Скачать 0.66 Mb.
|
Рабочая программа по природоведению 5 класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Раковская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» Моисеева Светлана Гурьевна 2014 – 2015 учебный год Пояснительная записка. Статус документа. Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились: 1.Федеральный компонент государственного Стандарта основного общего образования по природоведению на базовом уровне (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089). 2.Примерные программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5кл. Биология 6-11кл Москва, 2010 А.А Плешаков, Н.И.Сонин. Базовый уровень.- Природоведение 5 класс : рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина /авт.-сост. Е.Ю.Щелчкова.-Волгоград:Учитель, 2010.39с.. 3.Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Институт развития образования республики Татарстан». «Особенности преподавания учебного предмета «Биология» в 2014\2015 учебном году». Методические рекомендации. Казань, 2014год. ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2014год. 4. Учебный план МБОУ «Раковская ООШ Буинского муниципального района РТ» на 2014-2015уч.год. Приказ № 5.Учебник по природоведению А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение. 5 класс», «Дрофа», 2010г. Общая характеристика учебного предмета Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». Место предмета в базисном учебном плане Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2учебных часа в неделю. Тип программы: типовая, базового уровня. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Важными формами деятельности учащихся являются:
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
Результаты обучения
Формы контроля знаний: контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов). Методические аспекты преподавания курса природоведения В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения природоведения ученик должен: знать / понимать:
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов, 2 часа в неделю). Программа имеет 4 содержательных разделов: «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле». Учебно-тематический план
Тема 1. Вселенная (18 часов) Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик. Демонстрации:
Практические работы №1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария». Тема 2. Земля (19 часов) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Демонстрации:
Практические работы №2 «Описание минералов и горных пород» №3 «Обозначение на контурной карте материков,островов,крупных вершин». №4 «Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающие Россию, крупных рек». Тема 3. Жизнь на Земле (17 часов) Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Демонстрации:
Практические работы №5 «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах». №6 «Опыты по изучению влияние температуры, света и влажности на прорастание семян» №7 «Исследование разнообразия морских обитателей по коллекции». №8 «Конструирование моделей простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов». |
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... | Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005 | ||
Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... | «Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... «Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников... | ||
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | ||
Согласовано согласовано На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде | Согласовано согласовано утверждено Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано» Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | ||
Мбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» |