровертированный ощущающий тип. Изображение как бы изнутри идущих ощущений – «болит ухо», «болит голова» и т.п. Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, т.е. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъективны. Отличается странностью, субъективностью поступков.

  7. Имажинарный рисунок – интровертированный чувствующий тип. Изображения персонажей, заимствованных из литературы, фантазии, отличающиеся оригинальностью самовыражения. Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Люди этого типа молчаливы, труднодоступны, которые подобно мимозе, «свертываются» от грубости. Основополагающие идеи – Бог, свобода, бессмертие.

  8. Структурный рисунок – интровертированный интуитивный тип. Изображение некоего целого, состоящего из частей, отображающее его общее устройство, обычно один изолированный предмет. Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с большим вниманием к изменяющемуся объекту. Обычно – тип мистика, мечтателя и провидца, фантазера и художника.




  1. Тест «Картина мира».

В современную психологию прочно вошло понятие «образ мира», однако этот графический тест было бы естественнее назвать «картиной мира», что по смыслу является идентичным понятием. «Образ мира», «картина мира» являются понятиями, с которыми связывают одну из главных «точек роста» общепсихологической теории деятельности. Столь высокая оценка категории, данная А.Н. Леонтьевым в 1979г., пока еще не получила должной разработки. По мнению Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной, причиной этого является, с одной стороны, недостаточное внимание к проблеме сознания в современной психологии, а с другой – слабость ее методической оснащенности. В связи с этим целесообразно включить в графические методы тест «Образ мира», или «Картина мира».

Испытуемому дается инструкция: «Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы его себе представляете». На основе анализа более 300 изображений Е.С. Романовой и ее коллегами выделено пять основных видов рисунков:

  1. «Планетарная» картина мира – изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира, в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

  2. «Пейзажная» – в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – желаемая картина своего окружения.

  3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная – «то, что приходит на ум».

  4. Опосредованная или метафорическая картина мира, передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.

  5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения, в виде некого абстрактного образа, знака, символа.

Исходя из перечисленных видов изображений «картины мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т.д. В основу первоначальной интерпретации теста «Картина мира» также можно взять описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, позволяющей классифицировать рисунки.


  1. Тест «Автопортрет».

Данный тест может быть полезен для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности. По мнению О. Кандаурова, автопортрет как форма самоописания начался с первых артификационных акций, прошел стадию собственно художественных произведений, и, наконец, вышел на уровень фиксированного самосознания человеческого индивида. История автопортрета, по-видимому восходит к пиктографическому письму. Когда необходимо было передать сообщение о себе, своих действиях, рисовали свой портрет, который узнавался другими при расшифровывании подобных сообщений. С художественной точки зрения основа работы над автопортретом – осмысление рисующим своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязанностей и склонностей, достоинств и недостатков.

По определению, автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать. Обобщая разнообразие форм автопортрета в живописи, можно выделить следующие (по:4):

  • изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;

  • изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

  • изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

  • автопортрет-метафора (например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате);

  • сюжетный автопортрет, выполненной в обычной, вполне реальной ситуации;

  • исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходившем в действительности;

  • изображение вымышленной, фантастической ситуации.

Разумеется, невозможно сравнивать изображения, которые мы получаем при тестировании, с графическими шедеврами художников-мастеров. Поэтому мы лишь условно называем наш тест «Автопортрет», заключая его в кавычки и рассматривая как одно из многих графических заданий. И тем не менее, даже при несовершенстве изображения, его особенности, как показали более 500 автопортретов, собранных в исследовании Е.С. Романовой, красноречиво говорят об индивидуальных особенностях их «создателей».

В психологии тест «Автопортрет» активно используется в США и других странах. В одном из его вариантов (Р. Бернс, Институт человеческого развития, г.Сиэтл) предлагается нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами на работе. Р.Бернс интерпретирует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете: голову, глаза, уши и нос, рот, руки, ноги. Е.С. Романова предлагает свою, интегративно-оценочную интерпретацию. Она ставит целью выявление индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом:

  1. Эстетическое изображение – выполняется лицами, имеющими художественные способности.

  2. Схематическое изображение – в виде лица, схемы тела. Чаще к такому типу изображения тяготеют люди интеллектуального склада.

  3. Реалистическое изображение – выполненное с более тщательными подробностями. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к аналитичному когнитивному стилю.

  4. Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета. Так рисуют люди художественного склада, обладающие развитой фантазией, творческими способностями.

  5. «Автопортрет в интерьере» - к такому изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленные на внешнее предметное окружение.

  6. Эмоциональное автопортрет – человек изображается в каком-либо эмоциональном состоянии. По-видимому, так рисуют лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние.

  7. Изображение позы или движения – такой тип рисунка свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

  8. Изображение автопортрета со спины – обычно говорит о противоречивом отношении к инструкции, экспериментатору.

Для вторичной обработки этого теста Е.С. Романовой и ее коллегами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения (см. 4).


  1. Тест «Несуществующее животное».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconЗакономерности процесса психодиагностики и консультирования лиц с овз
Подготовка рефератов История развития отечественной и зарубежной психодиагностики
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconИмяОбъекта. Cls
Графические методы, система координат, использование элементов управления Shape и Line, размещение точечных рисунков на форме и элементе...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теория. Графические операторы. Объяснение учителя. Если графические программы были в теме «Представление информации», напомнить
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconУрок Графические методы Гарнаев А. Visual Basic. Net. Разработка приложений. Глава 12
Единицей измерения в заданной по умолчанию системе координат является пиксель (минимальный элемент изображения)
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconКурса «Психодиагностика». Данный курс реализуется в рамках специальности...
Тат, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconПравила оформления статей
Текст статьи, а также графические материалы и фотографии, на которые есть ссылки в тексте, в электронном виде. В сборник желательно...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconОсновные вопросы, понятия и примеры заданий для подготовки к экзамену по химии
Принцип Паули. Порядок заполнения подуровней. Порядок заполнения орбиталей на подуровне. Правило Хунда, его иллюстрация на конкретных...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconГ. С. Прыгин основы психодиагностики
В37 Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта. Саратов: Саратовский государственный...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconРеферат Пояснительная записка : 57 стр, 10 рисунков, 9 таблиц, 1...
...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconРеферат Пояснительная записка : 57 стр, 10 рисунков, 9 таблиц, 1...
...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconЗачету по курсу "основы психодиагностики"
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconПрограмма вступительных экзаменационных испытаний в ординатуру по...
Методы исследования пищевода. Рентгенологические методы. Эзофагоманометрия. Фармакодиагностика. Методы выявления гастроэзофагеального...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эмпирический и теоретический методы познания. Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, логический...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconРеферат з курсу “Введение в численные методы” Тема: “прямые методы...
Наиболее распространенными методами применительно к большим системам являются итерационные методы, использующие разложение матрицы...
Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconМодуль Растровые графические изображения в Adobe Photoshop

Мишучкова И. Н. Графические методы психодиагностики iconСамостоятельная работа с учебником (§5). Задание: читая параграф...
Урок 1(5). Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск