МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ
(экологически-познавательная, оздоровительная программа)
Составила:
учитель начальных классов
Ахметова Гюзель Рафисовна
|
Введение
Программа «Лесная академия»
Призвана способствовать формированию устойчивого ответственного отношения учащихся начальных классов к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологически компетентного поведения. В основе формирования чувства бережного отношения к природе родного края, углубления и расширения эколого-краеведческих знаний, привития навыков исследовательской работы, приобщения детей к здоровому образу жизни лежит практико-ориентированный подход к организации занятий и их социально-педагогическая направленность. Предполагаемая программа реализует концепцию экологического образования с опорой на творческую деятельность. Помимо образовательной части учебного курса имеет вариативную составляющую содержания образования. При этом данная программа включает технические приёмы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.
Пояснительная записка
Экологическая проблема занимает одно из ведущих мест из проблем современности. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (№ 2061 от 19.12.1991 г.) в разделе «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» прямо указывает на обязательность преподавания основ экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.
Цель:
способствовать формированию устойчивого ответственного отношения учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологически компетентного поведения.
Задачи:
формирование чувства бережного отношения к природе родного края через воспитание доброты и милосердия в процессе общения с ней;
привитие первичных экологических навыков и умений;
углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;
развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе занятий;
приобщение детей к здоровому образу жизни;
приобщение детей к труду.
Программа позволяет детям не только использовать знания, получаемые в школе на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, музыки, но и проследив взаимосвязь школьных предметов с жизнью природы.
Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как:
рассказ учителя и сообщения учащихся;
чтение и обсуждение информации о природе родного края;
проведение бесед;
использование игровых моментов;
чтение и анализ экологических задач;
«суды» над животными;
имитационные и ролевые игры;
использование на занятиях игровых моментов: кроссвордов, анаграмм, чайнвордов, загадок, пословиц, поговорок, прослушивание стихотворений, народных песен и сказок;
использование визуальных природных объектов (фото-, кино-, видео- материалы);
проведение викторин, аукционов, занятий клуба «Почемучек», устного журнала и т.д.;
проведение практических, лабораторных и творческих работ, изготовление плакатов, поделок из природного материала, написание рефератов.
При изучении тем можно использовать различные средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, коллекции, гербарии, чучела животных, карты ), мультимедийные средства (презентации).
Экологический практикум учащихся предусматривается вести по следующим направлениям:
защита природной среды (изготовление кормушек и скворечников, подкормка зимующих птиц, борьба с мусором);
улучшение природной среды (посадка растений, озеленение кабинета);
предупреждение дурных поступков человека в природе и борьба с ними;
пропаганда экологических знаний (праздники для воспитанников детского сада «Рябинка», экскурсии экологического характера, разработка экологических плакатов, работа на «Экологической тропинке»);
сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок, сувениров);
исследование природной среды (фенологические наблюдения).
Учащиеся должны знать:
правила поведения в природе, правила противопожарной безопасности;
экологические проблемы своего региона, причины их возникновения и возможные пути их устранения;
животный и растительный мир своего региона.
Учащиеся должны уметь:
определять животных и растения по контуру, рисункам, голосам, следам.
различать лекарственные травы и знать их лечебные свойства;
изготавливать кормушки;
ориентироваться на месте;
неукоснительно выполнять правила поведения в природе и правила противопожарной безопасности;
вести фенологические наблюдения;
жить в гармонии с природой;
проводить игры и соревнования по программе «Экологическая тропинка»;
знать и уметь пользоваться экологическими терминами.
Проверку приобретённых знаний рекомендуется организовывать непосредственно на природе в форме познавательно-развлекательных игр и конкурсов.
В летнее время на базе школы работает пришкольный лагерь «Ёлочка» экологического направления.
Лесные непорядки (10 ч.)
Роль леса в жизни человека и роль человека в жизни леса.
Виды экологических проблем, как последствий антропогенного фактора: загрязнение, нарушение устойчивости, истощение, антропогенный стресс.
Лесные пожары, их причины, предупреждение и способы тушения.
Биологическая защита леса.
Предыстория появления Красной книги.
Красная книга республики Татарстан.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки.
Проблемы бездомных домашних животных.
Экскурсия «Жалобная книга природы».
Экскурсия «Жалобная книга природы».
Учащиеся должны знать:
роль леса в жизни человека и роль человека в жизни леса;
виды экологических проблем;
экологическую обстановку региона;
причины пожаров и способы их тушения;
местные охраняемые природные территории.
Учащиеся должны уметь:
использовать полученные знания в ситуациях экологической опасности;
оценивать влияние антропогенного фактора на живую природу;
участвовать в решении местных экологических проблем;
формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности;
выявлять очаги экологических неблагополучий;
отображать экологические проблемы местности путём нанесения на карту экологических топознаков.
Лесная лечебница (12 ч.)
Целебная сила леса.
Источники жизни и здоровья.
Зависимость здоровья человека от состояния природной среды.
Лекарственные растения Татарстана, их лечебные свойства и применение.
Лечебные воздействия запахов.
Растения – аллергены.
Само- и взаимопомощь при ожогах, солнечном ударе, отравлениях, укусах.
Животные лечат.
Самоцветы и здоровье.
Понятие о здоровом образе жизни.
Защита рефератов о лекарственных растениях.
Защита рефератов о лекарственных растениях.
Учащиеся должны знать:
20-25 лекарственных растений Татарстана, их свойства и применение;
что такое здоровый образ жизни;
зависимость здоровья человека от состояния природной среды;
примеры воздействия живых организмов на здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
оказывать само- и взаимопомощь при ожогах, солнечном ударе, отравлениях, укусах;
сформулировать тему, составить, оформить и защитить реферат.
Лесное бюро погоды (6 ч.)
Погода и климат нашего региона.
Лесной календарь. Месяцеслов.
Живые барометры: растения, насекомые, рыбы, лягушки, птицы, звери.
Дни, ночи, времена года. Защита времён года.
Народные приметы погоды.
Фенологические наблюдения.
Учащиеся должны знать:
климатические условия Татарстана;
народные приметы погоды;
закономерности смены времён года.
Учащиеся должны уметь:
предсказывать погоду по природным признакам;
вести фенологические наблюдения.
Лесные развлечения (8 ч.)
Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение.
Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение.
Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение.
Подвижные игры в парке, в лесу.
Подвижные игры в парке, в лесу.
Подвижные игры в парке, в лесу.
Подвижные игры в парке, в лесу.
Конкурс кормушек для птиц.
Учащиеся должны знать:
требования к размещению кормушек для птиц;
правила 5-8 игр.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила техники безопасности при проведении игр;
выбрать правильно место для игры;
провести 5-8 игр для воспитанников детского сада «Рябинка» и учащихся начальных классов;
изготавливать и размещать кормушки для птиц;
самостоятельно придумывать игры.
Календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС № п/п
| Тема
| Дата проведения
| 1.
| Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение
| Сентябрь
| 2.
| Роль леса в жизни человека и роль человека в жизни леса
| Октябрь
| 3.
| Погода и климат нашего региона
| Ноябрь
| 4.
| Целебная сила леса
| Декабрь
| 5.
| Виды экологических проблем, как последствий антропогенного фактора: загрязнение, нарушение устойчивости, истощение, антропогенный стресс
| Январь
| 6.
| Лесные пожары, их причины, предупреждение и способы тушения
| Февраль
| 7.
| Источники жизни и здоровья
| Март
| 8.
| Лесной календарь. Месяцеслов
| Апрель
| 9.
| Подвижные игры в лесу
| Май
|
2 КЛАСС № п/п
| Тема
| Дата проведения
| 1.
| Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение
| Сентябрь
| 2.
| Предыстория появления Красной книги
| Октябрь
| 3.
| Красная книга республики Татарстан
| Ноябрь
| 4.
| Биологическая защита леса
| Декабрь
| 5.
| Зависимость состояния здоровья человека от состояния природной среды
| Январь
| 6.
| Животные лечат
| Февраль
| 7.
| Живые барометры: растения, насекомые, рыбы, лягушки, птицы, звери
| Март
| 8.
| Экскурсия «Жалобная книга природы»
| Апрель
| 9.
| Подвижные игры в лесу
| Май
|
3 КЛАСС № п/п
| Тема
| Дата проведения
| 1.
| Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение
| Сентябрь
| 2.
| Лекарственные растения Татарстана, их лечебные свойства и применение
| Октябрь
| 3.
| Дни, ночи, времена года. Защита времён года
| Ноябрь
| 4.
| Понятие о здоровом образе жизни
| Декабрь
| 5.
| Народные приметы погоды
| Январь
| 6.
| Защита рефератов о лекарственных растениях
| Февраль
| 7.
| Проблемы бездомных домашних животных
| Март
| 8.
| Экскурсия «Жалобная книга природы»
| Апрель
| 9.
| Подвижные игры в лесу
| Май
| 4 КЛАСС № п/п
| Тема
| Дата проведения
| 1.
| Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение
| Сентябрь
| 2.
| Фенологические наблюдения
| Октябрь
| 3.
| Самоцветы и здоровье
| Ноябрь
| 4.
| Растения-аллергены
| Декабрь
| 5.
| Лечебные воздействия запахов
| Январь
| 6.
| Защита рефератов о лекарственных растениях
| Февраль
| 7.
| Конкурс кормушек для птиц
| Март
| 8.
| Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки
| Апрель
| 9.
| Подвижные игры в лесу
| Май
|
Использованная литература
Баканина Ф.М., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. и др. Современные проблемы экологии: книга для учителя/ Под ред. Касьяна. – М.: Просвещение, 1997
Бобышева Л. Д. Повышение эффективности экологического воспитания. // Биология в школе. -1996.-№3.-С. 57-58
Винокурова Н. Ф.. Николнна В. А. Экологические проблемы в системе экологического образования школьников. // Современные проблемы экологии. - М,: Просвещение. — 1997. — 62 - 75.
Вронский В. А. Популярная экология от А до Я. // География в школе. -1998.-№3. -С. 56-62
Дарьина Е. С. Экологический марафон. // География в школе. - 1993. -№ 3. -С. 40-41
Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.
Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение., 1984.
Калистратова Н. В., Корнилова О. А. Экологическое воспитание — это нравственное воспитание. // География в школе. - 1995. - № 3. - С. 58-59.
Кучер Т. В.. Лобжанидзе А. А. Игра в экологическом воспитании школьников. /V География в школе. - 1992. - № 4 - 5. - С. 22-24.
|