Охотина Согласовано





НазваниеОхотина Согласовано
страница1/5
Дата публикации11.06.2015
Размер0.66 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

Рассмотрено на МО

Протокол №

от «_ __» _августа_ 2014 г.

Руководитель ШМО ___________

Н.В.Охотина

Согласовано
«_ » _августа_ 2014 г.

Заместитель директора по УР ___________

М.П.Нефедова

Утверждаю

Директор МБОУ «Раковская ООШ»

В.А.Охотин __________

Приказ № __

от «___» _сентября 2014 г


Рабочая программа по природоведению

5 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Раковская основная общеобразовательная школа

Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Моисеева Светлана Гурьевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.

Статус документа.

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились: 1.Федеральный компонент государственного Стандарта основного общего образования по природоведению на базовом уровне (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089). 2.Примерные программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5кл. Биология 6-11кл Москва, 2010 А.А Плешаков, Н.И.Сонин. Базовый уровень.- Природоведение 5 класс : рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина /авт.-сост. Е.Ю.Щелчкова.-Волгоград:Учитель, 2010.39с..

3.Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Институт развития образования республики Татарстан». «Особенности преподавания учебного предмета «Биология» в 2014\2015 учебном году». Методические рекомендации. Казань, 2014год. ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2014год. 4. Учебный план МБОУ «Раковская ООШ Буинского муниципального района РТ» на 2014-2015уч.год. Приказ № 5.Учебник по природоведению А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение. 5 класс», «Дрофа», 2010г.

Общая характеристика учебного предмета

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  1. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  2. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  3. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  4. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  1. практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  2. развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  1. работа в малых группах ;

  2. проектная работа;

  3. подготовка сообщений, рефератов;

  4. исследовательская деятельность;

  5. информационно-поисковая деятельность;

  6. выполнение практических работ.


Результаты обучения

  1. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

  2. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

  3. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  4. Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  5. Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

  6. Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  7. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

  8. Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

  9. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  10. Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  11. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения природоведения ученик должен:

знать / понимать:

  1. естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  2. многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

  3. как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  4. строение живой клетки (главные части);

  5. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  6. беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  7. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  8. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  9. как человек появился на Земле (на уровне представлений);

  10. как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  11. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  12. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  13. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов, 2 часа в неделю).

Программа имеет 4 содержательных разделов: «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и

«Человек на Земле».

Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Тема 1. Вселенная

18

1

1

Тема 2. Земля

19

3

1

Тема 3. Жизнь на Земле

17

3

1

Тема 4. Человек на Земле

16

2

1

ИТОГО

70

9

4


Тема 1. Вселенная (18 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Демонстрации:

  1. Карта звездного неба.

  2. Модель Солнечной системы.

  3. Глобус.

  4. Мир в картинках: Космос (фотографии)

  5. Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.

Практические работы

№1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария».

Тема 2. Земля (19 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

  1. Глобус.

  2. Физическая карта полушарий.

  3. Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.

  4. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка).

Практические работы

№2 «Описание минералов и горных пород» №3 «Обозначение на контурной карте материков,островов,крупных вершин». №4 «Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающие Россию, крупных рек».

Тема 3. Жизнь на Земле (17 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

  1. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

  2. Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)

  3. Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.

Практические работы

№5 «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах».

№6 «Опыты по изучению влияние температуры, света и влажности на прорастание семян» №7 «Исследование разнообразия морских обитателей по коллекции».

№8 «Конструирование моделей простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов».

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Охотина Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...
Охотина Согласовано iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005
Охотина Согласовано iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по...
Охотина Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
«Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников...
Охотина Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Охотина Согласовано iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Охотина Согласовано iconСогласовано согласовано
На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде
Охотина Согласовано iconСогласовано согласовано утверждено
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Охотина Согласовано icon«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано»
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Охотина Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009
Охотина Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Охотина Согласовано iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
Охотина Согласовано iconМбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено
Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации
Охотина Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр
Охотина Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Охотина Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск